Космический бизнес или Как заработать миллиарды на мечте
Разработки США, Европы и Азии — где впервые может быть нарушена государственная монополия на космос?
Космос может быть не только интересным и красивым, но и более чем прибыльным делом, если подойти к делу с нужной стороны. Сегодня мы с вами становимся свидетелями того, как в космическую сферу начинает заходить частный бизнес, что можно сравнить с революцией в этой сфере. По большому счету, несколько прошедших лет показали, что сейчас мир стоит на пороге новой эпохи – эпохи космического бизнеса. И пилигримом в этой сфере, конечно же, является предприниматель и инженер Илон Маск. «Революцию» в сфере электрокаров он уже совершил, дело за частными космическими перевозками.
Космические масштабы бизнеса
Так, совсем недавно стало известно, что его компания SpaceX подала в Федеральную комиссию по связи США заявку на запуск орбитальной группировки спутников, предназначенной для интернет-раздачи. Всего планируется отправить на орбиту 4425 спутников , каждый из которых будет весить 386 кг.
Что это означает? Для обычного человека, пожалуй, улучшение работы интернета. Однако для бизнесмена Маска это очень прибыльный контракт, который при удачном завершении позволит покрыть нашу Матушку-Землю сетью беспроводного спутникового интернета со скоростью 1 гигабайт в секунду. В условиях информационного общества этот проект однозначно имеет обширную аудиторию пользователей, и сулит значительные доходы.
Спутники на орбите Земли. (Источник: http://ann.az )
Впервые информация об этом проекте появилась в СМИ еще в 2015 году. Себестоимость такой системы обойдется примерно в 10 млрд. долл., которые потратит как сама компания, так и ее инвесторы. С учетом того, что стоимость запуска одного аппарата ракетой Falcon 9 SpaceX составляет 24,5 млн. долл., то доход от запуска 4425 спутников будет равен примерно 108,413 млрд. долл. Вот на этот рынок сегодня и замахнулся предприимчивый американец.
SpaceX – через тернии к звездам
Несмотря на гегемонию государственных компаний и организаций, наподобие NASA, мы начнем обзор космического бизнеса именно со SpaceX, которая стала уже символом этой новой эпохи частных космических аппаратов.
Итак, американский бизнесмен Илон Маск, который стал «персоной №1» в отрасли освоения космоса «частниками», бросил вызов всем современным устоям, намереваясь совершить настоящую революцию в космосе. Если Юрий Гагарин был первым человеком в космосе, то Маск, несомненно, станет первым космическим бизнесменом. Поэтому пару слов посвятим непосредственно его персоне.
Сегодня его состояние аналитики оценивают примерно в 12 млрд. долл. Это ставит его в первую сотню рейтинга Forbes. Вместе с тем, его положение зависит от того, насколько успешным в финансовом плане будет «заигрывание» с космосом. Ключом к освоению безвоздушного пространства является его компания SpaceX.
Space Exploration Technologies Corporation или сокращенно SpaceX сегодня является пока первой и единственной в мире частной компанией, которая занимается разработкой ракет и собственных шаттлов для перевозок людей и грузов. Из всех действующих компаний по освоению космоса она признана наиболее прогрессивной. SpaceX может составить конкуренцию лишь такая государственная организация, как NASA. Хотя стоит сказать, что в Азии к ней уже вплотную подбираются и другие частные структуры, о чем речь пойдет позднее.
Примечательная деталь – в SpaceX работают бывшие сотрудники NASA, которых переманил Маск. Илону пришлось вложить в проект практически все средства, которые были получены от успеха предыдущих детищ предпринимателя. Можно сказать, что он пошел «ва-банк». И вот что из этого вышло: основная сфера деятельности SpaceX заключается в реализации частных разработок, а также запуске ракет-носителей. Она является самым большим коммерческим проектом по созданию космических систем и освоению космоса.
«Компании Маска демонстрируют неординарное видение будущего и уже меняют целые индустрии»,— заявлял прессе Майкл Макдональд, профессор Фэрфилдского университета и специалист в области корпоративных финансов и инвестиций (США).
«Разработки Илона Маска являются ярким примером государственно-частного сотрудничества, что обеспечивает снижение затрат на разработку и эксплуатацию космической техники. Вместе с тем следует отметить, что применение бизнес-модели, ориентированной на сокращение расходов, обусловило появление проблем с безопасностью полетов: эксперты NASA не рекомендуют использовать РН «Falcon 9» с КК «Dragon» для пилотируемых миссий», — сообщил Ageyenko.ua Владимир Михеев, замглавы агентства Государственного космического агентства Украины.
Впрочем, этот бизнес выглядит неоднозначно, ведь на сегодняшний день существует большой риск значительных потерь при неудачных стартах, когда безвозвратно теряется как груз, так и ракета-носитель. Компания убыточна, но Маску продолжают верить инвесторы и общественность, а главное – они продолжают давать деньги, вливая в его проекты все больше и больше капитала. Несмотря на первые провалы, на горизонте Илона Маска уже замаячила сверхприбыль.
Успехи и неудачи
На первом своем этапе целью компании было удешевление в глобальных масштабах космических полетов и доставки грузов вместе с космонавтами на орбитальные станции. Маск смело заявил, что намерен снизить затраты почти в 10 раз. Для этого была разработана ракета многоразового использования «Falcon», которая стала первой крупной разработкой SpaceX.
Илон Маск на фоне ракеты. (Источник: http://universetoday.com )
На строительство первой ракеты Falcon 1 было потрачено порядка сотни миллионов долларов, полученных в виде частных инвестиций, и четыре года труда. Также были разработаны три варианта жидкостных двигателей, которые подходят к различным видам ракет.
Как водится, первый «блин» вышел комом, и испытания Falcon 1 были тому ярким примером. Только пятая попытка оказалась успешной, благодаря которой на орбиту планеты был выведен груз. Именно создание многоразовой ракеты стало для Маска приоритетным заданием, так как это важная часть удешевления космических полетов. Без этого здесь невозможно достигнуть прогресса.
«Если человечество хочет стать «мультипланетным», то фундаментальный прорыв, который необходимо совершить в ракетостроении — это быстрая и многоразовая ракета», — заявляет Илон Маск.
Важным этапом в истории освоения космоса стал 2015 год, когда компания начала осуществлять запуски Falcon 9, у которой использовалась возвращаемая первая ступень. Первые запуски были успешными и выводили на орбиту спутники. Однако нельзя тоже сказать и о «мягкой» посадке первой ступени, которая очень жестко приземлялась на специально подготовленную платформу, что наносило ей серьезные повреждения, а следовательно – убытки компании. Кроме того, далеко не все запуски были успешными, хотя ракеты уже почти не взрывались в отличие от первых версий.
За последнее время самым провальным для компании стал запуск Falcon 9 со спутником Amos 6 израильской компании Spacecom. Он был предназначен для трансляции интернет- и ТВ-сигнала на территорию Европы, Ближнего Востока и Африки. На старте ракета взорвалась, полностью уничтожив груз, стоимостью 200 млн. долл.
По словам Илона Маска, взрыв случился во время заправки ракеты топливом. Как заявил спутниковый оператор Eutelsat, предполагаемые убытки от взрыва составляют 50 млн. евро (примерно 53,51 млн. долл.). Из-за потери спутника акции Spacecom упали примерно на 9%.
Ракета Falcon Heavy. (Источник: http://universetoday.com )
Но эта неудача не остановила SpaceX. Новым творением компании стала ракета-носитель Falcon Heavy тяжелого класса. Ее первый запуск анонсирован на декабрь 2016 года. Стоимость запуска этой ракеты на орбиту обойдется в 90 млн. долл. при погрузке спутников массой до 8 т.
Личный фактор
Почему верят Маску после всех этих провалов? Потому что он пока выполняет свои обещания. Так, SpaceX добилась «мягкой» посадки первой ступени только в декабре 2015 года, но все-таки добилась. Одна проблема была устранена. Тогда ракета вывела на орбиту Земли 11 телекоммуникационных спутников «Orbcomm» (стоимость запуска составила 42.6 млн. долл., а его страхование и пребывание на орбите аппаратов – 120 млн. долл.). Таким образом была достигнута первая цель бизнес-плана Маска.
«Это изменит экономику космических путешествий навсегда и по‑настоящему откроет космос как бизнес и простор для исследований человечеством», — говорит американский журналист Эшли Вэнс об успешном запуске ракеты Маска.
Теперь приоритетным направлением для компании стала посадка ступени на морскую платформу. Но первая попытка была неудачной. Несмотря на заданную скорость возвращаемой части ступени, одна из 4-х опор не сработала, что привело к опрокидыванию. То есть Маску есть над чем еще работать, но у него по-прежнему есть клиенты, готовые рисковать своими спутниками ради прогресса.
Как зарабатывает SpaceX?
В 2013 году SpaceX предлагала запуски по самой дешевой в аэрокосмической индустрии цене в 56,5 млн. долл. В следующем году компания заключила 9 контрактов на орбитальные полеты. Через год, в 2015 году, была объявлена угроза банкротства компании из-за риска снижения числа военных государственных контрактов (а они составляли существенную часть прибыли SpaceX). Но ситуацию удалось выровнять благодаря коммерческим заказам. То есть, как видим, в частный сектор Маск ушел не от хорошей жизни – просто госзаказ сократился из-за постоянных неудач, куда уходили миллионы денег налогоплательщиков.
Первые запуски Falcon 9 стоили 60 млн. долл. (за один пуск). Из них приходится порядка 200 тыс. долл. на топливо. Новая ракета Falcon Heavy, запуск которой запланирован на конец 2016 года, при грузоподъемности до 53 т обойдется «всего» в 90 млн. долл. В результате, чтобы вывести на орбиту 1 кг груза с возвращаемой первой ступенью нужно заплатить 1200 долл. Цифры колоссальные, но на самом деле такой тариф является коммерчески привлекательным, поскольку он в разы ниже услуг госкомпаний. Это позволяет Маску находить достаточное количество новых заказов, даже с учетом всех рисков.
Как заявляют представители SpaceX, снижение стоимости запусков стало возможным благодаря так называемому «эффекту масштаба». Каждое повторное применение компонентов ракеты-носителя позволяет уменьшить стоимость запуска примерно на 9 млн. долл. Сама компания намерена в ближайшее время снизить стоимость доставки 1 кг груза до 1100 долл. Ниже приведена инфографика, отражающая стоимость коммерческих заказов за последние годы:
Стоимость запуска аппаратов SpaceX для коммерческих заказов.
По мнению аналитиков, если отталкиваться от минимальной стоимости запуска в 61,2 млн. долл., то в эту сумму компания закладывает 40% прибыли. В результате себестоимость запуска составит порядка 36,7 млн. долл. Стоимость расчетов одноразовых и многоразовых ракетоносителей компании приведена в инфографике ниже:
Стоимость расчетов одноразовых и многоразовых ракетоносителе SpaceX.
Для ракеты, оснащенной возвращаемой первой ступенью, запуск будет дешевле примерно на 30% и составит 40 млн. долл. Но для получения многочисленных контрактов от частных компаний (например, SES) SpaceX должна будет снизить эту цену примерно до 30 млн. долл.
Для сравнения, затраты на запуск спутника Jason 3, стоимостью 358 млн. долл., составили 82 млн. долл. Всего компания за время своей работы заключила контракты на 50 запусков, общая стоимость которых составила 4 млрд. долл.
Сегодня со SpaceX активно сотрудничает NASA, особенно в рамках проекта полета космонавтов на Марс. Миссия запланирована на 2018 год. Ее стоимость, по расчетам компании Маска, составит примерно 320 млн. долл. В то же время, NASA оценивает ее в разы больше. Рейтер отмечает, что в данный проект NASA намерено инвестировать 32 млн. долл. Многие эксперты считают, что именно благодаря этим и многим другим инвестициям компания Маска смогла выйти на столь высокий уровень не получив пока полностью рабочую версию коммерческого аппарата.
В 2016 году SpaceX подписала контракт с ВВС США на вывод орбитального спутника GPS с помощью Falcon 9. Стоимость контракта составила 82,7 млн. долл. Также NASA заключило контракты со SpaceX на 12 запусков, общей стоимостью 1,6 млрд. долларов. Это свидетельствует о том, что SpaceX уже хорошо зарекомендовала себя как дешевый перевозчик. Благодаря успешным запускам Wall Street Journal сегодня оценивает стоимость творения Маска в 10 млрд. долл.
«Илон Маск – человек, который меняет мировоззрение людей планеты Земля. Бизнес в космосе гораздо эффективнее и в разы дешевле, чем государственные программы. В мире существуют десяток успешных бизнесменов, которые занимаются развитием космических технологий, надеемся они будут объединяться и достигать максимальных результатов», — говорит нам украинский бизнесмен Максим Ткаченко, который запустил в Днепре инкубатор для стартапов в космической отрасли SPACE HUB.
Сотрудничество со SpaceX становится все более выгодным благодаря меньшей стоимости запуска ракеты-носителя. Если поставленные перед SpaceX цели будут успешно реализованы, то Илон Маск сможет разрушить существовавшую ранее государственную монополию на космические перевозки и создать совершенно новую частную отрасль по доставке грузов и людей на орбиту и обратно, а в перспективе – и на Марс. Он станет первым в мире человеком, космический бизнес которого станет действительно сверхприбыльным. Однако, объективности ради, стоит отметить, что на сегодняшний день его деятельность в космической сфере, несмотря на прибыли от заключаемых контрактов, пока еще не окупила вложенных инвестиций. Да и конкуренция растет с каждым годом…
NASA и Европа – над чем работают конкуренты SpaceX
Первенство в этой сфере пока по-прежнему за дорогими и не особо эффективными госкомпаниями. Самой известной и крупной государственной организацией по освоению космоса является NASA. За все время своего существования NASA провела серию как успешных, так и провальных проектов. Одним из последних стала автоматическая межпланетная станция Europa Clipper, предназначенная для изучения Европы (6-й спутник Юпитера). В 2015 году стоимость проекта составляла 1,8-2,3 млрд. долл. И это без учета стоимости самого запуска с ракетоносителем. Также 700 млн. долл. уйдет на разработку спускаемого аппарата. Как видим, расценки в разы выше, чем у SpaceX.
Космический центр NASA имени Кеннеди на мысе Канаверал в штате Флорида. (Источник: http://spacecoastfunguide.com )
Важно отметить, что с 2011 года NASA вообще не проводит пилотируемые запуски космических аппаратов. При этом частным компаниям на пилотируемые запуски эта госструктура выделила порядка 50 млн. долл. в виде инвестиций.
После закрытия собственной программы, США стали использовать для полетов российские ракеты Союз. За один подобный запуск Россия получает от США 71 млн. долл. Такая ситуация, естественно, не очень устраивает руководство NASA. Особенно в свете политических разногласий, хотя антироссийские санкции Вашингтона, кстати, космическую отрасль не затронули.
Поэтому вопрос возрождения программы пилотируемых полетов в организации стоит достаточно остро. Ведь это снизит зависимость США от России, а также позволит повысить эффективность работы Международной космической станции, даст возможность более эффективно перераспределять расходы самой структуры. Именно работа МКС на сегодняшний день является приоритетной для NASA.
Украинские бизнесмены: мы разрабатываем принципиально новые двигатели на эклектической, а не реактивной тяге
Американцы ищут альтернативу российским ракетам, что делает комический бизнес перспективным рынком и для Украины. Интересный факт: результатом сотрудничества NASA с профильным украинским нацагентством стал запуск ракеты «Антарес» (состоялся буквально на днях), первая ступень которой была разработана в Днепропетровске.
«У Украины огромный опыт реализации сложных космических проектов, который насчитывает много десятилетний. – говорит Максим Ткаченко, решивший пойти по стопам Илона Маска. – Но, увы, весь «космос» нашей страны корректируется государством, которое не дает нужного финансирования и условий для роста этой индустрии на мировом рынке».
«Основное преимущество нашей космической отрасли это ракетные двигатели, которые используются в различных ракетоносителях, — продолжает украинский предприниматель. — Мировой бизнес уже заявил, что будет отказываться от многоступенчатых ракет и ракетоносителей на химическом топливе».
По словам эксперта, на Земле еще есть некоторый запас готовых ракетоносителей, которые в ближайшие пять лет обеспечат выход на орбиту различных грузов. За это время появятся новые типы двигателей, которые уже активно разрабатываются в передовых космических лабораториях мира.
«В Украине распространён классический космос, он представлен достойно, но отрасль задержалась в прошлом тысячелетии, — уверен основатель украинского космического инкубатора. – SPACE HUB специализируется на новых типах двигателей без реактивной тяги, которые используют электрическую энергию. У нас есть два прототипа, которые уже подготовлены к полевым испытаниям. Сейчас ведется работа над образцами, которые готовы продемонстрировать свой принцип действия в различных лабораториях мира. К нам недавно приезжал Рик Тамлинсон входящий в ТОП-10 мировых космических предпринимателей. Мы ему показали свои разработки, которые его приятно удивили. Получив одобрения человека такого ранга, наша команда вдохновлена и готова достичь максимального результата».
«Сейчас в Украине реализуется Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа, рассчитанная на 2013-2017 г.г. Объемы финансирования со стороны государства предусмотрены в среднем в размере 28 млн. долл. на год, что сопоставимо с такими странами как Чехия или Греция», — прокомментировал Владимир Сергеевич Михеев ситуацию в украинской космической программе.
А что же NASA?
Как сообщали СМИ, эта организация следит за Украиной, но наша страна все равно находится на далекой периферии интересов американцев. Одновременно с этим дела у американского космического агентства идут не лучшим образом: в общей сложности годовой бюджет организации на космические исследования составляет 18 млрд. долл. Этот показатель практически не претерпевал изменений с 2005 года, но в 2016 году он был увеличен до 19,2 млрд. долл.
Акцентируем внимание на важном моменте: NASA не производит и не запускает своих ракет, используя российские и украинские носители, не ведет даже таких разработок, не занимается «марсианской программой» (все это она переложила на частные структуры) и т.д. То есть она не делает, фактически, ничего из того, для чего она создавалась. Поглощая ежегодно почти по 20 млрд долларов бюджетных средств, организация не дает реальной отдачи, которую можно было показать россиянам и китайцам, активно развивающим собственные космические программы. Теперь понятно, почему американские власти постоянно критикуют NASA и активно поддерживают Илона Маска, заявляющего, что сделает космические перевозки дешевыми и доступными.
Европа отстает?
Еще одним игроком на международной арене космических перевозок выступает партнер NASA — «Европейское космическое агентство (ЕSА)». Это членская организация, в которую на постоянной основе входит 21 страна Европы, а также Канада и, да, все та же NASA.
Европейское космическое агентство ЕSА. (Источник: http://paulanerkl.com )
Бюджет ЕSА на 2016 год был 5,25 млрд. евро (5,71 млрд. долл.). По масштабам финансирования здесь ведущую роль играют Германия (26%) и Франция (21%), как две ведущие экономики ЕС. При этом страны-члены, помимо участия в ЕSА, разрабатывают собственные программы для исследования космоса, хотя до инициатив Маска им далеко – зачастую они сосредоточены на каком-то более узком направлении разработок.
Что примечательно, бюджет национальных программ иногда бывает в разы больше, чем имеет сама ЕSА. Так, на свою программу Франция тратит порядка 2,8 млрд. долл. (в последнее время усиленно работает над микрогравитацией), Германия — 2 млрд. долл. (работает на локальном и международном уровне, установили, например, стереокамеру высокого разрешения HRSC), Италия — 1 млрд. долл. (активно сотрудничает с NASA). На этом, пожалуй, и все – больше действительно крупных денежных вливаний никто в Европе не делает.
Основными приоритетами работы ЕSА является исследование и наблюдение за Землей, а также самостоятельная разработка средств выведения на орбиту спутников и участие в программе МКС. Самым важным проектом организации стало пока создание собственной GPS-системы, получившей название «Галилео».
GPS-система Галилео. (Источник: http://www.romsenter.no )
Как видим, в Европе и Америке существует сразу несколько государственных структур, каждая из которых развивает как собственные проекты, так и в сотрудничестве друг с другом. При этом их можно противопоставить компании SpaceX, которая сосредотачивается на финансовой стороне вопроса и пытается строить первый в мире коммерческий космический проект, в отличие от государственных исследовательских программ, которые своей целью ставят именно научные изыскания.
Космические разработки Востока
Самым сильным конкурентом Маска и Запада в целом на территории Азии естественно считается Китай и его профильное агентство CNSA. За последние несколько лет Поднебесная значительно усилила свое присутствие в космосе благодаря запуску как орбитальных станций, так и спутников. КНР на космические программы выделяет примерно 6,1 млрд. долл., но с учетом дешевизны рабочей силы и материалов, результаты их деятельности гораздо масштабнее, чем у той же NASA.
Достаточно сказать, что еще в 90-е годы Китай не имел своей полноценной космической программы, а теперь уже наступает на пятки американцам. То есть за два десятилетия они сделали то, на что их конкурентам понадобилось 70 лет. Но нам важнее «живые» цифры, потому, для сравнения, ниже приведем суммы того, сколько на космос тратится в разных странах мира:
Затраты стран мира на космические программы.
Китай особое внимание уделяет новым разработкам в сфере вооружения и реализации проектов двойного назначения. Поэтому подробной информации о правительственных разработках доступно мало, лишь из официальных СМИ. В целом, известно, что Поднебесная проводит различные эксперименты на орбите планеты (квантовая телепортация, выращивание растений без гравитации и т.д.), о чем постоянно сообщает «Синьхуа». Так же известно, что КНР сегодня создает глобальную спутниковую систему навигации «Бейдоу» («Байду»). Предположительно, эта система принесет стране 25 млрд. долл. прибыли. Китай усиленно занимается разработкой собственной Лунной программы и полетов на Марс.
«Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер и основаны на принципе полного самообеспечения», — говорит Игорь Комаров, гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).
В Китае в 2016 году начал работу крупнейший в мире сферический радиотелескоп FAST, оснащенный пятисотметровой апертурой. Он предназначен для исследования глубинного космоса. На его строительство было потрачено 180 млн. долл.
Вообще, на космос страна выделяет многомиллиардные инвестиции, однако все это держится в секрете, и данных о финансовой составляющей того или иного проекта практически нет. Эксперты считают, что они составляют порядка 7 млрд. долл. в год и продолжают увеличиваться. Все это наталкивает на мысль, что Китай стремится ускоренными темпами выйти на международный уровень, составив конкуренцию ведущим игрокам.
Так, компания China Great Wall Industry Corp, которая занимается изготовлением ракеты « Чанчжэн », намерена последовать примеру SpaceX и тоже работает над снижением стоимости запуска, ведь до появления организации Маска китайцы были монополистами в сфере низкобюджетных запусков, а они своего не упустят.
Китай сегодня активно сотрудничает и с Россией (через «Роскосмос»), которая выделяет 4,6 млрд. долл. на космос. Страны планируют сотрудничать в сфере разработки электронной компонентной базы, ракетных двигателей, спутниковой навигации, а также пилотируемых программ.
Другие страны
На сегодняшний день госструктуры РФ сосредоточены на работе над ракетой «Ангара», а также разработках новых средств навигации и связи (например, GPS-система ГЛОНАСС). Еще здесь немалое внимание уделяется туристическим проектам, на которые было заложено 20 млн. долл. – это чисто коммерческий проект. Космический туризм – отдельная и довольно обширная тема, поэтому здесь мы только коротко остановимся на ценах, а они сегодня «кусаются». В зависимости от высоты полета шаттла, «билет» на полет в космос будет стоить порядка 150-250 тыс. долл.
Схемы систем Глонасс и GPS (Источник: http://madeinpiter.com )
После Китая значительные средства на развитие космических программ тратит Япония. Годовой бюджет национального космического агентства JAXA составляет по разным данным 2,5 – 3,3 млрд. долл. Страна Восходящего солнца занимается как исследованиями космоса, так и запуском орбитальных спутников (ближайший запланирован на декабрь этого года). Японское Агентство аэрокосмических исследований также интересуется возможностью полетов на Луну. Наибольшего успеха японцы добились в различных исследовательских авиакосмических проектах.
Стоит отметить, что компания Mitsubishi Heavy Industries, которая строит ракеты H-II, заявила о намерениях работать над снижением стоимости запуска примерно в два раза. Если это удастся, то компания также сможет составить конкуренцию детищу Маска.
Достаточно сильным участником космической гонки считается Индия (агентство ISRO), которая может потеснить Евросоюз и Японию. Страна на свои разработки тратит порядка 0,9 млн. долл. в год, однако тратит их целенаправленно, не распыляя на массу самостоятельных проектов – Нью-Дели готовится к отправке индуса в космос и планомерно над этим работает. Также Индия занимается запуском орбитальных спутников. Запланированная экспедиция на Марс (да, туда они тоже собираются) обойдется стране в 73 млн. долл., тогда как NASA планирует на аналогичную программу потратить порядка 671 млн. долл. Разница в затратах очевидна, но насколько эффективно они будут потрачены мы увидим только когда люди все-таки доберутся до «Красной планеты».
Достаточно много средств в космические проекты вкладывает Иран (ISA). Из бюджета страны на эту сферу выделено порядка 500 млн. долл. Здесь разрабатывается система для запуска спутников на орбиту Земли (Simorgh LV, Shahab 3, Safir-1B, Safir SLV и Qoqnoos SLV).
Кроме этих стран свои космические программы активно развивают Пакистан, Южная и Северная Кореи (тут, правда, говорят о военных разработках под видом гражданских), Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии.
Усиленное развитие космических технологий, которое наблюдается в последние годы в мире, привело к возобновлению международной гонки в этом сегменте. Главное отличие этой космической гонки от эпохи 60-х годов ХХ века в том, что отныне в ней участвуют не только государственные компании, но и частные. Илон Маск, несмотря на все провалы, доказал финансовую перспективность и прибыльность космической сферы как перспективного бизнеса, что послужило мощным толчком к развитию отрасли. И у него уже немало последователей по всему миру.
«Космос» сегодня это не только перевозки. В первую очередь это спутники. Как говорится в отчете Tauri Group за прошлый год, доход, полученный от услуг спутниковой связи, составил примерно 127,4 млрд. долл. При этом доход бизнеса, основанного на запуске ракет, был порядка 5,4 млрд. долл.
Судя по всему, все это только начало, ведь и спутники и сама система частных перелетов еще находятся на пути своего становления и технологического совершенствования. Собрать «сливки» с этого лакомого кусочка смогут самые быстрые, дешевые и надежные. Этого и добивается от своей компании Илон Маск, к этому стремятся и все остальные. Есть ли место в этом новом технологичном мире для Украины – вот вопрос ближайших лет, который нас не может не волновать.
Источник