Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира «Солнце и Луна»
Ирина Стасилович
Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира «Солнце и Луна»
Пр.сод: знакомство с понятием «Солнце», «Луна», закреплять представление о геометрической форме: круг (солнечный, лунный) и цветах (белом, жёлтом).
Содержание организованной деятельности детей
1. Организациооный момент.
Воспитатель загадывает загадки
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все… (солнце)
Почему говоря: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?» (солнце)
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, рассмотрим с вами желтый круг. На что он похож? (воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением солнца). Ребята посмотрите на солнышко, какое оно? (дети определяют какое солнышко). Солнце расположено в центре модели, оно дарит тепло и свет всему, что находится в его системе, под его лучами растут растения, которые очищают воздух.
Воспитатель: Ребята, а теперь я вас познакомлю со вторым, белым кружочком. Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?
Воспитатель загадывает загадку.
Ночью по небу гуляет, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня (луной)
Воспитатель: Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
Физминутка: Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают)
Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
(Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут на месте легким бегом).
Воспитатель задает вопросы детям:
— Чем похожи и чем отличаются солнце и луна?
— Какая луна?
— Какое солнце?
«Путешествие на Луну». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Конспект НОД для подготовительной группы по О. О. «Коммуникация» по развитию речи. Тема:«Путешествие на Луну». Интеграция образовательных.
Создание музея космонавтики в группе Цели: Создание условий для совместной познавательной деятельности родителей и детей, педагогов по развитию естественнонаучных представлений.
Источник
Конспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группы
Aнна Ншановна Узунян
Конспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группы
Уважаемые коллеги, как известно, дети проявляют большой интерес к планетам, к космосу. Нам удалось понаблюдать, и не раз, за луной в осенне-зимний период, когда рано темнеет и поздно светлеет. И как оказалось, у детей скудные знания об окружающей нас неживой природе. Очень надеюсь, что наши наблюдения за вечерним и утренним небом расширят представление и кругозор детей.
Задачи:
— продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;
— формировать элементарные представления о Луне,
— развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно — следственные связи;
— воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой.
Предварительная работа:
наблюдения за небом в разное время дня, рассматривание книг, иллюстраций, картин из серии» Планеты», «Космос».
1. Вводная часть.
Воспитатель :Ребята, сегодня вы узнаете много интересного об одном неживом, небесном объекте, который нас окружает и без которого наша Вселенная не смогла бы существовать. Чтобы узнать, что это за объект, вам надо отгадать загадку.
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,
Скучно мне одной, а зовут меня. (луной)
2. Основная беседа
Воспитатель: Есть среди вас такие, который ни разу не видел Луну?
В какое время суток вы её видели? Каким вы её запомнили? (ответы детей: вечером, ночью, рано утром, когда едем в садик ; она круглая, разная, половинчатая, светит ночью и т. д.)
Много тысячелетий мы видим в ночном небе Луну, когда поднимаем голову вверх. Только выглядит она по разному: то она круглая, как блинчик, то она похоже на серп.
Люди не знали почему это происходит, думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому и появились два названия: » луна » и » месяц «
А вы как думаете, почему мы видим её такой разной? (предположения детей: бывает старая луна и новая луна)
А что такое Луна (ответы детей: планета)
Луна — самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе.
Луна — это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли.
А путь, по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны.
Сама она, не излучает света, поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, Солнце по-разному освещает Луну и нам кажется что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
Различные формы Луны называют фазами.
Первым человеком, посмотревшим на луну был Галилео Галилей — итальянский учёный. Он построил свой первый телескоп и ему удалось рассмотреть Луну и сделать описание.
А первым человеком, который ступил на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг.
На Луне нет воздуха, поэтому астронавтам нужно одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голове специальный шлем.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На Луне видны тёмные и светлые пятна. Светлые пятна — это лунные моря, а на самом деле в этих морях нет воды.
Тёмные пятна — это ровные участки. На Луне много высоких гор, глубоких ям — кратеров, которые образовались от ударов метеоритов и упавших камней из космоса
На планете Луна днём очень жарко 130 градусов, а ночью очень холодно з- мороз — 170 градусов.
Над Луной всегда чёрное небо, поэтому звёзды видны и днём также хорошо, как и ночью.
Ребята, а как возникла Луна (ответы и предположения детей: произошёл взрыв и появились все планеты и т. д.)
Существует много версий и теорий как образовалась и формировалась Луна. Одна из версий такая, когда почти образовалась Земля, на неё обрушился огромный метеорит с размером планеты Марс. При ударе в космос выбросились осколки из которых и образовалась Луна
Вы вырастите и может кто-то из вас будет изучать планеты, космос и узнает как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 1 «Ситцевый край» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2. Кто в камче, кто в парче» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 4 «Празднички-ватажнички» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь» Вступление: 2018 год в России объявлен годом театра и я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшую беседу- прогулку по Театральной.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея» Вступление: Уважаемые коллеги, эта беседа и презентация возникли благодаря проекту «Посткроссинг». В самом первом своем письме ребята.
Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Людмила Руденко Задачи: 1. Закреплять знания детей о позвоночнике.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.
Источник
Показываем ребенку, как Луна светит
Почему светится Луна? Все взрослые уверены, что знают ответ на этот вопрос. Я тоже так думала. До тех пор, пока не забросал меня вопросами сын. Мальчик он настойчивый и дотошный. Однозначные ответы и отмашки не принимает. И, как правило, одним «почему» не ограничивается. Вот, как это выглядело.
Почему светится Луна?
Она не светится. Она отражает свет Солнца и Земли. Солнышко светит на нашу планету, а та отдает часть света своему спутнику — Луне.
А Луна как зеркало? Поэтому и отражает свет?
Нет. Она имеет каменистую поверхность, абсолютно темную. Просто ночью кажется очень яркой из-за того, что повернута к солнышку и залита его светом. А вокруг темно.
А как же Солнце светит на нее, если я не вижу?
Она является единственным спутником нашей планеты. Такое название дали, потому что идет рядышком, по «одному пути». А следует она вместе с нашей планетой вокруг Солнца.
Солнышко стоит на одном месте. Космические объекты вращаются вокруг него, «ходят по привычной дорожке». Во все года сохраняется скорость и путь такого «путешествия» в Космосе. Ученые даже смогли найти специальную формулу, по которой в любой момент могут сказать, какая планета где именно находится относительно Солнца. А еще спутник бегает вокруг своей подружки-Земли, одновременно с этим обходя солнышко.
(Этот этап объяснения пришлось показывать. Брала фонарик и два мячика. Один больше другого).
Этот спутник повернут к нашей планете всегда одним бочком. И бегает вокруг нас очень быстро. Успевает всю нашу планету обежать за 27 дней и несколько часов. Как будто изо дня в день выполняет хоровод вокруг елочки.
Земля же намного больше Луны. Ей тяжело так быстро двигаться. Поэтому она вокруг Солнца ползет медленно. За триста шестьдесят пять дней проходит только один круг. Людям поэтому кажется, что это Солнце движется по кругу, а не они сами. И долгое время так считалось, пока астрономы не смогли понять, что же на самом деле происходит.
Одновременно наша планета делает обороты своей оси. Ведь она круглая, как мячик.
(Хорошо, что не спросил в этот момент, почему круглая. Или кто доказал, что Земля круглая. Не забываю все показывать. Чтоб ребенка не запутать, и самой не сбиться).
Мы находимся в одной точке Земли. Когда планета поворачивается к солнышку этой точкой, у нас наступает день. А когда обратной стороной – у нас ночь. Мы не видим сейчас солнышка: оно светит на другую сторону Земли. Но оно точно светит. Вот поэтому в ночном небе появляется круглый холодный диск нашего спутника.
А куда девается Луна, когда на небе светит месяц?
(Я поняла, что меня спрашивают про лунные фазы. Но всегда думала, что их происхождение связано с отбрасыванием тени Земли на поверхность своего спутника. Вернее, не думала. А почему-то так считала. Когда с ребенком рассматривали вращение Земли с помощью фонарика и мячей, поняла, что тень совершенно ни при чем. Пришлось отложить объяснение, чтобы не вводить сына в заблуждение. Изучить материал (к своему стыду, только сейчас). А потом вернуться к вопросу. Впрочем, меня к нему вернули настойчивые вопросы ребенка).
Луна – это и есть месяц. Точнее, месяц – это видимый кусочек нашего постоянного друга в небе. Когда спутник вращается вокруг Земли, он подставляет солнышку только один свой бочок.
(Опять показываем мячики и фонарик).
Вот круглый диск прямо над нами. Мы смотрим в небо, но не видим. Потому что яркое светило посылает свои лучики на противоположную сторону месяца. В темном ночном небе будто с нами играют в прятки и довольно хорошо скрывают свое местоположение.
Через пару дней планеты сдвинулись. Солнце уже освещает небольшой кусочек, а мы же видим на небе узенький месячик. Еще через пару дней тонкий месяц в небе начинает расти, толстеть. С чем это связано? Спутник отодвинулся чуть дальше. Солнцу видно уже чуть больше, и нам тоже.
И так далее. Сначала Луна «растет». Потому постепенно уменьшается, «стареет». Каждый месяц повторяется этот непрерывный процесс, который мы наблюдаем в небе. Природа так задумала.
(Старый и молодой месяц сын уже умеет определять. Нужно подставить пальчик. Если получается буква Р, месяц молодой. Буква С – старый).
Вот такой получился развернутый ответ на весьма занимательный вопрос. Надеюсь, информация оказалась полезной. А идею с фонариком и мячиками Вы сможете использовать для наглядного ответа на вопросы своих неуемных почемучек. Тогда станет более ясно, как и куда вращаются планеты. В раннем возрасте можно не вдаваться в подробности, чем планеты отличаются от звезды. Но когда ребенок немного подрастет, родителям придется дать развернутый ответ. Это лучший способ развиваться вместе со своим малышом!
Источник