Меню

Как снималось утомленные солнцем 2

Роды под взрывами и собачьи укусы: как проходят съемки «Утомленных солнцем-2»

Продолжаются съемки второй серии оскароносной ленты Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Режиссер работает одновременно над двумя картинами — «Предстояние» и «Цитадель». В прокат они выйдут через небольшую паузу. Затем должен появиться еще и 10-серийная телеверсия. Запланированное время выхода ленты — 2010 год — к 65-летию Победы. Бюджет проекта 35 миллионов долларов.

Работа над «Утомленными» сегодня — главное в жизни Михалкова. Юбилейный десятый фестиваль русского искусства в Канне на сей раз пройдет практически в отсутствие режиссера — он прилетит всего лишь на один день. Фестиваль откроется 24 августа, а на 25-е по графику съемок назначен взрыв моста — мероприятие дорогостоящее, тонкое и чрезвычайно важное, пишут «Известия».

Михалков готовился к продолжению «Утомленных» несколько лет. Вместе с группой, с актерами пересмотрел километры кинохроники. Здесь все осознают: снимается кино о страшных, невыносимых, неохватных для изнеженного сознания вещах.

Никита Михалков славится тем, что долго, подробно, въедливо репетирует, зато снимает быстро. Его новый фильм «12 разгневанных мужчин», попавший в программу Венецианского фестиваля, был снят в мосфильмовском павильоне всего за два месяца. В прокат фильм выйдет 21 сентября.

В съемках «Утомленных солнцем-2» участвуют дочери Михалкова Анна и Надежда. Анна играет беременную женщину Нюру, которую раненые солдаты взяли в свой грузовик. Во время налета у нее начались схватки. Бойцы в ужасе, но среди них нашелся «ветеран родовспоможения» – он у собственной жены пятерых «из-под подола вытаскивал, фельдшер, собака, только к выпивке приезжал». Солдат просит спирт — владелец отдает флягу с неохотой – и чистую рубашку — младенца завернуть. «Тужься, тужься!» — орут в кузове мужики. Звукооператоры оглушают площадку взрывами. Синхронно бьет земляная пушка. «Давай, Анютка, давай, моя хорошая», — заклинает по рации Михалков. Последняя гримаса, последний отчаянный вопль. «Стоп, снято. Молодец!»

За рулем грузовика — в пилотке и гимнастерке — Надя Котова, она же Надя Михалкова. По сценарию, дочь легендарного комдива стала лейтенантом медицинской службы. Она хочет везти женщину рожать в госпиталь. Но во время налета это делать слишком опасно. Солдат Сергей Степанченко пытается вытащить сестру из кабины, однако Надя впивается в его руку зубами. «Знаешь, как впиваешься? — учит дочь Михалков. — Как собака, когда она нос наморщит, и р-р-р!»

Никаких привилегий у дочерей режиссера на съемочной площадке нет. Они вместе со всеми сидят в вагончике, приезжают утром, уезжают на закате. Поскольку их прославленному отцу КЗоТ не писан, он может в обеденный перерыв устроить лишнюю репетицию.

Как отмечают «Известия», первое впечатление от просмотра фрагмента «Утомленных солнцем-2» — очень похоже на «Утомленные» 1994 года. Знакомое танго, светлый летний день, солнечные пятна на воде. Сергей Котов вместе с женой — теперь Марусю играет Виктория Толстоганова — принимает гостей. Практически небожителей: товарищ Сталин (Максим Суханов), Буденный (Алексей Булдаков) и Ворошилов (Михаил Хомяков).

Котовы приготовили Сталину сюрприз: повара вносят огромный торт с изображением генсека. «Давайте скушаем товарища Сталина», — глумится виновник торжества. Буденный и Ворошилов от ножа отшатываются – понимают: воткни первым, и не только карьеру, жизнь свою можешь считать законченной. Вдруг Котов подходит к вождю народов, нажимает ему ладонью на затылок и макает лицом в крем. Давит, давит — будто хочет утопить. Оглушительно визжит Маруся. И сам Котов с перекошенным от ужаса лицом кричит: «Надя!» — от воплей бывшего комдива просыпается лагерный барак.

Наутро после ночного кошмара ожидают Сергея Котова две судьбоносные новости. Первая — статью ему заменили с 58-й на 129-ю, с политической на уголовную. Новость вторая до заключенных дошла с опозданием: началась война. Под первым фашистским авианалетом, в хаосе и криках Котов вместе с соседом по нарам — его играет Дмитрий Дюжев — совершил побег. Начинается новая жизнь Сергея — теперь на фронтовых дорогах он будет возвращать себе честное имя (пройдет путь от рядового штрафбата до генерал-полковника), но главное — отчаянно искать дочь.

Отметим, недавно стало известно, для Олега Меньшикова, играющего в фильме одну из главных ролей, наняли дублера. Крупным планом снимают звезду, а на общих — его двойника. Сергей Шарапов похож своими параметрами на Меньшикова: его рост — 176 см, вес — 83 кг, размер ноги — 44-й, брюнет, сообщает ФактNews.

У дублера столько же съемочных дней, сколько у самого Меньшикова. При этом, как говорят, Олег Меньшиков на «Утомленных солнцем-2» заработает миллион долларов, а его дублер — около 40 тысяч рублей. В сценарии запланирована любовная сцена Мити (Меньшиков) и Маруси (Виктория Толстоганова). Говорят, что дублировать в постели звезду также будет Сергей Шарапов.

Читайте также:  Размер солнца по сравнению с другими планетами солнечной системы

Источник

Утомленные солнцем 2: Предстояние

Режиссер — Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Виктория Толстоганова, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Евгений Стычкин, Артур Смольянинов, Максим Суханов, Сергей Гармаш, Андрей Панин, Валентин Гафт
Продолжительность — 180 мин

Похоже, в своей башне кинематографического всевластия Никита Сергеевич Михалков мало смотрел современное российское кино. А то бы он, конечно, знал, что разделять фильм на две части, выходящие в прокат с некоторым временным разрывом — плохая примета. Возможно, с этим знанием он сумел бы как-то изменить судьбу своего эпического военного полотна, однако вышло как вышло — «Утомленные солнцем 2» с грохотом ухнули в ту же яму, что и их прочие двухчастные предшественники.

Со всеми картинами в двух частях, снятыми на территории России в нулевых, происходила более менее одна и та же история: первая часть настолько отутюживала зрителя, что сохранять хоть какой-то интерес ко второй можно было только чисто теоретически. Отечественные авторы добивались этого разными способами — Михаил Хлебородов зомбировал зрителей полным отсутствием действия, Федор Сергеевич Бондарчук жестко выбивал из зрителя интерес железобетонно грохочущими звуковыми эффектами. Понятно, Михалков — режиссер немного иного уровня, чем Хлебородов и Бондарчук; поэтому «Предстояние» приходит к этому же результату куда более сложносочиненным и навороченным способом.

В «Предстоянии» разворачиваются сразу три истории. В одной осужденный комдив Котов (Михалков), которому в последний момент перед расстрелом загадочным образом заменили политическую статью на уголовную, воюет в штрафбате. В другой сквозь войну движется дочь Котова Надя (дочь Михалкова Надя, чье представление об актёрской игре в принципе исчерпывается довольно отточенным копированием фирменных папиных интонаций), которую военное время заставляет на ходу переквалифицироваться из пионервожатой в медсестру. В третьей по личному поручению Сталина бывшего комдива Котова ищет в военном хаосе подполковник НКВД Арсентьев (Меньшиков), тайно ото всех занявший место Котова в его семье. И вот в течение трёх часов эти три линии переплетаются по каким-то совершенно бешеным траекториям.

Война Котова и Нади начинается в 41-м году; поиски Котова Арсентьевым только в 43-м. Причем вместо того, чтобы пойти логичным путем — поставить поиски Котова центральной историей фильма и оформить всё остальное флэшбеками — Михалков хаотично тасует своих трёх героев. В результате голова натурально идёт кругом — истории героев совершенно не соотносятся по времени между собой (в какой-то момент Котов выходит на след Нади до того, как её экранная история привела её в то место, где он вышел на её след), август 41-го начинается в фильме через полчаса после октября 41-го, разговор, состоявшийся (и вроде бы закончившийся) на пятнадцатой минуте фильма, вдруг продолжается через полтора часа, и так далее.

Впрочем, перекорёженной структурой проблемы «Предстояния» не исчерпываются. Михалков много говорил в интервью о том, что его намерением было показать всем, что такое настоящая война — то есть, перекрыть, перещеголять, перечего-нибудь ещё все прочие фильмы, снятые на эту тему. В результате в «Предстоянии» чувствуется настолько могучее усилие (даже воплощенное в кадре — Михалков руками поднимает за дуло оторванную танковую башню), что фильм не столько надрывается, сколько натурально рвётся на несколько совершено неравнозначных кусков.

Один кусок — дико мощный военный фильм минут на сорок с совершенно замечательным Мироновым (здесь же Артур Смольянинов одной-единственной фразой переигрывает все свои прежние актерские достижения, вместе взятые). В другом летают плохо нарисованные на компьютере самолёты и действуют почти анекдотичные немцы.

Третий снят режиссером, чьё стремление к живописным деталям переходит всякие разумные границы — скажем, бьющаяся в стекло бабочка, символизирующая Надю Котову, здесь пихается прямо в нос зрителю так настойчиво, что, кажется, символизм уже дошёл сквозь стены кинозала до людей, топчущихся в фойе. Или вот рука убитого на поле боя бойца с тикающими на ней часами — вполне убедительный символ, да; только камера едет по полю дальше и фиксирует вторую, третью, четвертую, пятую такую же.

В четвертом расцветают вдруг довольно специфические религиозные мотивы: морская мина, приютившая в воде после расстрела плавучего госпиталя Надю и священника отца Александра, двух хороших (и крещеных) людей, выдерживает авиационный налёт, но через минуту после расставания с Надей она же подрывает пароход, на котором безбожные мещане спасают партийные архивы и собственный скарб. (Снова живописная деталь — на берегу рядом с Надей, отпустившей и перекрестившей спасшую её мину, приземляются бюст товарища Сталина и дорогая хрустальная люстра).

В пятом прорезается ещё более специфический взгляд на войну — большая часть проблем тут даже не от немцев, а от глупости, жадности, дурости и прочих нелестных качеств собственных соотечественников. Ещё один, про психологическую дуэль умных особистов, разыгрывают на двоих Меньшиков и Маковецкий — он не очень интересный, но Маковецкий почти блистательно вытягивает его на собственном горбу. В разных кусках произвольным способом включается вдруг кровавая мясорубка — солдат давят танками (ещё деталь — на гусенице фашистского танка болтаются ключики от квартиры в Минске, недавно полученной семьёй молодого курсанта), капитану плавучего госпиталя сносят голову, и так далее.

Читайте также:  Мазь для лечения ожогов от солнца

А самое смешное (не очень, впрочем, уместное в случае данного фильма слово), что история Котова и Нади, призванная быть той нитью, что связывает на живую все эти разрозненные куски, парадоксальным образом им только мешает. Натурально, кажется, что выкинь этих непонятно как и зачем зашедших из стародавнего фильма (и к тому же частично в нём погибших) людей, и «Предстояние» станет мощной, страшной, правильной картиной, этакой энциклопедией на тему Великой Отечественной войны.

Видимо, дело тут вот в чём — Михалков очень хотел показать, что война была чем-то намного большим, чем мы сейчас привыкли об этом думать, и в этом стремлении отхватил столько войны, что она в результате подмяла под себя абсолютно всё. И весь его фильм, и его творческие и тематические амбиции, которые он пытается как-то в «Предстоянии» обозначить, и его самого. И что в этой ситуации он планирует делать ещё три часа в «Цитадели», кроме как ходить кругами — решительно непонятно.

Вердикт Кочерыжкина — захватывающее по-своему зрелище — три часа заведомо проигрышной битвы дико амбициозного автора с абсолютно титанической темой; с продолжением

Источник

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ФИЛЬМАХ «УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-2. ПРЕДСТОЯНИЕ» И «УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-3. ЦИТАДЕЛЬ»

Работа проходила в условиях, настолько приближенных к военным, что и актеры и участники массовки порой забывали, что это всего лишь съемки

Для съемок под Гороховцом через речку Клязьму построили настоящий мост , который мог выдержать даже танки. По сценарию его взрывают немцы. До этой съемки мост стоял почти год, чтобы состариться и выглядеть абсолютно натурально. Но местные жители успели так привыкнуть к переправе, что, когда ее взорвали, стали писать письма во все инстанции с претензиями: мол, на каком основании лишили нас моста?

В 2009-ом году на съемки «У-С» приезжал президент Дмитрий Медведев. Он стал свидетелем грандиозной сцены, когда пятитысячная массовка штрафников идет в бой. Снимали с 6 камер и с каждым(!) участником было отрепетировано — куда он идет, что кричит, в каком месте падает, чтобы не попасть под взрыв. Можно только представить, что испытывала охрана президента, когда началась съемка и кругом стали рваться снаряды и дымовые шашки, а мимо пошли тысячи людей с автоматами!

Во время создания сцены, где Котова давит танк — Никиту Михалкова в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли и каждый раз он, заживо погребенный, должен был откопаться и выбраться из завала. И все это происходило в 30-ти градусный мороз. От дублеров актер отказался, потому что в таких сценах важно самому пережить, то, что испытывали солдаты войны.

Отказывались от каскадеров практически все актеры продолжения «Утомленных солнцем». Так, Дмитрий Дюжев сразу решился на сцену, где его герой заживо сгорает. А пиротехники так профессионально и слаженно сработали, что у Дмитрия даже ресницы не опалились.

Работа проходила в условиях, настолько приближенных к военным, что и актеры и участники массовки порой забывали, что это всего лишь съемки. Оттого часто возникали реакции и реплики не по сценарию, но такие естественные для воюющих людей, что они вошли в фильм. Например, в одной из сцен в грузовике едут солдаты с роженицей и их нещадно бомбят. Актеры не знали, где и когда раздастся взрыв. В какой-то момент один из артистов не выдержал и в отчаянии закричал: «Господи, когда же это закончится?» Эта страстная фраза, которая, скорее всего, была адресована режиссеру, вошла в картину.

Источник

Обзор фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние»

«Здравствуй, Кролик, — что тебе сказать. » — вспоминается старый пассаж из Камеди Клаба. И неслучайно я его вспомнил. Ведь Камеди Клаб когда-то тоже был смешным, а Михалков – снимал хорошее кино. Как все изменилось? Отчего и почему? Не знаю, как ответить на эти сложные и пафосные вопросы. Но все же попытаюсь, хотя бы частично, дать на них ответ.

Вообще довольно сложно обозревать фильм, который настолько эпично провалился в прокате. Собрать 18 млн. рублей за уикенд при затратах под 55 млн. зеленых — это надо постараться. Но об этом я еще напомню, а пока.

Начнем, пожалуй, издалека. «Утомленные Солнцем» — был хорошим фильмом про плохого Сталина и плохой Советский Союз. Хотя подспудно, конечно, речь шла о личной мести в рамках этой системы, но ведь именно система позволяла расправляться с людьми именно таким образом – то есть, фактически, руками бывших товарищей. С другой стороны, фильм был просто о жизни одной семьи одного комдива в столь любимой Михалковым обстановке «русской усадьбы», которая у него проходит через все фильмы — будь то «Неоконченная пьеса…» или «Несколько дней из жизни…», или даже «Свой среди чужих…». Кстати, я не просто так ставлю многоточия в конце названий – это я привел краткие. А вообще все названия у Михалкова болеют гигантоманией. Ну почти все. Шутка несмешная.

Читайте также:  Детская рамка с солнцем

Вторая часть «УСов» — «Предстояние» — на самом деле, я бы ее таковой не стал называть, однако сам Михалков решил снимать фильм о войне именно как продолжение своей оскароносной картины. Снималось все это (а именно, две части и еще будет телевизионная версия) за уже указанные выше 55 млн. долларов, снималось долго, снималось трудно — даже мигалку потребовалось прицепить, чтобы успевать на съемки. Провал в прокате «Предстояния» был-таки совершен, невзирая на показ в «нужном месте» и в «нужное время». Говорят, ветераны плевались.

И вот в целях пиара третьей части Михалков создает собственный ЖЖ с уклоном в видеоблог, именуя себя «именем своего небесного покровителя» Никиты Бесогона, и, под видом «изгнания бесов», старательно пытается рекламировать «Цитадель». Попытки эти были настолько смешны и бесполезны. Хотя — фильм собрал хотя бы столько, сколько собрал — а если бы не было видеоблога и тысяч ненавидящих хомяков, то он бы вообще ничего не собрал, наверное. Однако, отдельного описания стоят диферамбы различных известных личностей в адрес «Цитадели», а также встреча Михалкова с блоггерами после премьеры, на которой также слова дурного никто не сказал. Ну или все это было вырезано в целях рекламы. Словом, что-то вступление затянулось. Переходим к фильму.

Фильм повествует нам о дальнейших приключениях комдива Котова в ВОВе, и о его нелегком пути от штрафбата до Берлина и генеральского чина. На пути этом ждут Котова расставания и встречи, победы и поражения, благородные поступки и различные другие мелочи. Вообще если хотите почитать обзор того, что происходит в фильме — то это дело было прекрасно сделано товарищем Гоблином, который все-таки иногда еще умело обкладывает.

В этой заметке я пропущу раздел «достоинства» по понятным причинам. Их правда нет. Если в «Предстоянии» было несколько сцен, достойных того, чтобы посмотреть, то в «Цитадели» смотреть реально не на что. Ругать можно каждую сцену, но я лично для себя выделил несколько серьезных вещей, которые меня раздражали на протяжении просмотра.

В фильме постоянно орут. Орут все — солдаты, женщины, дети. Орет и сам Котов. Только товарищ Сталин говорит тихо, вдумчиво. Но это никак не отменяет того, какую чушь он несет. А вот все остальные — как с цепи сорвались. Вошел Котов в дом бывшей жены — все глаза выпучили, и орут. Плачут, орут, ругаются. Дождались.

В фильме нет войны. Точнее, она есть, но она представлена короткой первой сценой — в которой солдаты сидят в окопах, а потом наступают на Цитадель. В основном мы видим двух человек — Котова и дядю Митяя, так что особой войны нет. Потом еще есть сцена бомбежки грузовиков с раненными и сцена родов под этой самой бомбежкой. Но опять-таки — мы видим в основном страшную бабу, корчащуюся в родовых муках и орущие перекошенные рыла окружающих. Пара заходов самолетов — и все. Ну и заключительная сцена, когда тысячи идут с черенками на Цитадель, а она сама по себе взрывается. И все.

Это я все к тому, что «где деньги, Зин?» 55 лимонов за сиськи Михалковой? Бесценно! Для всего остального есть МастерКард!

В фильме все в грязи и все страшные. Тут просто само по себе как-то неприятно. Высшие чины армии — бухие скоты с рябыми рожами, все солдаты — грязные, как свиньи. Все остальные — либо вопят, либо тоже грязные и оборванные. Я понимаю, что это война, но не до такой же степени.

Фильм просто уныл. Я могу показаться субъективным, но поверьте — тут я достаточно объективен. Я слабо себе представляю человека, который высидит целиком два с половиной часа вот этого и не захочет хотя бы сходить в туалет на полчасика и почитать там газету.

Тут можно сказать двояко. С одной стороны, фильм не стоит смотреть ни в коем случае. С другой же стороны, его обязательно нужно посмотреть, чтобы понимать, как не следует снимать кино.

Источник

Adblock
detector