Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»
«Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», «Спасение утопающего», «Достояние республики», «Пропавшая экспедиция» – мы любим эти фильмы и помним их героев. А придумали их кинодраматурги Исай Кузнецов и Авенир Зак – один из незаурядных творческих союзов нашего кино.
В 1974 году Авенир Зак скончался, а Исай Кузнецов уже без соавтора написал «Золотую речку» (1976), «Похищение «Савойи» (1979), «Ученика лекаря» (1983), «Медного Ангела» (1984) и другие сценарии, которые легли в основу популярных фильмов.
Несколько лет Исай Константинович преподавал сценарное мастерство во ВГИКе, среди его учеников – Александр Черных, Валерий Тодоровский, Рената Литвинова, Аркадий Высоцкий, Татьяна Дубровина…
Исай Кузнецов выпустил три сборника пьес и сценариев, две книги прозы, сейчас в его компьютере ещё одна книга воспоминаний.
С кинодраматургом беседует журналист Андрей Щербак-Жуков.
– Сейчас я уже не смогу сказать в какой-то мере уверенно, почему мы вдруг занялись фантастикой. В любом случае считать «Москву – Кассиопею» и «Отроков во Вселенной» научной фантастикой невозможно. Это была скорее игра в фантастику…
Кстати говоря, когда фильм уже был готов, критик Брандис, которому эти фильмы очень нравились, пригласил меня с фильмом в Ленинград. Он устроил показ для ленинградских фантастов.
И они приняли эти фильмы в штыки! Мне говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения учёных. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика.
Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи «А и Б сидели на трубе…». Это была ирония по отношению к настоящей фантастике.
Но ирония не злая, а добродушная… Может быть, мы и взялись за этот сценарий потому, что в своё время имел большой успех наш фильм «Пропало лето», тоже иронический и игровой. Сценарий «Москва – Кассиопея» получил, кажется, вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом Министерством кинематографии, но потом довольно долго лежал, пока за него не взялся Ричард Викторов.
Это был очень хороший режиссёр, понимающий. И фильм пользовался настолько большим успехом у юного зрителя, что и мы, и режиссёр получали продолжения, которые писали сами ребята. К сожалению, у меня эти письма не сохранились…
– А вы не задумывались над тем, почему фильм так прозвучал?
– Мне кажется, дело всё в построении сюжета. Там идёт фантастика, фантастика, а потом вдруг происходит нечто такое, чего вообще не может быть. И этот невозможный ход, оказывается, очень интересен зрителю. Потому что он чувствует, что авторы и режиссёр относятся к нему с уважением и понимают, что он способен воспринять юмор.
Ведь когда фильм снимается с недоверием к зрителю, ничего хорошего не получается. А тут, выходит, мы играем вместе с ним. Конечно, когда хулиган Лоб падает на пульт, и в результате ракета уносится неизвестно с какой скоростью, – это игра. И я лично думаю, что если чего-то сегодняшнему кинематографу и не хватает, то именно этой игры – уж очень всё серьёзно, с нахмуренными бровями…
Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В «Отроках во Вселенной» есть эпизод, когда роботы меняются головами, – он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и мы моментально написали текст.
Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на плёнке, то ничего не выйдет… Он же придумал, как «сделать» невесомость и многое другое.
– Действительно, тогда технология кинопроизводства давала очень мало возможности для создания спецэффектов. Кинофантастики как таковой ещё не было – ни у нас, ни на Западе. Даже ставшие классикой «Звёздные войны» были сняты на три года позже. И вы всё-таки взялись за сценарий…
– Мы с Заком в этот момент очень увлекались фантастикой, много читали. Тогда было время, когда фантастика издавалась в большом количестве. Появился Лем, появились американские фантасты…
Но мы понимали, что сделать серьёзный фантастический фильм не в наших творческих возможностях. А вот устроить такую игру – другое дело. И мы увлеклись. Написание сценария было весёлой работой, и мы её делали с удовольствием.
Конечно, это был известный риск, потому что наше кино тогда не очень любило всякие эксперименты, но тем не менее как-то всё сложилось наилучшим образом.
Большая удача, что на роль Исполняющего Особые Обязанности Ричард Викторов пригласил Иннокентия Смоктуновского. Очень хорошая подобралась компания ребят.
Владимир Басов, сыгравший Лба, теперь уже сам режиссёр. Ольга Битюкова после этих фильмов много снималась…
– Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности намёк на работника спецслужб…
– Конечно, так и было задумано. Вы понимаете, в те годы случались очень странные вещи: очень многое из того, что было запрещено, могло проскочить, если это был несерьёзный фильм.
Так у нас проскочил Андрей Миронов, сыгравший маркиза в «Достоянии республики». Это была фигура совершенно не для советского кино. Так же проскочил Александр Кайдановский в роли Зимина в фильме «Пропавшая экспедиция».
Будь это фильмы серьёзные, никогда такие персонажи не смогли бы попасть на экран. То же самое и персонаж Смоктуновского… Не то чтобы мы всерьёз хотели высмеять работника «органов», но, во всяком случае, он так держится в картине, что всем становится понятно, какие именно Особые Обязанности он исполняет.
– Насколько ваш сценарий «Москва – Кассиопея» отличался от получившихся фильмов? Многое менял режиссёр?
– Нет. Мы работали вместе. У него были какие-то предложения – одни мы отвергали, другие принимали.
Была только одна сцена, против которой мы очень воевали с Викторовым, но в итоге режиссёр своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полётом приходят на Красную площадь, мы с Заком были категорически против него, но режиссёр настоял…
– Может быть, именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны.
– Может быть… Тем не менее этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма.
– А позже вам приходилось обращаться к фантастике?
– Приходилось. Уже без Авенира Григорьевича я написал сценарий по мотивам романа Александра Беляева «Остров затонувших кораблей». Назывался он «Остров Кордонас». Там предполагается, что в Бермудском треугольнике есть переход в другое измерение и туда попадают все пропавшие корабли. Там время движется по-другому, и на этом острове оказываются люди самых разных поколений.
Этот сценарий делался для режиссёра Вениамина Дормана, снявшего фильмы «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», но не был осуществлён. Ещё раньше вместе с Заком мы сделали фантастический сценарий «Сапиенс». Это тоже по мотивам Беляева – по роману «Хойти-Тойти». Этот сценарий тоже лежит. Я написал социальную фантастику под названием «Лакуна». Это история некоего государства, располагавшегося где-то рядом с Албанией. История о том, как диктатура приводит к тому, что ещё даже пострашнее диктатуры. Повесть писалась задолго до перестройки, но потом многое совпало…
Источник
Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»
КОСМОЛЕТ СТАРТУЕТ ИЗ… ЯЛТЫ
Странный заголовок, верно? Что это: выдумка? Правда? Пожалуй, половина на половину. Потому что действительно из Москвы и из Ялты (там проводились съемки) на всесоюзный экран стартует новый приключенческий цветной фильм «Удивительные космические приключения».
Участие в постановке этого фильма принимал старый знакомый «Пионера» Игорь Красулин. В фильме он «исполнял роль» главного художника по костюмам.
Вот что он рассказал: — Звездолет стартовал, планета Земля осталась «далеко внизу». Однако наши герои еще не вполне освоились с коварными шутками невесомости… Вы скажете: «Но ведь это только съемочная площадка, как же удалось достигнуть невесомости в нашей земной «весомости»? Вот на этот вопрос я, к сожалению, не могу ответить: секрет…
Зато я могу подробно рассказать о костюмах, в которые одеты наши герои. Они почти настоящие, недаром главным научным консультантом по костюмам был сам Г. Т. Береговой. Сделаны эти космические комбинезоны из металлизированного нейлона. В них можно смотреться как в зеркало, они отлично отражают солнечные лучи (создают внутри микроклимат). А эти высокие ботинки тоже не простые — они с магнитными присосками. На груди у космонавтов смыслоуловитель — переводит с любого языка Вселенной (вот бы такую штуку к нам на урок английского, Да?).
Космолет огромен. Сейчас ребята в «комнате-сюрпризе»: хочешь — — попадешь домой, к себе в квартиру, хочешь — на берег моря. Но кто-то нечаянно-иажал сразу три клавиши, и вдруг… Едва-едва удалось сладить!
Погодите, а кто этот парень с такой симпатичной и… нагловатой физиономией? Это первый в мире космический заяц! Тайно пробрался он на корабль и теперь летит вместе со всеми…
Наш звездолет приближается и таинственной планете. Биороботы ждут гостей. Вокруг них хлопочут… вполне земные гримеры. А что это за странные сапоги-гармошки? С их помощью робот может «вырасти» на любую высоту.
А что это за ежики на голове? Это стальные волосы-антенны. Вес их — более трех килограммов. Актеры Надежда Семенцова и Николай Погодин не раз вздыхали про себя: «Тяжела ты, шапка биоробота!» Поздней осенью в Ялте прохладно, И наши роботы сидят, накинув на плечи вполне обычные овчинные душегрейки.
А этот цветущий сад не сад вовсе, а одно из помещений звездолета. Космонавты принимают у себя разумных обитателей планеты… случайно оставшихся в живых. Ведь власть на планете захватили взбунтовавшиеся роботы. Положение серьезное. Но будем надеяться, что все кончится хорошо!
Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.
Но это еще не все. Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.
К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас — реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.
Кстати, именно из-за костюмов «Кассиопею» и «Отроков» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка).
Эта лента была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.
Фильм «Москва — Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».
Лучше других ответ на этот вопрос знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.
«Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский, — вспоминает Валерий Павлович. — Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действия происходили и в отсеках звездолета «ЗАРЯ», летящего к созвездию Кассиопеи.
До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?». При этом на поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось.
Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.
При съемке в кадр забегал первый астронавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.
При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.
Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! И это с бюджетом всего 900 тыс. руб.
СУДЬБА КОСМИЧЕСКОЙ СЕМЕРКИ
Володя Савин (Миша Копаныгин)
Кроме Иры Поповой, он был единственным из всей семерки, кто снимался еще до «Москвы — Кассиопеи». Об их романе с Ирой шушукалась почти вся съемочная группа. Все началось с романтических посиделок на берегу Черного моря, а спустя пять лет закончилось свадьбой. Вова поступил в МГУ на геологический факультет. После расставания с Ирой он закончил Академию внешней торговли по специальности экономист-международник. В настоящее время Володя работает начальником аналитического отдела российского «Красного Креста».
Ира Савина (Попова) (Катя Панферова)
Ира оставила фамилию первого мужа, Володи Савина, расставшись с которым она снова вышла замуж. Ира играет в Театре им. Ермоловой, иногда работает на озвучании фильмов.
Когда начались съемки, Ирине уже исполнилось 14 лет, и она оказалась старше всех остальных девочек. Может быть, именно поэтому ей удалось завоевать сердце Володи Савина. По окончании работы в фильме Ричард Викторов посоветовал ей поступать в театральный. Долгое время Ира снималась в кино, но в конце концов выбрала театр. В данный момент в силу профессии она продолжает тесно общаться с Владимиром Басовым, который сыграл в «Кассиопее» и «Отроках» отвязного Лба.
Ольга Битюкова (Варвара Кутейщикова)
Олю отобрали на роль последней из всей семерки. Наверное, она была самой непосредственной из всей компании. Когда после выхода «Кассиопеи» ее стали узнавать на улицах, она думала, что мир создан только для нее.
Однако судьба быстро поставила на место. Неудачи стали преследовать Олю одна за другой — провалы при поступлении во ВГИК и институт культуры, сплошные разочарования на фотопробах, ни одного предложения со стороны режиссеров! Мечты об актерской карьере пришлось на время оставить.
Лишь потаскав несколько месяцев тяжеленные диссертации в Ленинской библиотеке, Оля получила приглашение на роль. Потом она работала в кино и параллельно училась на конструктора одежды.
После развала отечественного кинематографа Битюковой, как и другим, приходилось искать побочный заработок. С некоторым смущением она сообщила, что работала дилером в одной из известных компаний.
Сейчас Оля снимается в студенческом сериале у режиссера Игоря Шавлака, играет декана факультета.
Надя Овчарова (Юля Сорокина)
Выбрала для себя другое амплуа и пошла в певицы. Одно время она пела в хоре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Пару лет назад Наде и ее мужу (тоже певцу) дали квартиру, и ее связь с остальными ребятами прервалась. Новая жилплощадь пришлась Наде как нельзя кстати. Шести Надиным карапузам будет где порезвиться.
Вадим Ледогоров (Агапит)
Сыгравший колоритного лысого инопланетянина, Дима, отучившись в свое время в школе-студии МХАТ, несколько лет назад уехал в Новую Зеландию. По словам иногда общающейся с ним по телефону Ани Викторовой, он играет в тамошнем театре и преподает актерское мастерство.
Саша Григорьев (Паша Козелков)
Одни говорят, что он не выдержал испытания славой, другие, что просто сделал свой выбор. Прослужив в армии, он пропал из поля зрения своих прежних друзей. Однажды Дима Ледогоров ехал домой с какой-то встречи. Поймал такси, открыл дверцу, и вдруг из машины раздается: «Садись, Лысый!» Шофером такси оказался Саша. Он и по сей день водит машины с шашечками на бортах. Его жалеют, но, кто знает, может быть, профессионально крутить баранку все же лучше, нежели играть в эпизодах.
Михаил Ершов (Виктор Середа)
Миша выделялся среди остальных мальчишек. Взрослые сильно удивлялись его необычному поведению: он относился к роли как вполне профессиональный актер, очень серьезно воспринимал свою работу и был чуть ли не единственным из ребят, для кого съемки в кино не были сопряжены с двойками в школе.
Более раскованные и хулиганистые Савин, Григорьев, Басов и Ледогоров часто его доставали, но он на них не обижался.
Миша Ершов попал на съемки совершенно случайно. На репетиции парада, посвященного дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссера.
Приняв ее поначалу за злобную тетю, которая собирается заставить его нести тяжелые плакаты, мальчуган хотел тут же рвануть прочь. Однако ушлая женщина все же успела всучить ему приглашение на фотопробы.
О работе в «Кассиопее» у Миши остались самые теплые впечатления.
Он до сих пор помнит, как Смоктуновский пожалел проголодавшегося мальчугана и заботливо протянул ему уже очищенный апельсин.
Казалось бы, вполне обеспеченная блестящая кинокарьера у Ершова не сложилась. В силу определенных личных причин он решил оставить кинематограф. Миша закончил обыкновенный технический вуз и сейчас работает в Московском метрополитене, обеспечивая его нормальную жизнедеятельность.
Источник