Конспект занятия по развитию речи «Как Солнце Весне помогало»
Павлина Семёнова
Конспект занятия по развитию речи «Как Солнце Весне помогало»
Занятие по развитию речи
Тема: «Как Солнце Весне помогало»
Цель: обобщать и расширять представление о весенних изменениях в природе, о роли солнца и воды в жизни живых существ. Учить составлять рассказы по опорным картинкам и мнемотаблице. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Развивать умение обосновывать свои суждения и делать выводы в процессе совместной деятельности. Поддерживать и укреплять уверенность в себе, в своих возможностях, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца, перелетных птиц, диких животных. Плоскостное изображение деревьев, бельевые прищепки. Круг из желтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом желтыми лентами. Вырезанные из желтой бумаги солнышки, Аудиозапись «Ручей». Мнемотаблица.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Читают хором стихи.
Придумано кем то
При встрече здороваться:
Солнцу и птицам.
И каждый становиться
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт, с нарисованной на нем птицей.А еще на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что эта за сказка там спряталась? (Да) Давайте прочитаем.
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни, забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод».
Воспитатель: Ребята! А дальше ничего нет. Листок оборван, но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне. (Солнце.) Правильно! Солнце – самое большое и доброе чудо.
Игра «Сравни и назови»
Солнце желтое, как (одуванчик)
Солнце круглое, как (мячик)
Солнце ласковое, как (мама)
Солнце румяное, как (блинчик)
Сказка закончилась? (Нет.) Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками? Давайте прислушаемся. (Звучит аудиозапись «Ручей».) Что Вы услышали, ребята? (Шум, журчание ручья.) Верно. Посмотрите, а в конверте есть еще карточки. (Выставляются карточки с изображением признаков ранней Весны.) Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.
Дети: Солнце стало пригревать и светить ярче, чем Зимой. Начал таять сне, потекли ручьи, зазвенела капель.
Воспитатель: Что же было дальше? (Выставляется мнемотаблица с изображением ветки с лопнувшими почками, первоцветов, молодой травы. Дети составляют рассказ.)
Игра «Хорошо-плохо» по ТРИЗ.
Воспитатель: Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться.)
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.)
Разминка «Грачи прилетели».
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
Не скворцы и не синицы.
(Бегут на носочках по кругу.)
Это стая грачей, Что ночи черней.
(Продолжая бег, машут руками, как крыльями.)
По опушке прыг-скок,
(Прыгают на двух ногах.)
Тут жучок, там червячок.
(Продолжая пряжка, резко опускают-поднимают голову – «клюют».)
Дидактическая игра: «Посади на дерево перелетных птиц»
Дети берут картинки с изображением птиц и садят на дерево.
Воспитатель: Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Проверяют старые гнезда, строят новые.) Давайте поможем нашим птицам построить гнездо.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо»
Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут их в гнездо.
Воспитатель: (выставляется на другое дерево карточка с изображением диких животных после линьки). Как меняется внешний вид диких животных с наступлением Весны? (Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий, редкий.Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белка стали серыми.) В чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.) Скажите, вы любите Весну? (Да.) Сейчас каждый будет говорить, за что он любит Весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению: «Я люблю Весну за веселую звонкую капель» и т. д. и вытягивают ленты.
Воспитатель: посмотрите, что у нас получилось? (Солнце.) А вы – его добрые лучики. Дети, посмотрите, в конверте у нас еще что-то есть. (Бумажные солнышки.) Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.
Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Цель: Уточнить знания детей о признаках весны,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как Сережа нашел щенка» План-конспект по развитию речи в старшей группе рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка» Программное содержание: Связная речь: учить.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали» Цель: Активизация словаря.
Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с ОНР «Составление рассказов о весне по опорным картинкам» Тема: «Составление рассказов о весне по опорным картинкам» Задачи: Продолжать учить детей составлять распространённые предложения и рассказы.
Конспект занятия по развитию речи «В гости к весне» младшая группа Развитие речи Игра-путешествие «В гости к Весне» Разработала: воспитатель младшей группы Акулова Юлия Олеговна Цель: Создание социальной.
НОД по развитию речи «Как солнышко весне помогало» Цель: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по.
Конспект занятия по развитию речи «Как цыпленок искал свою маму» Тема: «Как цыпленок искал свою маму». Старшая группа. Цель: Учить детей громко, четко произносить слова с контрольным звуком. Продолжать.
Конспект занятия по развитию речи «Как цыпленок потерялся. Звуки [С], [Ц]» Задачи. Учить детей четко произносить звуки с,ц, различать их на слух,выделять при произношении. Развивать речевое внимание, речевой слух.
Занятие по развитию речи «О весне» в первой младшей группе Занятие по развитию речи о весне В первой младшей группе Воспитатель: Кесаева Н. В. МБДОУ №34 «Колокольчик» г. Моздок РСО – Алания.
Занятие по развитию речи с использованием опорных картинок. «Как Солнце Весне помогало» Конспект занятия по развитию речи с использованием опорных картинок. Тема: Как Солнце Весне помогало? Цель: Уточнять и расширять представление.
Источник
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Как солнце весне помогало»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
На предложенной ОД дети рассказавают о сезонных изменениях, которые происходят в природе с приходом весны. В начале ОД в группу приходит письмо, в котором времена года просят о помощи, чтобы победить зиму. Используя разные методы и приёмы дети составляют рассказ о весне, о её приметах. В ОД используются здоровьесберегающие технологии.: самомассаж биологических зон, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика. Через игры у детей развивается логическое мышление, связная речь, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. В конце Од дети делают вывод, что солнце главный помощник Весне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_solntse_vesne.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский сад №14 города Шахтёрска.
Углегорского муниципального района
Сахалинской области.
Методическая разработка конспекта
по речевому развитию в старшей группе.
Тема: «Как солнце Весне помогло».
Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.
Коммуникация. Развитие речи. Тема: «Как солнце Весне помогало».
Интеграция областей: Познавательное развитие, физическая культура, социально – коммуникативное, художественно — эстетическое.
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.
Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Грамматический строй речи:
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связных с логической
Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на
заданную тему с помощью мнемотаблиц.
Предварительная работа: беседы с детьми о весне, рассматривание картин, заучивание стихов, чтение художественных произведений, прослушивание аудиозаписей на тему «Звуки природы», пение песен о весне, художественное творчество на весеннюю тематику.
Оборудование: Конверт с письмом, карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелетных птиц; диких животных. Деревья, музыкальная игрушка – птичка. Бельевые прищепки, веточки, гнездо. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозаписи «Ручей», «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы». Музыка для релаксации, коврики.
Ход образовательной деятельности.
Собрались все дети в круг
Я — твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель. Сегодня утром у двери нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной белкой и надписью: Детям группы «Пчёлка». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: конверт куда – то делся. Помогите мне его найти! ( дети находят письмо на полке .)
Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?
Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем присесть и читает письмо.)
«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр, солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?
Действительно Солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?
- Игра «Сравни и назови» (с мячом.)
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.
Солнце желтое как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, теплый ветерок, теплое море).
Солнце румяное, как… (блинчик).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер).
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
Массаж биологически активных зон «Солнышко».
Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх).
Всех детишек приласкало. (Потягиваются, делая руками фонарики.)
Гладит шейку, (Поглаживают шейку большими пальцами сверху вниз)
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа).
Гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Ладонями растирать уши).
Гладит ручки. (Растирать ладошки).
Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх).
После массажа дети садятся на стулья
Воспитатель. Сказка, как вы, думаете, закончилась? (Нет.)
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? ( Звучит аудиозапись «Ручей».)
Что вы услышали?
Дети. Шум, журчание ручья.
Воспитатель. Верно. Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. ( Выставляет карточки с ранними признаками весны.) Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.
Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег. Потекли ручьи, зазвенела капель.
Воспитатель. А что же было дальше? ( Выставляется изображение ветки с лопнувшими почками.)
Дети. Талая вода напоила землю, на деревьях набухли почки. Из почек стали распускаться молодые листики. ( Выставляются карточки с изображением первоцветов и молодой травы.)
Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть травка. Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы.
Воспитатель. Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель . Ты какой цветок?
Дети. Подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш.
Раз – два-три выросли цветы ( сидели на корточках, встаем )
К солнцу потянулись высоко: ( тянутся на носочках )
Стало им приятно и тепло! ( смотрят вверх )
Ветерок пролетал, стебельки качал ( раскачивают руками влево — вправо над головой )
Влево качнулись — низко прогнулись ( наклоняются влево )
Вправо качнулись – низко пригнулись ( наклоняются вправо )
Ветерок убегай! ( грозят пальчиком )
Ты цветочки не сломай! ( приседают )
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! ( медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики ),
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель : Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок». Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.
Воспитатель. А сейчас мы с вами сядем на лужайку, мягкую зелёную травку. ( Музыка на релаксацию.)
- Упражнение на релаксацию: «Нарисуем, то о чём говорили».
Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего рисуют капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.
Воспитатель. Появились насекомые. Какие?
Дети. Бабочки, жуки, муравьи.
Воспитатель. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые?
Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. ( Звучит аудиозапись «Голоса птиц».) Что вы слышите?
Дети. Голоса птиц, птичье пение.
Воспитатель. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Воспитатель. Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
Дети. Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам холодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель. Что плохого в том, что птицы улетают от нас?
Дети. Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.)
Воспитатель . (Прикрепляет к берёзе карточки с изображением перелётных птиц). Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, жаворонок, иволга, трясогузка, грач, соловей.
Воспитатель. Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Дети. Проверяют старые гнёзда, строят новые.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Воспитатель. Давайте поможем нашей птичке построить гнездо.
( Ставит под берёзой музыкальную игрушку – птичку.)
6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИЩЕПКАМИ «ПОСТРОИМ ГНЕЗДО».
Под весёлую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточками, несут их в гнездо. Птичка благодарит детей.
Воспитатель ( выставляет под берёзой карточку с изображением зайца после линьки).
Воспитатель. Ой, смотрите, под берёзой заяц после линьки! (Выставляет карточки с изображением других диких животных после линьки) .
Воспитатель. Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Дети. Животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белки стали серыми.
Воспитатель. А что происходит с деревьями и кустами к концу весны? (Выставляет карточки с изображением цветущих кустов и деревьев.)
Дети. Зацветает черёмуха, ива, ольха, яблони, груши, вишни.
Воспитатель. Но вот мы и разложили все карточки по порядку. А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце Весне помогало».
7. Составление детьми продолжения сказки.
Воспитатель читает начало сказки, а дети продолжают.
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Дети. Солнце греет ярче, чем зимой.
— Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель.
— Бегут веселые ручьи.
— Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки.
— На проталинках распускаются первые весенние цветы.
— Начинает зеленеть травка.
— С юга возвращаются перелётные птицы.
— Они проверяют старые гнёзда, строят новые.
— Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов.
— Звери линяют — меняют густой пушистый мех на более лёгкий, редкий.
— Меняется и цвет меха, например заяц стал серым.
— Зацветают деревья: ива, ольха, черёмуха, яблони, вишня.
Воспитатель. Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?
Дети. Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.
Воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок. ( Дети садятся на ковёр.)
Воспитатель. Скажите, вы любите весну?
Воспитатель. Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению ( «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленты.
Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. (Вынимает из конверта из конверта бумажные солнышки.) К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то , что вы помогли Весне победить холод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали.
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе.
конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам.
Данное занятие было приурочено ко Дню Матери.
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Приметы ранней весны»Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы».
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа из опыта работы на тему «Как мы помогаем маме» с использованием личностно-ориентированной технологии.
Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само.
Источник