Кладовая солнца
Кладовая солнца | |
---|---|
Жанр | повесть [1] (сказка-быль) |
Автор | Михаил Пришвин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1945 |
Дата первой публикации | 1945 |
«Кладова́я со́лнца» — повесть (по определению автора, «сказка-быль») русского писателя Михаила Пришвина, написанная и опубликованная в 1945 году. В повести рассказывается об опасном походе брата и сестры в лес за клюквой, в результате которого мальчик чуть не тонет в болоте, но спасается благодаря охотничьей собаке. Это последнее крупное произведение писателя, опубликованное при его жизни [2] .
Повесть стала одним из наиболее известных произведений Пришвина и долгие годы входила в обязательную школьную программу для чтения [3] . Как продолжение повести было задумано самое последнее произведение писателя, повесть-сказка «Корабельная чаща» (1953), в которой действуют некоторые из персонажей «Кладовой солнца» (Настя, Митраша, Антипыч) [4] .
Содержание
Сюжет
Действие происходит в конце Великой Отечественной войны в районе Переяславля-Залесского на протяжении одного дня. В одном селе жили сироты Весёлкины: сестра Настя двенадцати лет и брат Митраша десяти лет с хвостиком. Они остались сиротами — их отец погиб на войне, а мать умерла, — однако дети сами вели хозяйство. Весной, когда растаял снег, дети собрались за прошлогодней клюквой, которая бывает более сладкой, чем осенняя. Они вспомнили, как отец рассказывал им о полянке («палестинке») в лесу, которая бывает вся красная от клюквы, но идти туда опасно, потому что она находится возле Слепой елани, самого опасного места на болоте. Когда дети дошли до развилки, Митраша решил идти по тропинке на Слепую елань, и Настя не смогла его отговорить. Сама она с корзинкой, где лежала и взятая с собой в дорогу картошка и хлеб, пошла по другой, более протоптанной тропинке.
Параллельно рассказывается о двух жителях леса, гончей собаке Травке и волке по прозвищу Серый помещик. Травка была собакой лесника Антипыча, но после его смерти осталась жить там, где стояла его разрушившаяся избушка. Она выла по ночам и мечтала когда-нибудь снова найти человека-хозяина. Волчья стая много лет жила на Блудовом болоте у Сухой речки, убивая местный скот, пока жители не пригласили волчью команду, чтобы перестрелять волков. Из стаи остался только один старый волк, Серый помещик, который не побоялся охотничьих флажков, перепрыгнул их и убежал. В день, когда дети пошли за клюквой, Травка почуяла зайца и погналась за ним, однако затем услышала след человека и побежала в ту сторону, куда пошла Настя.
Митраша шёл по компасу на север, следя за тропинкой, которую можно было различить только по растущими кустикам белоуса, однако в одном месте он решил сократить путь через поляну (которая и оказалась Слепой еланью) и провалился в трясину. Он услышал крик Насти и ответил, но звук его крика ветер отнёс в другую строну. Настя же, идя по своей тропинке, нашла место, где было много клюквы, и собирала её ползком, набрав полную корзину. Вдруг она увидела собаку Травку, прибежавшую к ней, захотела дать ей еды из корзинки в этом момент вспомнила про Митрашу. Этот крик и услышал её брат, который погрузился в трясину уже по грудь.
Наступил вечер. Травка услышала тявканье лисицы и поняла, что та стала преследовать того самого зайца, которого она почуяла утром. Она тоже побежала за зайцем, который направился к Слепой елани. Услышав лай собаки, туда же побежал волк Серый помещик. В погоне за зайцем Травка наткнулась на тонущего Митрашу, приняв его за «маленького Антипыча». Митраша позвал собаку, и та подползла к нему, он схватил её за задние ноги и сумел выползти из трясины. Травка продолжила гнать зайца, а Митраша с ружьём сел ждать в кустах можжевельника. Туда же прибежал волк, который лицом к лицу столкнулся с мальчиком, и Митраша выстрелом в упор убил его. Настя услышала выстрел и прибежала к брату, а вскоре Травка принесла пойманного зайца. Дети развели костёр и стали готовить еду и ночлег.
Утром дети вернулись в деревню, и с тех пор Травка жила с ними. Настя отдала собранные ягоды в детдом эвакуированных ленинградских детей. В конце повести автор говорит о том, кого он представляет — это «разведчики болотных богатств», которые в годы войны занимались подготовкой болота к добыванию из него торфа и обнаружили, что торфа в этом болоте, «кладовой солнца», хватит для работы большой фабрики «лет на сто» [5] .
Название
Понятие «кладовая солнца» поясняется автором в одной из глав повести. Рассказчик говорит о том, что «всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца» [6] :
(. ) горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать все своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство. |
Далее рассказчик отмечает, что «Блудово болото содержит огромные запасы горючего» [6] , и в конце повести снова упоминает «кладовую солнца», говоря о готовящейся добыче торфа из этого болота.
Как писал сам Пришвин в предисловии к сборнику «Весна света» (1953), выражение «кладовая солнца» он встретил за много лет до написания повести в одной научной работе, автор которой использовал этот образ для описания торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло [1] .
История создания
Повесть была написана в 1945 году в течение одного месяца (первого месяца Победы) для конкурса на лучшую книгу для детей, объявленного Министерством просвещения РСФСР [7] . 9 мая Пришвин отмечает в дневнике: «Пишу свой рассказ для детей», 17 мая — «Пишу во весь дух книгу для детей», 24 мая — «Через неделю закончу», 4 июня — «Закончил и выправил сказку» [1] . На конкурсе повесть получила первую премию и была напечатана в июльском выпуске журнала «Октябрь» (№ 7, с. 4—20). В 1946 году повесть вышла отдельным изданием в библиотеке «Огонька» (тираж 100 тыс.) и в Детгизе (тираж 150 тыс.) [1] .
Несмотря не неоднократную публикацию уже в первые годы после написания, повесть не была опубликована в исходном виде, но подверглась редакционной правке. Так, например, во фразе «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» слово «любовь» заменили на «справедливость», в другом месте слово «поснут» заменили на «уснут», «неизбывной злобы» на «неизбежной», длинные предложения разбили на короткие, многоточия заменили точками и восклицательными знаками. В результате редакторской работы в двух издательствах («Детгиз» и «Правда») повесть вышла в 1946 году с разной правкой [8] . Текст произведения был восстановлен по автографу, хранящемуся в РГАЛИ, при работе над собранием сочинений 1982—86 годов [3] .
По словам самого писателя, «в „Кладовой солнца“ сюжет был: брат и сестра пошли в лес за клюквой, их тропа в лесу разделилась, дети заспорили, поссорились, разошлись. Вот и всё. Остальное навернулось на этот сюжет само собой, во время писания» [9] [1] . При этом, как отмечают исследователи, замысел будущей повести возник ещё несколькими годами раньше с прямым отсылом к «Синей птице» М. Метерлинка (1908), ср. запись в дневнике от 28 июня 1938 года: «Мелькнул сюжетик для рассказа детям о лесе. Тиль-тиль и Митиль. В лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор, и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая Митили. Конец: обе тропы сливаются в одну» [10] .
В описании места, в котором происходит действие, нашли отражения впечатления М. М. Пришвина от жизни в деревне Усолье, где он два года жил в эвакуации. Прототипами главных героев, сирот Насти и Митраши, стали двое детей из Усолья, о которых в дневниках Пришвина есть такая запись (7 апреля 1943 г.) [3] [11] :
Соне лет десять, Боре одиннадцать. Два года тому назад у них мать умерла, а вскоре затем и отец. Все крестьянское хозяйство — изба, огород, корова и мелкие домашние животные остались на детей. Поневоле они крепко взялись за дело и теперь живут двое — мальчик и девочка и справляются. |
Персонаж по имени Антипыч являлся героем нескольких произведений Пришвина, а его прототипом был лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья [3] [12] .
Повесть быстро приобрела популярность, и уже в 1945—46 годах Пришвин получил предложение написать по её мотивам пьесу для детского кукольного театра, для «театра мультипликации», а также сценарий для фильма, который планировалось снять на «Мосфильме» [13] .
Значение и художественные особенности
Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке „Огонька“», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года) [14] . По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга („Джунгли“), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону» [15] . Позже Пришвин отмечал, что «самая главная радость» от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) [16] .
Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально отметил «огромное расхождение (…) между намерением автора и действием журнала», упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра [17] :
Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем. |
Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «„Кладовая солнца“ потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года) [18] . Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства» [19] .
По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, „где никто не бывал“, путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию» [20] .
Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри „были“ прорастает „сказка“ и у писателя появляется произведение нового для него жанра — „сказка-быль“, которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, „символическую реальность“, каждое мгновение которой полно смысла» [21] .
Экранизация
В 1978 году по мотивам произведений «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» был снят художественный фильм «Ветер странствий» (режиссёр — Юрий Егоров).
Источник
Почему рассказ называется кладовая солнца. Почему сказка-быль называется «Кладовая солнца»
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»
: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;
2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;
4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.
: художественный текст, иллюстрации к произведению
урок – анализ художественного текста
частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа
А) Приветствие и посещаемость;
Б) Готовность к уроку;
В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)
2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.
— Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?
— Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.
«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.
Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.
Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином ( рассказ о жизни детей), по – сказочному занятны прозвища ребят — «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена : деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.
Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.
—
Какое историческое время описывается в произведении?
— Что вам о нем известно?
— Кто является главным героем в произведении и почему?
Действующие лица
Главные герои рассказа — Настя и Митраша. Они являются сестрой и братом. Насте 12 лет, она очень умная и хозяйственная девочка. На ней лежит следующая работа:
- уход за скотиной;
- уборка и приготовление пищи;
- отправка коровы на пастбище.
Дети рано осиротели, поэтому Насте пришлось стать главой семьи. Она очень любит брата, и он всегда готов ей помочь. Митраше всего 10 лет, он любознательный и трудолюбивый мальчик, но в силу возраста немного торопливый. Брат Насти мастерит деревянную утварь и выполняет мужскую работу по дому. Митраша немного безрассудный, но очень решительный.
В рассказе есть и второстепенные герои:
- старик Антипыч — умный и мудрый человек, лесник, все относятся к нему с особым уважением;
- Травка — собака Антипыча;
- Серый помещик — волк, который убил немало людей и животных.
Повествование ведется от лица рассказчика. Он исследователь болотных ресурсов. Именно он помог найти сироток. Пришвин написал произведение в жанре сказка-быль и в нем переплетаются правда и вымысел.
Краткое содержание «Кладовой солнца» для читательского дневника знакомит только с основными событиями сюжета. Для лучшего понимания произведение лучше прочитать самостоятельно.
почему рассказ называется кладовая солнца?
Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.
Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»
Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Читайте также
2) Смешным или грустным вам показался рассказ Толсты и Тонкий ? Ответить почему 3) От чего умер Экзекутор Червяков ? Почему рассказ называется Смерть чиновника ?
думаешь почему писатель назвал кладовую солнца сказкой -былью?объясни как «выдумка спасает правду»в этом произведении м.м пришвина.ПОЖАЛУЙСТА. зараннее благодарю ВАС.))
сказки-были «Кладовая солнца.» Объем сочинения- 1 стр.
1.Кто выступает в роли рассказчика? 2.Как в сказке-были описана Травка?Как к ней относится автор?3.Какой смысл вкладывает писатель в заглавие «Кладовая солнца «? 4.Почему «Кладовая солнца»называется сказкой-былью? 5(последнее) Вспомните факты биографииМ.Пришвина.Что помогло писателю так ярко и верно изобразить жизнь природы? (ПЖ.Ответьте на эти вопросы ) (28 баллов)
Название: Приключения «Мужичка в мешочке и Золотой курочки» План: 1. Главные герои сказки «Кладовая солнца» 2. Поход Насти и Митраши на сказочную полестинку за клюквой а) Рассказ о ели и сосне растущих вместе б) Ссора детей у лежачего камня в) Опасный путь «Мужичка в мешочке» г) Трудные испытания «Золотой курочки» д) Великая сила любви 3. Отношение автова к «умным детишкам» Помогите пожалуйста, второй день думаю, написать не могу. Пожалуйста напишите, но по плану
Спасение Митраши
В это время Травка услышала тихое тявканье. Она знала, что так тявкает лисица по зайцу, и решила поймать зверька. Но тот обманул ее и помчался на слепую елань, где в это время тонул Митраша. Травка полетела за зайцем, но лишь прибежав туда, она увидела в болоте Митрашу и остановилась, как вкопанная. Она смотрела на мальчика и думала, что это Антипыч.
Митраша вспомнил, как старик приходил в их село с собакой Затравкой (так изначально звали Травку) и назвал ее по имени. У мальчика в голове созрел план спасения. Травка ползла все ближе к болоту и мальчику. Вскоре она подошла так близко, что мальчик уцепился за ее ногу. Она дернулась, и Митраша освободился из болота. Выйдя на землю, мальчик властно позвал ее. Теперь ее сомнениям пришел конец, перед ней стоял Антипыч.
Травка спасла Митрашу, но не поймала зайца. Поэтому она продолжила свою погоню. Травка побежала к кусту можжевельника на ту палестинки, где должен быть заяц, но там уже ждал ее Серый помещик. Едва Митраша увидел морду волка, он выстрелил почти в упор. Серый помещик окончил жизнь быстро и без мучений. Травка поймала русака и принесла его Митраше. Они развели костер и приготовили зайца.
На следующее утро в селе соседи услышали крик голодной скотины, и сразу поняли, что с детьми что-то случилось. Соседи уже хотели отправиться на поиски, но вскоре из леса показались охотники с огромной корзиной клюквы и собакой Травкой. Они рассказали о своем путешествии в подробностях. Но многие не поверили тому, что мальчик смог убить старого волка.
Те, кто поверили, взяли веревки и сани, поехали на указанное место и привезли мертвого Серого помещика. А Настя всю свою ягоду отдала больным детям.
почему рассказ называется кладовая солнца?
Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.
Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»
Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.
Поход за клюквой
Однажды собрались дети за клюквой. Митраша прихватил с собой ружье и компас. Также он помнил, что отец рассказывал ему о том, что есть в лесу палестинка (тайная полянка), где клюквы видимо-невидимо. А Настя в это время, как настоящая хозяйка, собирала еду.
Немного пройдя по лесу, охотники за клюквой начали класть себе в рот ягоды. А потом вдруг заспорили, куда идти — по большой тропе, где все люди ходят, или на север, где, по словам отца, и находилась эта палестинка.
В итоге Настя пошла по известной дорожке, а Митраша по своей тропке, к таинственной полянке.
Персонажи-животные и их роль в повествовании
Параллельно миру людей в сказке существует другая реальность. Ее представляют животные, которых автору удается представить живыми и одухотворенными, со своими мыслями, логикой, благородными порывами, потребностью в любви.
- Серый помещик — в лесу и на селе все хорошо знали этого волка, ужасно его боялись, но никто не мог его убить. Считалось, что это невозможно. И именно сейчас Серый помещик начал жалобно выть. Митраша объяснил это тем, что все волки на Сухой речке убиты, и остался только он один.
- Травка — гончая собака Антипыча, лесного сторожа. Старик умер уже давно, но верная помощница все равно ждет его появления.
Антипыча уже нет, и домик его зарос. Но Травка так и жила в картофельной яме на месте его заросшего жилища. Для умной собаки жить в лесу, как дикому зверю, было нелегко. Так как в прежние времена она помогала Антипычу охотиться, гоняла дичь для хозяина, но не для себя.
А теперь, когда его не стало, ей пришлось, как и всякому дикому зверю, жить для себя. И скучая по нему, она все чаще и чаще начинала выть. Этим воем она звала к себе Антипыча. И к нему уже давно прислушивался Серый помещик, ведь сторожка находилась совсем недалеко от Сухой речки, где обитал волк.
Но, к счастью для Травки, сильный голод заставил ее прекратить свой вой. Она пошла на поиски пищи, намереваясь поймать зайца. Но, выслеживая зверя, Травка неожиданно увидела следы ребенка, а именно Насти.
Добрая собака решила добыть еду именно для этих детей, чтобы получить в награду за это кусок хлеба и ласку человеческих рук, чтобы обрести в них вновь хозяина, Антипыча.
Затерянный в болоте
А тем временем Митраша пробирался по своей тропке. Земля у него под ногами становилась не просто мягкой, а полужидкой, с каждым шагом становясь все тоньше и тоньше. Природа, зная, чем может закончиться поход на болото, предупреждала об этом Митрашу. Но мальчик, хоть и слышал все эти предупреждения, не обращал на них внимания. Он просто шел прямо, время от времени поглядывая на компас.
Недалеко он увидел высокую траву белоус. Она росла около чистой хорошей поляны. Это показывало, что он шел по правильному пути. И он смело двинулся вперед, пересекая чистую полянку. Вначале Митраша довольно твердо ступал по елани (так называется топкое место в болоте). Однако постепенно его нога стала утопать все глубже, гиблая топь засасывала его.
Митраша, уже почуяв опасность, все равно пробирался вперед. Но настал момент, когда он увяз так сильно, что при малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик успел сообразить, что в таких случаях надо отдыхать и беречь дыхание, чтобы не выбиться из сил. Откуда-то издалека до него донесся крик Насти: «Митраша!». Он ей ответил, но ветер унес его голос в другую сторону.
Настя находит палестинку
Девочка шла по лесу, на ходу собирая клюкву. Ей так хотелось ягоды, что она не думала ни о чем другом. И так, собирая ощупью клюкву, девочка сошла с набитой тропы. Увидев это, она сначала бросилась в одну сторону, потом в другую, и вдруг увидела ту саму палестинку, к которой так стремился Митраша. Девочка, видя это изобилие клюквы, начинает без промедления ее собирать. Она не заметила ни лося, стоявшего посередине палестинки, ни змеи, свернувшейся кольцом на клюкве. Поэтому она дернула за ту самую плеть, где лежала змея.
Гадюка подняла голову и зашипела. И в этот самый момент, Настя очнулась. Оглянувшись, Настя увидела, что совсем недалеко от нее стоит Травка. Девочка знала эту собаку — Антипыч не раз приходил с ней в село. Настя позвала ее и хотела дать ей хлеба, как вдруг резко вспомнила, что голодный Митраша в этот момент где-то заблудился. И она пронзительно закричала: «Митраша!». Этот крик и услышал ее брат.
Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку, а потом встала и громко завыла.
И этот вой услышал Серый помещик. Поняв местоположение собаки, он быстро помчался на палестинку.
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Кладовая солнца»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кладовая солнца»
- для самых компанейских — Главные герои «Кладовая солнца»
Отзывы читателей
Увлекательная и эмоциональная сказка-быль. Когда я читала текст, искренне переживала за героев. Особенно я волновалась за Митраша, когда он провалился в болото. Его спасла собака, а потом он смог убить волка. Серого хищника не одолели опытные охотники, но мальчику удалось это сделать. Поучительное произведение.
Интересная и необычная работа Пришвина. Она привлекает внимание необычным названием. Повествование ведется от лица рабочих, которые готовили болота для добычи торфа. Главная мысль текста — всегда важно поддерживать друг друга. Только это помогло брату с сестрой выжить.
Пришвин умело описывает природу, показывая, какой красивой она может быть. С особой теплотой он описывает сирот в своем произведении. Это трогательная и интересная сказка-быль. Да, брат с сестрой поссорились, но они смогли осознать свои ошибки и все исправить. Это произведение можно читать не только детям, но и взрослым.
Маргарита
Источник