Кладовая солнца
Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.
В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.
Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.
Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.
Тем временем неподалёку проснулась Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик. В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб. По этому-то следу Травка и побежала.
Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.
Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный. Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук. Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.
Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс спастись. Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.
Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Источник
Кладовая солнца — краткое содержание для читательского дневника рассказа Пришвина
Название произведения: Кладовая солнца
Автор: Михаил Пришвин
Год написания: 1945
Жанр произведения: сказка-быль
Главные герои: Настя Веселкина — 12-ти летняя девочка, Митраша Веселкин — 10-ти летний мальчик, брат Насти, Травка — большая собака, Волк — серый помещик.
Краткое содержание рассказа «Кладовая солнца» для читательского дневника помогает увидеть жажду жизни у детей и окунает в мир, где вместе с реальностью помещается сказка.
Сюжет
Настя и Митраша стали сиротами. Их мама умерла от болезни, а папа погиб под пулями на войне. Дети остались сами жить в родительском доме. Сразу вести хозяйство помогали соседи, но со временем они стали все делать сами. Однажды Веселкины пошли собирать клюкву. Действие происходит в конце апреля. Когда дети дошли к «Лежачему камню» им нужно было выбрать тропинку, по которой продолжать путь. Единое решение так и не было принято. Настя пошла по обычной тропе, а Митраша по «слабенькой». Путь мальчика завел в трясину. Спасла ему жизнь собака Травка, которая тосковала по умершему хозяину. Теперь она обрела нового друга. Митраша убил ружьем волка, который делал много вреда. Все собранные ягоды Настя отдала эвакуированным детям из Ленинграда.
Вывод (мое мнение)
Рассказ побуждает сотрудничать и любить все вокруг. Не отчаиваться, когда в жизни большие трудности. Самонадеянность и жадность показаны в негативном свете. Осознав свои ошибки нужно идти дальше. Пройдя через испытания дети приобрели зрелые качества, например Настя была готова позаботиться о детях войны. «Кладовые солнца» — это не только места добычи торфа, но и сами дети и окружающая природа. Важно уметь их видеть.
Источник
«Кладовая солнца» М. М. Пришвин Кратко
Михаил Михайлович Пришвин
Сказка-быль «Кладовая солнца» Краткое содержание
Природа, человек стали темой сказки-были, которую в 1945 году написал русский писатель Михаил Пришвин. Влюбленный в природу, он прекрасно ее знал. В центре повествования–дети, которые пошли за клюквой на болото и столкнулись с трудностями. Автор рассказывает, как они справляются с ними.
Очень краткий пересказ сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Настя и Митраша, осиротевшие в войну, весной оправились на болото, в котором хранятся огромные запасы торфа, за клюквой. По пути детям встретились трудности, которые они, помогая друг другу, преодолели. Помогла им в этом собака Травка. Природа в рассказе живая, человек показан ее частью.
Список и краткая характеристика героев сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Список и краткая характеристика главных героев
- Настя Весёлкина- 12 лет, она напоминает «курочку на высоких ножках», на ней вся женская работа.
- Дмитрий Весёлкин- 10 лет, кличка «мужичок-в-мешочке», в доме за мужчину, научился мастерить деревянную посуду.
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
- Собака Травка –потеряла хозяина лесника Антипыча, помогла Митраше выбраться из болота.
- Волк, по прозвищу Серый помещик, бесславно закончил свою жизнь от пули Митраши.
Краткое содержание сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» подробно по главам
I
Настя и Митраша – сироты, жили в деревне возле Блудова болота. Отец погиб в войну, а мать умерла. Дети очень дружные, распределив обязанности по дому, помогали друг другу.
II
Ранней весной дети собрались за клюквой на болото. Очень полезная ягода для здоровья, особенно если из-под снега. Вспомнили про «палестинку», о которой узнали от родителей. Мальчик взял ружье, компас, девочка-хлеб, молоко, вареную картошку.
III
Блудово болото начиналось за деревней. Рассветало медленно, природа готовилась встречать солнце. Немного поспорив, дети по-шли по протоптанной тропе, Митраша вспомнил про волка по кличке Серый помещик, который обитал здесь.
IV
Небольшую передышку сделали у Лежачего камня. Солнце обогрело их, выбирая тропу, они снова заспорили. Одна была плотненькой, общей, другая слабенькой. Настя пошла по первой, а Митраша отправился на север.
V
Стоны деревьев разбудили собаку Травку, заставили вспомнить о горе: два года тому назад умер лесник Антипыч, которого она понимала с полуслова. Собака привыкала жить в одиночестве.
VI
Недалеко от сторожки находилась Сухая речка, когда–то там жил волчий выводок. По просьбе местных крестьян целая команда охотников отстреляла всех, кроме одного. В это утро он был голоден.
VII
Услышав вой собаки, волк рванул на голос, но Травка внезапно прекратила выть, отправилась на охоту. Скоро она учуяла запах зайца, начала его поиски по направлению Слепой елани.
VIII
Блудово болото было кладовой торфа, солнце дарило его людям, тысячи лет храня под водой. Слой его был разной толщины. Слепая елань – место погибельное, торф здесь был молодым и совсем тонким. На него попал Митраша. Вначале тропа была не опасной, но неожиданно мальчик угодил в болото. Он пытался вырваться, у него ничего не получилось.
IX
Настя, собирая клюкву, вышла на палестинку, о которой им рассказывал отец. Жадность подвела девочку, она забыла про братишку. Только увидев Травку, девочку вспомнила про него, крикнула ему. Не получив ответа, она зарыдала, упав возле корзины.
X
Травка выбежала на полянку, подошла к плачущей девочке, она почуяла беду человеческую. Ненадолго завыла. Тут выскочил заяц, которого она упустила. Он бросился от собаки в сторону мальчика.
XI
Заяц вывел собаку прямо на Митрашу. Что-то подсказало ей, что это хозяин в молодости. Она откликнулась на голос. Митраша проявил хитрость, Травка, которую он схватил за задние ноги, с безумной силой рванулась, вытащила его из болота.
XII
Травка, признав в мальчике хозяина, продолжила гон зайца. Митраша понял, что он–его спасение. Достав ружье, выстрелил. Но пуля попала в волка. Настя, услышав выстрел, закричала. Наконец дети встретились и вернулись в деревню. В дальнейшем мальчик вытянулся, из него вырос замечательный парень, а девочка всю со-бранную ягоду отдала эвакуированным детям.
Историю эту поведал разведчик солнечных недр.
История создания сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»
Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из самых известных произведений Михаила Пришвина, которое он написал буквально за месяц в 1945 году. В сложные послевоенные годы. Несколько раз автор менял название, пока не остановился на последнем, которое приобрело глубокий смысл. Кладовая солнца — это и огромные запасы торфа, и вся природа, с которой человек имеет глубокую связь. Любить природу, бережно относиться к ее богатствам — главная мысль произведения.
Источник
Кладовая солнца. М. М. Пришвин
М.Пришвин. Кладовая солнца. Художник Иван Бруни
Содержание
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Иллюстрация к «Кладовой солнца» Пришвина
Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Настя
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Митраша
«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило [1] длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается. Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:
— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.
— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.
Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.
— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.
И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.
Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.
Источник