План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
Цикл уроков по повести «Кладовая солнца»
Цикл уроков по повести «Кладовая солнца»
Слайд 2. Очарованный странник, или биография (1873 – 1954)
«Завещание. Верно судить о писателе можно только по семенам его, поняв, что с семенами делается, а для этого нужно и время. Так скажу о себе (уж 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотыми солнышками в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками».
Слайд 3. Формирование самосознания будущего писателя
Михаил Михайлович Пришвин родилсягода недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия (в Ельце), затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В 20 лет сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в Россию вернулся агроном, но с широким гуманитарным образованием. Некоторое время служит в Клину в земстве, некоторое время работает исследователем на опытной станции в Луге, сотрудничает в агрономических журналах, написал книгу о картофеле. Затем познакомился с русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым. Они уговорили Пришвина поехать на Север России для собирания народных сказаний.
Он уехал на Север скромным агрономом, а вернулся знаменитым писателем, потому что дело не ограничилось собиранием фольклора. Пришвин написал книгу «В краю непуганых птиц», которая сразу сделала его известным. Он больше нигде никогда не служил. До конца жизни теперь он будет служить только одному – русской литературе. Как видит и изображает природу Пришвин? Он всегда достоверен. В то же время его видение природы поэтично. Свои миниатюры всего в несколько строк писатель в шутку называл поэмами. Прочитает короткую зарисовку, лукаво посмотрит и спросит: «Ну, как вам моя поэма?»
Слайд 5. Фотографическая точность прозы
В фотографии есть понятия – крупный план и общий план. Можно поместить в кадр целую рощу или целое озеро, а можно снять крупным планом один лист кувшинки или лягушку, сидящую на нём. Пришвин как художник, как живописатель природы работает преимущественно с крупными планами. Нет, это не разглядывание природы сквозь увеличительное стекло, но это – внимательное разглядывание природы. Эти картинки рождают в художнике движение души и мысли как единое целое
Слайд 6. Усолье в жизни и произведениях
Впервые побывав в Усолье в 1925г, Пришвин был пленён его красотой.
«В Усолье приплываешь, как будто не в село, а какое-то жительство
лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так всё вокруг
лесисто, болотисто, так много природы». В 1935г. писатель спас
сосны левого берега Вёксы. Он написал в газету «Известия» о том,
как обезобразили вырубкой лес: «Стоном моим, как пулей, стрельнуло
статьёй и попало в самое сердце. Понаехали комиссии и стали искать
виновников и провели постановление «Ввести всю чащу от самого озера
Плещеева до Усолья в неприкосновенный фонд». Этот бор и сейчас называют пришвинским.
Слайд 7. История создания повести
В 1945 году Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нём участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца», которая была написана за месяц. «Пишу во весь дух книгу для детей. …Понял, что вещь написана настоящая… Это «сказка» будет мне поводырём сквозь литературное безвременье», — так писал Пришвин о своей работе над повестью. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».
Слайд 8. Происхождение названия повести
Название «Кладовая солнца» было найдено Пришвиным не сразу. Дневниковые записи позволяют увидеть, как тщательно он подбирал название своему произведению: «Сладкая клюква», «Тропа испытаний», «Дружные ребята», «Друзья», «Блудово болото», «Друг человека», «Тропа Антипыча». Происхождение названия «Кладовая солнца» Пришвин объясняет так: «Однажды я встретил, как находку, в одном учёном исследовании уподобление торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло, кладовой солнца».
Главными героями произведения являются усольские дети – сироты Соня и Борис Александровы. «Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре и отец. Всё нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные. В 1943г. их старший брат Александр был призван в армию. Соня и Борис остались одни. Пришлось рано стать самостоятельными». Все односельчане не оставляли детей без внимания. Писатель брал их с собой за грибами и ягодами. А однажды сфотографировал. Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.
Слайд 10. Сказочное и реальное в повести
1.Прочитай несколько миниатюр, ответь на вопрос: почему Пришвина называют ведуном, то есть волшебником, колдуном? («Эолова арфа» и «Именины осинки»)
Повислые над кручей частые длинные корни деревьев теперь под тёмными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.
Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и медку домой захватить.
— автор повести – человек удивительный. Его называют ведуном. Слово образовано от слова «ведать», то есть много знать о чём-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, волшебников, знахарей, ворожеек.
2. Каким видит окружающий мир Пришвин? 3. Что умеет замечать в природе? 4. Каким человеком предстаёт он перед нами из этих миниатюр?
— писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в её жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца. Пришвин видит эти чудеса в том, мимо чего нередко легко проходят поглощённые делами и заботами люди. Его добрые зоркие глаза замечают всё, а искусное перо превращает обычное в сказку.
5. Что же реально в «Кладовой солнца»?
— во-первых, это время действия – период Великой Отечественной войны, мы можем точно определить год, в который происходят события – 1943-й, т. к. в конце книги говорится: «…за следующие два года войны Митраша вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем войны, да вот только война-то кончилась». Во-вторых, нам известно место действия: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…». В-третьих, судьба главных героев типична для того времени.
6. Присмотримся внимательнее, найдём сказочные черты в произведении:
в каких сказках герои тоже брат и сестра?
— «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева».
какие отношения обычно между ними?
— они очень любят друг друга, заботятся, помогают, а то и спасают от смерти.
почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
— кто-то из них, чаще всего брат, совершает ошибку или ослушивается запрета, за чем обязательно следует беда (Иванушка превращается в козлёночка, Кай оказывается в плену у Снежной королевы)
Какую характеристику даёт Пришвин этим героям в начале произведения?
Что чаще всего повторяется в их описании? Что автор подчёркивает в детях?
— главные герои повести своей внешностью будто связаны с солнцем, их называют солнечными детьми: «Настя была, как золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные. Ни светлые отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
Солнышко будто обласкало детей своими поцелуями, подарив им «золотые монетки» веснушек. Кроме «золотого солнечного» начала в брате и сестре автор отмечает их трудолюбие, самостоятельность. Он называет их «нашими любимцами», «милыми», с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носики, детишки, умненькие, сестрёнка, ручка и т. д.
Почему все в деревне любили детей?
— все уважали их за трудолюбие, раннюю самостоятельность, умение справляться с трудностями, вести крестьянское хозяйство, за дружбу.
Как относились друг к другу брат и сестра?
— они любили друг друга и были очень дружны. Пришвин не один раз говорит об этом, называет их дружными: «…не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы… во всём селе не было ни у кого такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Весёлкины».
Чем интересны эти иллюстрации? Что постарался подчеркнуть в героях художник?
— иллюстрации условны, автор обращает внимание на суть главных героев. Настя изображена в окружении домашней утвари, подчёркивая её трудолюбие. Митрашу мы видим на фоне инструментов отца, что также указывает на его трудолюбие. Дети подчёркнуто похожи.
Представим, какими были их родители, как воспитывали своих детей.
— родители Насти и Митраши были людьми работящими, добрыми, они и детей приучили к труду, иначе ни за что бы не справиться им с бедой, что выпала на их долю… они жили в ладу друг с другом, потому и детишки очень дружные. Настя знает, как успокоить брата, когда тот вздумает учить свою сестру. Тепло своих сердец передали родители детям, своей жизнью дали им важные уроки доброты и любви. Правда, чтобы узнать истинную цену этого дара, дети должны пройти нелёгкий путь, испытать страх потери. Только тогда откроется Истина.
Что позвало ребят в поход за клюквой?
— заботиться о себе им приходится самим. А из весенней «сладкой» клюквы можно варить и кисель, и морс готовить, и вообще она – «целебное лекарство от всех болезней». Дети отправляются за клюквой, но на самом деле – за «правдой Антипыча», хотя они пока и не подозревают об этом.
Чем поглощены брат и сестра? Нет ли в их сборах чего-то настораживающего?
— Настя, собираясь в лес, всё делает, как делала покойная мать: готовит корзину, полотенце, чтобы не резало плечо, когда корзина отяжелеет от ягод, берёт запас еды. Митраша взял отцовское ружьё, манок на рябчиков и не забыл компас. Каждый из детей поглощён своим: Настя мечтает набрать как можно больше ягод, Митраша – найти новые тропы, связанные с охотой. Потому дети плохо слушают друг друга, и это настораживает, потому что в походе люди должны держаться вместе и следовать общим правилам. Уже начало похода сулит беду.
Перечитаем описание наступающего утра (4 гл. «Сюда, к Лежачему камню…И тогда как будто довольно уже большой ручей…»
Понравилось ли вам это описание? Чем? С каким чувством описывает автор утро?
— восход солнца изображается как праздничное торжество, солнце названо великим, приветственное пение птиц звучит как гимн ему. Горячее и чистое солнце несёт тепло, свет и радость всему живому.
Видят ли эту красоту дети? Почему? Где в этом описании тревожная нотка? С чем она связана?
— нет, замёрзшие дети сидят на камне, дожидаясь, когда и к ним придут
лучи солнца и обогреют их хоть немного. Они неподвижны, как изваяния.
и ничего не замечают, потому что все их мысли поглощены походом, не
случайно автор называет здесь героев охотниками за сладкой клюквой. Вот
потому-то даже в описании чудесного весеннего утра есть тревожная нотка.
Дети услышали её в драке тетерева и ворона, в движении облаков на небе, в стоне сосны и ели. Эта тревога, вероятно, связана с тем, что дети ещё до восхода солнца начали спорить, по какой тропе идти. А когда солнце взошло и они собрались продолжить путь, спор разгорелся с новой силой и завершился ссорой, в результате чего брат и сестра пошли в разные стороны.
Как отреагировала природа на то, что здесь произошло?
Кто виноват в ссоре?
— скорее всего, оба героя, так как ни один не захотел уступить другому: старшая благоразумная сестра не настоял на своём, а младший брат оказался упрямым и самонадеянным. В результате они чуть не потеряли друг друга. В сказках вина и ответственность чаще всего ложится на одного из героев, у Пришвина же, как и в жизни, в ссоре виноваты оба.
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать здесь?
— ссора произошла на развилке двух троп, и в этом тоже просматривается элемент сказки. .Вспомните: налево пойдёшь – богатым станешь, прямо пойдёшь – голову сложишь, направо пойдёшь – невесту найдёшь и т. п.
За чем отправились дети?
— за клюквой. Им голодно в трудное военное время, приходится добывать хлеб насущный, вот и отправились они на поиски сладкой клюквы.
А что обычно ищут герои сказок? За какими сокровищами и чудесами охотятся?
— сказочные герои отправляются на поиски царевен, жар-птиц, молодильных яблок, богатырских коней, волшебных колей и т. д.
С чем эти сокровища сопоставимы в сказке Пришвина?
— клюкву можно назвать природным сокровищем. Ведь в народе считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней. И в этом смысле она ближе всего к сказочным молодильным яблокам, которые возвращают молодость и здоровье старым и больным. Любые сокровища достаются сказочным героям непросто, с трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни. Им постоянно грозит то смертная казнь, то гибель в поединке с чудовищем, то страшные звери в дремучем лесу.
Как вы думаете, случайно ли 4 глава, где рассказывается о споре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели?
— не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается та боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить, потому что умрут они друг без друга… знают об этом ель и сосна и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся в пути. Но поглощённые своими целями, брат и сестра не услышали этого, не заметили «реакции» природы на их ссору и пошли каждый своим путём.
Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
— с самого начала девочку занимала только мысль о том, как собрать побольше клюквы. Пришвин с огорчением замечает: «Жадность при сборе её у женщин развивается страшная». То же произошло и с Настей: «Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился ей брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться… Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюке, и ей хочется всё больше и больше».
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на неё внимание?
— девочка уподобилась «ползающей твари», которая ищет только пропитания, потому-то и не реагируют на неё чуткий и пугливый лось. Ни о чём она не помнит, кроме клюквы.
А когда же и где вспомнила о брате Настя?
— Настя вспомнила о Митраше на палестинке, когда наткнулась на горелый пень, где грелась гадюка, и увидела Травку.
Что ужаснуло девочку при этом – гадюка или она сама? Что, по сути, произошло с ней?
— Настя испугалась себя, её ужаснуло, что она от жадности забыла о «любимом
брате», и показалось ей, что это она – страшная гадюка… Только теперь она
«вышла из шкуры змеиной», сбросила с себя это мерзкое обличье. Стыд и
Раскаяние овладели девочкой. По сути, она пережила очищение и возрождение, отдав всю клюкву ленинградским детям.
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем они пошли в лес?
— Он, бросив сестру, тоже не подумал «ни о корзине для клюквы, ни о пище»,
его манят только открытия. И, идя вдоль Блудова болота, он тоже не вспомнил о сестре.
Как его пыталась предупредить об опасности природа?
— «Старушки-ели» старались преградить ему путь, чёрный ворон кружил над его головой,
трава белоус подсказывала, где тропа, тревожно стрекотали сороки.
Почему Митраша не прислушался к этим голосам природы? Что руководило им?
— Ему нравилось быть смелым первооткрывателем: «Митраша всё слышал, но ничуть не трусил: что ему было трусить, если под его ногами была тропа человеческая! Шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти». Увлечённый поиском, он забыл обо всех предосторожностях и приметах и оказался в трясине. Вот теперь он вспомнил о сестре и заплакал.
Что произошло с Митрашей? Как он повёл себя в беде?
— Митраша вспомнил всё, что знал о болоте и о том, как надо себя вести в случае беды. «Он мог сделать только одно: положить плашмя ружьё на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание. Так он и сделал…» Мальчик не впадает в панику, собирает всё своё мужество и ищет выхода.
Почему ему удалось спастись?
— Спасение пришло к нему от Травки.
Что сказочного в этом герое?
— Волк Серый помещик, названный в книге «злодеем» и «грозой края»,
угрожает жизни затерявшихся в лесу детей, и Митраше приходится
вступить с ним в поединок, чтобы защитить себя и сестру. Сказочное и реальное переплетаются в этих мотивах. Грань между жизнью и сказкой очень тонкая, почти неуловимая, и неизвестно, кто из них торжествует – может быть, их сплав, делающий сказку реальностью, а жизнь – сказкой.
Почему его называют «злодеем», «грозой края»?
— Волк безжалостно истребляет домашний скот, и, по словам Митрашиного отца, его «убить невозможно».
Что олицетворяет собой этот волк? Чем это можно доказать?
— Волк олицетворяет собой зло. Он не просто убивает коров и овец, чтобы прокормить себя. «…Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». «Зимой он ловил больше собак в деревнях и питался почти только собаками. И до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал её в сани и вырвал её прямо из рук хозяина».
Его ненависть к человеку и собаке безмерна, они – злейшие враги Серого помещика. Почему?
— Собаку и человека связывают дружба, любовь, взаимопонимание.
О её верности ходят легенды, недаром существует выражение
«собачья преданность». Это-то и ненавистно Серому помещику,
способному думать только о себе. Это дикий зверь, хищник, в его мире действует закон силы и выживания… Хотя собака и волк из одного семейства.
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, то есть, признав в нём хозяина? Обоснуйте.
— Травка сделала правильный выбор, потому что Митраша показал себя мужественным, сильным человеком – настоящим охотником и путешественником, любящим и знающим природу. Конечно, он оступился, повёл себя самонадеянно на болоте и эгоистично по отношению к сестре, но кто не ошибается. Главное – уметь извлечь уроки из своих ошибок. Мы охотно прощаем мальчика и за силу его духа, и за храбрость: он не только сумел спастись, но и убил Серого помещика. И «Травка бросила все свои колебания – перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и большой человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.
Прежде Пришвин называл Митрашу «маленьким человеком», а после спасения его из болота Митраша стал «большим человеком». Что произошло?
— Митраша повзрослел, пережив страх смерти, потери, узнав цену любви – ему открылась «правда Антипыча», известная Травке, потому-то она и признала в нём хозяина.
Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте.
— Пришвин любит своих героев, и потому ему особенно больно, когда они оступаются,
совершают ошибки. Следуя за Настей, автор не раз с огорчением вздыхает:
«И опять бы девочке, похожей на золотую Курочку на высоких ножках, подумать
При радостной встрече с палестинкой о брате своём и крикнуть ему:
— Милый друг, мы пришли!»
Горько ему видеть золотую Курочку, поглощённую только сбором клюквы и забывшую обо всём на свете, ставшую «мокрой и грязной». Грязь эта не только болотная, но и духовная, потому что одолела девочку жадность…
И о Митрашиных действиях писатель говорит с неодобрением: «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». Желая волшебной помощи детям, он обращается к вещей птице – ворону (и это обращение напоминает народные заговоры и песни): «Ах, ворон, ворон, вещая птица. Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесёшь к сестре на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте от своей отчаянной и бессмысленной смелости! Ты бы, ворон, сказал им…»
Писатель понимает, что ошибки детей от неопытности, что солнышко только ненадолго скрылось за тучу, поэтому его отношение к героям остаётся прежним.
Вспомните, каких волшебных помощников из мира природы мы встречаем в сказках?
— Собака и кот – сказка «Волшебное кольцо», волк – «Иван Царевич и серый волк», корова – «Крошечка-Хаврошечка», конь – «Сивка-бурка», щука – «По щучьем велению» и др.
Вспомните, кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?
— Часто такой ведуньей выступает Баба Яга, наделённая и злым, и добрым началом, она ведёт себя по-разному. Но нередко на помощь сказочным героям приходит и неизвестный старичок (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»), который подсказывает путь, даёт добрый совет, указывает место нахождения сокровища и т. п.
Вспомните, какие волшебные предметы встречаются в сказках?
— Это шапки-невидимки, сапоги-скороходы, скатерти-самобранки, чудодейственные колечки и дудочки, ковры самолёты, гусли-самогуды, «всезнающие» клубки-проводники, которые ведут героев в нужное место, и т. п.
А что в повести Пришвина названо «чудесной» вещью?
— Это компас. «Никогда, бывало, отец его, отправлялся в лес, не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца:
— Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен, как ладонь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?
— Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец, — в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не может, пойдёшь наугад, ошибёшься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит».
В чём отличие компаса от сказочного клубка, который ведёт за собой
Клубок сам ведёт его. Компас же заставляет думать, взвешивать, выбирать.
Выходит, и здесь сказочное превратилось в реальное и стало настолько
привычным, что мы перестаём ему удивляться. Не зря беспокоился писатель: «Удивление покидает мир. Даже воздухоплавание, даже радио и телевидение больше не удивительны». Вот и возвращает нам удивление и называет обычный компас «чудесной вещью», придаёт ему черты волшебного необыкновенного предмета.
А в чём ещё произведение Пришвина перекликается со сказкой? Вслушаемся в звучание авторской речи. Чем она напоминает сказочную?
— Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей…»; «Лет двести тому назад ветер сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…»; «Но случилось на небе в это время одно облако»; «Ах, ворон, ворон, вещая птица! Живёшь ты, может быть, сам триста лет, и кто породил тебя, тот в яичке своём пересказал всё, что ты тоже узнал за свои триста лет жизни» и т. п.
Выходит, не случайно Пришвин назвал своё произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.
Можно ли назвать все эти элементы безусловно сказочными? Почему?
— С первого взгляда, сходство это более внешнее, чем внутреннее: ничего необыкновенного во всех этих элементах нет. Что удивительного в старом леснике Антипыче и его собаке?! В матёром волке, сосне и ели?! В клюкве и компасе?! В самом походе детей за клюквой?! Но Пришвин учит нас заглядывать в глубинную суть вещей, возвращая им забытую человеком значимость, вызывая удивление и спасая тем самым сказку. Потому-то и называет он свое произведение сказкой-былью и уже этим заставляет задуматься о том, что же ждёт нас на страницах его книги, какие тайны она раскроет.
Слайд 19. …а философская.
Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?
— Антипыч – хозяин могучего леса, знающий и хранящий его тайны. Не раз проходили через лес ребятишки, не раз заглядывали к леснику со своей бедой.
« — Эх, вы! – бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болоте, придём домой грязные, мокрые. – Ходите вы, ребята, одетые и обутые.
— А то как же? – спрашивали мы.
— Ходили бы, — отвечал он, — голенькие и разутые.
— Зачем же голенькие и разутые?
А он-то над нами покатывался».
Многому научил он ребятишек, но самой главной тайны не открывал: хотел, чтобы дети нашли её сами. А тайна эта – основа жизненной мудрости. И если сказочные ведуны хранят только тайны дорог и кладов, то Антипычу Пришвина выступает как хранитель тайны жизни. И внешне он чем-то напоминает мудреца-отшельника: «…Старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет. Всё жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось, он никогда не умрёт». Но бессмертными бывают только сказочные герои…
И вот не стало Антипыча, и пришлось детям самостоятельно пробираться по таинственному и чудесному лесу, который то предостерегает их, то пугает, то помогает. Чем это можно доказать?
— Когда между Митрашей и Настей начинаются разногласия, порыв ветра заставляет стонать ель и сосну, которые будто предупреждают детей о возможной беде: «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Трава белоус подсказывает Митраше тропу, ёлочки на болоте стараются не пропустить мальчика в трясину: «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимается, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку». Зато ворон и сороки только и ждут поживы:
« — Дрон-тон! – крикнул сторожевой ворон в том смысле, что какой-то маленький человек с двойным козырьком и ружьём близится к Слепой елани и что, может быть, скоро будет пожива.
— Дрон-тон! – ответила издали из гнезда ворона-самка.
И это означало у неё:
То же самое мы видим и в сказках.
А что же это за слово-правда Антипыча?
-Это было прежнее имя собаки – Затравка. Конечно, Травка не знала значения слов – она знала интонации, а в них и скрывалась чудесная правда Антипыча – правда Любви. В голосе «маленького человека» она услышала ласку и любовь: «Затравушка, милая Затравушка! – ласкал он её сладким голосом».
Любовь, прозвучавшая в великом даре человека – слове – и услышанная его другом собакой, спасла погибающего в болоте мальчика…
Всё это происходит в прекрасном и таинственном лесу, который является своеобразной моделью человеческой жизни: с мечтой о счастье и правде, поисками и заблуждениями, ошибками и прозрениями, искушениями и испытаниями, молодостью и старостью.
Кто-же, по Пришвину, является матерью этого чудесного леса и почему?
— «…Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло», — пишет Пришвин. Солнце дало жизнь всему живому, и жизнь эта никогда не прекращается, она вечно возрождается и обновляется: «Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болоте вода не даёт родителям-растениям передать всё своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство».
Вот так тысячелетиями и сохраняется добро в кладовых солнца.
Что же названо в повести «кладовой солнца»?
«…Всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца», — пишет автор. Но у нас сказка не простая, а философская. Значит, речь не только о торфе. Вот горелый пень на палестинке. Его тоже можно назвать маленькой кладовой солнца. Он собирает и хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами. Болото, пень с солнечным теплом. И всё. А что ещё? Солнце связано со всей жизнью и олицетворяет её силу, её бесконечность, а значит – бессмертие. Не забудем, что всё в произведении Пришвина не просто и не случайно. Торф – это доброе тепло, энергия, которая хранится в болоте и может согревать жилища, удобрять почву и помогать растениям расти. Но никакие запасы природы не превратятся для человека в добро без любви, потому что любовь – главный двигатель жизни. Не зная этого, человек может погибнуть, приняв ложное за настоящее (как Митраша, который принял страшное гибельное болото за чистую добрую полянку и провалился в трясину). Не прислушался к голосу сестринской любви, возгордился, захотев быть первооткрывателем… Не так ли в жизни. Ведь зло бывает явное, как Серый помещик, а бывает и замаскированным, как Слепая елань. Его-то и нужно бояться и учиться различать.
Так вот в кладовой солнца спрятаны не только запасы материального добра, но и запасы добра духовного, секреты жизни и мудрость, копившаяся веками. И эта кладовая не в болоте, не в горелом пне, а. Да, в душе человеческой…
Что хотел сказать писатель, называя свою повесть «Кладовая солнца»?
Называя повесть «Кладовая солнца», писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно, где даже мёртвое служит живому; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную её тайну, и ведёт он нас к её открытию через Блудово болото, в храм природы, на чудесную палестинку, где героям открывается Истина и где они обретают подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность…
Источник