Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.
Суточные пути Солнца в дни равноденствий и солнцестоянии на полюсе Земли, на ее экваторе и в средних широтах показаны на рисунке 2.11.
1. Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется? 2. В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звёзд?
При выполнении упражнения угол наклона экватора к эклиптике считать равным 23,5°.
1. На какой высоте Солнце бывает 22 июня на Северном полюсе? 2. На какой географической широте Солнце бывает в полдень в зените 21 марта; 22 июня? 3. В какой день года проводились наблюдения, если полуденная высота Солнца на географической широте 49° была равна 17°30′? 4. Полуденная высота Солнца равна 30°, а его склонение равно — 19°. Определите географическую широту места наблюдения. 5. Определите полуденную высоту Солнца в Архангельске (географическая широта 65°) и Ашхабаде (географическая широта 38°) в дни летнего и зимнего солнцестояния. Каковы различия высоты Солнца: а) в один и тот же день в этих городах; б) в каждом из городов в дни солнцестояний? Какие выводы можно сделать из полученных результатов?
1. 23°30′. 2. а) На экваторе (φ = 0°); б) на Северном тропике (23°30′ с. ш.). 3. 21 декабря (день зимнего солнцестояния). 4. 41°. 5. В Архангельске: 48,5° (летнее солнцестояние), 1,5° (зимнее солнцестояние). В Ашхабаде: 75,5° (летнее солнцестояние), 28,5° (зимнее солнцестояние). Различия высот: а) 27° (разность географических широт городов); б) 47° (23,5° • 2).
Найдите на звёздной карте эклиптику и проследите, по каким созвездиям она проходит.
Составьте в тетради таблицу, в которую запишите координаты Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Определите положение Солнца на эклиптике и его экваториальные координаты на сегодняшний день. Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
Установите звёздную карту на полночь того числа, когда выполняется это задание. Запишите несколько созвездии, которые будут видны в это время в южной, западной, северной и восточной стороне над горизонтом. Затем установите звёздную карту на полночь той даты, которая отличается от первой ровно на полгода. Снова запишите созвездия, видимые в различных сторонах горизонта. Сравнивая эти две записи, укажите, какие изменения произошли в положении созвездий. Чем можно объяснить эти изменения?
Источник
Задания. 1. Построить графики средней высоты Солнца и максимальной продолжительности дня (табл
1. Построить графики средней высоты Солнца и максимальной продолжительности дня (табл. 2). Рекомендуемый масштаб: высота солнца – 1 см-10º, продолжительность дня – 1 см–2 часа.
Таблица 2.Зависимость продолжительности дня (час.) от широты
Широта, 0 | Средняя высота Солнца, º | Максимальная продолжительность дня, час. |
2. Построить столбчатые диаграммы распределения площадей суши и океана по широтам (табл. 3). Рекомендуемый масштаб: в 1 см – 3 млн км 2 (суша — коричневый, океан — синий).
3. Построить графики распределения суммарной солнечной радиации, радиационного баланса (суша, океан), температуры воздуха (год, амплитуда) по широтам (табл. 4). Рекомендуемый горизонтальный масштаб: солнечная радиация – 1 см–10 ккал/см 2 (желтый цвет), радиационный баланс – 1 см–20 ккал/см 2 (оранжевый), температура – 1 см-10ºС (положительные температуры – красный цвет, отрицательные – черный).
4. Построить диаграмму распределения фитомассы (табл. 4). Рекомендуемый горизонтальный масштаб распределения фитомассы — 1 см-8 тыс. т/км 2 (темно-зеленый).
Таблица 3.Распределение площади (млн км 2 ) суши и океана по широтам
Широта, 0 | Площадь, млн км 2 | |
Суша | Океан | |
90-80 с.ш. | 0,1 | 3,5 |
80-70 | 3,4 | 8,2 |
70-60 | 13,5 | 5,4 |
60-50 | 14,6 | 11,0 |
50-40 | 16,5 | 15,0 |
40-30 | 15,6 | 20,8 |
30-20 | 15,1 | 25,1 |
20-10 | 11,3 | 31,5 |
10-0 | 10,1 | 34,0 |
0-10 | 10,4 | 33,7 |
10-20 | 9,4 | 33,4 |
20-30 | 9,3 | 30,9 |
30-40 | 1,2 | 32,2 |
40-50 | 1,0 | 30,5 |
50-60 | 0,7 | 25,4 |
60-70 | 1,9 | 17,0 |
70-80 | 8,0 | 3,6 |
80-90 ю.ш. | 3,1 | 0,4 |
Таблица 4.Распределение суммарной солнечной радиации, радиационного баланса (ккал/см 2 ), среднегодовой температуры воздуха ( 0 С), среднегодовой амплитуды температур ( 0 С), фитомассы по широтам
Широта, 0 | Суммарная солнечная радиация, ккал/см 2 | Рад. баланс, ккал/см 2 | Т воздуха год, 0 | А колебания t год, 0 | Фитомасса, тыс. т/км 2 |
с.ш. 90 | -23,7 | 40,0 | |||
-17,2 | 32,3 | ||||
-10,7 | 32,1 | ||||
-1,1 | 29,7 | ||||
5,8 | 24,9 | ||||
14,1 | 18,5 | ||||
20,4 | 2,5 | ||||
25,3 | 5,9 | ||||
26,7 | 1,8 | ||||
26,2 | 1,1 | ||||
25,3 | 3,6 | ||||
22,9 | 5,8 | ||||
18,4 | 8,2 | ||||
11,9 | 7,1 | ||||
5,8 | 5,4 | ||||
-3,4 | 11,2 | ||||
-13,6 | 19,6 | ||||
-27,0 | 28,7 | ||||
ю.ш. 90 | -33,0 | 34,5 |
5. Построить столбчатые диаграммы распределения основных климатических показателей суши и показателей зональности вод Мирового океана по данным табл. 5, 6. Проанализировать аномалии распределения и отразить письменно.
Таблица 5. Распределение основных климатических показателей земной поверхности по широтам
Широта | Т воздуха янв., 0 С | Т воздуха июля, 0 С | Осадки, мм | Испаряемость (год), мм | К увл. (год) |
70-80 с.ш. | -26,0 | 07,0 | 2,0 | ||
60-70 | -23,0 | 12,0 | 1,5 | ||
50-60 | -10,0 | 16,0 | 1,25 | ||
40-50 | -3,0 | 20,0 | 0,7 | ||
30-40 | 8,0 | 28,0 | 0,5 | ||
20-30 | 16,0 | 30,5 | 0,25 | ||
10-20 | 23,5 | 30,0 | 0,3 | ||
0-10 | 25,0 | 28,0 | 1,6 | ||
0-10 | 27,0 | 24,0 | 1,95 | ||
10-20 | 26,0 | 22,0 | 0,7 | ||
20-30 | 25,0 | 18,0 | 0,35 | ||
30-40 | 20,0 | 14,0 | 0,5 | ||
40-50 | 18,0 | 08,0 | 1,1 | ||
50-60 ю.ш. | 10,0 | 00,0 | 2,2 |
Таблица 6. Некоторые показатели зональности вод Мирового океана
Источник
Как построить график полуденной высоты солнца
Работа N 3. Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца
Оборудование: теодолит или простейший угломерный прибор.
1. Провести наблюдения за изменением полуденной высоты Солнца в течение 1-2 месяцев, проводя измерения один раз в неделю. Результаты измерения и данные о склонении Солнца в остальные месяцы года (взятые через неделю) занести в таблицу: