Богиня луны Геката
В Древней Греции было несколько лунных богинь. Геката воплощала лунный свет, она же покровительствовала тьме, колдовству. К ней обращались ведьмы древности, но и сейчас Геката популярна во многих эзотерических культах. Остальные лунные богини и другие боги пантеона также помогают в магии, гаданиях.
Геката в Древней Греции – богиня тьмы, подземного мира, хранительница ключ от Тартара. Она же могла стать проводницей между миром мёртвых и миром живых. Её почитали также как повелительницу призраков, которых она могла наслать на провинившегося. Но выступала Геката и как защитница. Её приносили жертвы ночью на перекрёстках. Она выступала как триединая богиня луны, чей культ до сих пор находит свои отголоски.
Функции Гекаты
В первую очередь Геката – это ночная богиня, которая покровительствовала тьме, ночи. Считалось, что ночью она во тьме парит над перекрёстками, путешествует по дорогам вместе со своей свитой. В первую очередь туда входят призраки, неуспокоенные души, а также псы Гекаты. О её приближении можно было узнать по отдалённому собачьему вою и лаю.
В ночное же время Гекате приносили и жертвы. Она была хозяйкой и хранительницей перекрёстков, а также всех границ, порогов, входов и выходов.
Древние люди считали, что подобные пограничные места также обозначали и границы между мирами, реальностями. Там можно было с лёгкостью встретиться с чем-то потусторонним.
Гекате был близок и свет. В руках она держала факел или даже два факела, которые обозначали проблеск света во тьме, скрытое тайное знание. Также в её ведение входила и луна.
Покровительство луне и связь с другими лунными богинями
В Древней Греции было несколько богинь, которые связывались с луной и её различными аспектами. В частности, кроме Гекаты называли ещё двух:
- Селена – богиня, что имя означало «свет», «сияние». Она выглядела как красивая молодая женщина, которая дарила ночью свой золотистый свет земле. Селена, как и Геката, иногда держала в руках факелы. Она вела за собой звёзды, а поэты иногда давали ей красивый эпитет «сияющий глаз ночи». Иногда её называли дочерью Гелиоса, Солнца.
- Артемида – лунная богиня, сестра бога солнца Аполлона. Прекрасная охотница и дева, она считалась очень светлым божеством, дарила счастье в материнстве, покровительствовала плодородию. Артемиду (или Диану в римской мифологии) часто изображали с лунным серпом на лбу.
Геката с полумесяцем. Музей Гюстава Моро в Париже.
По сравнению с этими богинями Геката представляла собой более тёмный аспект луны. Вероятно, первоначально она также обладала светлыми функциями. Есть даже предположение, что перед появлением в греческом пантеоне лунная богиня Геката принадлежала другой мифологии, например, малоазийской.
Лунная триединая Геката. Художница – Виктория Франсес.
В Греции уже были богини вроде Артемиды и Селены, поэтому Гекате были приписаны хтонические функции и связь с миром мёртвых.
К тому же, если Артемида и Селена покровительствовали ночному светило как таковому, то Геката обозначала именно лунный свет.
У всех трёх богинь была одна священная птица – вертишейка. Согласно легенде, девушку по имени Йинкс или Иинга (в переводе «вертишейка») боги обратили в птицу из-за того, что она с сёстрами соревновалась в пении. Либо Йиинкс дала Зевсу напиток, после которого он воспылал страстью к Ио.
Латинское название вертишейки Jynx также перекликается с названием атрибута Колесо Гекаты, который представлял собой изображение лабиринта богини с тремя путями. От слова jynx также потом произошло английское слово, обозначающее проклятие или заклинание, в то время как сама Геката покровительствовала колдовству.
Триединая богиня Геката
Богиня луны Геката часто изображалась с тремя ликами или даже телами. Три фигуры богини могли окружать столб или колонну и смотреть в три стороны. Подобные статуи часто ставили на перекрёстках или у домов, храмов для защиты от злых духов и бед.
Тройная Геката. Британский музей, Лондон.
Позже, уже с приходом различных неоязыческих религий, эзотерики Геката стала восприниматься как один из аспектов Триединой богини. Туда входят Дева (девственница, молодая луна, рождение нового), Мать (плодородие, полная луна) и Старуха (опытная, пожилая женщина, старая или чёрная луна). Из-за связи со смертью и мудрости Гекате приписывают аспект Старухи.
Источник
Атрибуты Селены
Богиня Селена – это покровительница луны в древнегреческой мифологии. Так же как Гелиос с приходом дня выезжает на небо, чтобы светить и дарить людям лучи солнца, так и Селена ночью выплывает среди звёзд. Она – само олицетворение луны. Легенды про эту богиню тоже представляют с собой рассказ о движении небесных тел и процессов, касающихся их. Атрибуты Селены также во многом были связаны с ночным светилом.
Полумесяц
Самый важный символ Селены, который, по сути, является её прямым воплощением, отображением – это полумесяц. Селена часто изображалась с диадемой, в середине которой как раз был помещён подобный элемент. Полумесяц лежал на боку рогами вверх. Именно от этой диадемы и исходило сияние, которое люди могли наблюдать на небе.
Селена сама по себе была фактически луной, что подтверждает даже имя богини. Оно переводилось с древнегреческого как «луна». Второе имя богини, Мене, значило абсолютно то же самое.
Селена – воплощение луны
Имя Селены можно рассматривать как нарицательное название самой луны. По этой причине легенды и мифы о ней легко трактовать. Обычно они имеют одно значение, которое сводится к объяснению через мифологию процессов, происходящих на небе.
Среди исследователей даже появилось мнение, что образ Селены находится в самом начале появления мифов про луну. Причём этот процесс задерживается из-за того, что легенды излагают именно мифологический взгляд на луну, они ограничены реальными небесными процессами.
Эндимион и Селена. Джон Вуд. Даличская (также Далиджская) картинная галерея, Лондон.
Если бы во время зарождения культа Селена получила другое имя, имевшее меньшую связь с луной, легенды о ней могли бы быть более разнообразными. Так случилось, в частности, с Артемидой, мифы о которой подчас достаточно пространны и не связаны напрямую с луной.
Полумесяц мог венчать голову богини, быть элементом её диадемы. В этом она была схожа с Артемидой – на лоб последней также часто помещали перевёрнутый рогами вверх полумесяц. Но иногда подобную форму принимал длинный плащ Селены. В любом случае изображение луны было неотъемлемой частью её облика.
Мифы про Селену-Луну
В именах других персонажей, связанных с Селеной, можно также увидеть намёки на лунные циклы и процессы. Особенно это видно по мифу про Селену и Эндимиона. Эндимион – прекрасный юноша, который погружён в вечный сон на горе Латм в Турции. Его имя происходит от греческого глагола endyein, что значит «нырять». Таким образом сам Эндимион (Endymion) – это «ныряльщик».
В результате легенда о Селене и Эндимионе – это рассказ о погружении Солнца (Эндимиона) в море и его дальнейшая встреча с луной перед началом дня.
Дети этой пары представляли собой воплощение фаз луны и 50 лунных месяцев, которые вместе составляли 4 года, проходившие между двумя Олимпийскими играми. Этот период назывался Олимпиада, а сами дети были 50 дочерьми. Среди них наиболее известными были следующие богини:
- Немея – новая, зарождающаяся луна;
- Месомена – пребывающая луна;
- Пандея – убывающая луна;
- Мениск – полумесяц;
- Мена – луна в полнолуние, полная луна.
Луна и Солнце
В легендах можно также явственно проследить то, как противопоставляются Луна и Солнце, т.е. Селена и Гелиос. По некоторым источникам, они – брат и сестра, дети титанов Тейи и Урана. В других сам Гелиос порождает Луну.
Это тоже является достаточно интересным вариантом, ведь именно солнечный свет позволяет светить луне. Тем более, что впервые узнали о подобном явлении именно в Древней Греции. Такое открытие сделал учёный Анаксагор живший ок. 500 г. до н.э. Он же объяснил и солнечные и лунные затмения.
У Селены было даже имя, перекликающееся с именем Солнца, а именно Аполлона. Также, как Аполлона звали Феб, Селену могли называть Фебой. Причём имя Феб использовались также по отношению к Гелиосу, а Феба – к Артемиде. Но первоначально Феба была отдельным божеством, титанидой, тётей богини луны и матерью Лето и Астерии. Соответственно, она же – бабушка Аполлона и Артемиды.
Селена. Музей Пио-Клементино (Дворец Бельведер) в Музеях Ватикана, Рим.
Интересным было также и имя Селены Мене, ещё одно нарицательное название Луны. В греческом языке mene было женским вариантом от men, которое обозначало мужчин. Кроме значения «луна» это слово также переводилось как «лунный месяц». Подобное название носили и лунные люди-боги из Фригии (историческая область на западе Малой Азии, нынешняя Турция).
Селена как аспект Триединой богини луны
Со временем связь Селены с луной и другие её черты определили также ещё одну трактовку её образа. Эта трактовка относится к так называемой Триединой богине, которая воплощает собой циклы женской жизни, а также процессы, происходящие в природе и обеспечивающие плодородие и жизнь людей, других существ.
Архетип Триединой богини впервые описал Роберт Грейвс в книге «Белая богиня».
По мнению Грейвса, Триединая богиня – это женское божество, особо почитаемое в каждой языческой религии. Она включает в себя трёх богинь, которые в свою очередь обозначают три времени женской жизни, а также три цикла луны. Это триединство элементов связано и с плодородием, созреванием урожая. Грейвс называл подобное божество «Богиней Рождения, Любви и Смерти». Эта богиня была в чём-то близка Великой Богине-Матери.
Специалисты в области изучения истории религий, а также некоторые другие учёные в основном восприняли эту теорию скептически. Однако подобные женские образы и правда часто мелькают в разных религиях. Триединая богиня же стала популярной в различных современных языческих религиях. Особенно её почитают в викке, неоязыческой религии, где центральное место отводится природе.
Селене отводилось в этой триаде роль матери-богини, полной луне, которая олицетворяет зрелость, плодородие.
В целом же образ Триединой богини состоял из следующих элементов:
- Дева – это начало, рост, рождение, начало всего нового и юность природы и самого мира; в качестве Девы выступала Артемида, девственная богиня, также этот аспект олицетворяла молодая луна;
- Мать – зрелость, стабильность, а также сексуальность, рождение детей, плодородие, зреющий урожай; в её роли и выступала Селена, а символом Матери становилась полная луна в самом её прекрасном и ярком проявлении;
- Старуха – окончание цикла, смерть, но она же представляет собой опыт, мудрость, покой; Старухой была Геката из-за её связи с миром мёртвых и покровительства колдовства, а также чёрная луна.
Колесница
Колесница – ещё один из неотъемлемых атрибутов Селены. Именно на ней лунная богиня каждую ночь выезжает на небо, чтобы начать по нему своё путешествие в качестве светоносной богини. В Гомеровых гимнах описывается, как она омывает своё тело в океане, надевает прекрасные одежды и, приготовив колесницу, отправляется в путь.
Мозаика с Селеной. Римская вилла Орбе-Боскеаз (на месте), рядом с Орбе.
Этот атрибут роднит Селену с богом Гелиосом, которого называют либо её братом, либо отцом.
У Гелиоса колесница золотая, как солнечный свет, и запряжена четвёркой лошадей. Селена же разъезжает на колеснице из серебра, так как она – лунная богиня. Но у некоторых авторов, например, Пиндара, лирического поэта, колесница Селены тоже выполнена из золота. Лошадей же у богини две, они белоснежны, как лик луны.
Саму богиню Селену также иногда называют любительницей этих прекрасных животных (скакунов).
Но иногда лошадей, тянущих колесницу Селены, заменяют на быков. Они тоже были важным символом Селены и луны самой по себе. Причём как лунный атрибут быки (иногда волы) известны в разных культурах с древних времён. С луной их в первую очередь связывали изогнутые рога, которые воспринимались как изображение полумесяца, лежащего на боку.
Селена на колеснице управляет быками. Лувр.
Самое первое изображение Селены в колеснице можно найти на краснофигурной вазе, которая датируется V в. до н.э. Сцена на вазе показывает, как богиня спускается в море на своей колеснице и погружается в его воды. По-видимому, это тоже было отражением процессов, происходящих с луной, и её захода после прохождения по небу.
Создание этой вазы приписывают древнегреческому художнику Бригу, автору ещё 12 краснофигурных сосудов. Его имя можно найти на каждом из них. Однако ведутся споры относительно того, имя ли это художника или гончара. Также есть предположения, что это одно лицо.
Из-за таких расхождений художника часто называют не «Бриг», а «мастер Брига» или «вазописец Брига». Это подчёркивает факт, что художник расписывал сосуды гончара Брига.
Факел Селены
Факелы стали символом богини не сразу. Подобные изображения начали появляться лишь с приходом периода Эллинизма (323-146 гг. до н.э.). В работах мастерах того времени Селена держала в руках факел. Она могла вести за собой звёзды, выходя на небосклон. Вся богиня была прекрасная, сияющая, блистательная. На её голове горел полумесяц, одежда сверкала. Сияли и белые кони, впряжённые в колесницу.
Факел, по-видимому, играл роль не только источника света как такового. Он также воплощал свет в метафорическом смысле – свет знания, прозрения.
Подобный смысл её факелов виден даже в некоторых эпитетах Селены. Например, её называли всевидящей, знающей всё, бдительной, противницей раздоров. Подобный облик богини в первую очередь прослеживается в Орфических гимнах, сборнике гимнов к различным греческим богам. Селена могла выступать как поборница мира и правды.
Бюст Селены с факелом. Рим.
В этом она схожа с ещё одной лунной богиней Гекатой. Геката также изображалась с факелом, иногда она держала по факелу в каждой руке. Причём этот атрибут выступал как символ тайного знания, сокрытого мраком от непосвящённых. Видимо, Селена также могла приоткрыть завесу над неизведанным.
Другие атрибуты и символы
Другие атрибуты Селены были связаны в первую очередь с её внешним обликом. Это, например, сияющий (сверкающий) плащ богини. Во многих текстах описано, как она облачается в него, прежде чем выйти на небо ночью. Иногда плащ сам по себе становился луной, принимая её форму. Многие статуи богини, её барельефы украшены летящей тканью, окутывающей фигуру Селены.
Видение Эндимиона. Эдвард Джон Пойнтер. Манчестерская художественная галерея, г. Стретфорд.
В Орфических гимнах голову Селены венчают рога.
Возможно, этот атрибут также связан с «рогами» полумесяца. В этом случае Селена опять же становится похожа на Гекату, лунную богиню, воплощающую свет ночного светила и часто носящую на голове корону из шипов.
Быки и лошади Селены
Среди священных животных Селены обязательно упоминаются быки (или волы) и лошади. Они – также символы богини луны. Эти прекрасные животные везли её колесницу по небу, без них было невозможно путешествие луны, которое та совершала каждую ночь в вышине.
Голова лошади богини Селены. Британский музей, Лондон.
Как и Селена, быки тоже были непосредственно связаны с ночным светилом и в какой-то мере символизировали луну. Его рога воспринимались как полумесяц. Причём подобные верования были распространены не только в Греции, но и далеко за её пределами. Подобные ассоциации возникли у разных народов без связи друг с другом. Также бык считался священным животным Великой матери-богини и имел похожую трактовку.
Вертишейка – ритуальная птица лунной богини
У Селены и других лунных богинь (Артемиды, Гекаты) была ещё одна свящённая, ритуальная птица – это вертишейка, птица, которая вертит головой, когда попадает в руки к человеку. С движениями её шеи связаны разные поверья, а сама вертишейка использовалась в магических ритуалах.
Вертишейка.
В древнегреческой мифологии была девушка по имени Йинкс или Иинга. За свои проступки она была наказана богами и превращена в вертишейку. По одной версии, Йинкс дала Зевсу напиток, после которого он влюбился в Ио, и Гера покарала девушку за то, что та, по сути, толкнула громовержца на измену.
В другой Йинкс с сёстрами бросила вызов музам и соревновались в пении. Смертные девушки проиграли, за что и были обращены в птиц.
Источник