ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Солнце»
Тема солнца |
1.В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Необычно дан образ солнца в данном стихотворении. Это словно друг поэта, хороший собеседник. Оба – и поэт, и солнце — делают важную работу на земле, трудную, ответственную, поэтому они понимают друг друга, подбадривают. В.Маяковский был настоящим тружеником: писал стихи, работал в РОСТА, день его был занят до предела — так хотелось ему вместе со всеми построить новую жизнь. Солнце тоже делает ответственную работу — освещает землю, даёт жизнь всему живому. Призывом к деятельности , к активности, неравнодушию ко всему, что происходит в стране, звучат последние строчки стихотворения: Светить всегда, ТЕКСТ |
2.К.Бальмонт. «Будем как солнце!» В поэзии К.Бальмонта Солнце — это символ мощи, величия, поэт воспевает это светило, мечтает быть равным ему. Где Солнце — там жизнь, всё прекрасное, что даровано человеку. Стихотворение звучит как призыв быть похожим на Солнце, стремиться быть счастливым, осуществлять свои мечты, двигаться вперёд, ни в коем случает не стоять на месте, не медлить. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, |
3.М.Цветаева. «Солнце — одно, а шагает по всем городам…» Солнце в данном стихотворении олицетворяет жизнь, любовь, без которой немыслимо существование человека на земле. Оно согревает всю землю, несёт свет и радость каждому человеку. Автор называет «солнцем» и своего любимого, такого же дорого, нежного, с которым связана вся жизнь. Очень дорожит героиня этой любовью. И как солнце одно, так и любимый — один, самый дорогой. Солнце мое! Я тебя никому не отдам! Очень светлое, жизнеутверждающее стихотворение, полное радости и любви. Общее Солнце во все века прославлялось человеком, воспевалось в устном народном творчестве. Ему поклонялись, его обожествляли. Солнце — символ жизни на земле. Образ Солнца — один из распространённых в русской поэзии. Поэты прославляли величие этого светила, с ним связывалось всё лучшее, светлое, радостное, что есть в жизни. Однако каждый поэт делал акцент на чём-то определённом. Так, у К Бальмонта — это символ величия, которого хотел достичь автор; у В.Маяковского образ более приземлён, солнце — это друг, товарищ; М.Цветаева с солнцем сравнивает свою любовь- такую же светлую, счастливую. Все стихи объединяет жизнеутверждающий, оптимистический настрой, прославление жизни. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Источник Образ Солнца в творчестве разных народовСолнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света. При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему? Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира. Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе. I. Представления древних славян о солнце На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» — это родственник или просто любимый человек. В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце — это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи. В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу — купается в воде. 1. 1. Солнце в устном народном творчестве Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе. ▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает. ▪ Солнышко нас не дожидается. ▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке. ▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам. ▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко. ▪ При солнышке тепло, при матери добро. По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется: За горушки она за высокия, За облачка она за ходячии. К красну солнышку девица во беседушку, К светлу месяцу она в приберегушку! В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена — с Солнцем, а звезды — с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц — это мужичина, а Солнце — женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе: Мне матушка — красна Солнушка, А батюшка — светел Месяц, Братцы у меня — часты Звездушки, А сестрицы — белы Зорюшки». В русской свадебной песне: «Ясен месяц — жених, красное солнце — невеста». Русские загадки про Солнце: ▪ Красная девушка по небу ходит. ▪ Красная, девушка в окно глядит. ▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. ▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются. Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца: Выгляни в оконышко! Ждут тебя детки, Ещё малых ребят. Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать! 1. 2. Художественное изображение солнца В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1. Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса — время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» — приложение 2. На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше — утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги — заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4. Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5. В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7. Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8. Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9. 1. 3. Солнце — божество Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило. Даждьбог — Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он —веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками. Свет и сила Бог Ярило Красное солнце наше Нет тебя в мире краше! Даруй Бог света, теплое лето. А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой: В дорогу выезжай, Зимний холод прогоняй! Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем. Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах: Стану я на сырую землю, Погляжу я на восточную сторонушку, Как красное солнышко воссияло, Припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала обо мне. 1. 4. Суеверия, связанные с солнцем Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба. Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе. И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать. II. Солнце в современной и классической литературе В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек — Горбунок». В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью: К красну солнцу наконец «Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в совете?. » В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе. Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. «Сказка ложь, да в ней намек», — лучшее тому доказательство из уст самого сказочника. В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами. – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь. — Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом. Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи. Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов. Плачет бедный воробей. Выйди, Солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно. В поле зернышка не видно! К. И. Чуковский «Краденое солнце» Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает. Источник ➤ Adblockdetector |