Как по хантыйски луна
Привет — уща улаты, уща уща
Пока — пайм улаты
Спасибо — аспасиба
пожалуйста — пумащипа
хлеб — нянь
кошка — кати
ножик — кежи
ложка — нялы
собака — ап
дом — хот
рыба — хул
Бог — Торум
Лось — еман вой
медведь — пупи
мама — анти (по-сытомински анка)
папа — апщи
дед — щать, щащем, ики
бабушка — щать, щащи
сын — похэм
дочь — эвем
Что делаешь? — муй верлан
А как на языке ханты и манси такие слова и выражения:
Очень большое спасибо!
Добро пожаловать!
Приятного аппетита!
Счастливого пути!
Спокойной ночи!
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Я говорю на языке ханты / манси!
Я не умею говорить на языке ханты / манси!
Буду ждать. Со своей стороны могу предложить вот такие коми слова и этикетные выражения:
Здравствуй(те)! Видза олан(ныд)!
Привет! Чолöм!
Доброе утро! Бур асыв!
Добрый день! Бур лун!
Добрый вечер! Бур рыт!
Спокойной ночи! Бур вой!
До свидания! Аддзысьлытöдз!
Извините! Кора прöша!
Пожалуйста! Пöжалуста!
Спасибо! Аттьö!
Очень большое спасибо! Зэв ыджыд аттьö!
Всего хорошего! Став бурсö!
Счастливого пути! Бур туй!
Приятного аппетита!
(букв.: хлеб да соль) Нянь да сов!
Как тебя зовут? Кыдзи тэнö шуöны?
Меня зовут… Менö шуöны…
Приятно познакомиться! Нимкодь тöдмасьны!
С удовольствием! Окотапырысь!
С Новым годом и Рождеством! Выль воöн да Рöштвоöн!
Долголетия и счастья! Кузь нэм да бур шуд!
Я не говорю по коми Коминад ме ог сёрнит
Добро пожаловать! Видза корам!
Я вас (тебя) не забуду! Ме тiянöс (тэнö) ог вунöд!
Не надо Оз ков
Источник
Как по хантыйски луна
Тут выложу слова по-фински (для удобства в скобках пишу кирильскую транслитерацию). И кто-то тут мог бы потом выложить слова с похожим значением по-хантыйски. Я хантыйский язык не знаю, но, когда была в прошлом году в ХМАО с моим финским другом, была возможность сравнить финские слова с восточно-хантыйскими.
Итак, финские слова, которые я помню как похожие на хантыйских (правда, это не касается всех числительных слов и всех названий сезонов года)
1 yksi (ыкси)
2 kaksi (какси)
3 kolme (колме)
4 neljä (нелья)
5 viisi (виси)
6 kuusi (куси)
7 seitsemän (сейцемäн)
8 kahdeksän (кахдексäн)
9 yhdeksän (ыхдексäн)
10 kymmenen (кымменен)
11 yksitoista (ыкситойста)
100 sata (сата)
1000 tuhat (тухат)
yö (ыö) — ночь
kuusi (куси) — ель
hirvi (хирви) — лось
joki (ёки) — река
mennä (меннä) — идти
panna (панна) — класть, положить, надевать, заставлять
pissa, kusta (писса, куста) — писать
pestä (пестä) — мыть
kevät (кевäт) — весна
kesä (кесä) — лето
syksy (сыксы) — осень
talvi (талви) — зима
käsi, värsi (кäси, вäрси) — рука
sydän (сыдäн) — сердце
poika (пойка) — мальчик
nainen (найнен) — женщина
koti (коти) — дом
kieli (киели) — язык
ovi (ови) — дверь
vesi (веси) — вода
voi (вой) — масло
kalat (калат) — рыбы
nimeni on Mari (нимени он Мари) — меня зовут Мари
Источник
Внеклассное мероприятие » Тылась поры»(Нарождение луны) -хантыйский праздник.
Выбранный для просмотра документ ПРЕЗЕНТ.Т.ПОРЫ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Без него не можем обойтись Нам даёт тепло , свет и жизнь. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко Рога раскинув широко. 3. Не пахарь, не столяр, Не кузнец, не плотник. А первый на селе работник. 4. По деревьям скок-скок, А орешки щёлк-щёлк. 5. Рыжий молокозавод. День жуёт и ночь жуёт. Ведь траву не так легко, Переделать в молоко. 6.Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. 7. Мудрый житель леса он, Он массивен и силен. Рога огромные на голове, И встретишь лишь его в лесу. т ы л а с ь п о р ы
Спасибо за внимание! Па яма улаты!
Выбранный для просмотра документ Тылась поры.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа»
«Тылась поры»-«Нарождение Луны»
Учитель: Кондыгина Л.Р.
с.Шурышкары 2015 год
ЦЕЛЬ : Привлечение всех возрастных категорий коренного населения к возрождению традиционных национальных праздников народов ханты и манси
расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обычиях;
на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
Воспитывать любовь к родному краю, культуре.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА: Учебный кабинет
— Вуща, вуща, мойн хоятат!
Нэнан, эвет, похат, икет.
Еман хатл верлув мун.
Яклув, етлув, арылув.
-Добрый день дорогие гости, мальчики, девочки, папы и мамы.
На праздник хантыйский вас пригласили, вспомним о том, что уже позабыли.
Физминутка «Давайте поздороваемся!»
— Люди разных национальностей разговаривают на разных языках. На каком языке разговариваем мы с вами?
— Сейчас мы поиграем и попробуем поздороваться на разных языках (дети становятся в круг и повторяют движения).
1. На русском: «Здравствуйте» — повернуться к соседям и сделать наклон головой.
2. На ненецком «Ань торова» — пожать друг другу руку.
3. На английском: «Хэллоу» — помахать рукой в знак приветствия.
4. На французском: «Бонжур» — девочки делают реверанс, а мальчики поклон.
5. На хантыйском: «Вуща вулаты» или «Узя-узя» — повернуться и улыбнуться друг другу.
А как называется наш праздник, узнаем, разгадав кроссворд.
Без него не можем обойтись
нам дает тепло, свет и жизнь.
2.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко.
3.Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
4.По деревьм скок-скок,
А орешки щёлк-щёлк.
День жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко,
Переделать в молоко.
6. Заплелись густые травы,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
7. Мудрый житель леса он,
Он массивен и силен.
Рога огромные на голове,
И встретишь лишь его в лесу.
Ведущий: Нарождение Луны отмечается с января по март. Праздник уходит своими корнями в древние времена. «Нарождение луны» (полнолуние) открывается начало года, месяца.
Коренные жители в это время выходят на улицу, чтобы сделать снежный стол.
На стол ставили угощение, фигурки животных, которые сделали из хлебного мякиша и или теста. Просят Турм Ащи благополучия, здоровья, удачи на охоте, на рыбалке. Это был обряд бескровного жертвоприношения. ( Фигурки скольки животных может быть?)
— Давайте, ребята, представьте, что мы находимся на улице и нам тоже надо сделать снежный стол.
А мы можем сделать снежный стол? ( Дети предлагают свои варианты)
Начнём наш праздник с того, как наши предки почитали, берегли природу. Мы с вами ребята, совершим небольшое путешествие по северному краю, увидим те обычаи , традиции, которые почитались в этот праздник «Нарождение Луны».
(После обряда поклонения Луне участники мероприятия собирались за праздничным столом. Они производили «извинительные акты» перед природой за промысел на зверей и птиц. При этом совершали обряд бескровного жертвоприношения, используя приготовленные из теста и белого хлеба фигурки семи животных (оленя, коровы, овцы, лошади, зайца, лося и белки). Ими обские угры угощали всех присутствующих, прося при этом у языческих богов здоровья, благополучия, удачной охоты. После чего проводились спортивные национальные игры, показ национальной одежды, конкурсы, игры для детей и взрослых.)
Пустеют у хантов запасы былого,
Всё реже услышишь старинное слово.
Как северный ветер, научный прогресс
К молитвам и мифам гласил интерес.
Хоть в книгах записаны сказки и были,
Что в долгих трудах фольклористы добыли.
Но стал телевизор для нас звонарём,
Всё реже те книги мы в руки берём.
А были у хантов когда-то лолитвы
На сон, и на гон, и на счастье молитвы,
Молитвы о долгой по тундре ходьбе,
Молитвы о щедрой в сорах неводьбе.
Молитвы о ливне, молитвы о ветре,
Молитвы о соболе, белке и вепре.
Молитвы о матери доброй земле,
молитвы о солнце и вешнем тепле.
Давай-ка последние вытряхну крохи
Из тощей сумы отошедшей эпохи.
Узнаю, вернувшись к былым берегам,
Каким наши деды молились богам.
Много тысячелетий насчитывает почитание огня, особенного домашнего очага.
Огонь-это свет, тепло, уют. Огонь-это жизнь.
У хантов есть сказка: «Муж с женой пошли в тайгу, остановились на ночлег, развели костер, переночевали. Утром мужчине случайно на руку огонёк от костра упал, обжег руку. Мужчина рассердился и стал топором рубить костер. Жена сказаала, что этого делать нельзя. Пошли дальше. Вечером остановились для ночлега и не могли развести костер. У них была девочка. Огонек маленький разгорелся и сказал, что его сильно изранили и теперь нужно ему отдать девочку- больно ей не будет. Они на огонь поставили девочку, она засмеялась и куда-то пропала.
Стихотворение Р Ругина «Огонь».
У многих народов Сибири огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает большие события, разговаривая треском, писком. В огонь, по повериям хантов, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы: брызгали жиром или вином, лили немного крови, бросали кусочки пищи или красные платки. Матери всех огней Чораснайанки на Югане приносили в жертву оленя белой масти.
За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.
-Там анэв мун порлалэв Тут имиена. Мун няврэмлув тумтака ат уллат, тут имиев мунэв хошам ат мал.
Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, ткани , монеты из светлого металла, и др.)
Чтение стихотворения Роман Ругин « Родная земля»
С той поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье
Нашу землю вечную беречь.
Мать с отцом негромко и спокойно
Помогали истину постичь:
По земле всегда ступай достойно,
Попусту ножом в нее не тычь.
Сердцем от нее не отдаляйся,
Радость, и печали с ней деля,
Пляшешь — не куражься, не кривляйся,
Помни: под ногой твоей – земля.
От нее – и зверь лесной и рыба,
И кедровых шишек урожай.
Говори ей мысленно: «Спасибо».
Словно мать родную, уважай.
Как она добра, щедра, красива –
Достоянье отчее твое!
И не только мускульная сила,
Ум и сердце – тоже от нее.
Отчая земля, леса и недра!
Я всю жизнь перед тобой в долгу.
Ты всегда мне помогала щедро –
Чем тебе сегодня помогу?
-А вы , ребята любите свою Землю? В чем проявляется ваша любовь?
А давайте, мы придумаем свои запреты в отношении земле.
( Дети получают печенье с изображением житвотного).
Песня « Ма мувем»
В лес войду -и сердце потеплеет,
Будто тёплый ветер налетел,
Будто в холод малицу оленью
Кто-то добрый на меня надел.
Жадно пью лесной, холодный воздух,
Рядом кедр торжественно притих,
А берёза вся как будто в звёздах,
В лепестках зубчато -золотых.
— Как вы думайте, ребята, где сейчас вы находитесь? Правильно, в тайге.
А что такое тайга?
Послушайте стихотворение Р.Ругина «Молитва охотника»
Старинный охотник, заглянув в тайгу.
Костёр поначалу, проверил в логу.
И духов Тайги и хозяев Огня
Кормил до отвала, обычай храня.
« О, добрые Духи в священном огне,
Лицом повернитесь сегодня ко мне.
Пусть будет удача мне в оба конца,
Пусть зверь без опаски идёт на ловца.
Хозяин тайги, из тысячи стай
Пяток глухарей для меня отсчитай.
Не стану чинить я вреда никому
И лишнего я ни крыла не возьму.
Отец, наш Огонь, ты во время пурги,
Когда перед носом не видно ни зги.
Не дай мне замёрзнуть в пустыне седой,
В пути помигай путеводной звездой.
О, наша -кормилица, матерь -Тайга,
За друга считай меня- не за врага.
Позволь не с пустой переметной сумой,
А доброй добычей вернутся домой»
-Согласно народным традициям, у хантов и манси не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого зверя, шуметь в лесу, рубить деревья.
Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить и твой народ».
Помнил лес о наших тайнах,
И места заветные берег,
И людей прохожих и случайных.
Мудрый, не пустил на их порог.
Я еще не раз в лесную сказку
Из далёких странствий ворочусь
И за всё твоё добро и ласку
Самой лучшей песней расплачусь.
Песня « Тал унт» Слова М.Шульгина, музыка народная.
Мой народ в былые годы
Праздников не знал
Знал обряды в честь природы
Пляской духов заклинал.
И когда валила рыба
В сети к предку моему,
Говорил реке «спасибо»,
— Издавна ханты и манси селились по берегам рек.
Основным занятием хантов и манси было и есть рыболовство.
Существует традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят,
что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди
бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача.
Стихотворение Р.Ругина «Молитва рыбака».
-Ребята, а как мы должны относится к воде? (ответы детей )
Игра «Кто больше поймает рыбы»
Ветер, луна солнце.
Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению хантов появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.
Игра « Солнце и Луна».
Игра « Угадай предмет»
1.Собирается, но не конструктор,
Конус, но не геометрическая фигура.(чум).
2.Крыша, но не дома,
Вся в дырках, но не шкура дикого оленя.(Ночное звездное небо).
3.Растут две ветки, но не на кусте.(Оленьи рога).
4. Летает , но не мошка,
Узорная, но не орнамент.(Снежинка).
5.Белый, но не день.
Тает, но не снег,
Сладкий, но не изюм.
6.Живой, но не человек,
Урчит, но не кошка.
Всего одна рука, да и то на спине.(Чайник).
7.Деревянные, но не ложки,
Едут, но не колёса.
Везут, но не снегоход. (Нарты).
Песня «Ма ханты ху Овас мирэм.»
Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху «За миром наблюдающем человеке», который объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева – березы.
Вопрос о том, почему фигурка всадника должна быть обязательно из березы, не так прост. По традиционным представлениям хантов, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др . На березу, например, подвешивали подарок для небесного бога .
Если каждый из нас будет знать традиции своего народа, то : — мы сможем сохранить природу для своих потомков ; — по — другому будем воспринимать окружающий мир ; — станем относиться к животным и растениям добрее и внимательнее ; тогда наша Земля станет прекраснее и красивее, а люди добрыми и милосердными.
Источник