Образ солнца в поэзии Серебряного века (исследовательская работа по литературе)
Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc | 116.5 КБ |
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Городская литературоведческая конференция
«Русская поэзия XX века»
Исследовательская работа по литературе
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
подготовили учащиеся 8 А кл.:
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
- проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
- подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
- сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
- выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Содержание исследовательской работы
- Образ Солнца в мифологии древних славян.
- Обожествление Солнца, обычаи и верования.
- Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
- Светская литература XVIII в, XIX в.
- XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
- Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
- Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
- Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,
А.Ахматовой, О. Мандельштама.
3. Обобщение изученного материала, выводы.
1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».
Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.
Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».
2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.
2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен. » — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна — как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.
3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.
Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.
Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.
4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ
О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.
О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!
Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых — везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.
Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.
Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.
Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».
В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .
5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:
на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>
Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».
Источник
Астрономические явления в произведениях К.Г.Паустовского
- Участник:Иванов Илья Андреевич
- Руководитель:Андреева Юлия Вячеславовна
Целью данной работы является изучение астрономических явлений, описываемых К.Паустовским в его произведениях.
Введение
Тот не писатель, кто не прибавил к
зрению человека хоть немного зоркости.
Многие из нас любят смотреть на звездное небо. Но в произведениях русских писателей часто встречается описание неба в разное время суток и можно найти астрономические явления. Данная работа посвящена изучению астрономических явлений, описания которых можно встретить в произведениях Паустовского.
Почему именно Паустовский? Один из критиков, Александр Роскин писал: «Многие произведения Паустовского – произведения живописи. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди». Паустовского о назвали «лучшим пейзажистом в современной литературе». А любой пейзажист точно передает тот пейзаж, который видит.
По произведения К.Г. Паустовского, который очень точно описывает пейзажи, можно изучать астрономию. Тринадцать последних лет своей жизни К.Паустовский прожил в Тарусе, где были написаны многие его произведения. 13 апреля 1955 года о приобретении впервые упоминает сам Паустовский: «Татьяна Алексеевна со свойственной ей решительностью купила крошечный домик: в живописном городишке Тарусе». Через полтора месяца после покупки дома – первые впечатления: «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные. места здесь чудесные. В Москву не тянет А поскольку он описывал природу и небо над Тарусой и над европейской частью России, это может быть полезно для калужан, интересующихся не только историей, но и природными явлениями, характерными для нашего края, а так же для проведения викторин, праздников, конкурсов.
Я выдвинул гипотезу – можно предположить, что в произведениях К.Г. Паустовского, которого критики называют художником, содержатся описания реальных астрономических явлений.
Я использовал следующие методы исследования:
- Изучение литературы;
- Получение информации в сети Интернет;
- Непосредственное сопоставление явления по описанию и его объяснение.
- Работа с иллюстративным материалом.
Целью данной работы является изучение астрономических явлений, описываемых К.Паустовским в его произведениях.
Задачи:
- выявить в произведениях К. Паустовского описания астрономических объектов и явлений,
- определить степень реальности
- Найти объяснения описываемым явлениям,
- подобрать иллюстративный материал к ним.
Объектом исследования являются астрономические явления.
Предметом исследования является описания явлений в творчестве К.Паустовского.
Описания звезд в произведениях К. Паустовского
1. Звездное небо
«День, как на грех, выдался погожий, и до самого края земли стояли желтые леса и шелестели посохшей листвой. Все леса были запутаны паутиной, и на той паутине висела роса. Мужички попили росы. Каждому хватало по две капли, только рыжий выпил все три. Потом они вытерли усы, крякнули: ну и вкусна же вода! Да и то сказать, – роса легла ночью, а ночь была по-осеннему холодная, ясная, переливалась звездами, дышала повялыми травами, и потому в каждой росинке был запрятан ночной холодок, запах травы и тихий блеск, будто отражение небесной звезды». «Артельные мужики»
Объяснение: раз выпала роса, значит воздух насыщен водяным паром, он конденсируется при похолодании ночью и не образует облаков, поэтому ночью хорошо видны звезды.
2. Первые звезды
«Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды». «Барсучий нос»
«Облак в небе стоит из жаркого золота, солнце уже нас покинуло, а там, над землей, еще пышет теплом, пышет светом. А погаснет, и начнут в травах коростели скрипеть, и дергачи дергать, и перепела свистеть, а то, глядишь, как ударят соловьи будто громом – по лозе, по кустам! И звезда взойдет, остановится над рекой и до утра стоит – загляделась, красавица, в чистую воду.» «Бакенщик»
Объяснение: Первыми на небе появляется Венера, которую называют утренней звездой, Сириус, летом – Вега, Полярная звезда.
Описания планет
1. Венера
«В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит» «Акварельные краски»
Объяснение явления: Венера видна землянам только по утрам и вечерам, находясь «впереди» восходящего или «позади» заходящего светила. На утреннем небосклоне, предваряя его восход, Венера сияет 263 дня. Затем она подходит очень близко к Солнцу, и его яркость не позволяет видеть планету в течение 50 дней. После этого Венера появляется вечером, вскоре после заката, и ее снова можно наблюдать 263 дня, пока она не скроется на 8 дней, оказавшись между Землей и Солнцем. В это время к Земле будет обращена неосвещенная сторона планеты. 3атем Венера вновь окажется на утренней стороне неба и весь цикл повторится.
2. Венера
«Вечером, когда дед Прохор уснул, мужички смотали паутину, что висела в амбаре и в сенцах, промыли ее в бадейке с дождевой водой, просушили на ветру, пока не погасла на рассветном небе утренняя звезда, ссучили из той паутины пряжу на медной прялке и сплели поясок. И пропустили через него золотой волос.» «Артельные мужики»
Объяснение: Утреннее небо с рассветом довольно быстро светлеет, и звезды одна за другой исчезают с него. Дольше прочих остается заметным лишь одно светило. Это Венера, планета – утренняя звезда. Она во много раз ярче Сириуса для земного наблюдателя и уступает на ночном небе в этом смысле лишь Луне
3. Венера
«Ничего значительного в этом впечатлении не было, но почему-то оно в моей памяти накрепко связано с севером. Это необыкновенный блеск Венеры.
Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе.
Это была действительно посланница небес, предвестница прекрасной утренней зари. Почему-то в средних широтах и на юге я никогда не замечал ее. А здесь, казалось, она одна сверкает в своей девственной красоте над пустошами и лесами, одна властвует в предутренние часы над всей северной землей, над Онегой и Заволочьем, над Ладогой и Заонежьем.» «Белая ночь»
Объяснение: В северных и средних широтах Венера видна в разное время.
Описания Луны
1. Поздняя Луна
«Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен». «Барсучий нос»
Объяснение: Чем старше Луна (чем ближе до новолуния), тем позже она восходит. Летом, когда эклиптика наклонена к горизонту под малым углом, в последующие после полнолуния дни убывающая Луна восходит каждый вечер всего на 10-15 минут позже. А вот зимой, когда эклиптика имеет большой наклон к горизонту, после полнолуния Луна восходит с каждым днем примерно на 1,5 часа позже.
Описания оптических явлений, связанных с небесными объектами
2. Гало
«Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.» «Зима, прощание с летом»
Объяснение явления: Это оптическое явление, которое связано с тем, что в атмосфере имеется очень много мельчайших кристалликов льда, отражающих лучи света. Отталкиваясь от атмосферного льда, свет создает отражения настоящей Луны. Для того чтобы такое явление возникло, нужно, чтобы атмосфера была прозрачной, ночь безоблачной и очень морозной. Обычно образование ложных лун связано с холодной устойчивой погодой. В Средние века круги вокруг Луны считались предвестниками разных бедствий – от катастроф до смертельных болезней. Конечно, эти «круги» никакой опасности не несут, но вот изменение погоды гарантируют.
3. Белые ночи
«Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди северных лесистых пространств и озер. На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.» «Белая ночь»
Объяснение: Продолжительность ночного периода зависит от широты расположения точки земной поверхности, наклона оси вращения планеты по отношению к плоскости её орбиты, так же важен и угол, образованный осью вращения и направлением на центральное светило.
Белые ночи – это ночи, в которые естественная освещённость снижается лишь до сумерек. Солнце совсем не садится за горизонт, и круглые сутки мы видим светлое небо. Такие белые ночи называют «полярными днями».
От экватора и до широты 49º белых ночей не бывает, а выше 49° проходит «зона белых ночей». В Волгоградской и Ростовской областях (они находятся на широте 49°) в году случается одна белая ночь (22 июня). А выше, к северу белые ночи становятся светлее и длительнее.
Москвичи тоже могут наблюдать белые ночи, но здесь они не так светлы, как в других городах. Почти три месяца с 12 мая по 1 августа солнце не садится в Якутии. Белые ночи можно увидеть в следующих городах: Мурманске, Норильске, Воркуте, Череповце, Вологде, Березниках, Магадане, Мегионе, Ханты-Мансийске, Котласе, Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте, Сыктывкаре, Петрозаводске, Якутске, Ухте, Ноябрьске, Надыме, Архангельске, Северодвинске.
На всей территории Исландии, Финляндии, Гренландии и Антарктиды в определённое время можно любоваться белыми ночами, как и на некоторых районах Швеции, Канады, Норвегии, Эстонии, Великобритании и Аляски.
4. Закат. Цвет закатного неба
«Поезд вышел в луга, и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна. Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза ее казались золочеными» «Во глубине России»
«Глухой сумрак прошел внезапной волной по листве. Золото меркло. Воздух тускнел. Далекий грозный ропот прокатился от края до края лесов и замер где-то над гарями.» «Акварельные краски»
В вечерние часы перед закатом солнечные лучи падают на поверхность земли под углом, а не прямо. Им приходится преодолевать гораздо более толстый слой атмосферы, чем в дневное время, когда поверхность земли освещается прямыми лучами Солнца.
В это время атмосфера выполняет роль цветового фильтра, который рассеивает лучи практически всего видимого диапазона, кроме красных – наиболее длинных и поэтому наиболее устойчивых к помехам. Все остальные световые волны либо рассеиваются, либо поглощаются частицами водяных паров и пыли, присутствующими в атмосфере.
Чем ниже опускается Солнце по отношению к горизонту, тем более толстый слой атмосферы приходится преодолевать световым лучам. Поэтому их цвет все больше смещается в сторону красной части спектра.
5. Цвет неба
«Но прежде всего откроется небо – высокое степное небо с громадами синеватых облаков. Их много, но они почти никогда не закрывают солнца. Тень от них изредка проплывает то тут, то там по степи. Проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от нее и прячась от палящего солнца.» «Воронежское лето»
Объяснение: При столкновении с молекулой газа, каждый из семи цветовых компонентов белого света рассеивается. При этом свет с более длинными волнами (красная составляющая спектра, в которую также входит оранжевый и желтый) рассеивается хуже, чем свет с короткими волнами (синяя составляющая спектра). Из-за этого после рассеивания, в воздухе остается в восемь раз больше цветов синего спектра, чем красного.
Хотя и самая короткая длина волны у фиолетового цвета, небо всё равно кажется голубым из-за смешения фиолетовых и зелёных волн. Кроме этого, нашими глазами лучше воспринимается голубой цвет, чем фиолетовый, при одинаковой яркости обоих. Именно эти факты и определяют цветовую гамму неба: атмосфера буквально наполнена лучами сине-голубого цвета .
6. Дрожание низких звезд
«Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды». «Барсучий нос»
Объяснение: Теплый воздух точно так же поднимается и с поверхности Земли. Так образуется легкое марево, его-то мы и замечаем ночью по мерцанию света звезд. Области холодного и теплого воздуха, словно призмы, по-разному преломляют лучи разного цвета, поэтому мерцающая звезда постоянно меняет окраску.
Чем ниже звезда спускается к горизонту, тем толще слой воздуха, сквозь который проходит к нам ее свет, тем сильнее он дрожит и переливается. Из-за этого астрономы не любят изучать звезды вблизи горизонта и ждут, когда они поднимутся достаточно высоко.
Вывод
Проведенное исследование показывает, что в литературном произведении о природе, точно передающем описание окружающего мира можно увидеть реально существующие астрономические явления. Что показывает необходимость внимательного чтения, и доказывает, что и лирики и физики могут быть объединены общей любовью к книге. Благодаря рассказам К. Паустовского я увидел, что писатель должен быть точен в своих описаниях, что как писал сам Паустовский «Знание всех смежных областей искусства – поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки (а я теперь могу смело утверждать, и физики) – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, емкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. Все это добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета»
И закончить я хотел бы еще одной цитатой К. Паустовского: «Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний». Какой бы ты не обладал богатой фантазией, лишь на основе хороших знаний можно создавать правдоподобные и убедительные миры в любом направлении творчества.
Источник