Пришвин «Кладовая солнца». Как озаглавить все главы сказки?
кладовая солнца как озаглавить каждую главу
Для каждой главы в рассказе «Кладовая Солнца» придумаем название, автор только пронумеровал главы, их 12.
1). Настя и Митраша.
4). Стрелка компаса.
6). Серый помещик.
8). Болото. или Перескочу.
9). Лось. или Полная корзина клюквы.
12). Мужичок в мешочке.
В данном произведении 12 глав. Я озаглавила их следующим образом:
1.) Настя и Митраша — маленькие хозяева большого хозяйства.
2.) Дети собираются за клюквой, сборы в дорогу и воспоминания о родителях.
3.) В лесу. Начало пути.
4.) Лежачий камень. Дети ссорятся и расходятся в разные стороны.
5.) Сторож Антипыч и собака Травка.
6.) Охота на волков. Серый помещик выжил.
7.) Вой Травки. Сложное решение.
8.) Митраша в трясине. Страшная опасность.
9.) Настя находит палестинку. Гадюка. Настя вспоминает о брате.
10.) Травка и заяц.
11.) Спасение Митраши.
12.) Волк убит. Счастливый конец. Возвращение детей домой.
Касаемо того, как озаглавить все главы произведения- Кладовая солнца, сказки-были Михаила Пришвина, то могу предложить собственный вариант.
- Сироты Митраша и Настя, их жизнь и быт в деревне.
- Сборы за весенней клюквой, ружьё, хлеб, картошка, компас. Рассказы Митраши о палестинке.
- Описание блудова болота, описание утра в лесу.
- Сосна и ель, сросшиеся между собой, ссора брата и сестры. Митраша и Настя идут по разным тропинкам.
- История собаки Травки и Антипыча.
- История волка Серого помещика, как исстребили волчью стаю кроме одного волка.
- Травка находит след детей, долго решает и идёт за Настей по запаху хлеба.
- Слепая елань- кладовая солнца. Митрашу засасывает болотная трясина слепой елани.
- Лось, клюква, палестинка, гадюка, Травка находит Настю.
- Погоня Травки за зайцем.
- Травка находит Митрашу и помогает ему спастись.
- Волк убит, охотники возвращаются в деревню.
Давать названия главам произведений — одно из моих любимых заданий. В рассказе Пришвина Кладовая солнца» ровно 12 глав, потому подберем для них 12 названий:
- Митраша и Настя или Дети сироты.
- За клюквой на палестинку или Недолгие сборы.
- Дети утром в лесу или Утренние беседы птиц.
- Холодный камень или Дети расходятся.
- Антипыч и Травка или Старый лесник.
- Как выжил Серый помещик или Идет охота на волков.
- Выбор Травки или Нелегкое решение.
- Митраша и Слепая Елань или Пропавший в болоте.
- Настя собирает клюкву или Азарт.
- Охота на зайца или Травка на охоте.
- Нежданное спасение или Травка и Митраша.
- Возвращение охотников или Счастливый конец.
Озаглавить все главы сказки Пришвина «Кладовая солнца» можно следующим образом:
- МИтраша и Настя-сироты.
- Сбор ягод.
- Приключения в лесу.
- Компас.
- Старый лесник.
- Охота на волков.
- Решение найдено.
- Препятствие, болото.
- Корзина клюквы.
- Охота на зайца.
- Неожиданное спасение.
- Счастливый конец.
Сказку-быль М. Пришвина можно например вот так разделить на части озаглавив их:
- Настя и Митраша остаются рано без родителей.
- Дети идут на «Блудово» болото за ягодой клюквой.
- Развилка и ссора по какой дороге идти.
- Про собаку Травку.
- Митраша идет непроторенной дорожкой.
- Мальчик попадает в болото.
- Зов Насти на помощь, но та его не слышит.
- Девочку отвлекает от сбора ягод собака.
- Травка бежит к болоту и находит там мальчика.
- Спасение Митраша из болота.
- Мальчик убивает волка из ружья.
- Дети возвращаются домой.
- Митраша герой.
- Настя сожалеет о том, что позабыла о брате Митраше собирая клюкву.
- Счастливый финал.
Можно произведение Пришвина «Кладовая солнца» разделить на части и пидумать для них оглавление таким образом:
-Дети сироты Митраша и Настя, как протекает их жизнь;
-Поход на сбор ягоды клюквы, она растет на болоте;
-Дорога расходится, как сделать выбор, дети идут в разные стороны;
-лесник Антипыч и собака Травка;
-история волка Серый помещик;
-Митраша попал в беду, он не может выбраться из трясины и зовет на помощь;
-Травка идет за Настей, учуяв запах хлеба и находит ее;
-Настя в азарте собирает ягоды;
-Собака спасла Мирташу;
-Благополучный конец, дети дома, все счастливы.
В произведении Пришвина «Кладовая солнца» 12 глав, которые можно озаглавить следующим образом:
- Бльшоое хозяйство остаётся на Насте и Митраше.
- Сборы детей за клюквой на болото.
4.Лежачий камень. Дети ссорятся и расходятся в разные стороны.
5.Старый лесник и Травка.
6.Охота на волков.
- Вой Травки. Решение принято.
8.Мальчик в трясине.
9.Настя увлечена с огромным клюквы,но вспоминает про Митрашу.
10.Травка на охоте.
11.неожиланное спасение Митраши.
12.Волк убит, дети благополучно возвращаются домой
В этой сказке-были весь текст поделен на 12 глав, но они даны без названий, поэтому целесообразно их озаглавить, поскольку в каждой главе происходят какие-то события. Итак, придумаем названия к главам.
1) Дети войны — сироты Настя и Митраша.
2) Поход в лес за клюквой в полной экипировке.
3) Красота утреннего леса и болота.
4) Серьезные разногласия между детьми, — их пути расходятся.
5) История лесника Антипыча и его собаки.
6) Рассказ про Серого помещика.
7) тоска и метания Травки.
8) Несчастье с Митрашей.
9) Настя за сбором клюквы.
10) Травка преследует зайца.
11) Митраша спасается из болота с помощью Травки.
12) Дети приходят домой, раскаяние Насти.
Озаглавить части можно так:
- История Насти и Митраши.
- Дети отправились за клюквой.
- Красота утреннего леса.
- Ссора брата и сестры. Каждый пошел своей тропинкой.
- История Антипыча и собаки Травки.
- История Серого Помещика.
- Травка стоит перед выбором.
- Митраша в болоте.
- Настя увлечена сбором клюквы.
- Заяц и Травка.
- Спасение Митраши.
- Волк убит. Счастливое возвращение домой.
В литературном произведении Михаила Пришвина под названием «Кладовая солнца» всего двенадцать глав. Предлагаю озаглавить каждую главу следующим образом:
- Знакомство с Настей и Митрашей.
- Прогулка в лес за ягодами.
- Красота утреннего леса.
- Ссора Насти и Митраши, дороги расходятся.
- Знакомство с лесником по имени Антипыч и собакой по кличке Травка.
- Старый помещик.
- Митраша в опасности или коварное болото.
- Умная собака Травка.
- Настя увлечена сором ягод.
- Спасение Митраши.
- С волком также разделались.
- Благополучное возвращение домой.
При описании Блудова болота, куда зашёл герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», нам встречается такое понятие, как «слепая елань». В это место привел Митрашу компас.
Елань — это диалектное слово, обозначающее глубокое и топкое место на болоте, внешне похожее на поляну. Здесь слой торфа очень тонкий, поэтому человека затягивает в трясину.
Слепой называют елань за то, что водная гладь затянута, как будто слепой глаз.
Десятилетнему Митраше, видимо, никто не объяснил, что на болоте есть такие места. Сначала-то ведь он шёл по достаточно плотной поверхности, а потом провалился в елань. Спасла его от гибели собака Травка
Ответим на вопросы к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»
- Действие произведения разворачивается в небольшой деревеньке, которая стоит на краю огромного Блудова болота, Время действия — военные или послевоенные годы.
- В этом произведении автор использует сказочные эпизоды — оживляет окружающую людей природу. Деревья становятся словно живыми, они обладают своей волей, им может быть больно и тоскливо, как в эпизоде с сосной и елей. Животные в рассказе обладают чертами поведения человека, они интересуются происходящим, они помогают детям, попавшим в беду. Есть в рассказе и камень, возле которого дети делают свой выбор пути, а это прямая аналогия со сказкой. Эти эпизоды помогают писателю сделать действие захватывающим, и лучше описать природу.
- Былью это произведение называют потому, что действие происходит в конкретном месте с обычными людьми. Описываются реальные события, достоверность которым придает личное присутствие в деревне автора.
Разберемся в прочитанном:
- Автор с любовью описывает детей. Он гордится их самостоятельностью. Но вместе с тем он отмечает, что Митраша не слушается сестру, что он часто действует наперекор, самоутверждается как мужчина. Настя трудолюбивая, заботливая и осторожная. Митраша тоже трудолюбивый, самостоятельный, уверенный в себе.
- Настя сравнивается автором с золотой курочкой. Мы сразу понимаем, что у нее золотые волосы и она очень работящая, постоянно в делах. Митраша сравнивается с мужичком в мешочке и перед нами встает образ делового мальчика, хозяина.
- Особо ничего удивительного в жизни детей нет, они научились жить вместе, каждый взял на себя какой-то круг обязанностей.
- Автор осуждает спор детей и специально приводит аналогию с переплетенными стволами деревьев, каждому от такого спора только хуже.
- Митраша попадает в беду из-за излишней самоуверенности и стремлении казаться взрослее. Автор осуждает эти качества, но не позволяет мальчику погибнуть.
- Настя забывает о Митраше собирая клюкву. Она входит в азарт и не замечает времени. Она ползает по поляне, не смотрит по сторонам.
- Рассказ о ели и сосне призван нам напомнить о том, что если враждовать друг с другом, то ничего хорошего от этого не будет. Но если найти взаимопонимание, то все будет совсем иначе.
- Блудово болото — огромный и страшный мир, в который попадают дети. Оно не враждебно человеку, но равнодушно к нему. И если человек забывает об опасностях болота, то его ждет наказание. Между тем, болото — это кладовая торфа, сокровище, которое люди стремятся использовать. Торф многие годы копился в болоте, а торф не зря называют также консервами солнечной энергии. Энергия, которую солнце отдало растениям, сохранилась в торфе.
- Приближение хмари должно было насторожить детей, напомнить им об опасности, но дети все равно поссорились, не замечая знаков, которые им подавала природа.
- Травка приняла Митрашу за умершего хозяина, а Митраша обращался к собаке очень ласково, называл ее «умницей». Травка поверила человеку и помогла ему выбраться из трясины. Она радовалась, что снова нашла хозяина.
- Главным героем сказки является не собака, которая спасла Митрашу, а болото, на котором происходит действие. Это и равнодушная сила природы, и вместе с тем богатство, доступное людям.
- Сказка-быль в авторском понимании — это значит в рассказе имеется и реальное, и сказочное, и эти два слоя повествования тесно переплетаются.
- Суровая борьба за любовь — это борьба с самим собой, со своими отрицательными качествами, такими как жадность или равнодушие, эгоизм. Труднее всего человеку победить самого себя, но когда это удается, он получает право любить и самому быть любимым.
На самом деле события, которые описывал в своем рассказе Пришвин вполне могли произойти в реальности, то есть в цепи событий нет ничего сказочного. Дети, оставшиеся сиротами, огромное болото, на которой росла вкусная ягода, реалии военного времени, страшные приключения на болоте — все это вполне реальные события, которые никак нельзя назвать сказочными.
Автор описывает с рассказе собаку Травку и волка Серого помещика очень образно, наделяет их качествами больше присущими человеку, но это особенность часто встречается в рассказах о животных и она также не дает нам права отнести события к сказке.
Так почему же Пришвин называет рассказ «сказкой-былью»?
Мне кажется потому, что автор уподобляет героям сказок своих героев, показывает как они справляются с испытаниями, которые выпали на их долю и их спасение во многом чудесно, волшебно. Писатель желает показать нам, что сама реальная жизнь может казаться сказкой и что даже в реальной жизни добро должно побеждать зло.
К Блудову болоту дети приближались через Звонкую борину, и разница в ощущении этих двух мест могла легко напугать детей.
В Звонкой борине уже вставало солнце, воздух был наполнен птичьем пением, птицы на разные голоса говорили друг другу слово «Здравствуй», там было светло и радосто.
Но как только дети подошли к Блудову болоту все переминилось. Ох и неприветливо встретило детей болото.
Посмотрим какими словами передает тягостную встречу автор:
В этом описании ясно, что Блудово болото было нерадостным и опасным местом, которое нагоняло страх и тоску, слово отговаривая Митрашу и Настю продолжать путь. Однако дети все равно пошли дальше.
Природа в произведениях Пришвина словно живая, все животные, птицы и даже деревья ведут себя как разумные существа. Писатель тщится разобрать то, что они пытаются сказать ему и передать их слова читателю. Они крякают, чуфыркают, шваркают, тэтэкают, воют. Как цельная личность показаны в рассказе Серый и Травка, первый в злобе и хитрости, враждебности к человеку, вторая в любви и поисках нового хозяина. Бедные деревья на Блудовом болоте тоскливо воют, когда их раскачивает ветер, и словно подчеркивают настроение, которое должно охватывать путника забредшего в эти гиблые места. Пришвин с помощью описания и олицетворения природы во-первых достигает создания у читателя определенного настроения и меняя описание меняет это восприятие своего рассказа, сперва легкого, звенящего, потом тяжелого, стонущего и под конец вновь радостного, взвизгивающего. Во-вторых, Пришвин показывает единство человека и природы, которую он называет кладовой солнца. Ведь сколько своей энергии вложило солнце в зеленые листья и красные ягоды, в те же самые болота, веками накапливающие солнечный свет, заточенный в опавшей листве и пожухлой траве, создающие из солнечного света торф — топливо, которое использовали люди с давних времен. Писатель любит природу и призывает читателя задуматься над тем, а что может он сделать для сохранения природы.
Источник