Ориентирование на местности 2 класс
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Презентация была подготовлена к уроку по «Окружающему миру» во втором классе. В этих слайдах детям наглядно даются представления об ориентировании на местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_na_mestnosti.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ Ратунина Я.Е. учитель начальных классов ГБОУ №120
Что такое ориентирование на местности (3-4) Ориентирование по солнцу Ориентирование по звездам Ориентирование по местным природным признакам (7-14) Ориентирование по компасу (15-17) Для любознательных (18-19) ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ На оглавление
Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу по Солнцу по звёздам по местным природным признакам На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень — на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЁЗДАМ Ночью направление на север можно определить по созвездиям Малой и Большой Медведицы. Семь звёзд Большой Медведицы напоминают ковш с длинной изогнутой ручкой. Если мысленно соединить две звезды , расположенные на краю ковша прямой линией, а затем продолжить её на величину пяти расстояний между этими звёздами, полученное расстояние закончится в созвездии Малая Медведица, там, где находится Полярная звезда, указывающая направление на север. Показанное положение созвездий на небе можно видеть только в осенне-зимний сезон: около 18часов в феврале, около полуночи в ноябре и около 4 часов в конце сентября. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ На оглавление
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. На оглавление
Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. На оглавление
Муравьи всегда строят муравейники с южной стороны, потому что она теплее. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. На оглавление
У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. На оглавление
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. На оглавление
На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы На оглавление
Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны. На оглавление
Ориентирование по компасу На оглавление
Компас — прибор для определения сторон горизонта. Компасом постоянно пользуются моряки, лётчики, геологи, путешественники. Магнитная стрелка Корпус Предохранитель На оглавление
Правила пользования компасом Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный – с буквой Ю . Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. На оглавление
Первый компас был изобретён более двух тысяч лет назад в Китае. « Сынань » — «Ведающий югом» — так называли китайцы компас. Никто не знает о том, кто был тот первый человек, который обратил внимание на свойства железа. Об этом нам уже никогда не узнать. Одно ясно: именно на этом свойстве основывались неизвестные китайские мастера, придумывая прибор, названный « Сынань ». Состоял он из «ложки» с тонким концом, материалом для которой служил магнитный железняк. Посередине она крепилась к бронзовой пластине с нанесенными на ней 24 делениями. «Ложку» вращали, как волчок. После остановки ее тонкий черенок всегда указывал на юг. Со временем прибор совершенствовался. В Европе компас появился значительно позже — примерно 600 лет назад . ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ На оглавление
Античный китайский компас « Сынань » На оглавление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374.
УМК «Школа России». Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Ориентирование на местности».
Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме «Ориентирование на местности. Компас». УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова.
Проверочный тест по теме «Ориентирование на местности».
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред.
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред.
Источник
Как ориентироваться по солнцу для 2 класса
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности — это определение своего местоположения и направления сторон горизонта.
Компас — это прибор для определения сторон горизонта
Зачем тебе нужно уметь ориентироваться на местности
Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.
Ориентироваться на местности можно по карте, по компасу, а если у Вас их не оказалось, то по местным приметам (солнцу, луне, звездам, деревьям и так далее).
Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.
Устройство компаса
Ориентирование по солнцу
Восток — сторона восхода солнца
Юг — сторона Солнца в полдень
Запад — закат солнца
Север — сторона полярной звезды
В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север.
1. В 7 часов утра они вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди — восток (В), сзади — запад (З), слева — север (С), справа — юг (Ю).
2. В полдень ребята снова вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди — юг (Ю), сзади — север (С), слева — восток (В), справа — запад (З).
3. В 7 часов вечера ребята в третий раз вышли во двор и встали лицом к солнцу. Обозначь буквами стороны горизонта: впереди — запад (З), сзади — восток (В), слева — юг (Ю), справа — север (С).
По каким природным признакам можно определить стороны горизонта
С южной стороны крона у деревьев гуще, смола на деревьях, муравьи создают свои муравейники, трава гуще. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.
Ориентирование по постройкам
Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу – приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.
Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути.
Подумай, как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратного пути.
Источник
Конспект урока «Ориентирование на местности» 2 класс «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
знать : что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;
у меть : различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
— проявлять интерес к учебной деятельности;
— уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
— понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Ориентирование на местности» 2 класс «Школа России» | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17.04.2020 ФИО учителя: Давыдова Наталья Владимировна
Школа: МКОУ СОШ№2 ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна, 46 гр.
Класс: 2 «А» ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна
Конспект урока окружающего мира
Тема: «Ориентирование на местности»
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
знать : что такое ориентирование на местности; по каким признакам можно ориентироваться на местности;
у меть : различать стороны горизонта; ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
— проявлять интерес к учебной деятельности;
— уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
— понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК « Школа России», «Окружающий мир» Плешакова А.А. учебник для 2 класса, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Методы и приемы
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся
I. Этап самоопределения к деятельности
— Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится! Я умею делать все!».
— Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации
Практический: выполнение проверочной работы
Словесный: подводящий диалог
Словесный: монолог учителя
— Прежде чем перейти к новой теме, нужно вспомнить, что мы проходили на прошлом.
— Посмотрите на слайд, разгадайте ребус.
— Ребята, какая Земля по форме?
— А какие вы можете привести доказательства в том, что Земля круглая?
— С какими понятиями вы познакомились на прошлом горизонте?
— Что такое горизонт?
— Что такое линия горизонта?
— Назовите основные стороны света.
— Кто попробует написать на доске сокращение сторон света?
— Как в давние времена люди определяли стороны света и возвращались домой?
— Какой предмет появился для точного определения сторон света?
— Молодцы! Усвоили тему.
— И мы продолжим заполнять «Календарь природы».
— Ребята, нам пришло письмо от Винни-Пуха и его друзей, давайте прочитаем его.
( Здравствуйте, ребята! Я хочу вам рассказать, как однажды я и мои друзья пошли в лес за ягодами. Все было хорошо, мы насобирали целую корзину ягод, мы были очень рады и веселились. Но пришло время возвращаться домой, как вдруг, мы поняли, что заблудились. К счастью, с нами был наш самый умный друг – Кролик. Он нам показал, как же можно выбраться из леса, зная определенные признаки в природе. Мы выбрались из леса и поблагодарили Кролика. Теперь мы тоже знаем как ориентироваться на местности.)
— О чем рассказал Винни-Пух?
— Кто им помог и как?
— Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д.
— Горизонт, линия горизонта
— Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя
— Это граница, где земля и небо визуально сходятся
— Север, юг, запад, восток
Заполняют «Календарь природы»
— О том, что он и его друзья пошли в лес за ягодами и заблудились
— Им помог Кролик, он объяснил как ориентироваться на местности
П.: осмысление читаемого текста
П: анализ объектов с выделением существенных признаков
К: взаимодействие с партнером
П.: осмысление читаемого текста
П: анализ объектов с выделением существенных признаков
К: взаимодействие с партнером
III. Постановка учебной задачи
Словес.: подводящий диалог
-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Ориентирование на местности»
-Кто попробует поставить цели на наш урок?
Цель: узнать, как и с помощью чего ориентироваться на местности.
— Давайте составим план на урок.
— «Ориентирование на местности»
— Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности
1. Узнаем, что такое на местности
2. Узнаем, что помогает ориентироваться на местности
3. Выполним задания по ориентированию на местности
П: построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой информации
IV. «Открытие» нового знания
Словесный: подводящий диалог
Словесный: монолог учителя
— Ребята, кто самостоятельно приходит в школу и обратно домой? Как вы находите дорогу домой?
— Верно! Мы всегда ориентируемся по хорошо заметным и запоминающимся предметам. Эти предметы (дома, магазины, достопримечательности, дорожные знаки и т.д.) называются ориентиры.
— А что такое местность?
— Верно! Это участок, на котором находятся предметы (дома, лес, реки и т.д.).
— Предположите, что такое ориентирование на местности?
— Ориентирование на местности – это определение местоположения и направления пути.
— Какой предмет может нам помочь ориентироваться на местности и более того, определить стороны света?
— Что такое компас?
— Компас – это одно из величайших изобретений. А историю его происхождения вы сейчас узнаете. Внимательно слушайте и смотрите.
— Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения. Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
— Где изобрели компас?
— Для чего он нужен?
— Как его называли в древности?
— Итак, сейчас мы с вами научимся пользоваться компасом. У вас на пару лежит компас. Пользуйтесь им аккуратно.
— 1. Положите компас на ровную поверхность, в нашем случае на парту.
— Посмотрите на слайд. Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки (синяя) и предохранитель.
— 2. Аккуратно оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится.
3. Далее поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный — с буквой Ю. Тогда се буквы укажут направления сторон горизонта.
4. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
— Вспомните, как на прошлом уроке мы определяли стороны света по солнцу, а также ориентировались по нему.
— Где находится солнцу утром?
— Верно! В 7 часов утра, солнце встает на востоке, в полдень – на юге, а вечером, солнце заходит на западе. Найдя по солнцу эти стороны, можно определить и другие.
— Например, если в полдень (12 дня), о впереди будет север, слева запад, справа восток. Посмотрите видео, как это определить.
— Ребята, давайте представим такую ситуацию. Мы попали в лес и заблудились, но с собой у нас нет компаса, а солнце скрылось за облака. Что нам поможет вернуться домой?
— На южной стороне у деревьев ветви более длиннее и гуще, чем с северной. Почему так?
— Посмотрите на картинку. Что за дерево изображено?
— Рассмотрите внимательно. Вы также можете заметить, что с одной стороны кора более белее, чем с другой. Как вы думаете, с какой стороны кора более белее?
— Верно! С южной стороны кора более белее и чище, чем с северной.
— Мхи и лишайники очень любят холод. Как вы думаете, с какой стороны их будет больше всего?
— Вы когда-нибудь наблюдали, где быстрее начинает тать снег?
— Например в полдень, солнце достигает пика нагревания. Где оно находится в полдень?
— Верно! Снег быстрее тает на склонах, обращенные к югу.
— Итак, именно эти природные признаки нам помогут выбраться из леса.
— Но запомните, что природные признаки не всегда бывают надежными, поэтому, чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.
— А также, вам следует сразу запоминать в какую сторону вы начали свой путь, возвращаться вам нужно будет в противоположную сторону.
— Ребята, а что если вы окажетесь в лесу в зимнее время года. Что вам поможет?
— Запоминаем дорогу, помогают знакомые дома, магазины и т.д.
— Это пространство, участок
— Определение того, где находишь
— Прибор для определения сторон горизонта
— Для ориентирования на местности
Учатся работать с компасом.
— Потому что растения тянутся к солнцу, к теплу
— Где больше падает солнце
— Мы сможем ориентироваться по солнцу, а также наши следы, но и зимой можно увидеть то, что ветки деревьев с одной стороны гуще, чем с другой
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой информации
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)
Выполняют динамическую паузу
V. Первичное закрепление
Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера
— Сейчас вы поработаете в парах. Откройте страницу 74. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы:
1. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу до музея?
2. Какие предметы вам помогают ориентироваться, когда вы идете домой из школы?
Работают в паре.
— 1. Им поможет стадион слева от низ, карусель, от дуба повернуть налево и они придут к музею
2. Нам помогают здания которые мы проходим мимо
П: поиск и выделение необходимой информации
П: построение речевого высказывания
VI.Самостоя-тельная работа с проверкой
Практический: самост. работа; графическое выполнение работы
— Откройте рабочие тетради на странице 45. Выполните самостоятельно № 1 и 2.
— Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.
Самостоятельно выполняют задания в РТ.
П: поиск и выделение необходимой информации
П: поиск и выделение необходимой информации
П: осознанное построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли
VII. Включение в систему знаний
Словесный: беседа, Практический: разгадывание загадок
— Откройте РТ на странице 47, № 4.
— Как вы видите, там 3 текста. 1 ряд – делает 1 текст, 3 ряд – 2 и 3 ряд – 3 текст.
— Давайте проверим, что у вас получилось?
— С помощью какого предмета можно определить стороны света?
— Где появился компас?
— По каким природным признакам мы можем ориентироваться на местности?
— С помощью компаса
— По мху – он растет с северной стороны, так как любит холод, по березе – она белее и чище с южной стороны, по ветвям деревьев – они гуще с южной стороны, весной по снегу – сильнее всего таит на южной стороне.
П: построение рассуждения; осуществление синтеза
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: формулирование выводов, обобщений.
-Какая была тема нашего урока? Цель?
-Всем спасибо, за урок!
— «Ориентирование на местности»
— Узнаем, как и с помощью чего ориентироваться на местности
П: построение речевого высказывания
П: осуществление синтеза
Р: осуществление итогового контроля
Задания для дистанционного обучения:
- Прочить параграф ориентирование на местности.
- Посмотреть видео-урок https://youtu.be/NW6Pu-FKgWM
- Выполнить задания в РТ: стр.45 № 1,2; стр. 47 № 4.
- Заполнить «Календарь природы»
- Посмотреть видео «Ориентирование по природным признакам» http://piter.tv/video_clip/113537/ . Посмотрев видео выделите признаки, которые присущи определенному времени года.
Системный анализ урока окружающего мира
Тема: «Ориентирование на местности»
1. Анализ целей урока
- Цели урока были правильно и обосновано поставлены с учетом уровня знаний и умений учащихся, программных требований, содержания материала, возможностей самого учителя.
- Для формулировки цели, используется ситуация затруднения, предполагалось прослушать текст, из которого им нужно было вывести тему урока.
- Учащиеся самостоятельно поставили цели урока.
- Поставленные цели стали для учеников личностно значимыми.
- Степень достижения поставленной цели высокая.
2. Анализ структуры и организации урока
- Урок соответствует его цели и типу «открытие» нового знания.
- Урок логически построен и этапы урока взаимосвязаны.
- Распределения времени по этапам урока целесообразны.
- Начало урока по конспекту было организовано: эмоциональный настрой, проверка знаний по прошлой теме, подводящий диалог, постановка темы и цели, составление плана на урок. Начало урока в дистанционном режиме: проверка знаний, постановка цели, опираясь на тему.
- После выполнения задания были подведены итоги выполненных заданий, для рефлексии детям было предложено самостоятельно оценить свою деятельность по десятибалльной шкале.
- Урок был проведен в дистанционном режиме, для его подготовки были необходимы: презентация, учебник, рабочая тетрадь, интернет.
3. Анализ содержания урока
- Данный урок соответствует требованиям программы «Школа России».
- Уровень научности изложения материала урока — средний. Содержание урока имело связь с интересами учеников.
- Главная идея темы состояла в понимании обучающимися, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
- Содержание урока имело связь с интересами учеников.
- Работа с понятиями была проведена. Понятия были самостоятельно выведены и закреплены.
4. Анализ деятельности учителя
- Методы, приемы и средства обучения были подобраны целесообразно с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
- Использованы, практические, частично-поисковые и наглядные методы и приемы, применяемые на дистанционном уроке.
- Актуализация опорных знаний была проведена в виде опроса по прошлой теме.
- Была проведена самостоятельная работа по рабочей тетради, самостоятельная работа была внеаудиторная, так как урок проходил в дистанционном режиме, степень сложности – средний, урок не был вариативным, был проведен инструктаж по выполнению заданий через презентацию.
- Для ознакомления с темой урока детям был отправлен видео-урок и алгоритм выполнения заданий с пояснением.
5. Анализ деятельности учащихся
- По причине карантина невозможно оценить деятельность учащихся на уроке. При оценивании самостоятельных работ учителем ни один из учащихся не имел возражений.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока
- Предметом оценочных суждений учителя стало правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность способов выполнения задания.
- Ребятам удалось достичь цели урока на разных уровнях.
- Рефлексия была проведена в дистанционном режиме. Дети самостоятельно выставили себе балл за работу по десятибалльной шкале.
Проведенный мной урок окружающего мира я оцениваю на «4» баллов.
Источник