ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопросы об Исламе
- Непрочитанные сообщения
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Пользователи
- Наша команда
Войти используя аккаунт социальных сетей
как определить время разговления?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
как определить время разговления?
Re: как определить время разговления?
Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.
воспользуйтесь вот этой программой http://www.islamicfinder.org/ здесь скачайте программу islamicfinder выставьте русский язык, и координаты вашего города и часовой пояс. Затем в графе «Метод расчёта» выберете метод «Умм аль-Кура». и он выдаст вам времена намазов, метод Умму-ль-Кура является самым правильным из имеющихся методов расчётов.
И потом, определять закат по солнцу очень просто, когда диск солнца полностью скрылся за горизонтом, то сразу же наступает намаз магриб, и соответственно ифтар (разговление).
Источник
Я студент, обучаюсь в Китае. Город, в котором я нахожусь, со стороны запада окружен горами. Проживающая здесь мусульманская община разговляется, опираясь на время, указанное в расписании, взятом из Интернета. Что касается меня, то я смотрю на солнечный диск. Как только он заходит за горы я разговляюсь и совершаю вечернюю молитву (магриб) с целью соблюдения сунны незамедлительного разговения и незамедлительного совершения вечерней молитвы, а также для того чтобы отличаться от иудеев. Правильно ли я поступаю? Обязан ли я обременять себя тем, чтобы подниматься на очень высокое место, равное по высоте горам, чтобы наблюдать за солнечным диском?
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Разрешается опираться на расчеты времени молитв, если ничем не подтверждено, что в этих расчетах имеются ошибки. Хотя ошибки в этих расчетах обнаруживаются часто. Не во всех конечно, но часто бывает, что в них неверно указано время утренней молитвы (фаджр), а в некоторых – время ночной молитвы (‘иша). Что касается вечерней молитвы (магриб), то ошибки относительно её времени бывают незначительными, и для основной массы людей не составляет труда подтвердить, является ли верным то её время, которое указано в расписании, либо выявить в нём ошибку посредством самостоятельного наблюдения за солнцем.
В любом случае, закат солнца, после которого постящемуся разрешается разговляться и наступает время вечерней молитвы, считается состоявшимся, когда солнечный диск реально скроется за горизонтом, а не когда он скроется за горой или строением.
От сподвижников – да будет доволен ими Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), — другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), — третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).
Вам не надо подниматься на гору или на какую-нибудь возвышенность. Вы должны учитывать заход исходя из того места, где Вы находитесь. Относительно этого места солнце должно зайти за горизонт, а просто заход его за гору закатом не является.
Так как из-за гор Вы не имеете возможность увидеть солнце во время захода, Вы можете определить время заката по признаку, о котором упомянул посланник Аллаха, – мир ему и благословение Аллаха! – а это – приближение темноты с Востока.
Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».
Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, — а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).
Если же Вы не можете и это, то не будет ничего страшного в том, чтобы руководствоваться расписанием молитв, так как минимум что они Вам дают – это основательное предположение (галябату-з-занн) о наступлении времени молитвы, если, конечно же, ничем не установлено, что это расписание ошибочное.
Источник
Как определить по солнцу время ифтара
Вопрос: Можете ли Вы указать точное (до минуты) время ифтара? Нам трудно определить время ифтара.
Ответ: Согласно обязательной предосторожности, время ифтара наступает с исчезновением красной полосы на востоке после заката Солнца. Его точное определение, в силу различий во времени и местоположении, невозможно.
Вопрос: Когда наступает время ифтара? С исчезновением солнечного диска или исчезновением красной полосы на востоке?
Ответ: Если человек не будет уверен, что солнечный диск опустился ниже горизонта, но будет предполагать, что Солнце исчезло за горами и постройками, то ожидать исчезновения красной полосы на востоке обязательно. Даже когда не возникают сомнения (если солнечный диск исчезнет за горизонтом), не следует при ифтаре пренебрегать предосторожностью относительно исчезновения красной полосы на востоке.
Вопрос: Является ли желательным деянием совершение ифтара после намазов шам и иша?
Вопрос: Мой друг подготовит стол к ифтару. Должен ли я совершить с ним разговение, или же ожидать исчезновения красной полосы на востоке?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности, нельзя совершать разговение до исчезновения красной полосы на востоке.
Вопрос: Когда наступает время ифтара по нашему мазхабу?
Ответ: Согласно нашему мазхабу, время разговения наступает, согласно обязательной предосторожности даже для человека, который знает о закате солнечного диска, с исчезновением красной полосы на востоке.
Вопрос: Разрешается ли совершать ифтар с человеком – представителем иного мазхаба, по времени их разговения?
Ответ: Не разрешается. В этом вопросе основанием является уверенность самого человека в наступлении шариатского заката. Если совершит ифтар по времени иного мазхаба, то, согласно обязательной предосторожности, должен восполнить пост.
Вопрос: Приближается месяц Рамазан. У нас, в странах Скандинавии, в особенности в Швеции, Солнце садится в 23.00, фаджр же наступает в 3:00. Пост длится слишком долго. Мы 8 часов проводим на работе и посещаем школу. Мой вопрос таков: разрешается ли нам поститься и совершать ифтар в соответствии с таблицей времени самой близкой нам арабской или мусульманской страны?
Ответ: Каждый человек должен поститься в соответствии со временем той географической местности, где находится. Если способен соблюдать пост, то обязан поститься. Если же не способен на это, то соблюдение поста теряет силу обязанности. Если впоследствии будет способен восполнить пост, то обязан сделать это. В противном случае обязан выплатить фидйе.
Вопрос: Мы проживаем в городе Боден, что на севере Швеции. В здешних местах ночь продолжается не более 1,5 часов. Так, примерно с 23:00 до 02:00 явно наблюдается краснота на востоке, и нет никаких примет глубокой ночи. Нам трудно определить точное время намазов шам, иша и субх. А скоро наступает месяц Рамазан. Как нам следует поститься?
Ответ: Если краснота на востоке не исчезает полностью, то время намаза магриб наступает с полным исчезновением солнечного диска. Время утреннего же намаза наступает несколько ранее восхода. По мере возможностей следует соблюдать пост на протяжении всего светлого времени суток. Если же постящийся будет подвергаться большим страданиям, может принять пищу, а впоследствии восполнить пост.
Вопрос: Верно ли говорят, что господин Сейид Систани издал фетву, в соответствии с которой для стран Скандинавии время ифтара наступает с исчезновением солнечного диска, а время имсака – незадолго до восхода?
Ответ: Если краснота на востоке не исчезает, то совершать ифтар после исчезновения солнечного диска разрешается. Что же касается имсака, он наступает с возрастанием освещенности на горизонте.
Вопрос: Отвечая на вопросы о странах Скандинавии, Вы заявили, что разрешается совершать ифтар после полного исчезновения солнечного диска. Распространяется ли это указание и на европейские страны, например, Германию?
Ответ: Мы отметили, что в случае сохранения красноты на востоке, разрешается совершать ифтар после исчезновения солнечного диска за горизонтом. Это указание не распространяется на страны, в которых спустя некоторое время после заката, краснота на востоке исчезает.
Вопрос: Верно ли, что существует фетва, в соответствии с которой в странах, где пост длится более 18-ти часов, разрешается совершать ифтар по времени города Кербела? И разрешается ли юноше, который только достиг совершеннолетия, нарушать пост в случае чрезмерного утомления?
Ответ: Каждый должен поститься в соответствии со временем места своего проживания. Если у него нет на это сил, то обязанность поста с него снимается. Впоследствии, если у него появится возможность, должен восполнить пропущенные посты. В противном случае, если не хватит сил, должен выплатить фидйе. Если соблюдение поста по причине голода и жажды сопровождается слишком серьезными проблемами, то разрешается принимать пищу и воду в необходимом количестве. Однако, согласно обязательной предосторожности, должен вновь продолжить пост.
Источник
Как определять время поста в северных широтах?
Вопрос: Ассаламу алейкум. Скажите, пожалуйста, если ночью светлая полоса на горизонте не пропадает до самой зари, то когда прекращать сухур? Закат у нас 1 рамадана был в 22:30. Полночь – примерно в 2 часа. (Санкт-Петербург, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Исламские правоведы постановили, что рассвет бывает двух видов. Один из них – ложный рассвет (субх-кязиб), а другой – истинный рассвет (субх-садык). При ложном рассвете на небе появляется вертикальная светлая полоса, и через некоторое время небо снова становится совершенно темным. В это время все еще разрешается кушать.
При истинном рассвете на горизонте можно увидеть горизонтальную светлую полосу, которая впоследствии сменяется восходом солнца. В тот момент, когда становится видна горизонтальная светлая полоса, человеку, который намеревается поститься, следует прекратить прием пищи, поскольку время сухура на этом закончилось. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр.141)
قال (وقت صلاة الفجر من حين يطلع الفجر المعترض في الأفق إلى طلوع الشمس) والفجر فجران كاذب تسميه العرب ذنب السرحان وهو البياض الذي يبدو في السماء طولا ويعقبه ظلام، والفجر الصادق وهو البياض المنتشر في الأفق فبطلوع الفجر الكاذب لا يدخل وقت الصلاة ولا يحرم الأكل على الصائم ما لم يطلع الفجر الصادق لقوله — صلى الله عليه وسلم — «لا يغرنكم الفجر المستطيل ولكن كلوا واشربوا حتى يطلع الفجر المستطير» يعني المنتشر في الأفق
Таково общее правило определения истинного рассвета.
Что касается Санкт-Петербурга, из-за расположения в северных широтах в определенную часть года настоящих сумерек там не бывает. Соответственно, рассвет в эту часть года наблюдать нельзя.
В данной ситуации применяется правило о том, что у жителей таких мест есть две альтернативы:
а) Они могут принять расписание поста (то есть время заката и рассвета) самого ближайшего из городов, закат и рассвет в которых можно наблюдать в это время года.
б) Они могут принять расписание своего собственного города от того времени, в которое они в последний раз видели закат и рассвет. Например, если белые ночи наступают в июле или августе, а, скажем, в июне еще можно было видеть закат и рассвет, то в этом случае они примут июньское время начала и конца времени поста в соответствии с временем наблюдавшихся в июне рассвета и заката в Санкт-Петербурге.
(Джадид фикхи масаиль; Ибн Абидин. Радд мухтар)
Петербургским мусульманам следует проконсультироваться со своими местными алимами для выработки единого решения в отношении того, какой из этих альтернатив следовать в случае появления белых ночей в рамадан.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум! Скажите, пожалуйста:
1) Если брать расписание ближайшего города, то необходимо ли быть максимально точным при вычислении ближайшего города?
2) Если рассматривать таблицы сумерек ближайших к Санкт-Петербургу городов, то получается, что, например, в июле можно взять расписание города А, а уже в августе города Б, который будет немного ближе к Петербургу. Нужно ли отслеживать эти изменения в городах? Или можно взять расписание одного подходящего на данный момент города и следовать ему до тех пор, пока в Петербурге нельзя будет наблюдать реальной ночи и рассвета? Спрашиваю эти тонкости, так как в Петербурге нужно брать расписание намазов ближайшего города (по шафиитскому мазхабу) все лето из-за отсутствия признаков ночного и утреннего намазов. (Санкт-Петербург, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Вам следует, по мере возможности, попытаться определить ближайший по расстоянию город и принять это время для сухура и ифтара.
2) Шафиитские правоведы говорили, что вам необходимо смотреть на ближайший город, в котором можно наблюдать сумерки. Это мнение также действительно в ханафитском мазхабе.
Если в течение рамадана город, который находится еще ближе к Санкт-Петербургу, начинает наблюдать сумерки, то теперь уже он станет ближайшим городом, и тогда вы должны принять время сухура этого города вместо более отдаленного, на время которого вы опирались вначале для намаза и поста.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение от 12.08.2016 |
Вопрос: Ассаламу алейкум! Как известно, в городах, находящихся выше 48 градусов широты, в определенное время года нельзя наблюдать признаки иша-намаза и, соответственно, признаки фаджр-намаза. Такой период в Санкт-Петербурге длится четыре месяца. У меня к Вам просьба разъяснить эти моменты на конкретном примере. Например, в месяц рамадан в Санкт-Петербурге 15 июня заход солнца будет в 22:23. Соответственно, наступает время магриб-намаза и разговения. После этого краснота (навигационные сумерки) на горизонте не исчезнет до восхода солнца. В расписании намазов в этот день указано, что время фаджр-намаза наступает в 2:00, и восход солнца будет 3:36. Ближайший город к Санкт-Петербургу, в котором круглый год можно наблюдать признаки иша-намаза, – это Одесса, что находится на той же долготе с Петербургом. В Одессе 15 июня закат солнца будет в 20:51, астрономические сумерки (т. е. белизна на горизонте) исчезнут в 23:40. Время фаджр-намаза наступит в 2:16, и восход солнца будет в 5:03. Приводя в пример г. Одессу, я исходил из мнения, что ближайший город – это город, в котором круглый год можно наблюдать признаки иша- и фаджр-намазов. Разъясните, пожалуйста, на этом или же на Вашем примере, как совершать намазы магриб, иша и фаджр в Санкт-Петербурге в эти периоды. Немаловажный нюанс: время фаджр намаза будет завершаться с восходом солнца в Петербурге или с восходом в ближайшем городе?
2) Если в Санкт-Петербурге закат солнца можно наблюдать круглый год, то имеют ли силу фетвы, например, шейхов Аль-Азхара, что в городах длительностью поста свыше 18 часов можно поститься по мекканскому или же по времени ближайшего города? Получится, что разговение в Петербурге будет до заката солнца.
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
На широтах выше 48,5 градусов (в северном или южном полушарии) в дни, близкие к летнему солнцестоянию, сумерки обычно длятся от заката до восхода. То есть сумерки (шафак) не пропадают, и по их исчезновению нельзя определить время для иша-намаза.
Российский город Санкт-Петербург расположен на северной широте 59,9343 градусов. Поэтому в течение летних месяцев сумерки не исчезают с горизонта вплоть до восхода, как вы указали в своем вопросе.
Иными словами, время для иша-намаза не вступает в силу, поскольку иша-время наступает после исчезновения сумерек. Возникает вопрос: как же совершать иша-намаз, и как рассчитывать время для него?
Специалисты по исламскому праву предложили три варианта расчета времени для намаза в данной ситуации:
а. Использование того расписания времени иша-намаза Санкт-Петербурга, которое было последним из основанных на исчезновении сумерек.
Например, если последним днем, когда сумерки исчезали, являлось 11 мая, и иша-намаз в этот день наступал в 23:23, то это и будет временем совершения иша-намаза для жителей Санкт-Петербурга вплоть до возвращения исчезновения сумерек. Аналогичным образом, если фаджр-время наступало 11 мая в 2:22, то это и будет считаться временем для фаджра в остальные дни до возвращения еженощного исчезновения сумерек и наличия отрезков времени для всех пяти намазов.
الطريق الأول أن يقع تقدير وقت العشاء على أساس أقرب الأيام المعتدلة في نفس تلك المنطقة. فمثلا: تبتدئ الأيام غير المعتدلة على عرض ٤٨٫٥ من ١١ مايو وتستمر إلى ٣١ يوليو، فإن الشفق لا يغيب في هذه المدة ويبقى ظاهرا طول الليل، ولكنه يغيب قبل ١١ مايو، وإن وقت غياب الشفق في ١٠ مايو (وهو آخر الأيام المعتدلة) هو زهاء الساعة الحادية عشر وسبع وأربعين دقيقة. والصبح الصادق يومئذ إنما يطلع في الساعة الحادية عشر وست وخمسين دقيقة فإن هذين الوقتين العشاء والصبح الصادق يعتبران على هذا القول أساسا للصلاتين في المدة عير المعتدلة أيضا، يعني، يعتبر هذا الوقت وقتا للصلاتين فيما بين ١١ مايو و٣١ يوليو التي لا يغيب فيها الشفق طول الليل. وحاصل هذا القول إن وقت العشاء في هذه المنطقة لا يستمر إلا لمدة تسع دقائق، ويستمر هذا الوضع من ١٠ مايو إلى ٣١ يوليو.
б. Использование расписания ближайшего города, где имеются отрезки времени для всех намазов.
Например, если ближайшим городом со временем для всех намазов в течение всего года является, скажем, Каменское (бывший Днепродзержинск), то будет использоваться расписание намазов этого города: соответственно, 15 июня иша-время в Каменском будет иша-временем Санкт-Петербурга, даже если времени для иша-намаза будет очень немного.
الطريق الثاني للتقدير أن تقدر وقت العشاء والفجر في هذه المناطق على أساس أقرب البلاد المعتدلة. وهذا القول هو الذي جزم به الشافعية ومن وافقهم من المالكية. فمثلا، أول البلاد غير المعتدلة في فصل الصيف ما تقع على عرض ٤٨٫٥ في الشمال ولا يغيب الشفق على هذا العرض فيما بين ١١ مايو و٣١ يوليو تقريبا. فإن أهل هذه المناطق يقدرون أوقاتهم على أساس البلاد التي تقع على عرض ٤٧ أو ٤٨ فإنها أقرب البلاد المعتدلة إليهم التي لا يغيب فيها الشفق في سائر السنة، فيقدر لهم وقت العشاء على أساس توقيت هذه البلاد المعتدلة القريبة.
Расположение города на одной долготе отнюдь необязательно означает, что принято должно быть его расписание. Поэтому выбор далекой Одессы лишь из-за того, что она расположена на той же долготе, не является верным.
в. Еще один вариант соответствует тому, что приводил шейх Марджани (милость ему Аллаха) в своей книге «Назурат-уль-хак» в качестве одной из возможностей расчета времени для намаза.
Этот способ заключается в том, что иша-время рассчитывается в зависимости от положения солнца в Санкт-Петербурге. После заката, пока солнце ближе к позиции заката, это время будет для магриб- и иша-намаза. Первая половина этого периода будет магриб-временем, а вторая – иша-временем. Когда же солнце ближе к восходу, это будет считаться фаджр-временем.
الطريق الثالث للتقدير أن الشفق ما دام مائلا إلى جهة الغروب فإنه وقت مشترك بين المغرب والعشاء (ويمكن أن يعتبر نصفه الأول وقتا للمغرب ونصفه الثاني للعشاء) وأما إذا انتقل الشفق إلى جهة طلوع الشمس، فهو ابتداء وقت الصبح. وهذا القول ذكره المرجاني في جملة الأقوال التي سردها في طرق التقدير.
Можно также воспользоваться следующей разбивкой: время между закатом и восходом делится на три части. Первая треть будет для времени магриба, вторая треть – иша-временем, последняя треть будет представлять время для фаджра и ознаменовывать окончание времени сухура.
То есть, например, если закат 15 июня в Санкт-Петербурге – в 22:23, а восход – в 3:36, то между закатом и восходом у вас 5 часов 13 минут (313 минут). Вы делите этот отрезок на три и в итоге получаете примерно по 104 минуты (1 час 44 минуты).
Соответственно, время для магриба будет после 22:23 вплоть до 00:07 (длительность отрезка: 1 час 44 минуты). Далее начинается иша-время, длящееся до 01:51. В этот момент завершается время для иша-намаза и сухура, наступает фаджр-время, которое длится до восхода.
Любой из представленных выше трех вариантов дозволен, поскольку соответствует указанию хадиса о расчете и вычислении времени для намаза в случае необычных дней и ночей.* Жители Санкт-Петербурга могут воспользоваться тем вариантом, который наиболее легок для них.
Лично мне наиболее практичным из трех вариантов видится третий. Он также, на мой взгляд, в большей степени соответствует указанию хадиса в отношении определения времени намазов посредством расчетов.
Поскольку это лишь вычислительные оценки, и разделение времени на трети не является необходимым, а лишь служит средством достижения вычислительной оценки, мне не кажется, что 2:00 в качестве фаджр-времени, указанные в расписании, неверны. Если люди принимают данное время, указанное в расписании для фаджр- и иша-намаза, это дозволено. И если такова практика жителей Санкт-Петербурга или местного муфтията, продолжайте следовать ей.
(На основе Такмиля фатх Мульхим. – Том 6, стр. 293–299; Фатава Дар-уль-улум Закария. – Том 2, стр. 44–47; Тахтави. Хашият аля «Дурр мухтар». – Том 1, стр. 175–176)
2) В регионах, где наблюдается заход солнца, нельзя прерывать пост до заката, сколько бы пост ни длился. Следование расписанию Мекки для разговения делает пост жителей Санкт-Петербурга неверным, поскольку заход солнца в их городе наблюдается. Мы уже отвечали на данный вопрос в предыдущей фетве: «Можно ли в России поститься по мекканскому времени?».
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q653
* Подразумевается хадис о Даджале, записанный в сборнике «Сахих» Муслима (№ 2973), согласно которому пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что Даджаль останется на этой земле в течение 40 дней, первый из которых будет длиной в год, второй – в месяц, третий – в неделю, а остальные – как обычно. Когда сподвижники спросили, достаточно ли будет намаза одного дня (то есть пяти намазов) в те дни, что равны году, месяцу и неделе, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Нет. Рассчитывайте и вычисляйте времена намазов по их обычным временам (то есть распределите время намазов на каждые 24 часа так, чтобы вы исполнили пять ежедневных намазов в соответствии с их обычным временем).
Источник