Меню

Как может светить солнце наречия

Урок русского языка 4 класс на тему «Наречие»

Урок русского языка. 4 класс. 2 четверть.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные : обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат : овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование : мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

«Наш язык и скромен, и богат

В каждом слове скрыт чудесный сад».

— Сегодня на уроке мы раскроем тайну ещё одной группы слов русского языка.

2. Актуализация учебной деятельности и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Словарная работа (Повторение необходимого)

— Вставьте пропущенные буквы и распределите слова по столбикам (существительное, прилагательное, глагол). 1 слайд

А.уратно, т.варищ, ру..кий, х.р.шо, т.традь, праз.новать, б.рёзовая, медле.о, к.ртофельный, м.роз, .бедать, чу.ство.

2) Обобщение необходимого.

— Как изменяются эти части речи? (Повторение: обратить внимание на модели имени существительного, прилагательного и глагола).

3) Задание для пробного действия.

— Какие слова остались? ( Аккуратно, хорошо, медленно ) Слайд 3

— Почему? (Мы не знаем к какой части речи относятся эти слова.)

— Кто знает к какой части речи относятся эти слова? Сможете доказать? (Нет.)

3. Размышления над причиной затруднения.

Эта незнакомая нам часть речи называется наречие.

(Карточка на доску наречие)

— Значит, какая цель у нас сегодня на уроке? (Узнать, какие слова относятся к этой части речи и научиться их находить в тексте.)

— Какова же тема нашего урока? (Наречие)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Давайте построим план изучения наречия. Слайд 4

Самостоятельная или служебная часть речи

На какие вопросы отвечает

В предложении является

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

— Наречие – самостоятельная или служебная часть речи? Как вы думаете? (Самостоятельная)

— Какие части речи являются самостоятельными, служебными?

(Карточка на доску самостоятельная часть речи )

1) Работа в группе (карточки)

— Вспомните правила работы в группе. Слайд 5

Попробуйте изменить наречия по родам (пришёл рано, пришла рано, пришло рано); по временам (появились рано, появляются рано, появятся рано); по лицам (встаю рано, встаёшь рано, встаёт рано), по падежам (И.п. (что?)сад вдалеке, Р.п. нет (чего?) сада вдалеке, Д.п. подхожу (к чему?) к саду вдалеке, В.п. вижу (что?) сад вдалеке, Т.п. доволен (чем?) садом вдалеке, П.п. думаю (о чём?) о саде вдалеке.

Проверка по группам. Слайд 6, 7.

— Какой вывод сделали? (Наречие не изменилось.)

— Какая часть слова показывает на изменяемость слова? (Окончание)

— Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

— Если наречие не изменилось, значит, у этой части речи нет чего? (Окончания)

Часть слова на конце наречий – это суффикс.

— Какой вывод сделаем? (Наречие – неизменяемая часть речи)

Читайте также:  Demon slayer rpg 2 как получить дыхание солнца

Модель Наречие Карточка неизменяемая часть речи

2) Работа над предложением. 8 слайд

— Найдите в тексте наречия и задайте к ним вопрос. (Карточки с текстом)

Солнце ярко светило и слепило глаза. Небо слева затянулось тучами . Вечером тучи закрыли всё небо. Слайд 9

— На какие вопросы отвечает наречие? (Как? Где? Когда?)

БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА – где?

НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ – куда?

СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ – когда?

ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА – откуда?

ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО – как?

Карточка вопросы наречий.

— Выпишите второе предложение и разберите его по членам и частям речи, выпишите словосочетания. (Ученик работает у доски)

— Каким членом предложения является наречие? Почему? (Вопросы обстоятельства) Карточка обстоятельство.

Какие связи в словосочетаниях знаете? (Согласование, управление)

— Как связаны слова в этих словосочетаниях?

Затянулось (чем?) тучами – управление

Затянулось (где?) слева — ?

— Знаете такой вид связи? (Нет.)

— У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, т. е. примыкают к ним не изменяясь. Такая связь в словосочетаниях называется примыкание .

— В словосочетании наречии связаны с какой частью речи?

(с глаголом) Слайд 11

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

— Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Признак действия)

Карточка признак действия

— Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.

— Вам понравился новый текст? (Нет)

— Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль? (Текст получился скудный, скучный).

Да, действительно, наречия делают речь более точной, выразительной и образной.

— Если услышите прилагательное – руки вверх, если наречие – наклоны туловища вправо – влево.

Тихо, громкий, важный , грустно, тихий, важно, громко, поздний, радостно, весёлый, поздно, радостный, весело.

Итак, что мы узнали о наречии? Вывод по карточкам на доске.

Вывод. Наречие самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? В предложении является обстоятельством.

Работа с фразеологизмами.

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов с самостоятельным значением.)

— Подберите наречия к фразеологическим оборотам.

Спит как убитый – спит (крепко)

Бежать во весь дух – бежать (быстро)

Знать как свои пять пальцев – знать (хорошо)

Кот наплакал (мало)

Рукой подать (близко)

Ни свет, ни заря (рано)

(Записать наречия в тетрадь, выделить суффикс.) Ученик работает у доски.

— Какие затруднения встретились в написании наречий? (Не знаем как пишется суффикс наречий на конце слова.) Можем их объяснить? (Нет.)

— Значит, на месте этой орфограммы мы можем оставить окошко.

С правописанием суффикса мы познакомимся на следующем уроке.

— Какие проверяемые орфограммы встретились? (парные согласные и безударные гласные)

7.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

— Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать? (Найти наречия.)

— Выполните это задание.

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет)

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья . (К.Бальмонт)

Кроет уж лист золотой

Читайте также:  Восход солнца июнь июль

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. (А. Майков)

На полях и в рощах

Воробей загрустил за окошком.

Непривычно притихли дома.

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно приходит зима.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)

Проверка по образцу. Слайд 12.

— Кто нашел все наречия?

— Кто допустил ошибки?

— Почему? В чём причина? Что забыл?

— Какая цель была у нас на уроке? (Узнать, что такое наречие и научиться находить наречия в тексте.)

— Достигли мы цели? Докажите. (Формулировка правила по карточкам)

— Попробуйте оценить результат своей работы на уроке с помощью наречий, которые вы видите на доске: интересно, отлично, скучно, радостно, страшно, трудно, легко.

— У каждого из вас на парте лежит листик. Напишите на нём то наречие, которое больше подходит для оценки вашей работы и прикрепите листик на доску к тому дереву, которому он соответствует.

Домашнее задание с.66 правило, упр.141. Слайд 14

Источник

наречье к слову солнце

наречье относится не к существительному, а к глаголу

но если именно наречие, то солнце высоко

Другие вопросы из категории

2.обозначают 2 звука.
южный,дятел,салют,съёмка,мята,яркий,тёплый

Читайте также

Спишите заменяя выделенные сочетания слов подходящими по смыслу наречиями ( воспользуйтесь словами для справок:
завтра,слева,сегодня,медленно,справа,направо,издалека,)

С далёкого расстояния доносилось воркования голубя.С левой и с правой стороны звенели трели певчих дроздов.конь жевал траву,гремел уздечкой и мотал хвостом на левую и на правую стороны,отгоняя мух.

— багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит — закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь. ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИ ФОРМЫ СЛОВ СОЛНЦЕ И ЕГО ОДНОКРЕННОЕ СЛОВО. РАЗБЕРИ ЕГО ПО СОСТАВЕ . ПРОДОЛЖИ РЯД ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВА. СОЛНЦ КОРЕН СУШ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПРОВЕРЯТЬ .

1)Насколько близок космический летательный аппарат мог бы подойти к (. )
2)Собака греется на (. )
Придумайте предложения со словами Земля и земля.
Помогите даю 13 балов

выступают слова солнце и месяц в тексте?

солнце и месяц-два родных БРАТА.ходят они по небесной дорожке с дозором-смотрят за тем,как на земле люди живут,что делают.
весь день ясное солнышко за всем присматривает,а к вечеру уступает МЕСТО младшему брату месяцу.утром повстречается месяц с солнцем и рассказывает,как НОЧЬ прошла.
если ночь мирно прошла,выходит солнце ясное,радостное.а если много бед за ночь НА ЗЕМЛЕ совершилось,закроется солнце от печали черными ТУЧАМИ и весь день людям не показывается.(по Федору- Довыдову).
где написано большими буквами,так написано в учебники жирным шрифтом.

охотиться в лесу всего трудней: высохший лист (лежит, гремит) под ногами, дичь тебя далеко слышит. Ещё и видит сквозь (редкий, густой) кустарник и, не допустив, улетает.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Найди в тексте выделенные существительные, определи их склонение и падеж.1) Лесу (__ скл., __ п.) 2) кустарник (__ скл., __ п.) 3) ногами (__ скл., __ п.) 3. Выпиши из текста задания №1 по одному слову в каждый столбик.ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ4. Укажи, какой частью речи является выделенное слово.Лист с (_____________) деревьев падал.Объясни свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Подбери к слову СВЕТЛЫЙ четыре однокоренных слова, которые часто употребляются в речи.____________________________________________________________________________________6. Выпиши слово, где все согласные звуки мягкие.Уголь, ресница, лебедь, петли. ______________________________7. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.Днём лошади п…слись (________________) в лугах, а поз…ней (____________________) ночьюспали около тёплых стогов. Иногда лошади просыпались от гу…ков (_____________) парохода на реке. С бер…га (__________________) доносился запах шиповника.8. Выпиши слова, одинаковые по составу.Оттепель, глубина, заморозок, запахи, ручей. ________________________________________9. Поставь в конце предложений пропущенные знаки препинания (? ! .).1) Как хороши были тихие закаты над лесными озёрами__2) Камень малыш перевернул легонько тронул пальцем испуганного жука__3) Как в дождевую лужу могли попасть моллюски, рачки и рыбки__10. В задании № 9 обведи номер предложения, в котором пропущена запятая.Прочитай рассказ и выполни задания 11-12.Жил у нас в доме кот – Иваныч. Целый день он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Однажды замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Прошло время и мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. Иваныч был ленивый кот, даже мышей не ловил. Захожу я как-то на кухню, гляжу —Иваныч растянулся на полу и дремлет на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а кот будто пасёт их —изредка поглядывает да глаза от солнца жмурит. Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Сидим мы как-то у окна, вдруг видим — по двору бежит Иваныч, а во рту крыса. Вскочил он в окно — прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!» Мама вскочила на стул, крыса шмыг под шкаф, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.. 11. Допиши пропущенные пункты плана.1. Кот Иваныч2. _______________________________________________________________3. Мышиный пастух4. ______________________________________________________________12. Подчеркни главные члены в выделенных предложениях из рассказа.13. Прочитай текст. Зачеркни «лишнее» предложение.После вылета птенчиков из гнезда птичьи заботы кончаются. Ведь птенцов надо ещё научить летать, искать еду, прятаться от врагов. При опасности одни птицы подают птенчикам сигнал затаиться, другие стараются отвести врага хитростью, а третьи бесстрашно гонят коршуна или лисицу.14. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.Солнце взошло, туман стал расходиться волнами, шлюпку спустили на воду, поплыли на берег. Впереди туман, да волны накатывают, и глупыши кричат – морские птицы. Вынырнет из тумана глупыш и с криком за кормой в тумане исчезнет. Шлюпка – ____________________________________________________________________Глупыш – _____________________________________________________________________15. Поставь пропущенные знаки препинания в конце предложений.– А какой он из себя __– Ну, вроде птица, – сказал дед нерешительно. – Шагай быстрее__– А он чёрный__– Поглядишь – увидишь. – Если встретим, то можно двустволкой напугать, – предложили мы. – Ишь чего выдумали__16. Обведи кружком номер верного ответа. Суффикс есть во всех словах группы:1) словарь, секретарь 3) поток, комок 2) пятак, добряк 4) лукошко, кошка

Читайте также:  Как получить больше электроэнергии от солнца

Источник

Adblock
detector