Как Солнце спать ложится
КАК СОЛНЦЕ СПАТЬ ЛОЖИТСЯ
В гостиной у моховых гномах есть большие, старинные напольные часы. День и ночь раскачивается маятник, бегут стрелки по циферблату, и каждый час часы сообщают, что нужно сделать немедленно: вставать или ложиться спать, завтракать, обедать или ужинать, работать или отдыхать. Один только отец Моховик может до них дотрагиваться, и каждую неделю он собственноручно заводит часовой механизм маленьким серебряным ключиком.
Ведь часы – вещь необходимая. Без них зимой и не узнаешь, что прошел целый день, не поймешь, ночь сейчас или утро, день или вечер. А летом и не догадаешься, что уже пора ужинать. Солнце в это время года почти не уходит на покой!
Мама Малинка старалась следить, чтобы вся семья соблюдала режим дня. Младшего сыночка, маленького Подсолнуха, она сама укладывала спать в восемь часов вечера, Снежинка ложилась в девять часов, а от старших детей строго требовали, чтобы они были в постели, как только часы пробьют двадцать два раза, то есть в десять вечера.
Но трудно всегда жить по одному и тому же распорядку. Летом в десять часов еще совсем светло, а в Дремучем Лесу и в Чистом Поле столько интересных дел! Сон совсем не идет, и часто Боровик и Березка засиживались на крыше веранды мохового домика до самой темноты, пока не приходил рассерженный отец Моховик и не загонял их в спальню.
*** *** ***
В один из таких вечеров Боровик задумчиво сказал:
— А ведь тетушка Кукушка, наверное, знает, когда Солнце спать ложится?
— Почему ты так решил? – удивилась Березка.
— Полевые мыши говорят, что есть такие кукушки, которые живут в часах у людей , у них там свой собственный домик, — объяснил моховой гном, — И каждый час они выскакивают в окошко и кукуют. А откуда они сами-то время знают? Ведь, наверное, следят за солнцем.
Березке такая мысль никогда раньше не приходила в голову.
Близнецы решили напроситься в гости к Кукушке, чтобы проследить, когда же Солнце ложится спать. Ведь в эти июньские дни в Дремучем Лесу никогда не бывает по-настоящему темно, потому что край солнышка только спрячется – и вот уже снова покажется на горизонте.
Кукушка удивилась, но согласилась выполнить просьбу моховых гномов. Эльфа Пушинка, которая всегда ночует на деревьях, в небольшом дупле или прямо под листьями, вызвалась составить близнецам компанию.
Вечером близнецы обживали гнездо, расстилая мягкое шерстяное одеяло. Кукушка, простившись с гостями, улетела по делам – ей не хотелось проводить бессонную ночь. Маме и папе близнецы обещали, заснут сразу же, как только сядет Солнце, и наступит полная темнота.
*** *** ***
Вечерами покой в Дремучем Лесу наступает медленно, постепенно. Солнце словно подмигивало, выглядывая из ельника, и совсем не хотело прятаться. Но уже умолк пчелиный рой, цветы закрыли лепестки и опустили головки, а птицы провожали уходящий день прощальным вечерним концертом. Вечерними песнями мамы – синички, соловьи, сойки – звали детей в гнездо.
Чуть позже застрекотали белочки:
— Хвостатая команда, ужинать!
Друзья почувствовали, что тоже проголодались, и перекусили пирожками, запивая их вкусным холодным квасом. Моховые гномы и эльфа тянули его через соломинку, пока на дне не осталось ни капли. Все так наелись и напились, что больше не могли проглотить ни кусочка.
Когда уминаешь мамину стряпню в кукушкином гнезде, все кажется таким вкусным!
— Вот бы так каждый день ужинать! – радовался Боровик.
— Как бы вы сами на ужин никому не угодили, только в качестве главного блюда! – раздался рядом встревоженный птичий голос, — Осторожней! Лесной Кот уже вышел на охоту!
Близнецы и эльфа съежились и замерли, затаив дыхание, когда заметили внизу темно-серую тень, которая кралась по земле, изучая следы. Вот Кот, заметив добычу, прыгнул на ветку. Сорвавшись с березы, тревожно закричали галки, и друзья зажмурились, ожидая услышать чей-то предсмертный крик. Когда же Боровик выглянул из-под одеяла, то заметил совсем рядом, прямо на соседней ели, два горящих, желто- зеленых глаза. Кот изгибался, готовясь к прыжку, но, к счастью, его вовремя спугнул вой волчьей стаи.
— На охоту вышли, — зябко повела плечами Пушинка, — Сейчас для них самое лучшее время…
— Почему? – вся дрожа, спросила Березка.
— Для хищников легче всего охотится в сумерках, как сейчас, — объяснила Пушинка, — У них и зрение обострено, и нюх. В полночь же они обедают и отдыхают. Для них темная ночь – как для нас жаркий полдень.
Вот и вышел на охоту Ужас Мышей – юркий, цепкий хорек. В холке чуть выше своих жертв, но гораздо длиннее, сильный и жестокий, он никогда не остается без добычи.
Золотое и розовое сияние в небе растаяло, и теперь Дремучий Лес был полон теней. Длинные и короткие, серые, фиолетовые и темно-зеленые, они бежали по черной траве, плясали в воздухе завораживающий танец.
— А полночь… скоро? – шепотом спросил Боровик.
— Наверное, она уже наступила, — ответила Пушинка, — Ведь сейчас самые светлые ночи… Настоящая темнота не наступает никогда.
— Интересно, а откуда Ночь приходит? – подумала вслух Березка.
— Мы, эльфы, верим в то, что ее приносят три всадника, — таинственно шептала Пушинка, — Они скачут по Радуге с заката до восхода. Первый всадник – на рыжем коне, и он весь в золоте, это Закат. Второй – весь в черном, на вороном скакуне, и это Ночь. А третий – на белой кобылице, весь в розовом и красном, и он приносит Зарю.
— Ух, ты! – восхитилась Березка, — А где же они день проводят?
— Они живут у самой главной Бабы Яги, — ответила Пушинка, — У той, чья избушка окружена забором из человеческих костей. И при свете дня всадники никогда не показываются.
— Откуда ты знаешь? – спросила Березка, — Если они не показываются, как тебе удалось их увидеть?
Эльфа Пушинка слегка смутилась.
— Я сама не видела, — призналась она, — Но мне рассказывала моя мама, а ей, когда она была маленькой – бабушка.
— Но… это ведь не у нашей, местной бабы Яги? – встревожено спросила Березка.
— Конечно, нет, — успокоил девочек Боровик, — Наша баба Яга добрая. Она только ворчать любит.
*** *** ***
Между тем друзья порядком устали просто лежать и вглядываться в темный лес. В глаза словно насыпали песка, они сами закрывались. Всех уже очень клонило ко сну.
Первым не выдержал Боровик: Уронив голову на руки, он сладко засопел носом и очень рассердился, когда сестра его разбудила, ворочаясь рядом и вздыхая.
— Интересно, а что чувствует Солнце, когда засыпает? – прошептала Березка.
— Наверное, то же самое, что и все мы, — предположила Пушинка.
— А я вот не помню, как приходит сон, — поделилась Березка, — Вроде только что я не спала – и уже сплю.
— И я тоже, — согласилась Пушинка, — Иногда я даже забываю сны. Не сразу, но к полудню точно. А иногда мне и вовсе ничего и не приснится. Так обидно!
Девочки договорились, что будут отдыхать по очереди, и каждая постарается рассказать о своих снах. Но, как назло, Березке никак не удавалось заснуть!
— Ты готова? – то и дело спрашивала Пушинка.
— Еще нет! – сердито отзывалась Березка.
— Ты просто не стараешься! – разозлилась, наконец, эльфа, — Ты не халтурь, засыпай как следует!
— А как следует?
— Закрой глаза – и считай зайцев, которые прыгают через ручей. Так быстрее в сон клонит, — посоветовала Пушинка.
— И много зайцев нужно сосчитать?
— Ну… не знаю. В общем, скажешь, как дойдешь до сотни. А дальше я и считать не умею, — призналась Пушинка.
Березка так и поступила, но крепко заснула уже на десятом зайчике. Когда эльфа попыталась ее разбудить и спросить, какой заяц на счете, девочка лишь пробормотала сквозь сон, чтобы ее оставили в покое. Обиженная Пушинка отвернулась к стенке, решив не разговаривать больше с подругой, но тут глаза слиплись и у нее.
*** *** ***
Разбудил друзей холод и голод. Розовый всадник Заря еще только тронулся в путь, утро выдалось прохладное и ветреное, так что близнецы и эльфа дрожали под тонким одеялом, вымокшим от росы. Очень хотелось позавтракать горячим какое с булочками, но все припасы съели еще вечером.
Дома у моховых гномов мама Малинка только что подоила корову, и друзья с наслаждением грелись у плиты, запивая вафли теплым молоком. А после… после с наслаждением улеглись в привычную, теплую, мягкую постель и сладко заснули под надежным кровом родного дома. Мама Малинка и отец Моховик решили их не будить, и друзья дрыхли до самого обеда!
Солнце – оно большое, сильное, оно может иногда и вовсе спать не ложиться. А вот лесным обитателям отдых просто необходим. И лучше всего – в тепле и безопасности.
Сами проверили и убедились.
Источник
Проект «Хочу знать, где спит солнышко?»
Соболева Надежда
Проект «Хочу знать, где спит солнышко?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Тел. 64-51-46 м-р Рекинцо
г. Солнечногорск
«Хочу знать где спит солнышко?»
Подготовила воспитатель:
«Хочу знать где спит солнышко?»
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса к неживой природе.
Задачи проекта:
• Формировать познавательную активность детей через наблюдения, исследования, использование различных источников информации;
• Повышать речевую активность;
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, передавать свои впечатления;
• Формировать навыки здорового образа жизни;
• Воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром.
• Дать понятие о Солнце как о большой звезде, его значении жизни на Земле и влияние его на окружающий мир;
• Привлечь родителей к участию в проекте совместно с детьми
• Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационно – исследовательский
Сроки реализации: с 10 октября по 14 октября
Участники проекта: воспитатель, дети старшей оздоровительной группы № 8 «Пчёлки», родители воспитанников.
Актуальность педагогического проекта: Тема проекта была выбрана не случайно. Хочется познакомить детей с солнышком и его влиянием на природу.
— обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
— познавательный интерес к экспериментам;
— развитие у детей наблюдательности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
• Подбор наглядно – дидактического, литературного, иллюстративного материала;
• Разработка конспекта занятия;
• Подбор методической литературы для реализации проекта.
Беседы «Солнце в жизни человека», «Солнце в жизни животных и растений», «Солнечные очки».
Тематические прогулки: «Наблюдение за солнцем», «Здравствуй, солнечный зайчик!»
Плакат с изображением модели Солнечной системы
Глобус, настольная лампа, бабочка
II ОСНОВНОЙ ЭТАП
• ООД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Где ночует солнце»
• Продуктивная деятельность детей и родителей по теме проекта
• Чтение художественных произведений.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Видеозапись «Хочу знать где спит солнышко» Исследовательская деятельность детей «День – ночь»
• расширение знаний детей об особенностях солнца и его роли для окружающего мира,
• развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса,
• получение удовольствия от участия в коллективной работе и результатов творчества.
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Старшая группа. – М. : Мозайка- Синтез,2014
2. Дыбина О. В. ,Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. – М. :ТЦ Сфера, 2013. – 192с (Ребёнок в мире поиска).
3. Интернет — ресурс
4. Тугушева Г. П., Чистякова А.Е:Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.
«Где ночует Солнце?»
в форме совместной деятельности
с элементами экспериментирования
Дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;
Развивать умение анализировать объект, делать выводы;
Выявить знания и представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы;
Упражнять детей в представлениях о смене дня и ночи
Ход НОД
Ребята, мне очень хочется с Вами поговорить. А вам со мной? Отгадайте, о чём пойдёт разговор:
Ты весь мир согреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя …. (Солнце)
Вос-ль: Правильно. Потому что нашу Землю согревает Солнце. Солнце – на что похоже? Ответы детей (круг, шар, мяч)
Вос-ль: Ребята, каким бывает солнышко? (активизация словаря: ярким, сказочным, радостным, лучистым и т. д.)
Вос-ль: Но ведь солнышко не только нас греет и освещает все вокруг, но и играет с нами. Как вы думаете, с помощью чего с нами играет солнышко?
Я зайчик солнечный, снующий,
По занавескам в тишине,
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
Попробуйте поймать солнечного зайчика. (Дети берут зеркала и пробуют «поймать» солнечного зайчика)
Вос — ль: Отдохнём немного и сделаем с вами физминутку
Кто-то утром, не спеша (ходьба на месте)
Надувает желтый шар (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот)
Что это за шар? (дети хором «Солнце»)
Вос–ль: А как солнце светит в разное время года? (Ответы детей: осенью солнце светит меньше, чаще идут дожди, на небе тучи. Зимой солнышко находится высоко в небе и его почти не видно. Весной оно приближается ближе к земле, зеленеют травы).
Вос-ль: Ребята, послушайте, как Солнышко изменяется в течение суток.
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Вос-ль: Именно утром на небе появляется солнышко. Природа, замерев в радостном ожидании, ждёт появления на небе солнца. А что мы с вами делаем утром? (ответы детей — Чистим зубы, умываемся, заправляем кровать, одеваемся и идём в детский сад, а родители на работу)
Вос-ль:Но вот утро заканчивается:
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
Вос-ль. -Верно! Но вот солнышко поднимается всё выше, на улице становиться светлее и наступает… день. Вся природа проснулась, все шумят, трудятся. Солнышко оставило нам Солнечную зарядку, давайте встанем и дружно её сделаем.
На зарядку солнышко поднимает нас,
(Исходное положение: сидя на стуле. Медленно подняться)
Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»
(Руки через стороны поднять вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)
Опускаем руки вниз по команде: «Два!»
(Руки через стороны медленно опустить вниз)
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево)
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз)
В стороны руки. Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
(Поднять руки в стороны. Взмахивать руками, как крыльями)
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (вечер)
Ночью дети спят в кроватке
Снятся сны им сладки-сладки
Звёзды светят им в тиши
Спите крепко малыши.
Вос-ль: А где же спит солнышко? Предлагаю Вам найти ответ.
Ответ на вопрос Насти: «Ночью мы все ложимся спать, а наше солнышко уходит спать?»
В течение недели дети приносили творческие работы, рассказывали сказки и стихи про солнышко.
Чтение художественной литературы и заучивание потешек: Н. Сладков «Медведь и солнце», словацкая сказка «У солнышка в гостях»;стихотворения: Ю. Марцинкявичус «Солнце отдыхает», «Рисунок», Н. Матвеева «Солнечный зайчик», К. Чуковский «Краденое солнце», «Крокодил», «Загадка о солнечном зайчике»; чтение книг о космосе.
Рассматривание плакатов «Солнечная система».
Подвижные игры: «Солнечный зайчик» «Солнышко и дождь», «День-ночь», «Солнечная карусель»;
Упражнения утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики: «Весеннее Солнышко» «Здравствуй, солнце», «По дорожке до солнышка»;
Рисование «Солнышка на песке» (индивидуальные работы детей)
Аппликация «Летнее солнышко»
Лепка «Солнышко лучистое»
Коммуникативная деятельность: дидактическая игра «Опиши картинку».
Ответ на поставленный вопрос нашла только одна воспитанница. Дома родители с ребёнком подготовили научную конференцию.
1) где спит солнышко?
2) Может Солнышко спит на перине из пушистых-пушистых облаков, где – то там за горизонтом.
3) А кто его утром будет?
4) Мы иногда говорим, что Солнышко пошло спать, но на самом деле, Солнышко никогда не спит, оно постоянно светит и греет
5) Солнце – это огромный раскалённый газовый шар, который даёт нам свет и тепло.
6) Земля, на которой мы живём, постоянно вращается вокруг солнца и она также вращается вокруг своей оси. На стороне, обращённой к Солнцу –день, а на противоположной стороне –ночь. А там, где свет и тень встречаются – бывает вечер или утро. Когда Земля поворачивается вокруг своей оси, с Земли кажется, что Солнышко движется по небосводу.
7) Смотрите, вот глобус и лампа. Глобус – представляет нашу Землю, а лампа – Солнце. На глобусе сидит бабочка, сейчас она находится на освещённой стороне и для неё это день. Мы повернём глобус, так чтобы бабочка оказалась в тени. Теперь бабочке не видно Солнца и для неё – ночь. Так происходит смена дня и ночи.
Вос-ль: Вот какой интересный рассказ нам подготовила Станислава.
Ребёнок: -«Нет, это всё не правда. Мы не можем жить на круглом шаре. Мы же сидим и не крутимся». (Возникает спор)
Вос-ль: Мы с вами сейчас проделаем этот эксперимент.
Экспериментально-исследовательская деятельность с воспитателем в группе:
• Проведение различных опытов с солнцем: «Обследование предметов, находящихся в тени и на солнце»; П/и «Солнечный зайчик».
• Суша и вода на глобусе
• Смена дня и ночи
Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем и поселим туда нашу бабочку. Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси (дети договариваются друг с другом о совместных действиях, делятся на группы по интересам, выбирают «главных ученых», планируют свои исследования; моделируют соответствующую ситуацию). Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Люди тоже вращаются, правда, сами этого не замечают.
В ходе проекта дети учились размышлять, делать умозаключения, анализировать на полученную информацию.Произошла активизация словаря следующими словами: солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, образ жизни.
Выводы экспериментальной совместной детской деятельности (ответы «главных ученых»): Во время вращения Земля проходит то через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наша бабочка оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь.
Вос- ль: Всёверно и закончу словами: «Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит всё своими теплыми лучами,и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»
V. Воспитатель подводит итог:
Теперь вы знаете, что наша Земля круглая, и она вращается вокруг Солнца.
Солнышко тоже для вас приготовило свои подарки. Хочет подарить вам частичку себя, за участие в космическом путешествии и за приобретение новых знаний о космосе, солнце и нашей планете. (Воспитатель раздает воздушные шарики желтого цвета)
Пусть будет Солнце на планете Как научить и как сказать
Пусть будут счастливы все дети! Что сделать и к чему стремиться
Друг другу будем помогать. Ведь многому детишкам надо научиться.
Самым главным результатом было удовольствие от участия в коллективной работе и творчестве.
Источник