Селена – лунная богиня-загадка Древней Греции
Не только в древние времена, но и сегодня людей очаровывает красота лунной ночи. В Древней Греции Луна была не просто ночным светилом, но и символом перемен и вечного цикла, магии и таинственности. Мне кажется, было бы несправедливо оставить её без своей покровительницы, а потому греки видели Луну в образе прекрасной богини, притягательной и загадочной Селены.
Если вам интересна мифология, то вы наверняка встречались с неким родством Артемиды или Гекаты с Луной. Но если эти богини были лишь связаны ней косвенно, то Селена сама по себе и являлась тем самым сияющим объектом на небе. Что же мифы рассказывают об этой богине?
Мир дня и ночи в мифах
Древнегреческие авторы открывают нам удивительным мир мифологии. Известно, что, помимо богов, миром правили и титаны. И пусть они были не столь могущественны, как божества, их отпрыски порой вершили судьбы всего живого.
У титана Гипериона и его супруги Теий родились удивительные дочь и сын. Мальчика назвали Гелиосом, и вскоре он занял место на небосклоне дня, олицетворяя свет солнца. А вот дочь Селена превратилась в “ночное солнце”. Сестрой таких непохожих близнецов была красавица Эос, что оповещала мир о приходе вечерней или утренней зари.
Невероятно красивым и поэтичным мне кажется мифическое представление о смене дня и ночи. В воображении древних греков была полная картина происходящего, а нам её поведал Эсхил в своих бессмертных творениях.
Итак, когда Гелиос опускался к закату на своей сверкающей колеснице, Эос открывала ворота для Никты (Ночи), что мчалась на тёмной повозке, запряжённой чёрными лошадьми. Её плащ сверкал звёздами, что озаряли небо. Всюду, где появлялась Никта, вступали в права густые сумерки, что сменялись темнотой.
Когда Никта преодолевала весь небосвод, к звёздной дороге неторопливо и величественно выезжала Селена. Её колесницу медленно тянули быки, что мерно ступали по небу.
Селена изображалась молодой женщиной в диадеме-полумесяце, облачённая в наряд цвета шафрана. Богиня эта считалась могущественной и сильной. Даже морские воды не могли противостоять влиянию Селены, которая звала их к себе. В момент её появления волны накатывали на берег, ей подчинялись приливы и отливы.
Селена и Эндимион
Любовь и печали Селены
Луна, бледно сияющая среди звёзд, вызывала в душе людей томление и неясные порывы. Именно потому нрав Селены был достаточно легкомысленным. У греков была распространена легенда о том, что однажды бог Пан решил соблазнить богиню.
Набросив на себя белоснежную овечью шкуру, он изменил облик. Селена решила прокатиться на нём, а потом предалась любви с богом. В честь этого странного союза в Древней Греции устраивались празднества, посвящённые майским мистериям.
В ночь полнолуния одна из жриц “превращалась” в Селену, которая садилась верхом на “Пана” и повторяла весь сюжет предания. Сегодня подобный ритуал может показаться дикостью, но в те далёкие времена люди верили, что с помощью таких праздников можно попросить помощи у высших сил, вымолить благополучие и богатство.
Благодаря Селене и её страсти к Зевсу на свет появилась Пандия, которая воплощала силы весны, а торжества в честь неё проводили в день весеннего равноденствия.
Но есть и такие мифы, где Селена показана искренне любящей женщиной, чью историю нельзя назвать счастливой. Одно из таких сказаний связывает богиню с Эндимионом. Прекрасный юноша очень боялся старости. Когда ему выпала возможность заключить договор с самим Зевсом, он попросил подарить ему вечную молодость. Конечно, бог не мог просто так расщедриться, а потому высказал условие: только в состоянии вечного сна Эндимион не будет стареть. Юноша согласился.
Несчастная Селена, влюблённая до безумия в человека, получившего молодость и бессмертие, вынуждена была страдать, любуясь красотой спящего. Она не могла признаться ему в своих чувствах. Тем не менее, каждое утро, покидая небосвод, Селена отправлялась в пещеру, где вечным сном спал Эндимион.
Величественная и сильная богиня Луны
Селена была не только лунной богиней, но и символом женского начала, образом любовницы и невесты. Каждый месяц она давала жизнь месяцу, который к исходу своего срока исчезал, однако вскоре на небе снова появлялся его “брат”.
Сила богини сравнивалась с влиянием Луны на людей. Ночное время олицетворяло мистическую составляющую, различные видения и даже решения, что нередко приходят во сне. Древние греки считали, что всё это находится во власти Селены, которая может помочь, а может и испугать, сбить с толку.
В записях географа Страбона можно увидеть, что культ Селены был распространён даже у отдалённых уголках Древней Греции. До наших дней сохранилось изображение Селены в Олимпии, где богиня показана всадницей на светлой лошади. Скульптуры богини чаще всего делали из мрамора, который своим бледным оттенком несколько напоминает призрачный лунный свет.
Луна была не просто светилом, а ориентиром. В поэмах Пиндара и Эсхила её сравнивают со сверкающим оком, с факелом, что горит в руке Селены. Благодаря знаниям, что богиня подарила людям, человечество узнало о самых разных вещах – от магии до морской навигации.
Изображение Селены на сосуде
Я думаю, порой стоит смотреть на мир глазами не современного человека, а представителя далеко ушедших веков. Пример тому – представления греков о Селене. Очеловечивание светил, всего, что окружает нас, позволяет понять, что все мы находимся в вечной связи с природой, с тем, что находится вокруг нас. И глядя на Луну в ночном небе, невольно понимаешь, что наша планета – лишь крошечная частичка огромной Вселенной.
Источник
Селена луна
Почему луну называют селеной
Совсем недавно слово Селена как синоним существительного Луна можно было встретить разве только в поэтической речи первой половины XIX в. Например, у В. А. Жуковского в стихотворении „К Батюшкову» мы находим такие строки: Среди прозрачной пены Летучих облаков Мелькает рог Селены. В наши „космические» дни слово Селена в значении „Луна» начинает проникать и свободно употребляться в газетном языке и научно-популярных статьях.
Так, в „Правде» от 19 ноября 1970 . была опубликована статья акад. С. Вернова и Н. Контора, которая называлась „Служба Солнца» на Селене, в газете „Вечерняя Москва» от 9 января 1971 г. в статье „Лунными тропами» А. Санфирова можно было прочитать: Как не прекращают люди изучать планету, на которой они живут, так неуемны будут и их стремления подоскональней узнать Селену.
B качестве синонимических слова Селена Луна выступают сейчас и как корневые части производных слов лунография и селенология: Урок лунографии с картой в руках („Комсомольская правда» от 18 ноября 1970 г.); На счету у советской селенологии большие достижения („Правда» от 19 ноября 1970 г.). Заметим, что первое сло во нами впервые было отмечено в „Комсомольской правде» от 27 октября 1959 г. (см. нашу „Лексикологию современного русского языка». М., 1964, c.160).
Как видим, смысловое родство слов Луна и Селена налицо. Однако они близки не только своей синонимичностью. Эти слова объединяет также и одинаковость их „признак новой модели». Несмотря на различную этимологию и историю, оба именуют естественный спутник Земли по одному признаку — его блеску, сиянию, свету.
Если буквально „перевести слова Луна и Селена, то и то и другое значит „блестящая, сияющая, светящая». Но о каждом по порядку.
Слово Луна у нас исконное. Оно очень древнее, известно во всех славянских языках и даже за его пределами. Это общеславянское слово, имеющее точные соответствия в некоторых других индоевропейских языках (ср. др.- прусск. lauxnos мн. число „звезды», авест. rаохsnа „блеск, свет», др.-греч. lychnos „светильник»). Последние позволяют восстановить его праславянскую исходную форму louksna и ясно представить его дальнейшие родственные связи и способ образования.
Слово луна образовано с помощью суффикса —sna от той же основы (louk), что и луч (буквально „свет»), лоск, лысый, лат. lux „свет», греч. leukos „светлый, блестящий» и т. д. Такой же суффикс имеют слова борона, стена, струна и др. В русских диалектах и некоторых славянских языках слово луна и сейчас имеет значения, близкие к исходному (диал. луна „зарево, зарница, отблеск», укр. луна — тж., чешек, luna „зарево» и др.).
Иная биография у слова Селена. Оно пришло в русскую стихотворную речь в конце XVIII в. из древнегреческой мифологии, где Селена — богиня луны. В древнегречес ком языке Selene „богиня луны» „луна» представляет собой суффиксальное производное от той же основы, что и selas „свет, сияние; блеск, сверкание; молния» и др.
Почему луну назвали месяцем
Из заметки „Луна и Селена» вам теперь известно, почему луна называется луной. Но у слова луна, как все знают, есть и еще один синоним (значительно более народный). Это существительное месяц, по своему употреблению разговорное и нетерминологическое. Вспомните, как прекрасно использовал эти свойства слова месяц в сравнении со словом луна И. А. Гончаров в романе „Обломов»: „Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонни кам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».
Почему же луну называют еще и месяцем? Ответить на этот вопрос совершенно точно пока нельзя, но наиболее правдоподобное объяснение дать можно. Среди многих ученых-этимологов существует мнение, что слово, из которого получилось современное месяц, обязано своим появлением регулярному времени обращения луны вокруг Земли, позволившему сделать последнее определенной мерой времени ( 1 /12 года). Отсюда и родилось слово, которое дало наше месяц . Оно также сначала имело только значение „промежуток времени в 1 /12 года», а затем получило и значение „предмет, который на это время указывает», как, скажем, слово часы, имевшие вначале лишь временное значение (счастливые часов не наблюдают), потом приобрело и предметное значение (золотые часы). Но разберем слово месяц по порядку и начнем „с конца». Сознательно (чтобы не усложнять изложение) избежим подробностей. Не выходя за пределы современного русского языка, невооруженным глазом можно установись, что —яц в слове месяц является бывшим суффиксом. Достаточно вспомнить диал. месик „месяц» (уже с суффиксом —ик) и подобной структуры слово заяц (с родственными зайчик, зайка, зайчонок, позволяющими выделять суффикс —яц в существительном заяц даже в пределах литературного языка).
Скорее всего суффикс -яц( в нашем слове был уменьшительно-ласкательным, таким же, как суффиксы -ец, -ица, -це в словах морозец, дельце, землица и т. д.
Тогда слово месяц исконно представляет собой „форму» субъективной оценки исчезнувшего в славянских языках слова с основой мес. Так смело о существовании этого утраченного слова позволяют говорить его родичи в других индоевропейских языках: латыш, menesis „месяц, луна», др.-прусск. теnins — тж., лат. mensis „месяц», др.-инд. mas- „месяц, луна», арм. amis „месяц», готск. mena „луна» и др. А все эти слова возводят к индоевроп. корню me „мерить», тому же, который наблюдается в слове мера (исходно с суффиксом р ср. существительное вера с тем же — сейчас уже „незримым» суффиксом).
Статья на тему Селена луна
Источник
Луна (мифология)
Древнегреческая мифология | |
---|---|
Титаны (доолимпийские боги и богини) |