Меню

Как фотографировать луну через телескоп

Как фотографировать луну через телескоп

Луна поистине является самым благодатным астрономическим объектом даже для начинающего любителя астрономии. Самый скромный телескоп или зрительная труба позволяет разглядеть на ней такое количество деталей, что порой дух захватывает. Кажется, стоит протянуть руку, и ты коснешься этих загадочных вершин, выступающих близ терминатора из мрака лунной ночи. Но по истечении некоторого времени у каждого, наверное, возникает непреодолимое желание получить хорошую фотографию лунной поверхности. К счастью, это несложно сделать: высокая яркость Луны позволяет фотографировать ее с короткими выдержками, из-за чего отпадает необходимость в сложной экваториальной монтировке с часовым механизмом — вполне достаточно обычной азимутальной, лишь бы она была устойчивой. Поэтому, именно Луна, как правило, становится первым объектом съемок любителей астрономии.

ОПТИКА

С чего начать? Прежде всего, необходимо подобрать соответствующую оптику. Для фотографирования Луны вполне сгодится телескоп или зрительная труба с диаметром объектива более 50 мм. Подойдут также телеобъективы типа «Таир», «Рубинар», МТО и им подобные. Если вы располагаете аналогичными инструментами, можете смело читать дальше.

Простейшим способом фотографирования Луны является ее съемка с длиннофокусным телеобъективом или в прямом фокусе телескопа (при этом штатный объектив из камеры выворачивается). Зная фокусное расстояние системы, очень легко оценить ожидаемый размер Луны на негативе: ее диаметр в сантиметрах будет примерно равен фокусному расстоянию объектива (или эквивалентному фокусному расстоянию) в метрах. Так, в прямом фокусе телеобъектива МТО-1000 или телескопа с фокусным расстоянием 1000 мм изображение Луны на негативе составит 10 мм, тогда как телеобъектив «ЗМ-6А» (F=500 мм) позволит получить Луну диаметром около 5 мм. Из этого следует, что если фокусное расстояние телескопа менее полуметра, то мелких подробностей на диске Луны при съемке в прямом фокусе различить не удастся, так как на отпечатке с негатива, на котором диаметр Луны меньше 5 мм, будут видны лишь самые крупные образования.

Выход из положения заключается в увеличении эквивалентного фокусного расстояния используемой вами системы. При съемках с телеобъективами можно использовать телеконвертеры. Применяя, например, 2-кратный телеконвертер типа «ТК-2М» с телеобъективом «ЗМ-6А» можно получить на негативе Луну диаметром около 10 мм, что уже вполне достаточно для ряда целей. Как показала практика, можно использовать не один, а два телеконвертера и более.

При съемках с телескопом имеется больше возможностей изменить эффективное фокусное расстояние его объектива. Во-первых, можно воспользоваться линзой Барлоу, действующей аналогично телеконвертеру. Помещенная между объективом телескопа и фотокамерой (без штатного объектива), она увеличивает масштаб изображения на снимке.

Более радикальным методом увеличения размеров Луны на негативе является так называемая съемка с окулярной камерой. В этом способе вместо линзы Барлоу устанавливается окуляр или короткофокусный кино- или фотообъектив. Подбирая фокусное расстояние окуляра и меняя расстояние между окуляром и камерой (опять же без штатного объектива), можно добиваться нужного масштаба изображения. Эквивалентное фокусное расстояние при съемках с окулярной камерой рассчитывается по формуле: F= F(l-f)/f, где F — фокусное расстояние объектива, f — фокусное расстояние окуляра,l- расстояние фотопленки от фокальной плоскости окуляра. Например, у вас есть телескоп с фокусным расстоянием объектива 1000 мм, вы взяли окуляр с фокусным расстоянием 25 мм и установили фотокамеру на расстоянии 100 мм от фокальной плоскости окуляра. Тогда эквивалентное фокусное расстояние будет равно 3000 мм.

Последний вариант преобразования фокусного расстояния системы — все оставить «на своих местах»: окуляр находится в окулярном узле, а штатный объектив — в фотоаппарате. В этом способе камера с объективом помещается сразу за окуляром телескопа. Эквивалентное фокусное расстояние такой системы выражается произведением увеличения телескопа на фокусное расстояние фотообъектива. Например, вы используете окуляр, дающий 33-х кратное увеличение, и фотоаппарат с объективом, имеющим фокусное расстояние 58 мм. Тогда эквивалентное фокусное расстояние системы будет равно 1914 мм.

Изменяя масштаб изображения, помните, что вы ничего не получаете «задаром»: поскольку диаметр объектива остается неизменным, то увеличение фокусного расстояния системы приводит к уменьшению относительного отверстия. Это, в свою очередь, означает, что изображение Луны становится более тусклым и для его проработки приходится увеличивать время выдержки. При этом уже не обойтись без помощи часового механизма, ошибки хода которого могут привести к потере качества фотографии. Кроме того, неспокойствие атмосферы, замывающее мелкие детали изображения, при длительных выдержках оказывает более сильное влияние, чем при коротких.

Если вы хотите получить на снимке вид Луны «от края до края», вам нужно проследить за тем, чтобы она полностью влезла в кадр. При использовании стандартной фотопленки с форматом кадра 24х36 мм хорошие результаты получатся, если диаметр Луны на негативе будет около 20 мм. Это достигается при эквивалентном фокусном расстоянии объектива 2000-2500 мм.

Читайте также:  Проработка квадрата луна нептун

МЕХАНИКА

Для фотографирования Луны более всего подходят зеркальные фотоаппараты, например, типа «Зенит», так как они позволяют непосредственно видеть то, что через несколько секунд будет зафиксировано на пленке. Зеркальные фотоаппараты существенно облегчают наведение на резкость, однако следует помнить, что применяемые для этого в современных системах оптические клинья в условиях недостаточного освещения работают неэффективно.

При этом учтите, что диагональное зеркальце в фотокамере почти всегда разъюстировано, и поэтому нельзя фокусировать изображение по матовому стеклу без предварительной установки зеркала. Делается это так: берется заряженная камера и обычная линейка, они устанавливаются фиксированным образом так, чтобы линейка была видна в поле зрения объектива и находилась под углом -30° к оптической оси объектива; после этого наводим камеру на резкость примерно на середину линенки и делаем 3-4 снимка подряд с одной и той же фокусировкой (при этом запоминаем положение фокусировочного кольца). После этого проявляем пленку и смотрим в лупу: какая отметка линейки получилась самая резкая. Затем, установив в прежнее положение линейку и фотокамеру (с тем же положением фокусировочного кольца), смотрим по центру матового стекла: какое деление линейки в фокусе на самом деле. Если не то, что на пленке, то регулировочным винтом подправляем зеркало.

Кроме зеркальных можно использовать и другие фотоаппараты, конструкция которых позволяет снимать штатный объектив, если вы хотите производить съемки в прямом фокусе или с окулярной камерой.

ДИАМЕТР ЛУНЫ И МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА

Для крепления фотоаппарата к телескопу придется изготовить специальный переходник, один конец которого имеет резьбу под фотоаппарат, а другой вставляется или надевается на окулярную трубку телескопа (к зарубежным телескопам подобные переходники выпускаются серийно и называются «Т-адаптер»). Изображение в этом способе съемок фокусируется перемещением окулярной трубки. Когда производятся съемки с окуляром и штатным объективом фотоаппарата, камера закрепляется специальным кронштейном прямо к трубе телескопа, либо устанавливается на отдельный штатив. Объектив камеры устанавливается «на бесконечность», а резкость наводится с помощью окуляра телескопа. Если вы пользуетесь не зеркальным фотоаппаратом, то для наведения резкости поступите следующим образом: наведите телескоп с фотоаппаратом на Луну, откройте затвор и заднюю крышку фотоаппарата, к кадровому окну прижмите кусочек матового стекла и сфокусируйте изображение. Затем можно вставлять пленку и начинать съемку. Естественно, в этом случае телескоп должен быть снабжен искателем.

ЭМУЛЬСИЯ И ВЫДЕРЖКА

Для любительского фотографирования Луны годится, в принципе, любая пленка. Особенно мудрствовать здесь не стоит. Помните только, что высокочувствительные пленки (более 200 ед. ISO) имеют крупное зерно, которое хорошо будет заметно при печати с большим увеличением. У низкочувствительных эмульсий (менее 32 ед. ISO) зерно незначительное, но при фотографировании понадобятся более длительные выдержки, а это может привести к размыванию изображения. С какой же выдержкой необходимо снимать Луну? Экспериментально это можно определить с помощью экспонограммы. Для ее получения сфотографируйте Луну со всеми выдержками, имеющимися у фотоаппарата.

Здесь необходимо сделать одно замечание. При фотографировании неподвижным телескопом (то есть без часового механизма) максимальная выдержка не должна быть более той, при которой происходит смещение Луны на пленке на величину, превышающую кружок рассеяния фотоэмульсии. В таблице слева приведены значения максимальных выдержек в зависимости от эквивалентного фокусного расстояния телескопа (кружок рассеяния принят 0,05 мм). На пределе, можно увеличить выдержку вдвое, но не более, в противном случае изображение будет смещенным.

Проявив экспонограмму в проявителе, рекомендуемом для данного типа эмульсий, мы определим наиболее удачную выдержку для данной фазы Луны.

Следует подчеркнуть, что яркость Луны в зависимости от фазы значительно меняется. Поэтому при малых фазах выдержка будет в несколько раз больше, чем при полнолунии. Учтите, что здесь может возникнуть ситуация, когда понадобится выдержка большая максимально допустимой при съемке с неподвижной камерой. В этом случае следует либо воспользоваться часовым механизмом, либо перейти на более чувствительную эмульсию и обойтись более короткой выдержкой. Можно также проявлять пленку в несколько раз дольше, чем это указано в инструкции, что равносильно увеличению чувствительности пленки.

Астрономы часто пользуются правилом, согласно которому выдержка при съемке Луны в фазе между полнолунием и четвертью должна быть в 2 раза больше выдержки для Луны в полнолунии. Луна в первой четверти требует увеличения экспозиции еще в 2 раза. Между четвертью и новолунием выдержка увеличивается опять в 2 раза, и последнее 2-кратное увеличение времени выдержки необходимо для съемок узкого лунного серпа. Во всех случаях не стоит экономить пленку, а лучше делать запасные снимки с выдержкой, большей и меньшей, чем теоретическая.

Читайте также:  Почему у принцессы луны

ТЕХНИКА СЪЕМОК

При фотографировании Луны (и не только Луны) для исключения вибраций следует применять фототросик. Если вы пользуетесь фотоаппаратами типа «Зенит», то я бы не рекомендовал применять выдержку 1/30 секунды. Дело в том, что при этой выдержке происходит сильная вибрация затвора, и изображение получается смазанным. Для устранения вибраций при фотографировании с выдержкой от руки (режим «В») можно поступить следующим образом: подведите Луну в центр кадра, заслоните объектив (крышкой, картонкой, шапкой, наконец), одной рукой нажмите на спуск фототросика, затем другой рукой откройте на нужное время заслонку и снова закройте, после чего можно отпустить затвор.

Длиннофокусные телеобъективы обычно довольно сильно чувствительны к температуре окружающей среды, вследствие чего установка «на бесконечность» часто не совпадает с соответствующим значком бесконечности. Поэтому, если нет уверенности в правильной фокусировке, следует делать «вилку фокусов», снимая Луну как немного дальше, так и немного ближе от риски «бесконечность». Если фокусное расстояние вашего телескопа или телеобъектива не превышает 600 мм, то с его помощью можно получить интересные фотографии Луны на одном кадре. Особенно красивы заходы молодого месяца. Для получения такого снимка подведите изображение Луны к левому верхнему краю кадра, установив предварительно выдержку в режим «от руки». Затем закройте объектив заслонкой, откройте и зафиксируйте затвор фотоаппарата. Далее произведите первую съемку, делая выдержку от руки с помощью заслонки. Подождите около 2 минут (за это время Луна сместится на величину своего диаметра) и снова делайте выдержку, и так, пока Луна не выйдет из кадра (поле зрения вашего астрографа следует предварительно рассчитать).

Еще проще получать подобные снимки при помощи фотоаппарата, конструкция которого позволяет отключать перемотку пленки при взводе затвора. Главное — не забыть потом снова включить перемотку, иначе последующие снимки попадут на тот же кадр, и работа будет испорчена. Варьируя интервалами между последовательными экспозициями Луны, вы сможете определить частоту расположения лунных дисков на снимке, которая вам больше нравится.

Теперь коротко рассмотрим особенности фотографирования с конкретными телескопами.

Телескопы ТАЛ, ТАЛ-М и ТАЛ-1, к сожалению, не позволяют фотографировать в прямом фокусе без переделки окулярного узла. Наиболее удачные снимки Луны на этих телескопах вы сможете получить с линзой Барлоу (без окуляра) или с окулярной камерой. Окулярное увеличение предпочтительнее, так как при использовании линзы Барлоу изображение на краях кадра заметно искажается. Фотографирование с телескопами Meade и Celestron не составит проблем, так как для этих телескопов выпускаются переходники для крепления самых различных фотоаппаратов, а большинство инструментов этих фирм уже снабжены часовыми механизмами. В заключение, автор советует читателям не расстраиваться при первых неудачах. На начальном этапе они неизбежны и не должны вас смущать. Сам я, помнится, перепортил немало пленок прежде, чем удалось получить нечто похожее на Луну. Зато какой была радость первой победы! Надеюсь, что и вы ее испытаете.

В таблице приведены значения диаметра Луны на негативе (d) и максимального времени выдержки (Т), при котором можно фотографировать Луну без гидирования, в зависимости от фокусного расстояния объектива (F). При расчете величина максимального сдвига была принята равной 0,05 мм.

Таблица верна для пленки чувствительностью 100 ед. ISO. Для пленки чувствительностью 50 ед. ISO все выдержки необходимо увеличить вдвое, для 200 ед. ISO — уменьшить вдвое и т. д. Пример: пленка 100 ед., А=1/16, полнолуние; оптимальная выдержка -1/60 сек.

Содержание и подготовка в электронном виде — Козловский А., дизайн, обработка и выкладка на сайт — Кременчуцкий А. Copyright © 2003-2021 ‘Галактика’ сайт. При копировании ссылка на источник обязательна. Авторские права принадлежат сайту «Галактика»

Сopyright 2002-2021 © Сайт «Галактика»•Проект «Астрономическая энциклопедия»•Идея, дизайн, хостинг, веб-мастер сайта — Кременчуцкий Александр, Москва.

Источник

Star Hunter — Ваш путеводитель в мире астрономии

Всё о космосе

Часто задаваемые вопросы по лунно-планетному астрофото

1. Чем лунно-планетная съемка принципиально отличается от других видов?
При съемке планет используется короткая выдержка (от 1\100 с до 1 с), относительное отверстие от 1:20 до 1:40 и сложение нескольких тысяч кадров. Отбираются самые четкие кадры, поэтому удается улучшить соотношение сигнал\шум и свести к минимуму влияние земной атмосферы.

2. Как вкратце выглядит методика планетной съемки?
Получаем видеоролик планеты, обрезаем и выравниваем его, далее в специальной программе отбираем четкие кадры и складываем их. К результату сложения применяем вейвлеты или деконволюцию — восстанавливаем изображение.
Более подробно:
Инструкция по съемке и обработке планет
Инструкция по съемке и обработке видеороликов Луны и Солнца.

3. Хочу попробовать свои силы в планетном фото. С чего начать?
Определиться с оборудованием – телескопом и камерой. Для съемки планет подойдет любой телескоп с качественной оптикой и минимальными аберрациями в центре поля зрения. Получать неплохие снимки можно и с небольшой апертурой (90-102 мм), однако рекомендуемая апертура – от 150 мм. Если у Вас уже есть телескоп — проверьте, нет ли его в черном списке.
Самые простые фото планет можно получить, производя видеосъемку через окуляр телескопа.

4. Почему у меня не получается так, как получается у других?

Причин может быть множество: термостабилизация, неспокойная атмосфера, юстировка, некачественная оптика, небольшая высота объекта над горизонтом, неточная фокусировка, неправильные настройки камеры, неправильный масштаб изображения, ошибки в обработки. Ищите причины, устраняйте недоработки.

5. Какой телескоп рекомендуется для планетной съемки?
Телескоп с большой апертурой, качественной оптикой и минимальными искажениями по центру поля зрения. Конкретно – зеркальные телескопы (Ньютон, Кассегрен), зеркально-линзовые (Максутов-Кассегрен, Шмидт-Кассегрен, Максутов-Ньютон, Шмидт-Ньютон), линзовые (ED или апохроматы). Избегайте моделей из чёрного списка!

6. Какие камеры рекомендуются для планетной съемки?
Cпециализированные монохромные, либо специализированные цветные. Производители – ZWO, QHY, Basler, Point Grey. Модельный ряд камер постоянно обновляется. Лично я могу с уверенностью посоветовать новичкам цветную камеру ZWO 120 MC.

7. Какую использовать Барлоу и зачем?
При съемке с зеркальной камерой, переделанной web-камерой или специализированной астрономической камерой потребуется качественная линза Барлоу . Для телескопов с большой светосилой желательна 5х линза Барлоу (например, НПЗ PAG 3-5x, Televue Powermate 5x, Explore Scientific 5x) , для несветосильных аппаратов будет достаточно недорогой 2х Барлоу (например, Sky-Watcher 2x с Т-адаптером). Увеличение фокусного расстояния телескопа достигается применением линзы Барлоу.

8. Какие нужны переходники и прочие мелочи?
При съемке с зеркальными камерами Canon может потребоваться Т-кольцо и Т-адаптер. Для некоторых астрономических камер необходим переходник с CS на 1.25”. Для монохромных камер необходимо колесо фильтров и, собственно, цветные фильтры. Для переделанной web-камеры необходим отдельный IR-cut фильтр.

9. Я живу в городе. Тут можно что-то снять?
Да, конечно! Планеты, Луну, солнечные пятна можно снимать — городская засветка не влияет на качество лунно-планетных снимков.

10. Почему съемка на ч\б камеру считается более продвинутой, чем на цветную?
По сравнению с аналогичной цветной камерой — выше чувствительность, меньше шум, выше разрешение, универсальнее (возможность съемки в ИК и УФ диапазонах). Однако технологии быстро развиваются, и новейшие цветные камеры могут иметь гораздо лучшие показатели, чем устаревшие монохромные камеры.

У цветной камеры есть свои плюсы — одновременная съемка сразу в трех цветовых каналах, нет необходимости в колесе светофильтров.

11. У меня уже есть простой телескоп и цифромыльница (или зеркалка). Можно на этом оборудовании что-то получить?
Если есть цифровой компактный фотоаппарат – видеоролики планет можно получить съемкой через окуляр. Если есть неиспользуемая вебкамера – можно изъять из неё объектив, саму камеру установить в корпус с посадкой 1.25” и докупить фильтр IR-cut. Если есть зеркальная камера Canon, видеоролики можно записывать либо напрямую в камеру (Canon 550D, 600D, 60D), либо на компьютер через программу EOS Movie Record. Из зеркальных камер неплохо зарекомендовали себя модели Canon 550D, 600D, 60D. Разумеется, специализированные астрономические камеры гораздо предпочтительнее. Подробнее о лунно-планетной съемке через зеркальные камеры Canon: «Камеры для лунно-планетной астросъемки: Canon 550D и ZWO 120 MC.»

12. Какие лучшие примеры планетного фото полученные в мире?
http://www.damianpeach.com/

13. Мне не жалко кучи денег, чтобы получить очень хорошие фото. Что купить?
Телескоп с гарантированным качеством оптики и специализированную монохромную камеру с колесом фильтров.

14. Мне очень нравится Сатурн (Марс, Юпитер, Венера, Луна). Какие есть особенности его съемки?
Юпитер достаточно быстро вращается, поэтому длительность роликов ограничена двумя минутами. Компенсацию вращения можно выполнять в программе WinJUPOS.
У Марса небольшой угловой размер и высокая яркость, можно дополнительно увеличивать фокусное расстояние телескопа.

15. Как точно сфокусироваться?
Либо фокусируясь по экрану ноутбука, либо по маске Бахтинова. Крайне желателен электрофокусер. Если не уверены в точности фокусировки — снимайте несколько роликов с перефокусировкой.

16. Какие оптимальные погодные условия для съемки?
Трудно сказать – даже при безоблачном небе может быть сильная атмосферная турбуленция, а при слабой дымке изображение может быть практически неподвижным.

17. Какое увеличение получится при съемке, если не используется окуляр?
Никакое — в астрофото нет такого понятия, как увеличение, так как полученный снимок можно рассматривать на большом экране, на маленьком, с различного расстояния. Фактически телескоп становится большим телеобъективом для камеры.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector