Меню

Изобразительное искусство 5 класс изображение солнца

Электронная презентация урока ИЗО в 5 классе по теме: «Солярные знаки»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_1_solyarnye_znaki.ppt 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Задачи урока: Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей; Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с декоративно-прикладным искусством и его местом в жизни человека и общества.

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно – прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно поучило название от латинского dekoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)

Символическое значение цвета и формы Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Они полны глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлел в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты.

Славянская чаша — календарь

Зачем изображались символы? Оказывается, люди верили в то, что если что-то «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? жить

Тайна славянских рисунков

СОЛНЦЕ Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могучего светила – Солнца. Давайте попробуем и мы почувствовать красоту природы, подаренную солнцем.

Знаки солнца в орнаменте

Знаки солнца в орнаменте

СВИСТУЛЬКИ Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками, и свистели в них – звали дождевые облака.

Знаки дождя и знаки воды

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Используя знаки солнца, воды, семян, ростков, земли украсить свою чашу чародейным орнаментом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение понятия «товарный знак», история товарных знаков, товарный знак в дореволюционной России, товарный знак в СССР, использование товарных знаков, примеры товарных знаков, этапы разработки и р.

В данной презентации на отдельных слайдах представлен урок построения квадратичной функции сдвигом.Преимуществом такого урока являетсяи то, что к нему не требуется дополнительных описаний и подготовки.

Урок географии 6 класс: «Условные знаки.Масштаб карты.» В результате педагогического взаимодействия на этом уроке учащийся сможет на .

Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста.

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» .

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: «Народный праздничный костюм». 5 класс .

Цифровой образовательный ресурс, поддерживающий изучение учебной темы по алгебре разработан в соответствиями с требованиями ФГОС.Он обеспечивает условия для самостоятельного освоения учебной информаци.

Источник

Древние образы в народном искусстве

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии — дождевые струи. Внизу две параллельные линии — это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Глиняный сосуд и рисунок с него.

Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.

«Солнцеворот». Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало 20 в.

Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.

Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.

Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.

Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.

Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.

Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.

Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.

Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.

Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.

Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.

Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.

Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).

Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.

Пряник. Нижегородская область, 1926 г.

Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны — выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.

Детские работы. Мешковина, гуашь

Задание

Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.

Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.

Источник

Уроки ИЗО_ Программа Б.М. Неменского_5 класс_ 1 четверть
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме

Материал содержит конспекты уроков в 5 классе по теме «Древние корни народного искусства». Уроки разработаны с ипользование новой технологии:МОДЕРАЦИЯ

Скачать:

Вложение Размер
uroki_izo_-5_klass.doc 276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Седельниковского муниципального района Омской области

ул. Кропотова, 33, кВ 17

Использование технологии модерации в преподавании изобразительного искусства как средства повышения познавательной активности на уроках изобразительного искусства.

Разработка уроков изобразительного искусства в 5 классе,

1 четверть «Древние корни народного искусства»

основного общего образования

по изобразительному искусству

Программы общеобразовательных учреждений

« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского,

М.: «Просвещение», 2008

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Н. А.Горяева, О.В. Островская.

Под редакцией Б.М. Неменского, М.: «Просвещение» 2006

Исаченко Наталья Валентиновна, учитель изобразительного искусства МОУ «Седельниковская СОШ №1»

Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения учебного материала? Как сделать так, чтобы каждый ученик почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь детей в обсуждение и не допустить конфликта?
Существует специальный инструмент – активные методы обучения (АМО: к непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа [1] ), в том числе — технология модерации. Её цель: обобщить групповой опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника в обсуждение и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной [2]

5 класс «Древние корни народного искусства»

1 четверть. Древние образы в народном искус стве.

Тема : Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.

Идея : Традиционные об разы народного прикладного искус ства как выражение мифопоэтических представлений че ловека о мире, как память народа.

Цель: познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи: формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический ха рактер народного декоративного ис кусства, уметь понимать и изображать солярные знаки

Понятия : символы, солнечные диски, дерево жизни.

Оборудование для учителя : таблицы с символами солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке; таблицы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, с образцами вышивки на полотенцах; варианты изображения коня, птицы, дерева. Картины «Снегурочка» А.Н. Островского; картины В.М.Васнецова. Эскизы для декорации театральных постановок. Иллюстрации к русским народным сказкам Билибина И.Я. г. Нижний Новгород — музей под открытым небом «Русский изб мельниц», Карелия – Кижи слайды. Иллюстративный материал учебника стр. 8-17

Фаза 1. Инициация. Игра «Созвездия».

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Рассказ о видах работ и предположение результатов.

Фаза 4. Интерактивная лекция. Рассказ учителя, но не обо всём, нерешенные ответы на вопросы остаются в карточках.

Фаза 5. Проработка содержания темы . Групповая работа обучающихся по заполнению таблицы.

Фаза 6. Подведение итогов. Игра «Аукцион знаний».

Фаза 1. Инициация (начало урока). В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два), создайте созвездия из трех, четырех звезд (в зависимости от того, сколько детей и сколько необходимо групп).

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя — заинтересовать ученика в изученииданной темы.

После вводного знакомства с учебником, дети читают тему урока.

-Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?

Дети с учителем формулируют вопрос-проблему на который нужно ответить в конце урока: Какие тайны скрывают изделия наших предков?

— Ответом на этот вопрос послужит созданный нами в течение четверти проект «Деревня -деревянный мир». Каждая группа будет выполнять задания, изучать учебный материал, выполнять практические работы, чтобы в итоге мы смогли посетить предложенные вами варианты деревень.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы , какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы. На этой фазе урока ученик предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, ставит планируемую отметку в оценочном листе, по итогам изучения материала и работы, учитель выставляет оценку ученику и сравнивает с его предположениями. Если оценка завышена, то проводится работа над ошибками и ученику дается возможность улучшить оценку, если оценка занижена, то ему после аргументации ставится лучшая оценка;

Виды работ, которые будут выполняться на уроке:

— заполнение таблиц в группах, для ответа на главный вопрос урока;

— зарисовка древних знаков с расшифровкой;

— отчет о работе группы;

-заполнение оценочного листа;

Фаза 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам различная — это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников — это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта;

Рассказ учителя: Посмотрите на страницы учебника и скажите: кто и когда мог придумать эти образы? Что они означали, мы узнаем сегодня. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Учитель рассказывая, рисует силуэт дерева на доске.

Деревня – деревянный мир, с дерева все начинается, им строится, обогревается, дышит.В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной — с небом (Правь), землей (Явь), «нижним миром» (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий — обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.

Окончательно освоенной «освященной», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».

Новая жизнь — новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой — не будет тебе житья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разроз ненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в при роде и что должно служить и оберегать весь род.

Как же представляли себе свой дом языческие славяне? Об этом вы узнаете, когда будете работать с таблицей, ответ можно найти в карточках, которые у вас на партах.

Славяне делили дом на три части: верхний мир — ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей — «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир — ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствова ли и помогали всей семье. Были и чужие мертвые — «навьи души» — это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Но есть у человека надежная защита — его мир, его дом. «Мой дом — моя крепость», — говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого — в преданиях на ших далеких предков.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом ка или — всего хуже — пролилась кровь. Ясно же, что подобное мо жет произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить — и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг — замк нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни кла лись под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обду ваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

О том, из каких частей состоит изба и чем украшена мы узнаем на следующем уроке. Кому интересна эта тема, можете дома самостоятельно подобрать материал.

Заполняя таблицу, вам необходимо будет описать образы народного искусства, найти ответ на этот вопрос можно в учебнике и в карточке.

Прежде всего, наши предки смотрели на природу: красивые оперения птиц, причудливые формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц, ягод. Очень часто изображали коня; ведь он главный помощник крестьянина. На конях ездили и пахали, боронили и перевозили тяжести.

В народе всегда любили сказки: появляются могучий лев, птица «сирин» — вещая птица, которая в сказках предсказывает людям будущее.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, за щищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

Фаза 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся). При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Учащимся предложены таблицы, каждый член группы ищет ответ на отдельный вопрос, а затем сообща дети записывают ответ в нужную колонку. Ответы можно найти в учебнике и карточках.

Какие тайны скрывают изделия наших предков?

«Мой дом — моя крепость»?

Как Вселенная (макрокосм) отразилась в жилище (микрокосм) славян?

Выпишите, пользуясь карточками и материалами учебника на стр. 10-16 наиболее яркие названия образов народного искусства

Чем можно объяснить, что в прошлом жители стремились к украшению своих жилищ, например наличниками, карнизами и другими декоративными изделиями выполненными из дерева?

Определите, что обозначают знаки на стр. 12 учебника. Зарисуйте их и подпишите.

Фаза 6. Подведение итогов .Итог подводится в виде игры «Аукцион знаний». На вопросы из таблицы дети дают ответы по очереди, определяется группа, собравшая больше других информации. Члены группы-победители получает бонусную пятерку в оценочный лист.

После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом, заполняют оценочные листы:

1 четверть. Древние корни народного искусства

Моя планируемая оценка

Моя оценка в конце урока

Что мне было непонятно, какие вопросы у меня остались после окончания урока.

Фаза 7. (может проводится в любой момент урока, на усмотрение учителя и детей) Эмоциональная разрядка (разминка).

Все движения разминки повторяем без запинки!

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз — вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Домашнее задание : постараться найти древние образы у себя дома.

Тема : Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

Идея : Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов. (Учебник, стр. 18)

Цель: Ознакомление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы, развивать умение работать в группе.

Понятия : фрон тон, наличники, причелина, лобо вая доска, растительный и зооморфный, геометрический виды орнаментов, типы орнаменталь ных композиций: линейная, сетча тая, рамочная, ге ральдическая

Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, образец избушки из бумажных трубочек, презентация «Русская изба», иллюстративный материал учебника стр. 18-27

Фаза 1. Инициация. Работа с эпиграфом.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Решение проблемного вопроса.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Планируемый результат.

Фаза 4. Интерактивная лекция . Информация с показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».

Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Заполнение таблиц. Игра «Исследователь-эксперт».

Фаза 6. Подведение итогов . Обсуждение эпиграфа урока.

Фаза 1. Инициация.

Чтение идеи-эпиграфа на доске:

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов. (Учебник, стр. 18)

— Подумайте, почему мы взяли такой эпиграф, ответ на этот вопрос мы постараемся получить к концу урока.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему

-Рассмотрите иллюстрации учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

— Правильно. Вы сами сегодня будете выступать в роли народных мастеров. Посмотрите на мой макет, как вы думаете, как можно изготовить этот дом. (Дети должны увидеть, что изба сделана из трубочек, склеенных между собой). А как и чем можно украсить избу вы узнаете, работая самостоятельно в группах.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников

— Как вы думаете, у вас получиться справиться с задачами урока? Какую оценку вы планируете получить в конце урока?

Фаза 4. Интерактивная лекция.

Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог — это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хо зяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог ли проникнуть вездесущие навьи. Ще ли в оконцах, сквозняки, зимний хо лод, все, что могло причинить бо лезнь, — все это преображалось в соз нании древних людей в образы неви димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем — это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!

— Найдите изображения наличников на страницах учебника, попробуйте расшифровать символы- образы.

Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Игра «Исследователь-эксперт».

Самостоятельно прочитайте информацию в карточке. Сейчас вы исследователи . Выпишите новые слова и подумайте, все ли вам понятно. Если есть вопросы, запишите их.

Вопросы, на которые хочу получить ответ

Карточка. Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.

Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей — ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фа сад — причелина.

Причелина с левого края кровли содержала символы восходя щего утреннего солнца; с правого края — вечернее заходящее солн це. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, — по лотенце — полуденное солнце в зените.

«Конек» так называется верхняя часть крыши, у них резной, а на крыше сидит веселый петушок, вырезанный из дерева, или возвышается голова коня. Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах.

-Поменяйтесь карточками с соседней группой. Теперь вы эксперты . Проведите экспертизу полученных материалов, помогите ответить на вопросы своим товарищам.

Снова поменяйтесь карточками. Отчет групп о своей работе.

Практическая работа . Каждая группа делает свою избу. Как ее украсить учитель показывает во время практической работы, спрашивая, какими элементами будем украшать. Ответы дети находят в своих таблицах

Фаза 6. Подведение итогов . Итогом служит обсуждение эпиграфа урока.

-Скажите, как вы понимаете слова В. Федотова? Что значит: и каждый со своим лицом. А ваши дома имеют свое лицо? Что для этого необходимо сделать? Должно ли сочетаться украшение дома с его строением? Главное – подвести детей к понятию: единство конструкции и декора в народном жилище.

Заполнение оценочных листов.

-Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи.

Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Домашнее задание: Рассмотрите декоративное убранство домов по дороге домой. Обсудите с родителями убранство вашего дома (в основном дети класса живут в частных сельских домах.

Тема : Интерьер крестьянского дома. Экскурсия в Музей Истории Седельниковского района.

Идея : Догадлив крестьянин, на печи избу поставил.

Русская народная пословица.

Цель: знакомство учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой, предметами быта и труда.

Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки работы в конкретном материале (пластилин, бумага), умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта, развивать умение работать в группе, умение использовать дополнительный материал карточек.

Понятия : ковш-скопкарь, ковш-черпак, ендова, братина, лавка скамья, солоница, образа,

Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», иллюстративный материал учебника стр. 28-33.

Структура урока 3:

Экскурсия в музей. Знакомство с макетом русской избы в натуральной величине. Слушание докладов старшеклассников «Богат народными умельцами наш край», беседа об услышанном, на вопросы пятиклассников отвечает не учитель, старшие ребята.

АМО: учащимся дано задание: по ходу рассказа экскурсовода учащимся необходимо записывать новые слова, затем дома составить кроссворд (6-8 слов) для одноклассников, также слова можно брать со страниц учебника 28-40.

Структура урока 4:

Фаза 1. Инициация. Работа в парах.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Задание: вспомнить пословицы и поговорки.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников.

Фаза 4. Интерактивная лекция. Лекцию заменяет работа по проверке кроссвордов. Выставление оценки товарищу по парте.

Фаза 5. Проработка содержания темы. Практическая работа в группах с карточками-подсказками.

Фаза 6. Подведение итогов. Игра «Сольнце и туча».

Фаза 1. Инициация. Начнем урок с работы в парах. Дома вы составили кроссворды. Поменяйтесь с соседом по парте и разгадайте кроссворд товарища. Если вы затрудняетесь, можете поискать ответы в учебнике на страницах 28-40. Экспертиза работы над кроссвордом, выставление оценки товарищу в оценочный лист.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Вспомните, сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. А что это за очаг в доме? (Печь)

— Вспомните пословицы и поговорки о печи. Печь краса-в доме чудеса. Печь матушка всех греет и кормит. Догадлив крестьянин, на печи избу поставил. Вот от печи мы сегодня и будем «плясать». У нас есть стены (три стороны коробки) и печь. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (наполнять избу содержанием)

АМО: пока будете выполнять свои работы, придумайте сказку про тех, кто живет в этой избе.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Ребята, скажите, сможете ли вы справиться с заданием урока и какую оценку, по вашему мнению, можете получить?

Фаза 4. Интерактивная лекция. Лекцию заменяет работа по проверке кроссвордов. Выставление оценки товарищу по парте.

Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Дети сами выбирают, какая группа чем будет заниматься, а затем в своей группе распределяют обязанности и решают, как и с каким материалом они будут работать.

1 группа: изготовление мебели (лавка, скамья, стол, полки, сундук, люлька)

2 и 3 группы: изготовление предметов быта и труда

4 группа: украшение для стола, занавески, коврики, скатерть.

Отчет о работе групп: расстановка предметов в избе с озвучиванием названий предметов (в помощь- карточки-подсказки), рассказ и слушание сказок.

Карточки – подсказки для решения кроссвордов и для описания предметов:
1. Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы — Домовой, — могла ли она олицетворять «тьму»? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение «начать от печки», то есть с самого начала.

2. Красный угол (он же «большой», «святой», «Божий») — располагался в южной и юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. «Краше ясного солнца, яснее ясного месяца — красный угол».

3. Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья ? Разница есть и достаточно существенная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали — на лавку или на скамью.

4. Стол — это ладонь бога, протянутая человеку. Хлеб и соль ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Перед едой молились, во время трапезы сидели чинно, о пустяках не разговаривали.На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша — одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их резьбой и росписью.

5. Центральное место на праздничном застолье занимали ковши , вырезанные в форме ладьи или плывущей птицы. В них подавали мед, пиво, квас. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам. Такими же древними, как ковши, по происхождению были братины.

6. Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и переходила по наследству от матери к дочери.

Фаза 6. Подведение итогов. Заполнение оценочных листов . Бонусные оценки дети получают за оригинальные идеи. Рефлексия: на партах детей тучка и солнышко. Если все понятно и настроение отличное — покажите солнышко, если есть какие-то нерешенные вопросы и проблемы – тучка может закрыть солнце полностью или частично.

Урок 5. Тема : Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка.

Идея : В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Горит лучина перед ней.

Цель: знакомство учащихся с прялкой и декоративно-тематической композицией в ее украшении

Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении модели прялки, умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта, развивать умение работать в группе, умение использовать материал учебника и карточек.

Понятия : прялка, кудель, типы прялок.

Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением прялок различных типов, иллюстративный материал учебника стр. 38-41.

Фаза 1. Инициация.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников

Фаза 4. Интерактивная лекция.

Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах.

Фаза 6. Подведение итогов.

Фаза 1. Инициация . Постройся по росту. Эта игра занимает очень мало времени, но настраивает ребят на активность в работе, также раскрепощает и создает дружественную атмосферу урока.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.

Учитель прост детей закрыть глаза и под тихую спокойную музыку читает стихотворение.

В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Горит лучина перед ней.

— Что вы представляли себе, когда слушали эти строки? Вспомните, в какой сказке Пушкина можно встретить стихи об этом же?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. » писал А.С. Пушкин

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. А вы умеете прясть? Реально ли научиться этому ремеслу? Конечно, мы с вами прясть не будем, но… Начнем играть!

Фаза 4. Интерактивная лекция. Игра АМО «Инфо-угадайка».

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы : все участники.
Время : Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал : подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение :
Учитель называет тему своего сообщения : «Русская прялка». На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения: Процесс прядения . Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопаске, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.

Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы: Типы прялок (рассказ по слайдам презентации)

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения.

а) Резные прялки русского Севера как бы отразили в себе покой и величественность северной природы. Сказались на их строении и характерные черты зодчества этого края, края потомственных плотников, где возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие нас гармонией пропорций. Северная прялка вся, вместе с донцем, вырублена из целого дерева с корнем. Отсюда ее название — копыльная. Вся поверхность прялки украшена резьбой и росписью. В узоре круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии и другие символы солнца, звезд, земли и водной стихии.

б) В селах Пермогорье, Нижняя Тойма, Палащелье, разбросанных по берегам северных рек — Северной Двины и Мезени, прялки украшались уже не резьбой, а графическими росписями, т.е. Очерчивали контур изображения, а затем его раскрашивали. Северодвинская прялка по форме близка резным северным прялкам, но в украшениях поверхности резьбу сменило многоцветье росписи. Лопаску и ножку с обеих сторон покрывает растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. В причудливом узорочье как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А над всеми героями сценок парит легендарная птица счастья — Сирин.

в) Мезенские росписи прялок считаются наиболее архаичными среди остальных. Росписи Мезени кажутся строгими и сдержанно-суровыми. На золотисто-желтом фоне разворачиваются ряды одинаково нарисованных ритмично бегущих животных. Сама фигура обозначена красно — коричневой краской. Как бы небрежно разбросанные вокруг мелкие спиральки, черточки, звездочки, кружочки усиливают впечатление движения. Жители Мезени занимались птицеловством, разведением оленей и выращиванием лошадей. Поэтому неудивительно, что изображения коней, оленей, птиц наиболее популярны у мезенских мастеров.

г) В прялках Верхнего и Среднего Поволжья нас покоряет легкость и стройность силуэта, ювелирная изысканность украшений. Известны два вида прялок: прялки-«башенки», прялки-«терема». Волжане издавна слыли великими резчиками. Традиции домовой деревянной резьбы, черты архитектуры колоколен и шатровых храмов этого края — все это отразилось в волжских прялках.

д) В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Украшали поверхность сиденья — донце . Такие донца — картины, крестьянки по окончании работы вешали на стену наравне с лубками

Третий сектор: Слушание песни, изображение движений-имитация ручного труда. «Уж, ты, прялица».

Источник

Читайте также:  Нужно пеноплекс закрывать от солнца
Adblock
detector