Меню

Изображение природы у пришвина кладовая солнца

Изображение природы у пришвина кладовая солнца

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
К. Г. Паустовский

Наиболее известным произведением Михаила Михайловича Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца», написанная после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она отличается как занимательным сюжетом, так и поэтическим описанием картин русской природы.
«Кладовая солнца». Так Пришвин образно назвал залежи торфа на болотах. Это естественным образом сформировавшийся источник топлива, предназначенного человеку в наследство. Само название сказки- были говорит о том, что человек — часть природы и всем ей обязан.
Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные.
Главные герои произведения — Настя и Митраша — необычайно близки к природе. Даже описывая внешность девочки, Пришвин не избегает сравнения с представителем животного мира: «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках». Дети живут в гармонии с окружающим миром, вместе с домашними животными, которые воспринимаются ими как члены семьи и без которых они не смогли бы выжить. Брату и сестре помогают корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя, поросёнок Хрен.
Животные изображаются автором так, что мы начинаем им сочувствовать, как людям. Собака Травка, оставшаяся одна после смерти своего хозяина лесника Антипыча, вызывает у нас не меньшую жалость, чем осиротевшие Настя и Митраша. Она одинока и вынуждена жить для себя. Жалобный вой Травки напоминает плач человека. Именно она утешает Настю, потерявшую брата, она помогает Митраше вылезти из болота.
Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали». В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа — такое же живое существо, как и человек.
Сказка-быль «Кладовая солнца» — необычайно органичное произведение. Природа у Пришвина не агрессивна и не враждебна к людям. Наоборот, она становится защитницей одиноких детей, попавших в беду, их помощницей. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

Источник

Тема природы (Кладовая Солнца)

Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.

Олицетворение

На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.

Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.

Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».

Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

Образы друга и врага человека

М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.

В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.

Читайте также:  Там где начинается солнце

Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.

Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.

Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.

Авторское отношение к природе

Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».

По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.

Источник

Тема природы в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» — описание и роль пейзажей в сказке

История написания

История написания и выбора темы произведения «Кладовая солнца» довольно необычна. Текст был создан меньше чем за месяц, для участия в конкурсе на лучшую детскую книгу. Рассказ был напечатан в литературном периодическом издании «Октябрь» в 1945 году. С 1941 по 1945 год автор проживал в эвакуации в поселке Усолье Ярославской области, где выступал против уничтожения леса для добычи торфа. Его знакомство с детьми-сиротами Соней и Бори, которые позднее и стали прообразами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши, подтолкнуло к написанию рассказа.

Пришвин не имел ясного представления темы «Кладовой солнца», изначально собираясь лишь описать, ссору детей при сборе ягоды, но сюжет появился по ходу работы над сказкой. Он долго раздумывал над названием, и у него было несколько вариантов оглавления своего произведения:

  • по прозвищам героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»);
  • по их взаимоотношениям («Друзья»);
  • по месту происходящего («Тропа испытаний», «Блудово болото»);
  • по тематике («Правда Антипыча», «Друг человека»).

И в итоге выбор пал на название «Кладовая солнца». Это словосочетание Пришвин услышал от исследователей торфяных залежей, называвших их так за то, что они были хранителями солнечного тепла, передав его растениям.

Композиция произведения

Произведение повествуется от первого лица множественного числа (мы). Это необычный способ повествования, выбран автором неслучайно. Пришвин старается подчеркнуть идею преимущества коллективного над личным, так как действие повести происходит в 1942 году, когда война еще в полном разгаре, и надо всем объединиться ради победы. Кроме того, не стоит забывать, что сама сказка-быль была написана в 1945 году, когда о личном и думать было запрещено.

Первоначально складывается впечатление, что название не увязывается ни с темой произведения, ни с его идеей, а является лишь местом всего действа. Но анализируя повествование, становится ясно, что солнце — это начало всего живого, а его кладовая (превратившиеся в торф растения) — символ товарищества и братства.

Композиция сказки довольно оригинальна и отличительна от стандарта. Само произведение состоит из 12 глав, но при этом вся сказка-быль делится на 6 основных частей:

  1. Первая и вторая глава — это завязка, где повествуется о жизни осиротевших детей, о том, как весной дети отправились за перезимовавшей клюквой, о подражании Митраши отцу, а Насти — матери.
  2. Третьей и четвертая глава — углубление детей в болотную глушь, мир чуждый для человека, и автор это подчеркивает конфликтом между сосной и елью, тетеревами, тетеревом и вороном и в итоге детьми.
  3. В пятой и шестой автор, рассказывая о собаке Травке и о волке Серый помещик, уводит читателя назад в прошлое, как бы давая понять, что есть и параллельная жизнь, жизнь животных, и она не лишена смысла и не меньше трагична и насыщена.
  4. С седьмой по девятую главу автор возвращает читателя в реальность, и подводит его к кульминационному моменту, повествуя о горе Насти, безвыходности Митраши и травле Травкой зайца.
  5. В десятой и одиннадцатой главе Травка уже выступает в роли главного героя, без него невозможно было бы спасение Митраши, по которому воронье уже «пело панихидную».
  6. Двенадцатая глава — развязка. Митраша убивает Серого помещика. Брат и сестра встречаются. Митраша становится героем. Настя отдает всю полезную ягоду эвакуированным детям из Ленинграда.
Читайте также:  Ходячие мертвецы ты мое солнце

Главные герои

С первых глав сказки складывается впечатление, что природа добавлена лишь как вспомогательный элемент. Большое использование эпитетов и метафор при описании темы природы в «Кладовой солнца» в начале повествования как бы персонифицирует Настю и Митрашу, с одной стороны, а с другой дает читателю понять, что сироты, являются неотъемлемой частью природы.

При этом с последующими главами Пришвин, описывая природу, делает ее главным героем, используя такое средство, как олицетворения, придает «болотной природе» живые черты, черты человека. Она живет одновременно и самостоятельно, и в то же время вместе с человеком, дополняя его и помогая ему. Природа воспринимает человека как часть себя и готова или дать ему все блага, или поглотить. Пришвин создает природу в трехмерном проекте: растения с душой и проблемами человека, животные, мыслящие и чувствовавшие как люди, птицы, живущие по законам хищников, борющихся за выживание.

Остальные же герои сказки выступают как второстепенные персонажи, они дополняют изображение этого мира, являются его частичкой, и без них этот мир был бы неполноценен:

  1. Митраша и Настя — дети-сироты, ведущие взрослый образ жизни, но они еще настолько малы, что еще не отделились природы, а она считает их частичкой себя. Недаром автор называет Настю «Золотая Курочка».
  2. Антипыч — это своеобразный, волшебный, сказочный герой, которому известна, правда жизни, мировая истина.
  3. Автор — сторонний наблюдатель всего происходящего. Он выступает в роли сказителя и мудреца, знающего природу, слышащего ее голоса, но довольно отстраненный от мира человеческого.
  4. Собака Травка, заяц и волк Серый помещик — являются главными героями повествования, так как они и есть представители то природы, жизнь которой хочет автор донести до читателя. Собака откликается на разные клички, при этом неважно как ее назовут, для нее, символа чистоты и доброты, главное — искреннее чувство, тепло, которое исходит от мальчика.

При описании природы М. М. Пришвин, используя художественные приемы, указывает читателю, что человек лишь маленькая часть этого большого и загадочного мира. Подводит к тому, что как человек будет относиться к ней, то и она тем же отвечать.

Все вокруг людей живое, все мыслит и чувствует, умеет благодарить и мстить (волк, порезавший больше скотины, чем вся его, уничтоженная, стая).

Источник

Тема природы в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

Пришвину прекрасно удалась идея передачи природы во многих своих произведениях, одно из них «Кладовая солнца». В них она оживает и одушевляется, и действует как главный персонаж влияющий на развитие сюжета. Многие произведения автора имеют названия природы:

  • Календарь природы
  • Глаза земли
  • Времена года
  • Жень-шень и другие.

Здесь природа тесно вместе взаимосвязаны с человеком. С малого возраста любой ребенок знает эту истину, что природа зависит от человека, так же и наоборот, человек зависит, напрямую, от природы. Поэтому как будет человек относится к природе, беречь ее, заботится о ней, и она отплатит ему тем же. Эта проблема актуальна и по сегодняшний день.

Когда в современный век технологий, нужно прислушиваться к природе и поменьше использовать нано технологии или использовать их в разумных пределах. Пользоваться ее ресурсами, энергией в ограниченном количестве, дать ей время на восстановление экологии и окружающей среды.

Это показано на примере когда Настя и Митрошка заблудились в лесу, брат пошел по компасу и угодил в болото, а сестра пошла по проторенной дороге и нашла нужную поляну. Она почувствовала природу, услышала ее зов и была вознаграждена ею.

Все герои в произведениях Пришвина очень заботятся о природе. Будь то дети в рассказе «Кладовая солнца», как они бережно и с какой заботой собирали клюкву в лесу. Или когда они заботливо ухаживают и облагораживают землю на своем и на колхозном поле. И она взамен дарит им свои дары.

Читайте также:  Флоресан африка кидс молочко 200мл защита от солнца spf 20

За основу, автор брал собственные наблюдения и впечатления: какие повадки у зверей, поему надо держаться твердой тропы на болоте, как охотник делает облавы на хищников и многое другое.

Сам автор с той же трепетностью относится к природе описывая ее. Будь то сказочный лес, деревья, шелест травы, птицы и лесные звери, речки, села и деревни, бескрайние поля и многое другое. Он старается донести до своих читателей эту необыкновенную красоту, живописное изящество и сказочное великолепие. Как необходимо понимать природу и слышать ее, от этого зависит судьба всего человечества. Но и не только описать природу, но и познать ее, открыть ее многогранность, все законы ее развития, и конечно же почувствовать и сохранить любовь к ней.

2 вариант

С того момента, как человек появился на планете, можно говорить о том, что его взаимодействие с природными силами началось. Благодаря силам природы, человек находил себе пропитание, кров и дополнительные возможности, которые одаривали его различными благами. Стоит отметить, что природа в жизни каждого существа, в том числе и человека, занимает крайне важное значение.

В сказке, которая была написана замечательным писателем Пришвиным, данная тема по совместному взаимодействию человека и природы, раскрывается очень хорошо. В самом начале произведения читатель узнает то, что двоим детям-сиротам приходится выживать лишь с помощью друг друга. Стоит отметить, что им это удается делать успешно только благодаря тому, что у них осталось хозяйство, оставленное им родителями. Они следят за ним и стараются справляться со всеми заданиями самостоятельно. Несмотря на то, что у них выдалась крайне тяжелая жизнь, стоит отметить, что они находили силы на то, чтобы помогать другим людям, оказавшимся в беде.

Кульминационным и одним из важнейших событий в произведении становится ситуация, при которой Настя и Митраша отправляются в лесной поход за тем, чтобы собрать клюкву. Здесь автор выделяет особое внимание и трепет природе, которую очень тонко, чувственно и нежно описывает для того, чтобы читатель смог понять, насколько дорога природа края писателю. Например, читатель может разглядеть описание деревьев, которые воссоздаются в образе двух существ, которые переплетаются друг с другом и сливаются в нечто общее. Совместно с данным описанием, автор отмечает и красоту природы того края, звуки и пение птиц, шелест листвы, травы и многое другое. Далее происходит событие, при котором мальчик и девочка, находясь в лесной чаще, начинают ссориться друг с другом, и вскоре их тропы расходятся. Девочка решает пойти той тропой, которая ей хорошо известна, а мальчик идет неизведанным путем согласно компасу.

Затем читателю представляется сцена, в которой мальчик оказывается в болоте, и почти теряет надежду на то, чтобы спастись. Однако, силы природы вступают в данную борьбу за его жизнь, и вскоре появляется собачка по кличке Травка, которая вызволяет мальчика из беды. Также, она добывает мальчику пропитание, чем спасает ему жизнь. Автор показал сильное взаимодействие человека с природой, и сделал ключевыми такие понятия, как помощь ближнему, и забота о нем в непростых ситуациях, что может быть трактовано как крайне важный элемент, который для читателя является моралью всего произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема природы в рассказе Кладовая Солнца

Популярные сегодня темы

Асоль является главной героиней произведения. Эта девушка бедная, живет в старой хижине. Живет она с отцом, ее мать погибла еще, когда Ассоль была маленькой, она не смогла справиться с тяжелой болезни, когда девочке было всего несколько месяцев

Как и во всех народных или авторских сказках в произведении Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» заложен глубокий смысл. Волшебная история о сказочном олене, с которым в конце встретились люди,

Произведение «Собачье сердце» написано в жанре сатирической фантастики. Булгаков в своей повести описывает реальных москвичей тридцатых годов XX века. Вечное противостояние великих умов,

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской литературы невероятное множество шикарных произведений. Одним из них является поэма «Медный всадник». Отзыв о ней представлен в этой статье.

Рабочий Андрей Ерин, работающий в малярной мастерской, осмелился поведать своей благоверной по имени Зоя, что утерял деньги, а именно 120 рублей. Его супруга хотела купить на данные финансы курточки своим детям

Источник

Adblock
detector