Расширенная вселенная «Доктора Кто»
Расширенная вселенная — термин, используемый по отношению к историям, которые связаны с «Доктором Кто», однако не являются частью основного сериала.
Ещё во время зарождения «Доктора Кто» в 1960-х начали выпускаться сопутствующие книги, комиксы и другие материалы, в которых рассказывалось о приключениях персонажей или рас, появившихся в сериале. В «тёмные времена», как известен период после закрытия сериала в 1989 году и до его возобновления в 2005-м, расширенная вселенная являлась единственным источником новых историй, поддерживая жизнь «хуниверса» и в некотором смысле подведя к самому его возрождению, ведь именно в расширенной вселенной начинали все основные сценаристы нового сериала.
Расширенную вселенную можно разделить на официальную — истории, созданные под лицензией от BBC, и неофициальную — созданные без неё. Есть также случаи, когда лицензия давалась не самими BBC, а создателями определённых персонажей, которые являются полноправными владельцами авторских прав на них.
Понятие «канона» — спорная тема в кругах фанатов «Доктора Кто», так как BBC и создатели сериала никакой официальной политики в этом направлении не ведут. Однако многие материалы расширенной вселенной могут в корне противоречить как сериалу, так и друг другу, к чему Стивен Моффат, отшучиваясь на вопрос о совместной фотографии Майка Йейтса и Сары Кингдом из «Дня Доктора» (2013), привёл несколько примеров и из самого сериала, включая происхождение названия «ТАРДИС» и причины, по которой Доктор сбежал с Галлифрея. Одними из самых известных спорных тем являются происхождение Доктора и создание далеков, к которым разные источники расширенной вселенной приписывают различающиеся объяснения.
Содержание
Формат историй [ править | править код ]
- Видео: телевизионные эпизоды, веб-эпизоды, «домашнее видео», кинофильмы.
- Аудио: аудиопьесы, аудиокниги.
- Проза: романы, повести, рассказы.
- Комиксы.
- Видеоигры.
Книги [ править | править код ]
Новеллизации [ править | править код ]
Новеллизации — термин, применяемый к историям, которые были адаптированы в книги. Новеллизации, основанные на определённых сериях «Доктора Кто», начали выходить ещё с середины 1960-х. Первой книгой стала «Доктор Кто в захватывающем приключении с далеками» (англ. Dr. Who in an Exciting Adventure with the Daleks) от Дэвида Уитакера — адаптация серии «Далеки» (1963-64), а за ней последовали две другие, в которых адаптировали «Планету-сеть» (1965) и «Крестовый поход» (1965).
Новеллизации стали традиционными в 1970-х, когда узнать о предыдущих историях можно было только в таком формате — повторов на телевидении не было, а плёнки с записью старых серий стирались. Все новеллизации с этого момента публиковалась издательством Target Books, и первые книги были, в основном, посвящены эре Третьего Доктора, серии с которым всё ещё выходили в эфир, однако при этом не забывались и предыдущие двое Докторов.
Первые три новеллизации вышли в Великобритании, Соединённых Штатах и Нидерландах. Выпускаемые в 1970-х переводились для жителей Нидерландов, Бразилии, Турции, США (текст адаптировался, чтобы избавиться от незнакомых публике «англицизмов»), Японии, ФРГ, Португалии, Франции и Финляндии.
К 1994 году были опубликованы адаптации всех серий «Доктора Кто», за исключением шести, с которыми возникли трудности. Также вышли новеллизации радиопьес «Доктор Кто и пескатоны» (1976) и «Тайное возвращение» (1986), пилотного эпизода спин-оффа «К9 и компания» (1981) и непроизведённых сценариев для 23 сезона — «Ярмарка кошмаров», «Совершенное зло» и «Миссия на Магнус».
Большинство новеллизаций остаются верными оригиналу и не содержат в себе основательных сюжетных изменений, хотя им характерно некоторое углубление в раскрытии второстепенных персонажей и добавлении дополнительных сюжетных линий. Эти книги долгое время являлись единственным источником сюжета серий из эр Хартнелла, Траутона и Пертви. С 1990-х начали выпускаться аудиодорожки стёртых серий, к которым фанаты создавали реконструкции, а также и постепенно находившиеся эпизоды, так что уникальность новеллизаций спала.
Однако есть и те книги, в которых сильно изменился основной сценарий. Например, «Резня» Джона Люкаротти — адаптация серии «Резня в канун Святого Варфоломея» (1966) — показывает полностью другое направление сюжета. Некоторые энциклопедии описывали такие истории именно по сюжету новеллизаций как раз из-за того, что они были единственным источником, который позволял познакомиться с серией. Также в этих книгах встречались изменения в основной истории главных персонажей — так, «Доктор Кто и оружие Судного дня» (адаптация «Колонии в космосе» 1971 года) описывает первое приключение Доктора с Джо Грант, хотя в сериале она была введена ещё в серии «Террор автонов» (1971), в то время как «Проклятие Фенрика» показывает другую судьбу Эйс, а финал «Деформации разума» полностью противоречит серии.
Virgin Publishing в дополнение к своим сериям книг с оригинальными сюжетами выпустили и несколько новеллизаций, которые стали последними в серии Target — это были адаптации двух серий Траутона — «Сила далеков» (1966) и «Зло далеков» (1967), а также радиопьесы «Рай смерти» (1993). Новеллизации радиопьесы «Призраки Н-пространства» (1993) и неофициальных видео спин-оффов «Пробный рейс» (в сюжет книги был добавлен Седьмой Доктор и его спутники) и «Мирное время» выпускались как часть оригинальных линеек Virgin.
С 1988 года Titan Books выпускали скрипты всех серий, и в их число вошла непроизведённая история «Повелители Люксора» Энтони Кобурна, которая должна была стать 2 серией 1 сезона. BBC Books в 1996 году выпустили новеллизацию фильма, а в 2004 — вебкаста «Крик Шалка».
Единственными нетронутыми классическими сериями по состоянию на 2012 год были «Планета-пират», «Город смерти», «Шада», «Воскрешение далеков» и «Разоблачение далеков». Первые три не были опубликованы из-за того, что их автор, Дуглас Адамс, хотел новеллизировать серии самостоятельно, однако после выхода «Автостопом по галактике» приобрёл популярность и стал либо слишком занят, либо слишком затратен для издательства Target. Тем не менее, некоторые элементы «Города смерти» и «Шады» были повторно использованы им в его самостоятельном проекте — книгах о Дирке Джентли. Касательно двух серий с далеками, Target не смогли прийти к соглашению о новеллизации, которое устраивало бы и Эрика Саварда, автора серий, и наследников Терри Нейшна, создателя далеков, однако к ним существуют фанатские новеллизации. Что касается серий Адамса, Гарет Робертс адаптировал их для BBC Books в 2010-х.
Эпизоды возрождённого сериала новеллизированы не были. Вместо этого BBC Books открыли серию книг с оригинальными сюжетами, публикующихся с тем Доктором и спутником, которые на момент выхода участвуют в сериале. С 2007 по 2010 год Penguin Character Books выпускали новеллизации серий «Приключений Сары Джейн», и адаптация «Свадьбы Сары Джейн Смит» (2009) с Десятым Доктором стала первым появлением Доктора из возрождённого сериала в новеллизации.
Оригинальные истории [ править | править код ]
Первые оригинальные истории, основанные на «Докторе Кто», или каких-либо его элементах, впервые вышли в 1964 году в детских ежегодниках. Со временем эта часть расширенной вселенной выросла в огромное количество рассказов, повестей и романов.
Источник
Вселенная
Вселенная — пространственно-временной континуум, связывающий материю, энергию, законы и биодату в единое целое. Согласно Одиннадцатому Доктору, совпадения были одной из форм «развлечения для вселенной» (ТВ:Время закрытия). Также, он считал, что вселенная «награждает» таких, как Доктор, которые не раз спасали вселенную (ТВ: Снеговики).
Содержание
Теория вселенной [ править | править код ]
Существовало несколько вселенных, которые были разделены местом, которое называется Пустота (ТВ: Инферно, Армия призраков). До окончания Войны Времени, когдаПовелители Времени существовали во вселенной Доктора, путешествие между вселенными было доступным, однако после Войны Времени это стало невозможным, только в исключительных случаях (поломкаТАРДИС, парадоксы и т.п.) (ТВ: Восстание киберлюдей, Свадьба Ривер Сонг). Также, доступ ко всем вселенным открывала специальная технология Торчвуда (ТВ: Судный День) и Бомба Реальности, созданная далеками (ТВ: Конец путешествия).
Некоторые миры существовали параллельно реальным, и обычно, не были способны никаким образом контактировать со своими реальными аналогами. Они назывались параллельными измерениями, в которых возможно было то, что не возможно в реальном мире, например существование магии (ТВ: Поле боя).
Многие создания вселенной разрослись в великие цивилизации, как, например, Повелители Времени — первая культурная и высокоразвитая раса во вселенной. Это позволило им разработать законы времени, которые были выгодны им самим, однако распространялись они на всю вселенную. Даже на тех, кто не знал о них.
Вселенная состояла из галактик, в которых содержались планетарные системы, центром которых являлись звёзды. На своих орбитах были планеты или планетоиды. Также, в них существовали астероиды — более мелкие планетоиды. (ТВ: Два Доктора)
Параллельные вселенные [ править | править код ]
«Каждый поступок создаёт новую версию вселенной, в которой всё происходит иначе», как сказал Десятый Доктор. Действительно, вселенная способна создавать копии себя в других измерениях, где события происходили бы по-другому (ТВ: Восстание киберлюдей). Доктор посетил множество различных параллельных вселенных — там, где победила фашистская диктатура (ТВ: Инферно), там, где были созданы новые Киберлюди (ТВ: Восстание киберлюдей) и другие.
Альтернативные вселенные [ править | править код ]
Альтернативные вселенные возникали из-за парадокса. Например, фиксированной точкой во времени была смерть Теселекты в образе Доктора. Ривер отказалась убивать Доктора (как она думала), из-за чего случился парадокс, и образовалась альтернативная вселенная (ТВ: Свадьба Ривер Сонг).
Источник
«Доктор Кто»: путеводитель по бесконечному сериалу
23 ноября весь мир будет отмечать 50-летие легендарного британского сериала «Doctor Who». В кинотеатрах, в том числе московских, в этот день покажут юбилейную серию в 3D. «Воздух» вспоминает историю Доктора.
Британия никогда не отправляла человека в космос. Пока сверхдержавы рвались к звездам, британцы запускали в небо лишь редкие спутники и ракеты. Когда научно-фантастические шоу стали набирать популярность на телевидении, их лицом в США стал капитан Керк из «Звездного пути»: герой, бороздящий космические пространства на огромном корабле, воин, дипломат, лидер. Лицом британской научной фантастики стал Доктор: древний повелитель времени, сварливый, саркастичный, одинокий путешественник с экстравагантными вкусами в одежде. На «Энтерпрайз», флагман «Звездного пути», американские фантасты посадили команду профессионалов разных рас и биологических видов. На космическом корабле Доктора, который снаружи выглядит как полицейская будка из 60-х, он путешествует один и лишь иногда берет с собой простых, неказистых людей, которые рядом с ним становятся героями.
Заставка сериала времен его наибольшей популярности
Пять главных лиц Доктора
Первый Доктор — это сварливый, капризный старик, мудрый как космос и наивный как ребенок. Одновременно Волшебник страны Оз и Дороти, которая хочет увидеть большой мир. Первый Доктор путешествует вместе со своей внучкой и носит элегантные старомодные костюмы — к этому персонажу легко привязывались дети, на которых изначально был ориентирован сериал.
Четвертый Доктор, по общему мнению, лучший из Докторов классической эпохи. Непредсказуемый, эксцентричный герой с бесконечно длинным разноцветным шарфом, импровизатор и авантюрист. Том Бейкер продержался в этой роли 7 лет и стал главным источником вдохновения для будущих Докторов.
Первый Доктор перезапуска сериала, чудаковатый и угловатый, настоящий инопланетянин, несмотря на свой северный акцент и потертую внешность. Девятый Доктор переживает последствия Войны времени, в которой он выступил в качестве атомной бомбы, уничтожив всех тайм-лордов и всех далеков. Близкого к народу Экклстона своим любимым Доктором называла Елизавета II.
На долю 10-го Доктора выпало чрезвычайное количество страданий и потрясений, и шекспировский актер Дэвид Теннант изобразил их как нельзя лучше. Эксцентричный Доктор-гений, в котором детское любопытство перед Вселенной чередуется с эмоциональными вспышками на грани нервного срыва. Доктор Теннанта терял и обретал вновь истинную любовь, становился мессией, полностью стирал свою личность и смотрел, как умирают его ближайшие соратники. Это самый глубокий и трагичный Доктор.
Одиннадцатый и пока что последний появившийся на экране Доктор — самый молодой в истории. Это классический ребенок с душой старика, который то радуется новым игрушкам, то сокрушается от тяжести бытия. Доктор Смита — это Питер Пэн, который вечно пытается спасти себя и своих друзей от взрослой жизни, но в результате врезается во все ее проблемы со скоростью ракеты.
За 50 лет образ Доктора сильно поменялся — из седовласого чудака-брюзги он превратился в гиперактивного модника
Сериал «Доктор Кто» — не столько произведение какого-то отдельного человека, сколько результат коллективной работы телеканала Би-би-си, который в 60-е переживал свой золотой век. Продюсерам нужно было заполнить место в вечерней программе между спортивными новостями и игровыми шоу, и они решили, что и детям, и взрослым мог бы понравиться научно-фантастический сериал. Задание дали штатным писателям Би-би-си, и они по очереди, как ни в чем не бывало, начали придумывать детали одну страннее другой. Герои сериала будут путешествовать не в космосе, а во времени. Главным персонажем будет таинственный инопланетянин по имени Доктор (название сериала «Доктор Кто» — не имя героя, а вопрос к нему). Доктор может перерождаться и менять личность. И так далее.
Изначально «Доктор Кто» продержался на телевидении 26 лет и был закрыт в 1989 году из-за низких рейтингов. На нем выросло несколько поколений британцев, образы сериала стали частью современного фольклора, в любви к нему признавались все британские знаменитости, начиная от королевы Елизаветы и заканчивая Ноэлем Галлахером. В 2005 году обновленный «Доктор» вернулся на телевидение и стал уже не локальным, а мировым хитом: сериал о путешествиях во времени оказался невероятно к месту в мире, где времени ни на что не хватает.
Создатели Доктора
Если попытаться определить главного человека, стоявшего у истоков «Доктора Кто», — Ньюман имеет больше всего прав на эту роль. В 1963 году Ньюман был директором отдела драмы на Би-би-си, и именно он настоял на том, что новый сериал должен быть научно-фантастическим. Он сам сделал набросок главного персонажа и придумал легендарное название.
Сценарист, которого не взяли на телевидение, потому что он выглядел голодным, в историю попал как создатель главных врагов Доктора — далеков, кровожадных инопланетных киборгов с диктаторскими замашками. Первые серии «Доктора Кто» появились на телевидении одновременно с кадрами убийства Джона Кеннеди и остались практически незамеченными. Настоящую популярность сериал обрел, только когда на экране появились далеки, вселявшие ужас в сердца британцев.
BBC Radiophonic Workshop
Группа экспериментальных электронных композиторов определила эстетику Доктора не в меньшей степени, чем художники и декораторы. Благодаря обработке композиторов Workshop заглавная тема Доктора, тревожный электронный марш, до сих пор звучит будто сигнал из далекого будущего. Участники Radiophonic Workshop придумали не только музыку, но и звуковые эффекты корабля Доктора, далеков и остальных инопланетных элементов.
Чтобы вернуть сериал на телевидение после 16 лет молчания, потребовались усилия многих людей, и Расселл Т.Дэвис был одним из главных. Дэвис, в то время суперуспешный сценарист и продюсер, неоднократно говорил, что вернется на Би-би-си, только чтобы писать для «Доктора Кто». Желание исполнилось — он стал главным продюсером и автором обновленного сериала на 6 лет. Дэвис привнес во вселенную «Доктора Кто» еще больше черного юмора и сатиры, сразу нацелив шоу на более взрослую аудиторию.
В 2009 году главным в мире по «Доктору Кто» стал Стивен Моффат, одновременно он начал работать над другим потенциальным хитом — сериалом «Шерлок» с Бенедиктом Камбербатчем. Это двойное попадание сделало Моффата, ранее известного в основном по средним ситкомам, одним из самых успешных и узнаваемых продюсеров британского ТВ. Моффат перенес в «Доктора» свои фирменные запутанные сюжетные линии, которые сводят неподготовленного зрителя с ума.
Враги
Далеки — самые заклятые (и нелепые) враги Доктора, которые преследуют его все 50 лет существования сериала
Вселенная «Доктора Кто» была придумана в эпоху противостояния тоталитарным режимам, поэтому силой зла в сериале чаще всего выступает либо безликий, нацеленный на поглощение всего живого коллективный разум, либо готовые на все ради власти или мести эгоцентристы.
Самый яркий пример первой категории — далеки, существа со смешными голосами, похожие на гигантскую солонку, к которой приделали вантуз. Сейчас далеки смотрятся скорее комично, но в 60-х их боялись и дети, и родители, вскоре они стали настолько же каноническим образом «Доктора Кто», как и полицейская будка. Впрочем, по-настоящему страшны далеки не своей наружностью, а тем, что у них внутри: непроницаемыми роботами управляют живые существа, подчиненные воле своего создателя, который отдает им только один приказ: «Уничтожить».
Второй самый известный враг Доктора и его полный антипод — другой лорд времени, Мастер, психопат, тиран и садист. В Мастере, как в кривом зеркале, искажаются все качества Доктора: вместо способности внушать доверие — способность подчинять себе волю других людей, вместо интереса к судьбе человечества — желание наблюдать за его страданиями, вместо самопожертвования — уничтожение других ради собственного блага.
Космос
Космическая станция, на которой путешествуют в космосе остатки населения Британии, передвигается благодаря страданиям гигантского кита
Создатель сериала «Доктор Кто» Сидни Ньюман был большим поклонником «Рассерженных молодых людей» и считал, что фантастика дает уникальную возможность критиковать современное общество. Сценаристы и продюсеры всегда старались следовать этому принципу, и поэтому инопланетные миры, которые посещает Доктор, часто служат гротескным зеркалом Земли. Например, в одном из своих первых эпизодов Мэтт Смит и его спутница попадают на космический корабль Starship UK — плывущую по галактике копию Соединенного Королевства, которая отпочковалась от погибающей Земли. Жизнь космической Британии мало отличается от обычной, вот только за всеми ее жителями круглосуточно наблюдают шизофренические андроиды, а летит корабль за счет страданий древнего космического кита. В самых смешных эпизодах «Доктора Кто» инопланетяне принимают совсем уж гротескную форму. Взять хотя бы серию, в которой пришельцы решили сделать из Земли планетарный инкубатор, постепенно перерабатывая растолстевшее население в очаровательных жировых детенышей.
Время
Снеговики из разумного злобного снега обосновались в викторианской Англии и стали причиной встречи одиннадцатого Доктора в исполнении Мэтта Смита с его последней на сегодняшний момент спутницей Кларой Освальд
Любимое развлечение создателей сериала «Доктор Кто» во всю его 50-летнию историю — переворачивать с ног на голову популярные исторические эпохи, вписывая в них инопланетян, монстров и самого Доктора. Самыми популярными объектами этих издевательств стали две точки максимальной гордости Британии: викторианская эпоха и Вторая мировая война. Зрители сериала наблюдали, как Чарлз Диккенс пытается понять феномен дыр в пространстве и времени, как нанороботы пришельцев превращают раненых британских солдат в зомби, как сошедший с ума инопланетный сверхинтеллект захватывает викторианский Лондон при помощи оживших снеговиков. Доставалось и более древним эпохам: Помпеи по версии сериала погибли из-за вмешательства таинственных огнедышащих существ, а Шекспир вдохновился на написание «Макбета» после того, как сразился с пришельцами, которые черпают силу из слов.
Будущее земных цивилизаций по версии «Доктора» чаще всего представляется печальным. Новый Нью-Йорк, к примеру, через миллиарды лет переедет на другую планету и превратится в одну гигантскую пробку, а населять его будут люди-кошки и фривольные бабушки. Саму же Землю ждет бесславный конец: во второй серии после перезапуска сериала пришельцы-миллиардеры и Доктор будут наблюдать, как опустевшую планету под звуки Бритни Спирс поглощает Солнце.
Поклонники
Королева Елизавета II — поклонница девятого Доктора, брутального Кристофера Экклстона
Фотография: Fotobank/Getty Images
В число преданных фанатов «Доктора Кто» можно смело записывать половину жителей Британии — начиная с королевской семьи. Помощники Елизаветы II рассказывали прессе, что Ее Величество смотрит шоу с самой первой серии и считает Кристофера Экклстона одним из лучших актеров, игравших Доктора. Когда Экклстон объявил, что уйдет из сериала после первого сезона, королева заказала все серии «Доктора Кто» на DVD и провела за ними все лето в загородной резиденции. Сын королевы, принц Чарлз, тоже большой фанат Доктора: во время визита на студию, где снимался сериал, Чарлз изучил корабль Доктора TARDIS изнутри, познакомился с Мэттом Смитом и даже попробовал себя в роли далека.
«Доктор Кто» — один из самых успешных научно-фантастических проектов в истории, в любви к нему признаются все классики жанра от Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга до Нила Геймана и Джосса Уидона. Гейману даже удалось написать для сериала пару эпизодов. Он говорил в интервью, что почувствовал себя богом, когда написал в сценарии «Интерьер: TARDIS».
Пять эпизодов, после которых Доктора нельзя не полюбить
«The Deadly Assassin» (1976)
Классическую эпоху Доктора от забвения главным образом спасают захватывающие истории и великие актеры. В «The Deadly Assassin» с лихвой хватает и того и другого: Доктор возвращается на свою родную планету и сражается со своим заклятым врагом Мастером, а Том Бейкер демонстрирует чудеса импровизационной актерской игры и сорит типично бондовскими фразами.
«The Empty Child» + «The Doctor Dances» (2005)
Одно из самых удачных погружений в историческую эпоху и первый настоящий успех обновленного сериала. Доктор и Роуз путешествуют по Лондону, который бомбят немцы, сталкиваются с призраками детей в противогазах и знакомятся с Джеком Харкнессом — красавчиком и межгалактическим аферистом. Триумф победы над фашизмом, показанный через призму фантастики и авантюризма.
«The Impossible Planet» + «The Satan Pit» (2006)
Иногда даже всезнающему и вездесущему Доктору приходится сталкиваться с вещами, которых он не понимает. В такие моменты сериал незаметно превращается в философский триллер. Доктор заглядывает в бездну и говорит с дьяволом об устройстве Вселенной, одновременно спасая свою возлюбленную от черной дыры. Один из лучших моментов Дэвида Теннанта.
Эпизод, который наиболее наглядно и исчерпывающе может ответить на вопрос, чем хорош сериал. Совсем еще юная и мало кому известная Кэри Маллиган играет мечтательную девочку Салли Спарроу, которая попадает в гущу борьбы Доктора с плачущими ангелами — космическими хищниками, пожирающими время. Кто бы мог подумать, что детективы для подростков и парадоксы путешествий во времени окажутся настолько идеальной парой.
«Vincent and the Doctor» (2010)
Доктор любит хвастаться встречами с выдающимися людьми разных эпох, и ему есть чем гордиться. Cреди прочих Доктор встречался с Шекспиром, Диккенсом, маркизой де Помпадур, Черчиллем и королевой Викторией. Но мало кто из этих легенд захватывал экран так же полно, как Винсент Ван Гог. В этой серии Мэтт Смит и его спутница путешествуют не только через время, но и через картины Ван Гога, пытаясь понять его воображение.
Источник