Меню

История создания произведения пришвина кладовая солнца

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Читайте также:  Солнце как с ума сошло

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.

Источник

«Кладовая солнца» — краткое содержание ? рассказа М. М. Пришвина

“Кладовая солнца” М. М. Пришвина повествует о тяготах жизни двух детей-сирот во время войны. Жанр своей повести сам автор указывает в подзаголовке: сказка-быль. Читатель может не сомневаться в реальности описанных событий, хоть в произведении с легкостью можно проследить и сказочные мотивы.

История создания

“Кладовая солнца” — самое известное произведение Пришвина. Сказка была создана в 1945 году, на написание у автора ушел один месяц. Черновой вариант назывался “Друг человека” и в центре его сюжета была собака Травка. Но позднее Пришвин нашел более поэтичное название “Кладовая солнца” и превратил повесть в рассуждение о природных богатствах.

Главная тема сказки — тема единения человека с природой. Также автор затрагивает проблему детей, которые остались без родителей и учатся жить дальше.

Рис. 1. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник П. В. Калинин

Персонажи

Глава 1

Недалеко от Блудова болота, что рядом с городом Переславлем-Залесским, в деревне жили двое детей-сирот — Настя и ее младший брат Митраша. Во время Отечественной войны они потеряли родителей — маму унесла болезнь, а отец не вернулся с фронта.

Читайте также:  Как оценить расстояние до солнца

Дети были любимцами соседей, им помогала вся деревня. Но дети быстро сами научились справляться с хозяйством. После родителей им досталась пятистенная изба, корова с телушкой, коза, поросенок, несколько овец да петух с курами. Дети часто присоединялись и к работам в колхозе.

Рис. 2. Настя и Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник А. М. Китайский

Как их покойная мама, Настя просыпалась рано утром и занималась хозяйством до вечера. Митраша от отца научился делать посуду из дерева, и по просьбе соседей часто мастерил разную утварь. Мальчик также старался выполнять всю мужскую и общественную работу.

Митя иногда зазнавался и начинал указывать старшей сестре, что и как она должна делать. Но Настя улыбаясь, гладила брата по голове, чтобы он перестал хорохориться. Митраша быстро успокаивался, и дети снова вместе принимались за дело.

Дружба двух детей перенесла много испытаний. Общее горе очень сплотило Настю и Митрашу.

Глава 2

Ягода клюква появляется в болоте летом, собирают ее обычно по осени. Но слаще всего клюква весенняя, та, что из-под снега. Такая клюква считается не только самой вкусной, но еще и целебной.

В апреле снег в лесу еще лежал, но в болотные кочки уже освободились из-под зимнего покрова. Вот брат с сестрой и засобирались за сладкой весенней клюквой. Рассказ отца о палестинке, что есть на Блудовом болоте, очень запомнился Мите. Палестинка — эта, по словам их отца, как будто вся усыпана красной и крупной ягодой. Но знали дети и о Слепой елани, топком месте, где много пропало людей и животных.

Встав рано до рассвета, Настя дала корм домашним животным и приготовила под клюкву большую корзину. Не забыла она и о еде: взяла чугунок картошки, хлеба и молока.

Митраша тоже собирался с толком: взял с собой ружье “Тулку”, манки на рябчиков и компас. Мальчик хорошо помнил наказ отца: никогда не ходить в лес без компаса. В лесу стрелка компаса роднее матери, неизменно всегда поможет не заплутать.

Рис. 3. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев

Глава 3

Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.

У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.

Глава 4

Много лет назад с ветром прилетели в болото семя ели и семя сосны. Оба они попали в ямку рядом с плоским камнем и проросли. Так два дерева и растут с тех пор, бок о бок, борясь за солнечный свет и тепло. К камню Настя и Митя скоро пришли и присели отдохнуть. В ожидании первых утренних лучей на дерево устроился тетерев и завел свою песню. Со всего болота ему вторили его сородичи. Тетерева завели дружную песню, в ожидании общей драки.

Рис. 4. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев

Дети неподвижно сидели в первых лучах солнца, отогреваясь перед продолжением пути. Вскоре дети засобирались дальше, но тут тропа снова расходилась. Митраша хотел продолжать путь на север, пусть и по слабой, едва виднеющейся тропке. А Настя не желала подчиняться младшему брату.

Брат с сестрой поссорились и разделились. Митя расхорохорился, забыв и о еде, и о корзине, которые остались у обидевшейся Насти.

Глава 5

Рядом с полуразвалившейся сторожкой лесника в картофельной яме жила его собака Травка. Ветер часто качал деревья, а те стонали, и стоны их были похожи на человеческие. Эти звуки леса беспокоили собаку, а она вторила им своим грустным воем.

Два года назад умер хозяин Травки, Антипыч. Хозяин заботился о ней и любил. А она для него загоняла всякого зверя. Пока жив был Антипыч, собака жила для него, а теперь Травке приходилось жить только для себя. Тосковала она и часто выла, а Серый помещик слушал.

Глава 6

Сторожка лесника Антипыча находилась вблизи Сухой речки, куда несколько лет назад приезжала волчья бригада по просьбе местных. Деревенским жителям не давала жизни местная стая волков.

Охотники ушли в лес, своим воем заставили выть волков. Таким образом мужчины определили количество волков и их местоположение. Обойдя на лыжах волчье логово, охотники расставили по периметру ярко-красные флажки, пропитанные запахом: волки боятся красного цвета и запаха кумача. Криками и шумом волков выгнали из их убежища. Первой шла главная волчица, за ней — вся стая. Только Серый помещик держался в стороне.

Рис. 5. Собака Травка. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев

Волки натыкались на устрашающие красные флажки и не смели идти дальше, бегая в смятении по кругу. Волчица первой получила пулю, а потом погибли и остальные. Все, кроме Серого. Этот опытный волк в один прыжок перемахнул флажки, лишившись лишь левого уха и половинки хвоста.

В теплое время года Серый передушил и перепортил не меньше скотины, чем вся стая. Зимой он питался собаками. Еще пять раз безуспешно пробовали охотники зафлажить Серого. В то утро одинокий волк был зол и голоден.

Глава 7

Голодный волк услышал вой собаки на другом берегу реки и отправился уже в ее направлении. Повой она еще немного и беды было не миновать. Но голодная Травка решила отправиться на охоту за зайцем-русаком, который пришел на место, где после ссоры разошлись Митраша и Настя.

Читайте также:  Если солнце ярко светит дождик

Порыв ветра легко спугнул косого, но Травка легко бы нашла заячий след. Запах людей, что несли с собой картошку и хлеб, отвлек собаку. Так ей хотелось человеческой ласки и общения.

Травка передумала выслеживать зайца и рысью отправилась по Настиному следу.

Глава 8

Блудово болото — это настоящая кладовая солнца, в которой вода хранит огромные залежи горючего топлива. Только вот торфяной слой не по всему болоту одинаковый. У Лежачего камня пласт торфа старый и толстый, а там, куда отправился Митраша, слой был гораздо моложе и тоньше. Но растения у него под ногами очень крепко сплелись и маленький мужичок без страха шагал вперед.

Рис. 6. Настя и лось. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев

Мальчика окружали только старые, корявые, невысокие елки да звуки птиц. Вдруг его тропа резко свернула влево, на запад. Но мальчик, увидев перед собой чистую и светлую поляну, самонадеянно решил срезать путь через нее.

Важно! Не зря Антипыч любил повторять старую поговорку: “Не знавши броду, не лезьте в воду”. Оставив тропу, мальчик зашел прямо в топь Слепой елани. Уже через несколько шагов ему было по колено. Митя попытался было рвануться, что есть мочи, но куда там. Трясина затянула еще сильней. Все, что мог сделать Митраша — опереться двумя руками на ружье и успокоить дыхание.

Тогда Митя и услышал, как Настя выкрикивает его имя. Мальчик попытался ответить, но ветер относил его крики далеко за болото. От своего бессилия Митраша тихо заплакал.

Глава 9

Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.

Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.

Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту. У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца .

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий

Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.

Глава 10

Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде.

Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.

Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.

Глава 11

В Слепой елани раскричались сороки, почувствовав приближение зайца. Опытный заяц, не слушая их крики, продолжал путать след. Не сразу он понял, как ему повезло. Травка в пылу погони заметила Митрашу, застрявшего в трясине, и встала, как вкопанная.

Собака сначала долго разглядывала маленького человека, но потом признала в нем друга и завиляла хвостом. Мальчик тоже узнал собаку и стал подзывать к себе. Травка, доверившись, понемногу поползла к нему.

Мальчик все хорошо рассчитал: как только собака достаточно приблизилась к нему, он схватил ее за заднюю лапу, и сумел выбраться из трясины. Когда мальчик снова оказался на тропе, он отряхнулся и снова подозвал к себе собаку старой кличкой Антипыча — Затравка. Визжа от радости, собака кинулась на шею Митраши. Как счастлива она была снова найти хозяина!

Рис. 8. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий

Глава 12

Счастливая Травка возобновила свою охоту за зайцем, уже не для себя, а для хозяина. Голодному Митраше ничего не стоило добыть огонь из выстрела ружья и запечь зайца. Митраша устроил засаду в можжевельнике, где к тому времени уже притаился Серый. Заметив волка, Митя не раздумывая выстрелил в него.

Услышав выстрел, Настя снова закричала. Митя ответил и вскоре брат и сестра воссоединились. Тут и Травка вернулась, с пойманным зайцем. Дети заночевали в болоте.

Наутро они вернулись и всем соседям рассказали о своих приключениях в Блудовом болоте. Не все поверили, что мальчик сумел убить хитрого волка, но вскоре несколько мужиков на санках привезли огромного серого волка..

Настя было совестно за свою жадность и она всю собранную ягоду отдала в детдом, где жили эвакуированные ленинградские дети.

В своей повести Пришвин красочно и образно описывает живую природу нашей страны. Он одухотворяет природу, она становится не просто пейзажем, на фоне которого разворачивается действие сказки, она превращается в отдельного персонажа, со своим собственным характером. Автор заставляет читателя задуматься о том, как много нам дает наша планета, и о том, как важно заботиться об окружающем нас мире.

В предложенном ниже видео вы найдете также аудио-версию краткого содержания этого произведения М. Пришвина.

Источник

Adblock
detector