Что рассказать ребенку про День космонавтики
Покорение космоса – одна из тех страниц истории нашей страны, которыми мы безоговорочно можем гордиться. Рассказать об этом ребенку никогда не рано – даже если вашему малышу исполнилось всего два года, вы уже можете сделать с ним вместе поделку — «ракету», чтобы «улететь к звездам», и объяснить, что первым космонавтом был Юрий Гагарин. Но ребенку постарше, безусловно, нужен рассказ поинтереснее.
Если вы успели позабыть подробности истории первого полета – вам поможет сделанная нами подборка фактов.
О первом полете
Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина — «Кедр».
Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной высоте 327 км.
О задании Гагарина
Никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что оказавшись за пределами родной планеты, космонавт сойдет с ума от ужаса.
Поэтому задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. Из этих же опасений внезапного безумия была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код.
О «Востоке»
Мы привыкли к виду ракеты — грандиозной вытянутой стреловидной конструкции, однако все это – отделяемые ступени, которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.
На орбиту же вылетела капсула, по форме напоминающая пушечное ядро, с третьей ступенью двигателя.
Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) — 4,4 м, а диаметр — 2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м
Советские конструкторы очень торопились: были сведения, что на конец апреля запуск пилотируемого корабля запланировали американцы. Поэтому следует признать, что «Восток-1» не был ни надежным, ни комфортным.
При его разработке отказались сперва от системы аварийного спасения на старте, затем от системы мягкой посадки корабля — спуск происходил по баллистической траектории, как если бы капсулой-«ядром» действительно выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше!
Наконец, отказались от дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. Именно на эти 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Проблемы первого космического полета
О проблемах, возникших при запуске первого космического корабля, долгое время не рассказывали, эти данные опубликовали совсем недавно.
Первая из них возникла еще до старта: при проверке герметичности датчик на люке, через который в капсулу зашел Гагарин, не выдал сигнал о герметичности. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1». В считанные минуты отвернули 30 гаек, проверили и поправили датчик и вновь закрыли люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время.
На завершающем этапе старта не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной.
Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» (если бы отказала та самая, непродублированная тормозная установка) мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней, а не 10 дней, на которые была рассчитана система жизнеобеспечения.
Впрочем, к такому варианту развития событий в ЦУПе были готовы: о полете (без подробностей о том, что на борту находится космонавт) были предупреждены все ПВО страны, так что Гагарина «отследили» в считанные секунды. Более того, заранее было заготовлено и обращение к народам мира, с просьбой о поиске первого советского космонавта, если бы приземление произошло за рубежом. Вообще же таких сообщений было заготовлено три – второе о трагической гибели Гагарина, а третье, которое и было опубликовано – о его успешном полете.
Во время посадки тормозная двигательная установка отработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате вместо шарообразной капсулы в стратосферу вошел весь корабль, вместе с третьей ступенью.
Из-за неправильной геометрической формы в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.
Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат, наконец отделился от приборно-двигательного отсека.
Если к 8-10-кратным перегрузкам тренированный Гагарин (все же помнят кадры с центрифугой из Центра подготовки к полетам!) был готов, то к зрелищу горящей обшивки корабля при входе в плотные слои атмосферы (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов) – нет. По двум иллюминаторам (один из которых размещался на входном люке, чуть выше головы космонавта, а другой, оснащённый специальной системой ориентации, в полу у его ног) потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
Из-за небольшого сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса в районе села Смеловка.
Гагарин катапультировался из капсулы корабля на высоте полтора километра. При этом его практически понесло прямо в холодные воды Волги – только огромный опыт и хладнокровие помогли ему, управляя стропами парашюта, приземлиться на суше.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Около трех лет руководство СССР скрывало от мировой общественности два факта: во-первых, хотя Гагарин и мог управлять космическим кораблем (вскрыв конверт с кодом), однако на деле весь полет прошел в автоматическом режиме. А второе – сам факт катапультирования Гагарина, поскольку то, что он приземлился отдельно от космического корабля, давало повод Международной аэронавтической федерации отказаться признать полет Гагарина первым пилотируемым космическим полетом.
Что сказал Гагарин
Все знают, что перед стартом Гагарин сказал знаменитое «Поехали!» Но почему «поехали»? Сегодня те, кто работал и тренировался бок о бок, вспоминают, что это словечко было любимой приговоркой известного летчика-испытателя Марка Галлая. Он был одним из тех, кто готовил к первому полету в космос шестерых кандидатов и во время тренировок спрашивал: «К полету готов? Ну, тогда, давай. Поехали!»
Забавно, что только недавно опубликовали запись предполетных разговоров Королёва с Гагариным, уже сидящего в скафандре, в кабине. И неудивительно, там не было ничего пафосного, Королёв с заботливостью любящей бабушки предупреждал Гагарина, что голодать во время полета не придется – у него больше 60 тюбиков с едой, есть все, даже варенье.
И уж совсем редко упоминают о фразе, сказанной в эфире Гагариным во время посадки, когда иллюминатор заливало огнем и расплавленным металлом: «Я горю, прощайте, товарищи».
«Первая орбита» — документальный фильм английского режиссера Кристофера Райли, снятый к 50-летию гагаринского полета. Суть проекта проста: космонавты засняли Землю с МКС в момент, когда станция максимально точно повторяла гагаринскую орбиту. На видео наложили полную оригинальную запись переговоров «Кедра» с «Зарёй» и другими наземными службами, добавили музыки композитора Филипа Шеппарда и в меру приправили торжественными сообщениями радиодикторов. И вот результат: теперь каждый желающий может увидеть, услышать и попробовать почувствовать, как это было. Как (практически в режиме реального времени) происходило потрясшее весь мир чудо первого полёта человека в космос.
Источник
Конспект НОД с применением ИКТ «Детям об истории освоения космоса» для детей старшей группы
Анна Колесникова
Конспект НОД с применением ИКТ «Детям об истории освоения космоса» для детей старшей группы
Конспект НОД
для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых, личностно-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий
Тема: «Детям об истории освоения космоса».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Цели: познакомить детей с историей освоения космоса, достижениями ученых в области освоения космического пространства. Расширять представления детей о космической технике. Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам, восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.
Планируемые результаты: проявляет интерес к истории космонавтики; умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (при просмотре слайдов о космосе, восхищается подвигами космонавтов; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и соревнований.
Материал: мультимедийная установка, слайды фотографий о космосе; плакаты, иллюстрации, фотографии, рисунки детей о космосе и космонавтах, макеты.
Предварительная работа: чтение произведений оГагарине, о космосе; рассматривание иллюстраций, фотографий о космосе; просмотр детских познавательных передач; продуктивная деятельность — рисование, аппликация, лепка; сюжетно-ролевые игры; заучивание стихов и загадок.
Ход образовательной деятельности:
Звучит музыка (космическая тема). Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, где оформлена выставка посвященная «Дню Космонавтики» (плакаты, фотографии, рисунки детей, макеты и т. д.). Дети рассматривают выставку, обмениваются впечатлениями.
2. Вводное слово воспитателя.
— День сегодня не простой
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с Земли отважный.
— 12 апреля 1961 года – совершен первый полет человека в космос. Назовите этого отважного человека.
3. Просмотр видеосюжета полета в космос Ю. А. Гагарина.
4. Ребенок читает стихотворение «Юрий Гагарин» В.Степанова:
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
5. Рассказ воспитателя о покорении космоса, сопровождается показом слайдов на мультимедийной установке.
1 слайд – древние ученые наблюдают в телескоп за звездами.
— С глубокой древности людей интересовали звезды, Солнце, Луна. Наблюдали за звездами – звездочеты. Но простым глазом нельзя увидеть небесные светила. И древние ученые придумали первый телескоп. Много интересного можно было узнать из наблюдений в телескоп за звездным небом. Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия, а звездочетов стали называть – астрономами.
2 слайд – современные телескопы, обсерватория.
— Прошло много лет, но наука астрономия постоянно развивалась. Ученые создают новые мощные телескопы, и обсерватории,с помощью которых сделали много важных открытий:
— Сколько планет в солнечной системе? (показ 3 слайда – Солнечная система). Есть ли на них жизнь?
— Что позволяет звездам пылать, не сгорая по несколько миллиардов лет? (показ 4 слайда – галактика, млечный путь).
— Дети, а вы знаете, сколько планет в нашей Солнечной системе?
— Назовите их. На каких планетах есть жизнь?
5 слайд – первый космический спутник.
— Как, вы думаете, что это?
— Правильно, это первый космический спутник, который был запущен в России в 1957 году. Искусственные спутники – это автоматические беспилотные корабли, которые выводятся на орбиту Земли, ракетами.
— А для чего нужны спутники?
(Дети, делятся своими мнениями, воспитатель выслушивает ответы и обобщает их.)
— Сегодня, на орбитах нашей Земли находятся около 300 спутников.
Они служат для того, чтобы передавать по всему миру телефонные разговоры, телевизионные передачи, а также информацию о погоде.
6 слайд – полет в космос двух собак.
— Прошло еще несколько лет, и русские ученые и конструкторы создают первый космический корабль, на котором в космос отправляют двух смелых собак. Назовите клички этих собак.
— Если собаки смогли полететь в космос и вернуться, то значит и человек может это сделать! И ученые, конструкторы, врачи стали готовить людей к полету в космос. В России, построили первый в мире космический корабль, на котором должен отправиться в космос человек.
7 слайд – корабль «Восток» на космодроме «Байконур».
— И наконец, наступает долгожданный день запуска ракеты 12 апреля 1961год! 4,3,2,1, — Старт! Пуск! И космический корабль с первым человеком на борту взмывает в воздух.
8 слайд – взлет космического корабля «Восток».
9 слайд – фотографии Гагарина в шлеме и скафандре.
— Юрий Алексеевич Гагарин, первый поднялся в космос и облетел вокруг нашей планеты. Люди нашей страны гордятся тем, что первым был, именно русский человек!
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку. (энергичные движения руками)
Чтобы сильным быть и ловким, (ходьба)
Отправляемся на Марс
Звезды в гости ждите нас.
Три, два, один… летим. (встать на носки руки вверх)
В невесомости плывем (имитация невесомости)
Мы под самым потолком.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины, (ходьба)
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились. (присели)
10 слайд – высадка людей на Луне.
— Через восемь лет, американский космический корабль «Аполлон», за три дня долетел до Луны, и на нее высадились первые люди.
11 слайд – луноходы.
— Вместе с людьми были доставлены на спутник специальные машины. Как они называются? Для чего они нужны?
— Изучать поверхность Луны, фотографировать.
12 слайд – международная космическая станция.
— С наступлением космического века, для исследования планет, звезд, на орбиту Земли выводятся огромные космические станции, на которых работают космонавты из разных стран и называют их международные космические станции – МКС.
13 слайд – беспилотные космические станции.
— В космос запускаются и беспилотные станции для изучения планет нашей солнечной системы. Эти станции долетели даже до Венеры и Марса.
14 слайд – современные искусственные спутники.
— На космических орбитах работают современные искусственные спутники.
15 слайд – грузовые космические корабли.
— Чтобы доставлять груз и людей на космические станции, построены специальные грузовые корабли.
16 слайд – выход космонавтов в открытый космос.
— Космонавтам приходиться выходить в открытый космос, чтобы устранять неполадки на станции.
17 слайд – корабль многоразового использования «Шатл».
— Американские ученые, создают корабли многоразового использования. Эти корабли доставляют спутники, оборудование для космонавтов на станции. Как они называются?
18 слайд – международный экипаж.
— В космосе одному или двум космонавтам очень трудно. Поэтому сейчас на станции отправляются целые международные команды.
— Много важных открытий сделали астрономы, ученые, космонавты, но узнать предстоит еще больше. И вы, ребята, можете стать не только свидетелями, но и участниками космических открытий. Давайте помечтаем.
19 слайд – будущие космические открытия.
— А сейчас для вас ребятки, космические загадки.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопам сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная… (Луна)
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно… (луноход)
Он вокруг земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем… (спутник)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
У ракеты есть водитель,
А по-русски… (космонавт)
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это… (невесомость)
Он черен, как ночь,
И звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
И каждый ответит
Ведь это же… (космос)
7. Отгадывание кроссворда «Космос».
По горизонтали: 1. Корабль многоразового использования.
2. Ученый, изучающий небесные тела. 4. Название первого космического корабля.
По вертикали: 3. Небесное тело с ярким хвостом. 5. Планета, на которой существует жизнь. 6. Первый летчик – космонавт.
7. Спутник Земли. 8. Прибор для изучения звездного неба.
8. Спортивная игра «Центрифуга»
Для двух команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два
стенда, на которых в беспорядке изображены цифры от 1 до 10 (20, здесь же на шнуре висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем бегут по доске, два раза подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко по порядку называют цифры. Вернувшись к команде первые номера, хлопают по плечу следующих игроков. И те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел.
— Кто первый покорил космос? Что нового вы узнали? Что бы вы хотели еще узнать о космосе.
Итоговое занятие НОД для старшей группы «Космическое путешествие». Изготовление 3D макета «Карта Космоса» Цель занятия: Продолжать развивать воображение, композиционные умения и творческие способности. Воспитание интереса к нетрадиционным техникам.
Конспект интегрированной НОД с применением ИКТ в старшей группе «Сохраним природу» Конспект интегрированной НОД с применением ИКТ в старшей группе №4 «Сохраним природу» Ход НОД Организационный момент. Слайд 1. (Звучит.
Конспект НОД с применением ИКТ «Букет из осенних листьев» Тема: «Букет из осенних листьев» ОО: Художественно-эстетическое развитие Современные образовательные технологии: — ИКТ — игровая технология.
Конспект НОД в средней группе «Зимующие птицы» с применением ИКТ Программное содержание: • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. • Закрепить понятие «зимующие» птицы. • Развивать воображение,.
Конспект совместной деятельности для детей подготовительного возраста «В поисках солнышка» с применением ИКТ, блоков Дьенеша Цели: Закрепление полученных знаний и умений в течение года, развитие творческого воображения. Задачи: -расширять представление о весне,.
Конспект ННОД по познавательному развитию с применением ИКТ «Видеоэкскурсия по театрам нашего города» для детей 6–7 лет «Видеоэкскурсия по театрам нашего города»Митляева Марина Владимировна Воспитатель МКДОУ 502 Г. Новосибирск Цели: Познакомить детей с основными.
НОД для детей старшей группы с использованием ИКТ «Собери мусор — сбереги планету» НОД для детей старшей группы с использованием ИКТ Тема: Собери мусор – сбереги планету Задачи: Развивать наблюдательность, внимательность.
Педагогический проект для детей старшей группы «Мир космоса» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» г. Саратова Педагогический проект для детей старшей группы Название.
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы Конспект НОД по окружающему миру с использованием ИКТ для детей старшей группы Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.
Технологическая карта НОД по ФЭМП для старшей группы «Покорение космоса» Технологическая карта НОД по ФЭМПТема: «Покорение космоса» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Источник