Меню

Испортить подсолнечный польза солнце использование портить

Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.

Рассмотрим основные методы, которые используются для изучения морфемики русского языка в начальной школе. Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование. Такие методы обучения, как словообразовательный и этимологический анализ слова, на начальном этапе используются в школьной практике только как приемы.

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1. Определение значения каждой морфемы в слове:

  • для определения значения слова, например: водитель — корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель — ‘тот, кто водит, управляет чем-либо’;
  • для формирования представления об отношениях между аффиксами, например: суффикс -ист- обозначает лиц определенного рода занятий, профессии (футболист, тракторист) и имеет значение ‘неполное проявление свойств, качеств, их оттенков’: цветистый;
  • для понимания роли аффикса в однокоренных словах: например, в паронимах болотистый — ‘имеющий свойство болота’ и болотный — ‘принадлежащий болоту’;

2. Сравнение слов и наблюдение:

  • над многозначностью морфем (перелеты — повторяемость, перелесок — пространство между чем-нибудь; передозировка — чрезмерность);
  • над омонимией морфем (пошире, погромче, почитать — значение смягченной меры признака; побежать, полететь — значение начала действия);
  • над словообразовательной синонимией (вымазать — измазать — перемазать; испугать — напугать);
  • над словообразовательной антонимией (стол — столик — столище; прикрутить — открутить — выкрутить).

3. Распределение слов:

  • по словообразовательным гнездам. Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.
  • порча — испортить — испорченный — испорченность;
  • солнце — подсолнечный — подсолнечник;
  • польза — использовать — использование;
  • по словообразовательным моделям.

4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) — береза, березонька, березняк, выделяем корень берез-. Суффикс -ое- указывает на относительное прилагательное и имеет значение ‘состоящий из породы дерева’, указанного в корне (сравним: сосновый — состоящий из сосен, еловый — из елей и т.п.).

В начальной школе не изучают способы словообразования, но словообразовательный разбор применяют, так как именно с него начинается определение морфемного состава. Задачей морфемного анализа является установление морфемного состава слова, т.е. определение, из каких значимых частей это слово состоит. Однако не всегда это легко сделать, поэтому учителю рекомендуется прибегать и к словообразовательному, и к этимологическому разбору. Например, при объяснении правописания многих словарных слов этимология помогает запомнить исторический корень, в котором сомнительный гласный звучит под ударением: рябина — исторически от корня рябь.

Каков порядок морфемного разбора слова на начальном этапе обучения?

Т. Г. Рамзаева предлагает начинать разбор слова по составу с выделения окончания, что одновременно является и выделением основы слова. После этого учащиеся анализируют саму основу — находят корень, приставку и суффикс. Такой порядок морфемного анализа обусловлен способностями младших школьников к осуществлению мыслительных операций.

Окончание является средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшим школьникам, владеющим родной речью, не составляет труда сопоставить формы слова, различающиеся, например, формой числа, и выделить изменяемую часть слова.

Для выделения корня необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно так подбирать однокоренные слова, чтобы не было ошибок, например таких, когда школьники, подбирая однокоренные слова с одной и той же приставкой, включают ее в корень (записать, запись, записка).

Для распознавания в слове приставки или суффикса используются те же действия, что и при нахождении корня, т.е. подбор однокоренных слов с разными приставками и суффиксами или без них. Сравнение однокоренных слов в этом случае направлено на вычленение частей, которые стоят перед или после корня. С целью доказательства правильного выделения приставок и суффиксов школьники должны осуществить операцию подбора неоднокоренных слов с одной и той же морфемой, приставкой или суффиксом, например: забежать, зашить, залить или засолка, прополка, подготовка. Младшие школьники для распознавания в слове аффиксов могут также использовать метод сравнения производного и производящего слов, например: гора — при-гор-ок, стол — стол-ик, школа — школь-ник.

Источник

Методы и приемы обучения

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФАКТАМИ ЯЗЫКА

  1. Определение значения каждой морфемы в слове и установление зависимости лексического значения слова от значения морфем, его составляющих:
Читайте также:  Расцветай под солнцем грузия моя караоке

«Водитель» от «водить». Суффикс –тель- указывает на носителя действия, а корень – на род занятий, значит, «водитель» – тот, кто водит что-либо, управляет чем-либо.

  1. Определение значений каждой морфемы в слове:

– для понимания роли аффикса в данной словообразовательной модели:

«Футболист», «тракторист»: суффикс –ист- в существительных обозначает лиц определенного рода занятий.

«Волнистый»: суффикс –ист- в прилагательных обозначает «неполное проявление качеств, свойств, оттенков, названных корнем».

– для понимания роли аффикса в однокоренных словах:

    • болотистый / болотный,зацвели / отцвели;
    • Чем объясняется смысловое различие однокоренных прилагательных: На экзамене мне задали простой вопрос. Девочка стеснялась: на ней было простенькое платье. Мой сосед Петька – простоватый мальчишка.
  1. Сравнение слов и наблюдение за:

– многозначностью морфем («перелеты» – повторяемость, «перелесок» – пространство между чем-нибудь, «передозировка» – чрезмерность);

– омонимией морфем («пошире», «погромче», «почитать» – значение смягченной меры признака; «побежать», «полететь» – значение начала действия);

– словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать; испугать – напугать);

словообразовательной антонимией (стол – столик – столище; прикрутить – открутить – выкрутить).

– по словообразовательным гнездам: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.

Порча – испортить – испорченный – испорченность;

Солнце – подсолнечный – подсолнечник;

Польза – использовать – использование.

– по словообразовательным моделям: корень суффикс 

  1. Сопоставление лексем одной словообразовательной модели:

В данном стихотворении найти глаголы, образованные по модели «рас-…-ла»

Ёлка-подснежница в доме растаяла,

Плечи расправила, ветки расставила.

Ёлке отводится в Новом году

Лучшее место, на самом виду.

В данном отрывке из рассказа И. Тургенева «Муму» найдите однокоренные слова, разным цветом закрасьте в них корень, суффикс и окончание:

– Боже мой! – воскликнула она вдруг, – что это за собака?

– Боже мой! – прервала ее барыня, – да она премиленькая собачка! Велите ее привести.

– Отнесите ее вон, – проговорила изменившимся голосом старуха. – Скверная собачонка! Какая она злая!

Как выделенные вами однокоренные слова выражают отношение барыни к Муму? Какая морфема участвует в этом?

МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА

  1. Морфемный разбор
    • Часть речи, изменяемая или нет.
    • Выделить окончание, определить его грамматическое значение.
    • Выделить основу слова.
    • Подобрав однокоренные слова, выделить корень.
    • Выделить приставку и суффиксы, определить их значение (подобрать для сравнения ряд слов с такими же приставками и суффиксами).
  1. Словообразовательный разбор

· Определить часть речи.

· Отделить основу от окончания.

· Указать производящую основу и словообразующие аффиксы.

· Указать способ образования слова.

  1. Составление слов по данным схемам.
  2. Составление предложений с однокоренными словами: простой – простенький – простоватый
  3. Определение части речи по морфемам-сигналам
  4. Замена словосочетаний сущ.+сущ. на словосочетание сущ.+прил. с целью выяснения способа образования прилагательных и определения словообразовательных морфем прилагательных: варенье из груш, джем из земляники, пальто из кожи, лампа на столе, вокзал на железной дороге, шары разных цветов.
  5. Пересказ на лингвистическую тему (устный и письменный) по предложенному плану. Используется для закрепления теоретических понятий и формирования речемыслительных умений.
  6. Сочинение на лингвистическую тему:

Докажите правильность мысли К.И. Чуковского: «Приставка придает речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». С этой целью образуйте от корней –уч- и –бер- все возможные слова с помощью приставок.

Позволяет в шуточной форме знакомить с каким-либо языковым явлением или закреплять умения, развивает творческие способности школьников, которые проявляются при создании собственного высказывания на ту или иную тему.

Изучению суффиксов –чик- и –щик- может помочь сказка:

В стране Грамматике, почти в самом конце ее обширных земель, жили-были два братца-суффикса –щик- и –чик-.

Старший брат щик был умный мальчик: рано вставал, одевался, за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

Читайте также:  Отпусти забудь ведь не достать до солнца

В городе, где они жили, народ был трудолюбивый, деловой. И щик с удовольствием им всегда помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без щика. Сами посудите: что ни мастер, так обязательно в конце у него щик появится: обойщик, закройщик, каменщик, прицепщик, фонарщик, стекольщик. Вскоре работы стало так много, что братец щик перестал с ней справляться. Тогда народ решил заставить работать другого брата – чика, но это было непросто. Сам он работать никак не хотел. Тогда, чтобы он не спал, а работал, к нему приставили сторожей, которые ему спать не давали и работать заставляли. Это были буквы д-т, з-с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, так чик берется за работу. Сами посмотрите: смазчик, грузчик, разносчик, укладчик, летчик.

Игры «Одень корень», «Угадай исток слова»

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник

Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «Первый шаг в науку» по русскому языку в 2014/2015 учебном году для учащихся 5 – 6 классов

ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО (ОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 2014/2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

Участники должны продемонстрировать знания в области фонетики русского литературного языка.

Сколько звуков [о] в данных строчках: Молоко чудесное, вкусное, полезное! Молоко коровье пейте на здоровье!

Максимальное количество баллов – 4 балла. За каждое правильное определение звука – 0,5 балла, указание количества встречающихся в предложении звуков – 0,5 балла;

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими (акцентологическими) нормами.

Распределите слова на группы в соответствии с местом постановки ударения.

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, эксперты, документ, значимый.

1 группа (слова с ударением на первом слоге) — памятуя, сетчатый, спешиться, маковка, значимый ;

2 группа (слова с ударением на втором слоге) — сироты, дремота, ломтями, игольчатый, корыстный, эксперты;

3 группа (слова с ударением на третьем слоге) — позвонит, баловать, приняла, облегчить, паралич, углубить, документ.

Максимальное количество баллов – 18. За каждое правильное отнесение – 1 балл.

Участники должны показать понимание исторических связей слов.

Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите, на основании какой морфемы образованы гнезда слов.

Испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, портить, использовать, испорченность, подсолнечник, испорченный.

1 группа — портить, испортить, испорченный, испорченность ;

2 группа — солнце, подсолнечник, подсолнечный;

3 группа — польза, использовать, использование.

Максимальное количество баллов – 10 баллов. За каждое правильное отнесение слова в группу родственных слов — 1 балл.

Участники должны показать знание лексической системы русского языка.

Образуйте все возможные словосочетания.

1.Бережливый — бережный( обращение, отношение, хозяйка).

2. Искусный — искусственный( работа, шелк, мастер, смех, освещение).

3. Невежественный — невежливый( ответ, суждение, обращение, человек).

4. Обидный — обидчивый( человек, характер, намек, прозвище).

5. Скрытый — скрытный( угроза, характер, недовольство, намерения).

1. Бережливая хозяйка; бережное обращение, бережное отношение.

2. Искусная работа, искусный мастер; искусственный шелк, искусственный смех, искусственное освещение.

3. Невежественный человек, невежественное суждение; невежливый ответ, невежливое обращение, невежливый человек.

4. Обидный намек, обидное прозвище; обидчивый человек, обидчивый характер.

5. Скрытое недовольство, скрытые намерения, скрытая угроза; скрытный характер.

Максимальное количество баллов – 21 балл. За каждое правильное сочетание слов — 1 балл; максимальное количество баллов за выполнение задания – 21. За каждое неправильное словосочетание – минус 0,5 балла.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

а) Согласуйте с данными существительными прилагательные.

Крапивн. шампунь, красив. тюль, белоснежн. лебедь, маршрутн. такси, невыносим. зной, полев. мышь, красн. сургуч, концертн. рояль, шелков. кашне, широк. прорубь, ядовит. желчь, дальн. пустошь, победн. пенальти, застарел. мозоль, мужск. трио, нов. туфля.

Крапивный шампунь, красивый тюль, белоснежный лебедь, маршрутное такси, невыносимый зной, полевая мышь, красный сургуч, концертный рояль, шелковое кашне, широкая прорубь, ядовитая желчь, дальняя пустошь, победный пенальти, застарелая мозоль, мужское трио, новая туфля.

Читайте также:  Подвеска солнце луна звезды

Максимальное количество баллов – 8 баллов. За каждое правильное отнесение слова — 0,5 балла.

б) Распределите существительные по группам:1) имеющие форму единственного и множественного числа;2) только форму единственного числа, 3) только форму множественного числа.

Вечер, год, ворота, жмурки, мыло, лапта, сумерки, радость, синева, дружба, сыр, шашки, коньки, лыжи, чай, тряпье.

1 группа — вечер, год, сыр, чай, лыжи, шашки;

2 группа — мыло, лапта, радость, синева, дружба, тряпье;

3 группа — ворота, жмурки, сумерки, коньки.

Максимальное количество баллов – 8 баллов. За каждое правильное отнесение слова — 0,5 балла.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

От какого глагола нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида?

а) встретиться б) смутиться в) оказаться г) очутиться д) отказаться

О т в е т: очутиться

Максимальное количество баллов – 1 балл. За правильный ответ — 1 балл.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

Найдите вариант с ошибкой.

1) Железнодорожный, сельскохозяйственный, яркокрасный.

2) Исчезновение, бесвкусный, взволнованный.

3)Преувеличить, прелесный. природа.

4) Печонка, сгущенка, девчонка.

5)Полночь, дремуч, снишся.

Максимальное количество баллов – 5 баллов. За правильное отнесение слова – 1 балл.

Участники должны показать знания орфографии и пунктуации.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

(1)Пушкин до того удивил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха, что долгое время проза к..залась мне неестественной. (2)Даже ч..тать её было как(то) неловко и неинтересно. (3)Извес(?)ный пролог к поэме «Руслан и Людмила» напомнил мне лучш..е ска..ки бабушк.. сжав их в одну. (4)В моём воображении ясно рисовались таинственные сл..ды невиданных зв..рей, которыми пр..мята трава ещё нестряхнувшая капель утренней росы. (5)Полнозвучные строчки стихов запоминались уд..вительно ле..ко, претворяя во что(то) праз..ничное всё, о чём(бы) они (не)говорили. (6)Это делало меня счас..ливым а жизнь мою ле..кой и приятной.

Пушкин до того удивил меня изящной простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной. Даже читать её было как-то неловко и неинтересно. Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила» напомнил мне лучшие сказки бабушки, сжав их в одну. В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми пр..мята трава, ещё не стряхнувшая капель утренней росы. Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы они не говорили. Это делало меня счастливым, а жизнь мою легкой и приятной.

Орфографические ошибки — 17, пунктуационные ошибки -3.

Максимальное количество баллов – 20 баллов. За каждую найденную ошибку — 1 балл, неверное исправление — минус 1 балл.

Участники должны показать знание фразеологической системы русского языка.

Какой пример не является фразеологическим оборотом?

1) переступать с ноги на ногу

2) с ног до головы

3) ни в зуб ногой

4) жить на широкую ногу

1) переступать с ноги на ногу

Максимальное количество баллов – 1 балл. За правильный ответ — 1 балл.

Участники должны продемонстрировать умение формулировать основную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Прочитайте стихотворение Ю. Друниной, определите его главную мысль и напишите сочинение – рассуждение на тему «Нужна ли доброта людям?». (Объем сочинения – не менее 8 – 10 предложений).

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле… (Ю. Друнина)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Критерии оценки сочинения

Соответствие работы теме и основной проблеме (идея пословицы понята правильно)

Наличие примера(ов), иллюстрирующего(их) идею пословицы

Последовательность и логичность изложения фактического материала

Речевое оформление в соответствии с темой высказывания; богатство словаря и разнообразие используемых языковых средств

Источник

Adblock
detector