Меню

Христос солнце правды библия

Книга пророка Малахии, глава 4 Малахия, глава 4

День Господа

– Приближается день, пылающий, как печь. Все гордецы и злодеи станут соломой, и наступающий день спалит их, – говорит Господь Сил, – не оставит от них ни корней, ни веток. Но для вас, кто чтит Мое имя, взойдет Солнце Правды Солнце Правды – одно из имен Иисуса Христа (ср. Лк. 1:78-79 ).» value=»a»> . В лучах Или: «крыльях». » value=»b»> Его – исцеление. Вы пойдете, резвясь, как телята, которых выпустили из стойла. Вы растопчете злодеев. Они станут пылью у вас под ногами в тот день, когда Я буду действовать, – говорит Господь Сил.

Помните Закон Моего слуги Моисея, установления и правила, которые Я вручил ему для Израиля на Хориве.

Смотрите, прежде чем наступит День Господа, великий и страшный, Я пошлю к вам пророка Илию. Он обратит сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам, чтобы Я не пришел поразить землю проклятием Илия – пророк, живший во времена царствования израильского царя Ахава. Он призывал народ оставить грешный путь и вновь обратиться к Богу (см. 3 Цар. 17–4 Цар. 2 ). Это пророчество Малахии частично исполнилось в Иоанне Крестителе (см. Мат. 11:13-14; 17:10-13; Лк. 1:17 ). Есть мнение, что Илия еще должен прийти в конце времен, перед вторым пришествием Иисуса Христа.» value=»c»> .

a) 4:2 Солнце Правды – одно из имен Иисуса Христа (ср. Лк. 1:78-79 ).

b) 4:2 Или: «крыльях».

c) 4:5-6 Илия – пророк, живший во времена царствования израильского царя Ахава. Он призывал народ оставить грешный путь и вновь обратиться к Богу (см. 3 Цар. 17–4 Цар. 2 ). Это пророчество Малахии частично исполнилось в Иоанне Крестителе (см. Мат. 11:13-14; 17:10-13; Лк. 1:17 ). Есть мнение, что Илия еще должен прийти в конце времен, перед вторым пришествием Иисуса Христа.

Источник

Толкование на Малахия 4:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Малахия 4:2 / Мал 4:2

Ефрем Сирин (

И возсияет вам боящимся имени Моего солнце правды. Сынам Иудиным, которых осаждали воинства племени Гогова, окружавшие всю землю их, Пророк говорит, что от Господа воссияет им свет спасения. В смысле же таинственном солнцем правды именует Пророк Христа и евангельское учение. Исцеление на языке его. И здесь Пророк говорит также о спасительном Евангелии и о животворных словесах Господа нашего, заключенных в Евангелии.

И изыдете и взыграете якоже тельцы, когда победите жестоких врагов ваших.

Максим Исповедник (580−662)

Бог есть, как написано, Солнце правды и Он просто озаряет всех лучами [Своей] Благости. Душе присуще по свободной воле становиться либо, как боголюбивой, воском, либо, как испытывающей склонность к материи, грязью. Ведь подобно тому, как грязь естественным образом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, так и всякая душа, тяготеющая к материи и добровольно подражающая грязи, наказывается Богом, ожесточается и, подобно фараону (Исх. 7:13), толкает себя к погибели. А всякая боголюбивая душа размягчается, как воск, на ней запечатлеваются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обиталищем Бога.

Источник: Главы о богословии.

[Возсияет] Солнце правды, и исцеление в крилех Его. А «крылья Солнца правды» суть два Завета, благодаря которым прилетевшее к нам Слово исцеляет рану, нанесенную преступлением [заповеди], и укрепляет [нас] в совершенной добродетели: через Ветхий [Завет] Оно ниспровергает порок, а через Новый утверждает добродетель. Или иначе: «крылья» суть Промысл и Суд [Божий], благодаря которым парящее Слово неведомым образом спускается на сущие, исцеляя логосами Премудрости тех, кто желает [этого], а медлительных в отношении добродетели врачуя способами [сурового] воспитания, — с первых Оно счищает [греховную] скверну плоти, а у вторых лечит язвы души.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Лопухин А.П. (1852−1904)

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные

Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис XLV:8; ХLVI:13; LI:5). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.

Источник

Глава 4

Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня.

( Мал.4:1–3 .) Нечестивые – заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе – будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся.

Мал.4:1 . Ибо вот, при­дет день, пыла­ю­щий как печь; тогда все надмен­ные и по­ступа­ю­щие нечестиво будут как солома, и по­палит их грядущий день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня – т. е. дня суда Божия – они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис 5.24 ), от них не останется ни корня ни ветвей (корень – это они сами, ветви – их дети).

Мал.4:2 . А для вас, бла­го­говеющие пред именем Мо­им, взойдет Солнце правды и исцеле­ние в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитан­ные;

Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис. 45:8, 46:13, 51:5 ). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.

Мал.4:3 . и будете по­пирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Го­с­по­дь Саваоф.

Попирать ногами нечестивых – это было наградою для ветхозаветных праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия. Ср. Мих 4.13 . Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле, что грешники будут не страшны для благочестивых.

( Мал.4:4–6 .) Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.

( Мал.4:4 .) Помните закон Мо­исея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

Сказавши, какое страшное наказание ожидает нечестивых, пророк указывает средство, при помощи которого можно избегнуть этого наказания. Нужно исполнять закон Моисеев. В этом сказывается все мировоззрение послепленного иудейства, которое всю силу свою полагало именно в соблюдении закона Моисеева. О Хориве, как горе законодательства, Малахия говорит согласно с указанием книги Второзакония ( Втор 4.1–15 ).

Мал.4:5 . Вот, Я по­шлю к вам Илию про­рока пред наступле­нием дня Го­с­по­дня, великого и страшного.

Чтобы привести евреев к послушанию закону, Господь пошлет еще особого увещателя, или вестника, как сказано уже было в 1-м стихе III-й главы. Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем – Илиею-пророком? Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии, известного из истории Ветхого Завета, пророка Илии, который снова должен явиться на землю и именно к ним, иудеям, пред пришествием Мессии (см. Мф. 17:10–11, 11:14, 16:14 ; Ин 1:21 ). Это верование иудейское отразилось и в переводе рассматриваемого стиха у LXX-ти, которые вместо выражения «Илию пророка» поставили «Илию Фесвитянина», т. е. известного из истории пророка Илию, родом из Фесвы. По толкованию Самого Господа Иисуса Христа и Евангелистов, под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна Предтечу (см. Мф. 17.10–13 ; Лк 1.17 ), т. е., следовательно, Илию в переносом смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии. Наконец, по общему, почти, толкованию отцов и учителей Церкви, здесь, кроме указания на Иоанна Предтечу, который был предтечею первого пришествия Христа, есть указание и на действительное пришествие известного пророка Илии, который явится на землю пред вторым пришествием Христовым (Злат., Феодорит и др.). Так как этот «Илия пророк» должен явиться пред «днем Господним великим и страшным», то, очевидно, его следует отождествлять с тем «Ангелом» или вестником, который также явится пред судом Божиим и о котором сказано в 1-м стихе III-й главы, где несомненно речь идет об Иоанне Предтече. Поэтому, с экзегетической точки зрения, нужно признать более правильным то объяснение, какое давалось этому месту в первые времена христианства (кроме Евангелистов к Иоанну Предтече относил это место св. Иустин Философ). Да, здесь пророк имеет в виду пророка в духе и силе Илии, т. е. Иоанна Крестителя, и называет его Илиею в том же смысле, в каком Иеремия называл будущего правителя израильского «Давидом» ( Иер 30.9 ; ср. Иез 34.23 ). И сами отцы и учители Церкви не отвергали такого объяснения. Но, в то же время, нет препятствий принять и то их толкование, по которому здесь может находиться предуказание и на личное появление Илии пред вторым пришествием Христовым. Как и в отношении ко всем мессианским пророчествам, здесь можно приложить тот способ объяснения, по которому почти каждое пророчество может быть изъясняемо в отношении и к ближайшим событиям, и к событиям, которые должны совершиться в конце времен. Сопоставляя же рассматриваемое место с Откр 11.3–13 , отцы Церкви имели еще более оснований к тому, чтобы истолковать пророчество Малахии об Илии-пророке как относящееся не только к Иоанну Предтече, но и к действительному пророку Илии.

Мал.4:6 . И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, при­дя, не по­раз­ил земли про­клятием.

Деятельность пророка, который явится перед пришествием Мессии, будет состоять в обращении сердец отцов к сыновьям и обратно. Здесь всего естественнее видеть намек на разногласия, существовавшие между старым и молодым поколением послепленного иудейства. По-видимому, старое поколение неодобрительно относилось к поступкам молодого (может быть, к заключению браков с язычницами, ср. Мал 2.11 ), и то настаивало на правильности своих воззрений. От этого иудейская община ослабевала в своей силе, и Бог призывает, поэтому, или будет призывать через имеющего прийти пророка, иудеев к примирению между собою.

Пророчество Малахии ( Мал 3:1–8, 17–18 и Мал. 4:5–6 ) читается как паримия на праздники Св. Ионна Предтечи (24 февраля, 25 мая и 29 августа), откуда ясно, что Православная Церковь видит здесь предречение о деятельности Иоанна Предтечи.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 5. : Пророческие книги. — 992 с. / Книга пророка Малахии. 580-602 с. ISBN 978-5-485-00274-9

Источник

Солнце Правды

СОЛНЦЕ ПРАВДЫ

Одно из имен Мессии в библейских пророческих писаниях — Солнце Правды. Мы находим его в книге пророка Малахии:
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1-3).

В Библии и Сам Бог именуется Солнцем (см.: Пс. 83:12: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ»). Источник света и сам Свет, Бог дает то же имя Своему Единородному Сыну, приходящему на землю как заря нового дня, дня Господня, просвещающего живущих во тьме и в стране тени смертной (см.: Ис. 9:2: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет»; 42:6-7: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы»).

В Евангелии от Луки, в песни Захарии, отца Иоанна Крестителя, мы находим выразительное подтверждение этого учения.
«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить нога наши на путь мира» (Лк. 1:76-79).

Слова «Восток свыше» относятся к Иисусу Христу и включены в главное песнопение праздиика Рождества, для чего были и конкретные исторические причины.
Первоначально в Церкви был только один праздник появления Христа на земле, и он был связан как с ветхозаветным «Праздником Светов», так и с языческим празднованием непобедимого Солнца в дни зимнего солнцестояния, когда после наибольшего отдаления Земли от Солнца снова начинается ее приближение к нему и соответственно — возрастание тепла и света, приближение к весеннему воскресению природы. Этот единый христианский праздник — Богоявление — отмечался 19 января. ( Армянская Церковь до сих пор отмечает только один праздник Пришествия Господня, 19 января.). Как следует из самого названия, в этот день праздновалось явление Бога на земле в лице Его Сына, явление Его славы в Том, Кто называл Себя «Светом мира».

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
«Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46).

Эти слова из Евангелия от Иоанна возвращают нас к прологу этого Евангелия, где Иисус — Слово Божие, что находит свое отражение во многих богослужениях Зимней Пасхи.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело-веков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. Л тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1-14).

Отдельное празднование Рождества Христова вместо единого праздника Богоявления (включавшего в себя все события Его пришествия, от рождения до появления для крещения в Иордане) было сознательно введено христианской Церковью — сна- чала на Западе, а потом и на Востоке, чтобы заменить языческий праздник « Рождения Непобедимого Солнца», отмечавшийся 25 декабря (7 января). Язычники, отмечавшие этот праздник, поклонялись небесным светилам, особенно же солнцу, как божествам. Когда же язычники освободились от этого поклонения и узнали истинного Бога, став христианами, в Церкви произошла естественная замена праздника ложного истинным, что придало действительный смысл дню, который почитался многими новыми членами Церкви. Возможно, что главное песнопение праздника Рождества Христова в Восточной Церкви явилось сознательной полемикой с язычеством, с особым ударением на то, что те, кто раньше поклонялся звездам, в том числе и Солнцу, были научены звездою же поклоняться Истинному Солнцу, Сыну Божиему Иисусу Христу, Который дает истинный свет и Сам им является.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!
(Тропарь празднику Рождества Христова. Мессия называется «Востоком» и в песни, поющейся на многих службах, но лучше всего знакомой по чиноиоследованиям венчания и рукоположения: «Исайе, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему: Егоже величающе, Деву ублажаем».)

Некоторые считают, что Церковь совершила ошибку, установив празднование Рождества Христова в день «рождения Солнца». Некоторые христианские секты прямо выступают против этого праздника. Православные же верят, что установление празднования Рождества Христова было вдохновлено Духом Святым. Бог послал Своего Сына в мир для его освящения и спасения. Мессия пришел не для того, «чтобы судить мир» с его слабыми и неразумными попытками обрести смысл жизни, «но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Ибо, как писал апостол Павел, «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице [буквально — личности] Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).

Дивящеся преславному Рождеству, стояху волсви, путеводимы Божественною звездою, и видеша Солнце, восходящее из девственнаго облака, дары Тому принесоша. Людие, иногда во тьме седящии, да видят Свет возсиявший Невечерний: Егоже звезда древле возвести огнь почитающим от Персиды царем.( Утреня последнего дня предпразднества Рождества Христова. См.: Откр. 21:23-25: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец [то есть Христос]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут за пираться днем; а ночи там не будет».)

Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.( Вечерня праздника Рождества Христова.)

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.(Светилен на утрени праздника Рождества Христова.)

Протопресвитер Фома Хопко «Зимняя Пасха»

Источник

Читайте также:  Чем можно закрыть стекло от солнца
Adblock
detector