Урок 85. «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести
Урок 85. «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести
(по сказке-были «Кладовая солнца»)
Рабочее название урока: Природа, как герой сказки-были «Кладовая солнца».
Формирование УУД и технология оценивания
На данном уроке: мы говорим о глубокой взаимосвязи мира человека и природы в повести «Кладовая солнца».
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности — «отлично».
Максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
II. Работа с текстом.
1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
2. Анализ текста.
3. Работа с текстом после чтения.
— Какие герои представлены в повести?
(перечисляем: Настя, Митраша, собака Травка, Антипыч и пр.)
Кроме Насти и Митраши
— Как вы думаете, о чём, о каких явлениях говорится на каждой странице повествования? (о природе).
— Можно ли назвать природу ещё одним героем повести (можно). Докажите.
Формулируем тему урока: Природа, как герой сказки-были «Кладовая солнца».
-Изображение сосны и ели в повести. Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями и стонами сосны и ели существует связь (работа в парах: один доказывает, что существует, другой – не существует).
— Какова основная добрая сила в повести? Кто из животных, птиц, растений радуется солнцу, помогает человеку, сопровождает его, оберегает? Кто выражает мнение о человеке, помогает человеку понять самого себя? Какие силы природы радуются злу, ссоре, раздору, пытаются затмить солнце, символизируют гибель?
(Индивидуальная работа. Составляем двухчастную таблицу. В одну колонку выписываем друзей человека, в другую – врагов. Здесь важно проследить взаимосвязь природы и человека. Необходимо обратиться при этом к заданиям 3, 4 в рабочей тетради (с. 59), выполненным дома, или выполнить их в классе.)
— Рассказчик называет природу «великим храмом». Попробуйте объяснить, что он имеет в виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему?
— Можно ли утверждать, что природа в понимании – это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всём его могуществе и разуме должен поклоняться? Согласны ли вы с автором? Почему?
— Рассказчик замечает, что кладовой солнца является болото с запасами торфа. Можно ли считать, что точка зрения автора и точка зрения рассказчика абсолютно одинаковы? (Работа в парах, доказываем противоположные точки зрения).
— Разбираем фрагменты, связанные с образом солнца как силы жизни и добра.
а) «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы.
Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвящённое восходу солнца».
— О чём говорится в данном фрагменте?
— С чем сравнивает автор восход солнца?
б) «. Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, подкрылья, и крикнул:
По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».
— Как изменяется косач под лучами солнца? Можно ли сказать, что он становится прекраснее?
— Как вы думаете, что может символизировать эта картина (предположения детей).
в) «Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками».
— Сравните с предыдущим эпизодом.
— Прочитайте следующий фрагмент в режиме диалога с автором.
г) «Мы это так понимаем, что всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. В (Почему?) О Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. П Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передавать всё своё добро детям. В (И что происходит с ним дальше?) О Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство». П
— Проанализируем название сказки-были. Только ли торф имеется в виду? Докажите.
— Прочитайте про себя следующий текстовой фрагмент и ответьте на вопросы.
д) «А большой чёрный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается. Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве».
— Сколько существ приютил большой чёрный пень?
— Почему все эти существа оказались здесь? Что их привело?
— Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе?
— Прочитайте следующий текстовой фрагмент и ответьте на вопросы.
е) «Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал Косач-токовик. И журавли прокричали три раза, не как утром – «победа»», а вроде как бы:
– Спите, но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!
День кончился не порывом ветра, а последним лёгким дыханием. Тогда наступила полная тишина, и везде стало всё слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.
В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку».
— О чём говорится в текстовом фрагменте? (О заходе солнца).
— Что заканчивается с заходом солнца?
— Можно ли сказать, что природа живёт в гармонии? Докажите.
— Что нарушает эту гармонию?
— Как ведёт себя природа по отношению к детям?
— Какие черты выявляет солнце в природе, в детях?
— К чему относится название «Кладовая солнца»?
Очевидно, для писателя весь мир природы и человека –это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является жизнь, любовь и добро.
В качестве домашнего задания учащиеся выполняют задания III.2, 3 (с. 60) в рабочей тетради и читают главы из книги «Кондуит и Швамбрания»
Источник
«Великий храм природы» в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великий храм природы» в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». 6 класс.
Цели: 1) знать определение понятия «пейзаж»; 2) понимать взаимосвязь природы между явлениями природы и жизнью человека;
3) выяснить основную идею произведения; смысл названия сказки-были;
4) уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;
5) воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование: 1)портрет писателя М. М. Пришвина;
2) иллюстрации к произведению уч-ся ( «Ель и сосна»);
3) иллюстрации известных художников о природе (К. Васильев «Лесная сказка», Н. Ромадин «Затопленный лес»).
Теория литературы : пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.
- выучить наизусть отрывки из сказки-были «Кладовая солнца» («Ель и сосна», «Тетерев-косач», «Слепая Елань»);
- рисунки к произведению;
- сообщение о гончих собаках.
Эпиграф: … Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
К. Г. Паустовский
- Оргмомент. Постановка цели урока.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Произведение нами уже прочитано. Мы познакомились с главными героями этого произведения. Назовите их. ( Настя и Митраша)
— А кого ещё мы можем назвать героями сказки-были? С кем мы ещё встречаемся на страницах произведения? (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев-Косач, елочки-старушки)
-А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы)
— Как называется изображение природы в художественном произведении? (Пейзаж)
— Найдите в словаре литературоведческих терминов определение пейзажа, прочитайте.
(Работа со словарём)
— Значит, природа тоже является главным героем этого произведения, играет очень большую роль в жизни человека. И сегодня на уроке мы будем познавать природу, постигать её тайную жизнь.
— Откройте тетради и запишите число, тему урока.
— Как вы думаете, ребята, какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что должны выяснить? Чему научиться? ( Обмен мнениями. Самостоятельное формулирование целей урока учащимися. Учитель направляет ход мыслей детей) .
(Какова основная идея сказки-были М. М. Пришвина, чему он нас хотел научить и почему он своё произведение назвал «Кладовая солнца»? Посмотрим, как связаны между собой природа и человек).
- Работа с эпиграфом к уроку.
— Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Г. Паустовского. (Читает учитель)
— Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского?
(М. М. Пришвин был мастером пейзажных зарисовок. Он всё подмечал. Природу он описывает с любовью.)
3. Основная часть урока.
— Ну, а теперь посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
— Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С описания ели и сосны, растущих вместе, с описания восхода солнца)
-Давайте послушаем этот отрывок. После того, как вы прослушаете выразительное чтение наизусть отрывка, ответите на вопрос: «Какое впечатление производит на вас эта картина природы?»
— Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна». Оценка. (Амина)
— Ответ на предварительный вопрос.
(В отрывке « Ель и сосна» всё вокруг мрачно. Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их.)
— Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке. (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались сучьями, прокалывали друг друга, стонали и выли.) (стр. 45)
— Как они ведут себя? ( как живые существа.)
— Как называется это образное средство языка? ( Олицетворение.)
Дайте определение олицетворения. Что же это за приём? ( Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ.)
— Зачем писатель наделяет явления природы признаками живых существ? ( С помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.)
— Почему рассказ о ели и сосне помещён в самом начале описания пути героев?
— Сейчас хочу обратить ваше внимание на иллюстрацию к этому эпизоду, выполненную Светой и Фаридой. Вот так они показали на своём рисунке ель и сосну. Оценки.
А теперь рассмотрите пейзажи К. Васильева «Лесная сказка» и Н. Ромадина « Затопленный лес». Какой из них, на ваш взгляд, ближе всего к произведению М. М. Пришвина? Почему вы так считаете? ( К. Васильев « Лесная сказка».)
— Идём дальше. Давайте сейчас послушаем отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач». После прослушивания вы ответите на вопрос: «Как автор показывает красоту природы?»
— Чтение наизусть отрывка « Тетерев-косач». Оценка. (Настя ) (стр. 45)
— Ответ на предварительный вопрос ( Автор показывает удивительную красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». «Тетерев-косач тоже стал расцветать»)
— Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства языка использует автор? ( эпитеты, сравнения)
— Что такое сравнения и эпитеты? ( Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Эпитет – художественное определение предмета или явления)
— Найдите их в этом эпизоде. (стр. 45)
— Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? ( Они помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь)
— Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
— Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
— Давайте с вами найдём этот эпизод и прочитаем его по ролям.
— Чтение по ролям эпизода « Спор детей о дороге». ( 4 участника: рассказчик – Айна, Митраша – Асель, Настя – Олеся. Ворона – Сергей.) Оценки. (стр. 46)
Предварительный вопрос: «Как природа помогает понять настроение спорящих?»
— Ответ после прочтения (Вторая круто синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь) (стр. 46-47)(Автор подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями)
— А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 48 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась.. . завыли, застонали, ворон-самец долбанул косача)
— Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
— Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. И вот мы подошли к Слепой Елани. Давайте послушаем, как автор описывает Блудово болото. После того, как вы прослушаете отрывок, вы ответите на вопрос: « Какой смысл он вкладывает в слова «кладовая солнца»?
— Чтение наизусть отрывка «Слепая Елань». Алина. Оценка . ( стр. 52)
— Что же это такое «кладовая солнца»?
( Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, «которые достаются человеку в наследство, а солнца – потому что рождены эти запасы солнцем)
— Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства. ( Природа здесь добрая, она тоже помогает людям, переживает за них. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы)
— Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам? (Высказывание мнений. Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить. Природа и человек взаимосвязаны, едины. Главная идея в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества)
— Что же хотел сказать Пришвин, называя своё произведение « Кладовой солнца? Только ли болото он имел в виду? ( Весь мир и человек – кладовая солнца. Они едины. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять)
— Идём дальше. Мы знаем, что поспешность и легкомыслие Митраши приводят к тому, что он попадает в эту самую Слепую Елань.
— Как удалось ему спастись? ( Собака Травка пришла на помощь)
— О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? ( (Хозяин это её или враг его. Для Травки все люди делились на Антипыча и врага Антипыча. Она сначала очень обрадовалась, увидев Митрашу, но её остановили «тусклые и мёртвые» глаза. Но когда в глазах Митраши загорелся огонёк, Травка поняла, что это Антипыч. Когда же он позвал её, то у Травки не осталось сомнений.Но всё- таки в голосе чувствует неискренность, ползёт с остановками)
— Какие отношения существовали между Антипычем и Травкой? (Взаимопонимание, дружба, Травка служила людям, привыкла жить для других)
— Как Травка признала в Митраше Антипыча? Чтобы ответить на это вопрос прочитаем выразительно этот эпизод спасения Митраши из Слепой Елани. (От слов «И маленький человек…» до слов «… целовал своего друга».) Сергей. Оценка. (стр. 67)
— Что хотел показать писатель на примере взаимоотношений Антипыча и Травки? ( На примере взаимоотношений Антипыча и Травки Пришвин показывает, что «правда» жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы)
4. Подведение итогов. Оценки с комментированием. Рефлексия.
5. Домашнее задание. Прочитать рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Инд. зад. Сообщение о писателе.
Источник