Меню

Храм неба храм солнца храм земли храм луны

Храм Неба в Пекине: шедевр архитектуры Китая

Китай — одно из самых древних государств, расположенных в Азии, — имеет богатую своеобразную культуру, уходящую своими корнями в глубину веков. Государству присуще второе название — Поднебесная. Символом Китая можно по праву считать Храм Неба Тяньтань. Уникальное сооружение Храм Неба в Пекине занесено ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества и является не только гордостью Китая, но и культурной ценностью для всего мира.

История Храма Неба Тяньтань

Изначально построенный в 1420 году храм имел название Храма Неба и Земли. Очевидно, такое назначение послужило основой для создания причудливой формы храмового комплекса. Южная часть выполнена в форме квадрата, северная имеет округлую форму.

В 1530 году, ритуал жертвоприношений Земле и Небу решили проводить отдельно. В городе появились три новых храма: Земли, Луны и Солнца. Построенное здание получило новое название — Храм Неба. Здание в течении 500 лет несколько раз реконструировали и перестраивали, но облик храма и его архитектура сохранились практически в нетронутом виде.

Храм действовал до 1911 года, и лишь после свержения последнего Императора был отдан во владение государства. В это время доступ людей на территорию был ограничен.

Последнюю церемонию молитв в Храме Неба проводил президент Юань Шикай в 1914 году. Он пытался воссоздать императорское устройство Китая, но его царствование продлилось всего 83 дня.

Назначение Храма Неба

Великолепное сооружение было местом, где Император общался с Богами. Только повелитель Китая, который считался сыном Неба, мог обращаться к высшим силам, мог обращаться к ним с просьбой благополучия и процветания для всей страны. Два раза в год в период солнцестояния правитель Китая отправлялся в Храм со своими придворными, чтобы помолиться и принести жертвоприношения.

Совершаемый обряд имел огромное значение. Простые люди не имели возможности присоединиться в своих просьбах к Императору, но с нетерпением ждали новости о том, как прошла церемония. От удачной церемонии ожидалось, что Боги пошлют урожай, отведут беды от всего народа.

Храм Неба Тяньтань сегодня

Сегодня Храм Неба в Китае занимает территорию в 267 га, но существует мнение, что ранее комплекс занимал территорию в два раза больше.

Территория Храма открыта для посещения широкой публики, здесь можно встреть туристов со всего мира и местных жителей, гуляющих в прекрасных парках.

Храм Тяньтань — энергетически особенное место. Здесь соединяются Небо и Земля, Инь и Ян, Дух и Материя.

Главные сооружения

Основными сооружениями на его территории считают:

  • алтарь Неба;
  • дворец Чжайгун (Дворец уединения);
  • зал Жертвенных молитв;
  • зал Небесного Свода.

Кроме них здесь находиться большой парк, дворцы и различные павильоны.

Дворец Чжайгун

Второе название этого сооружения — Дворец Уединения. Император Китая, по поверьям, считался сыном Неба и перед жертвоприношением должен был подготовиться к обряду. На протяжении нескольких дней Император находился в этом здании и посвящал все свое время сосредоточению и медитации. Эти дни воздержания и поста были необходимы для очищения перед священным обрядом.

Вокруг дворца находилась высокая стена и ров, который на это время заполняли водой, охраняя покой Императора.

Алтарь Неба

Сооружение округлой формы. Уникальность его состоит в том, что при строительстве не применялось железо и цемент.

Алтарь Неба имеет три яруса и обладает уникальным звуковым эффектом. Звуки отражаются от стен и пола, усиливаются, и даже слова произнесенные шепотом слышны во всех уголках. Три яруса алтаря символизируют небесную, земную и человеческую стихии. В центре сооружения расположена круглая каменная плита, на которой полагалось стоять Императору. По окружности находиться еще 9 плит, которые сменяет круг уже с 18 плитами.

В Китае число 9 считалось священным и количество плит в каждом ряду обязательно будет кратно 9.

Зал Небесного Свода

Был предназначен для хранения табличек, на которых были начертаны имена предков императорского рода. Здание этого зала имеет округлую форму и покрыто черепичной крышей. Перед ступенями входа расположены каменные плиты.

Зал Жертвенных молитв

Главное сооружение на плане Храма Неба. Построенный изначально зал сгорел от удара молнии в 1889 году. Здание затем реставрировали и воссоздали в прежнем образе.

Круглое сооружение имеет трехъярусную черепичную крышу с позолоченной вышкой. Мощная крыша лежит на деревянных колонах, соединенных между собой перекладинами. В зале расположены символические колоны. Четыре средних колоны — 4 поры года. 12 следующих колон — 12 месяцев, а всего 28 деревянных колонн символизируют основные созвездия неба.

Читайте также:  Школьная юбка солнце с завышенной талией

Кроме главных сооружений на территории комплекса Храма Неба в Пекине расположено несколько специальных построек, предназначенных для обслуживания.

Взглянув на фотографии Храма, мы увидим, что сооружения со всех сторон окружены замечательным очень древним кипарисовым лесом. Некоторые из деревьев имеют возраст до 500 лет. Генри Киссинджер, посетив храмовый комплекс, в восторге говорил, что, имея много денег, можно выстроить подобное сооружение, а вот чтобы вырастить такие кипарисы потребуются десятки лет.

Находясь в Пекине, не посетить столь грандиозное историческое место — просто кощунство.

Интересное видео о Тяньтане, Храме Неба, Гугуне в Пекине:

Источник

Храм Земли в Пекине

Большой тенистый парк «Дитань», расположенный севернее исторического центра Пекина, в древности был одним из самых почитаемых даосийских святилищ страны — храмом Земли. Его возвели в 1530 г. при императоре Цзяцзине, ежегодно Сыны Неба династий Мин и Цин участвовали в ритуальном жертвоприношении в день летнего солнцестояния, молясь о хорошем урожае. После падения империи в 1911 г. святилище утратило свое предназначение, во время культурной революции было сильно повреждено, однако к 1981 г. полностью восстановлено и открыто для посещений.

Что посмотреть

Храм Земли — часть оборонительной системы от козней злых демонов, состоящей из храма Неба на юге, Луны на востоке и Солнца на западе Пекина. Их взаимодействие на духовном уровне призвано защитить столицу и страну от войн, голода и прочих бедствий. С древности обитатели Поднебесной знали, что небесные тела имеют округлую форму, а Землю они считали плоской и прямоугольной. Поэтому алтарь Земли — квадратный, а Неба, Луны и Солнца — круглые.

В дни китайского Нового года в парке проходит фестиваль «Мяохуэй». Зрители наблюдают за реконструированными ритуалами поклонения Земле, выступлениями народных ансамблей и виртуозов из знаменитой Пекинской оперы. Открываются многочисленные павильоны с сувенирами и предметами искусства ручной работы, среди антикварных вещей попадаются подлинные шедевры.

Практическая информация

Адрес: Пекин, р-н Дунчэн, Andingmenwai Street, Ditan Park. Координаты GPS: 39.951400, 116.410000.

Как добраться: на автобусах №№ 6, 117, 125 до ост. Andingmen. На метро: до станции Yonghegong Lama Temple, выход А.

Время работы с мая по октябрь с 6:00 до 21:30, с ноября по апрель с 6:00 до 20:30. Цена билета — 2 CNY, посещение алтаря и Дома молитв — 5 CNY. Цены на странице указаны на декабрь 2018 г.

Источник

Храмы в честь природных сил и предков

С доисторических времен в Китае поклонялись духам предков и духам природы. Этот обычай со временем трансформировался под влиянием конфуцианства, буддизма и даосизма и приобрел новые формы, но, по сути, сохранялся вплоть до наших дней.

В древнем Китае во время правления династии Западной Чжоу (1027 до н.э. – 700 до н.э.) уже сформировалось понятие «ли» (), то есть «порядок» — четко разработанная система норм поведения в быту и обществе. Среди прочих правил этикета «ли», соблюдению которого китайцы придавали исключительно важное значение, существовали и правила поклонения природным духам и предкам.

В такой аграрной стране, как Китай, где жизни миллионов жителей зависели от урожая, культ Неба и Земли имел ключевое значение. Церемонии жертвоприношений в честь Неба, Земли, Солнца и Луны возглавлялись самими императорами и обычно проводились под открытым небом на специальных алтарях.

Жители устраивали церемонии жертвоприношений в честь предков, веря, что их духи способны оградить семью от невзгод. Как правило, такие обряды проводились в Храмах поминания предков – кумирнях Таймяо (taimiao, 太庙). В зажиточных домах имелись собственные домашние кумирни и молельни.

Регламент «ли» распространялся и на планировку городов. Так, центральное место в городе отводилось под дворцовый комплекс, перед дворцом располагалось место для приемов и административных мероприятий, позади дворца – рыночная площадь, слева – кумирня в честь предков, справа – алтарь в честь богов Земли и Злаков.

Читайте также:  Древняя русь изображение солнца

В целом, можно выделить три типа храмовых построек:

1) предназначенные для жертвоприношений силам природы и духам предков;

2) кумирни в честь выдающихся деятелей;

3) кумирни и храмы местного значения, в том числе домашние и частные.

Помимо культа Неба, Земли, Солнца и Луны, в Китае существовал культ рек и гор. Согласно даосизму, в Китае есть пять священных вершин, в честь которых тоже возведены храмы. Самый значительный из них – храм у подножия самой главной горы – горы Тайшань.

Храмы Неба, Солнца, Земли и Луны

В Китае с незапамятных времен и на протяжении всей его истории люди придавали особое значение природным силам, от каприза которых зависел урожай и следовательно их благополучие. Об этом свидетельствует даже традиционный китайский календарьнунли (nongli, 农历) , где 24 сезона разделены по принципу изменения атмосферных условий, а названия сезонов отражают быт китайских крестьян.


Круглый алтарь, Храм Неба, Пекин

Народные китайские праздники также неразрывно связаны с временами года и с важнейшими земледельческими работами. Поэтому неудивительно, что китайцы с давних времен с трепетом и благоговением относились к природным явлениям: движению Солнца, Луны и других небесных тел, выпадению осадков и грозам. Каждый раз перед началом земледельческих работ крестьяне обязательно совершали жертвоприношения, воздев глаза к небу и моля его о хорошем урожае или благодаря за урожайный год.

Со временем монопольное право проводить жертвоприношения в честь Неба перешло к императору, провозгласившего себя «сыном Неба» и укрепившего таким образом свое право на власть, данную ему свыше. Поэтому каждый обряд в честь Неба связывался с укреплением императорской власти. Если же жертвоприношения устраивались рядовыми людьми, это считалось неслыханной дерзостью.


Храм Неба в Пекине

Торжественные жертвоприношения в честь небесных сил превратились в важнейшие события на государственном уровне и по своему значению превзошли даже практикуемые с доисторических времен жертвоприношения в честь предков. Обряды проводили ежегодно в день зимнего солнцестояния.

При планировке городов для храмов Неба отводились важные места, расположенные в городских предместьях, так как обряды в честь природных сил должны были проводиться подальше от городской суеты.

Согласно основной концепции древнекитайской философии, юг считался направлением, воплощавшим начало «ян» (yang, 阳), а север – начало «инь» (yin, 阴). Небо — субстанция «ян», а Земля – «инь», поэтому храм Неба строили в южной части города, а храм Земли – в северной. Храм Солнца строили в восточной части, где оно всходило, а Луны – в западной.

Сейчас храмы Земли, Неба, Солнца и Луны можно увидеть в Пекине, где они хорошо сохранились. Храмы Солнца, Луны и Земли не такие величественные, как храм Неба, но и они были возведены с соблюдением традиционной символики. Например, в основе комплекса храма Земли лежат четные числа, олицетворяющие «инь». Квадратный алтарь, устланный четным числом каменных плит, состоит из двух ярусов, на каждый из которых ведут 8 ступенек.

Храм Таймяо

В древнем Китае, где одним из важнейших культов являлся культ поклонения предкам, были широко распространены кумирни Таймяо – Храмы поминовения предков. Китайцы верили, что если ублажить духов предков, то они оберегут семью от бед и невзгод.

Согласно регламенту «ли», сформировавшемуся в эпоху Западной Чжоу, в столицах такие кумирни строились по левую сторону от дворца. До нас сохранился в хорошем состоянии храм Таймяо, расположенный в Пекине, слева от Запретного города, где сейчас находится Парк культуры трудящихся.


Храм Таймяо в Пекине

Пекинский храм Таймяо, построенный в 1420 году в эпоху династии Мин, представляет собой тщательно спланированный архитектурный ансамбль традиционной планировки: три павильона расположены на одной оси симметрии, окружены боковыми флигелями и двойной стеной. Передний павильон, где совершались жертвоприношения, имеет двухъярусную крышу и трехступенчатый фундамент, что свидетельствует о престиже и высоком ранге сооружения. В Среднем павильоне хранятся мемориальные дощечки с именами предков императорской семьи.

Пространство, образованное двумя окружающими комплекс стенами, засажено кипарисами, возраст которых более 500 лет.

Алтарь Земли и Злаков

В Китае, где развитое сельское хозяйство всегда было залогом процветания страны, а земля и злаки олицетворяли государство, жертвоприношения в честь природных сил, отвечающих за урожай, имели огромное значение.

Читайте также:  Зодиак порядок посещения солнца

Сначала такие алтари планировались по обеим сторонам от кумирни Таймяо (Храм поминания предков): справа устанавливался алтарь Земли, а слева – алтарь Злаков. Но со временем жертвоприношения стали устраивать на одном общем алтаре.

Уникальный алтарь Земли и Злаков, сохранившийся в хорошем состоянии, находится в Пекине на территории парка имени Сунь Ятсена. Алтарь представляет собой куб из утрамбованной земли высотой в 1 м и длиной ребра – 15 метров. Для постройки алтаря была привезена земля из разных уголков Китая, поэтому его стороны имеют разный цвет: на восточной стороне земля синяя, на западной – белая, на южной – красная, на северной – черная, а в центре – желто-бурая. Эта мозаика символизирует единство китайской территории. Алтарь был окружен невысокой стеной из разноцветных кирпичей, каждое ребро которых, как и алтарь, имело свою окраску в синий, белый, красный или черный цвет.


Марка с изображением алтаря Земли в Пекине

Здесь когда-то устраивались торжественные церемонии жертвоприношений: колонна во главе с императором двигалась с северной стороны комплекса по направлению к югу, где находился алтарь Земли и Злаков. На территории парка сохранился также павильон, где император и его свита могли укрыться от дождя.

Семейные и местные храмы

Даже в современном Китае с его многомиллионными динамичными мегаполисами институт семьи играет ключевую роль в обществе, семейные традиции свято чтятся и бережно сохраняются. Но особенно сильны были родовые традиции в Китае во время феодальной системы, поддерживаемые конфуцианством и правилами благопристойного поведения «ли».


Местная кумирня, деревня Чиху, Фуцзянь

Часто все жители одного села были связаны родовыми узами и носили одну или несколько фамилий, образуя родовой клан. Постепенно в родовом клане формировались фамильные традиции, устои, собственная система поощрения и наказания, которым неуклонно следовали все члены семьи. В конфликтных ситуациях последнее слово всегда было за наиболее престижным представителем старшего поколения. Иерархия внутри семьи вообще строго соблюдалась, а любые нарушения считались неслыханной дерзостью, за которую провинившегося могли исключить из клана. В семье четко разделалась принадлежность к определенному поколению (отцы, дети, внуки), происхождение от главной или другой жены, взаимоотношения между старшими и младшими, господами и прислугой.

Сформировавшийся в феодальном Китае фамильно-родовой устой был важен не только для самой семьи, но и являлся незаменимым рычагом управления в глазах китайских правителей, которые через его посредство осуществляли такие правительственные и административные меры, как сбор налогов, разрешение внутриклановых конфликтов, проведение культовых мероприятий и др.
Каждый крупный родовой клан имел свой родовой храм, а зажиточные семьи могли позволить себе иметь собственный фамильный храм или кумирню, где совершали жертвоприношения в честь предков.

В том числе родовые и домашние храмы играли роль своеобразного клуба: здесь устраивали домашний суд над провинившимися, выносились «приговоры», в праздники устраивали представления и увеселительные мероприятия. Таким образом, фамильно-родовые храмы служили одновременно и низовыми учреждениями, где вершился «нравственный суд», и местом для светского общения.

Храмы подчас использовали как помещение для частных школ, где учились дети, принадлежащие к роду, или как склады для хранения продовольствия. Использование храмов как мест для социального общения отразилось и на архитектуре: в элементах родовых храмов встречаются черты гражданского зодчества.

Как правило, фамильные храмы представляли собой обширное помещение, обращенной фасадом во двор, вокруг которого строились дополнительные павильоны с небольшими двориками. Храмы старались искусно украсить, так как изящный и богатый внешний облик храма свидетельствовал о престижности рода.

Один из самых роскошных родовых храмов, сохранившихся до наших дней, находится в Гуанчжоу. Это храм рода Чэнь, построенный в конце XIX века.


Родовой храм Чэнь, Гуанчжоу

Территория храмового ансамбля превышает 8 тысяч кв. м., что само по себе уже свидетельствует о состоятельности рода. В оформлении храма воплотились самые разные виды строительного искусства: резьба по камню, кирпичу и дереву, глиняная скульптура и др. Так же, как дворцовые постройки олицетворяли наивысшие достижения зодчества одной эпохи, фамильно-родовые кланы воплотили наивысший уровень строительного и декоративного мастерства данной местности.

Источник

Adblock
detector