Меню

Хотя солнце еще не ушло за горизонт

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Главный Попко

Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 1)Старик был так поражен его словами что всплеснул руками. 2)Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. 3)Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. 4)Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. 5)Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. 6)Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки. 7)Небо на востоке стало темнеть хотя солнце еще не ушло за горизонт. 8)Я прежде всего должен высказать то в чем до сих пор не решался сознаться самому себе. 9)Чтобы не заблудиться в лесах нужно знать приметы. 10)Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море. Задание 2 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в ее жизнь и воспел ее то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина

Лучший ответ:

Васян Коваль

Задание 1
СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

1) [Старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
Схема: [— =], →насколько? в какой степени?→(что. ).
Вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.

2) [Впервые я услышал], (как шелестит лист, |падающий поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
Схема: [— =], → что?→(как = —, |

|).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.

3) [Нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), ←когда? ←в окно моей комнаты повеяло запахом цветов].
Схема: [. (когда . ), =].
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное времени.

4) [Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях], (которые бегут под буреломом о мерцающих звездах).
Схема: [ = ],→каких?→(которые. ).
Вид придаточного предложения: придаточное определительное.

5) [Слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
Схема: [ = ],→что?→(как — =, (

)).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.

6) [Летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
Схема: [ = —, —],→почему?→(потому что . ).
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.

7) [Небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
Схема: [ — = ],→не смотря на что?→(хотя . ).
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.

8) [Я прежде всего должен высказать то], <в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
Схема: [ — = ],→что?→(в чём . ).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.

9) (Чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
Схема: (Чтобы. ),←зачем? с какой целью?← [ = ].
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное цели.

10) [Всю ночь мы лежали у костра и слушали], (как шумит море).
Схема: [ — = и = ],→что?→(как . ).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.

Задание 2
СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕСХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ.
(Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта благодарность выпалабы на долю Михаила Пришвина].
ТИП ПОДЧИНЕНИЯ: Придаточное обстоятельственное условия » Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то» зависит от сказуемого выпала (при каком условии?) главной части, а придаточное изъяснительное «что онпроник в ее жизнь и воспел её » зависит от сказуемого могла чувствовать (что?) придаточного обстоятельственного условия. Это предложение с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением придаточных.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ: придаточное обстоятельственное условия (Если. ); придаточное изъяснительное (что. ).
Схема: (Если . ),→что?→(что. ), [— =].
↑← при каком условии? ←↓
(от главного предложения ведем стрелку с вопросом к первому придаточному (Если . ).

Источник

Прочитайте предложения. Составьте их схемы. Спишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с последовательным подчинением, а затем — с соподчинением. 1. Всем существом своим Кутузов чувствовал, что страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертельным. 2. Каждому казалось, что та жизнь , которую он сам ведёт, есть одна настоящая жизнь. 3. С этого места ясно было , что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, что французы обходят левое крыло. 4. Мне кажется, что я был бы очень доволен, если бы чулан был версты за две. 5. Когда я стал одеваться в церковь , оказалось, что моё платье не было перешито. 6. Несмотря на то, что мне было стыдно перед господином, который из-за газеты с любопытством посматривал на меня, я съел чрезвычайно быстро пирожков восемь всех сортов. 7. Для того, чтобы встать и уйти , я должен буду думать о том, куда поставить ногу. 8. Как только я вошёл в аудиторию , я почувствовал, как личность моя исчезает в этой толпе молодых весёлых лиц.

Ответ оставил Гуру

Читайте также:  Что означает солнце для ребенка

Задание 11) [Старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
Схема: [— =], >насколько? в какой степени?>(что. ).
Вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.
2) [Впервые я услышал], (как шелестит лист, |падающий поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
Схема: [— =], > что?>(как = —, |

|).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
3) [Нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), каких?>(которые. ).
Вид придаточного предложения: придаточное определительное.
5) [Слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
Схема: [ = ],>что?>(как — =, (

)).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
6) [Летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
Схема: [ = —, —],>почему?>(потому что . ).
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.
7) [Небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
Схема: [ — = ],>не смотря на что?>(хотя . ).
Вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.
8) [Я прежде всего должен высказать то], <в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
Схема: [ — = ],>что?>(в чём . ).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
9) (Чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
Схема: (Чтобы. ), что?>(как . ).
Вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
Задание 2
.
(Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта благодарность выпалабы на долю Михаила Пришвина].
ТИП ПОДЧИНЕНИЯ: Придаточное обстоятельственное условия » Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то» зависит от сказуемого выпала (при каком условии?) главной части, а придаточное изъяснительное «что онпроник в ее жизнь и воспел её» зависит от сказуемого могла чувствовать (что?) придаточного обстоятельственного условия. Это предложение с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением придаточных.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ: придаточное обстоятельственное условия (Если. ); придаточное изъяснительное (что. ).
Схема: (Если . ),>что?>(что. ), [— =]. ^ Оцени ответ

Источник

Подчеркните грамматическую основу. Нарисуйте схемы к 12-15 предложениям.

1. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой
пробуждал.
2. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.
3. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только
в октябре.
4. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству.
5. Летят к вербе пчелы потому, что их привлекают душистые сережки.
6. Гора, которая высилась над городом, сверкала вся, как глазированный
калач.
7. Нынче в пять часов утра, когда я открыл глаза, в моей комнате повеяло
запахом цветов.
8. Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
9. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
10. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце ещё не ушло за горизонт.
11. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался
сознаваться самому себе.
12. Во времена Владимира Мономаха, о которых мы знаем из летописей,
половцев отогнали от южных границ Руси
13. Мы с сестрой хотели, чтобы отец поехал отдыхать.

14. Я смотрел туда, где толпились люди.

15. Несмотря на то, что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные.

1. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой
пробуждал. Я подлежащее, буду любезен сказуемое. [ ], (что). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: чем?
2. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы. Сказуемое: не заблудиться. Сказуемое: нужно знать. (Чтобы ), [ ]. стрелочка к круглым скобкам и вопрос: зачем?
3. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только
в октябре. Подлежащее: погода. Сказуемое: Установилась теплая, солнечная. Подлежащее: которая. Сказуемое: бывает. [ ], (которая ). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: какая?
4. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству. Подлежащее: человек, сказуем.: просвещеннее, подлеж.: он, сказ.: полезнее. (Чем ), [ ]. стрелочка к круглым скобкам и вопрос: чем?
5. Летят к вербе пчелы потому, что их привлекают душистые сережки. Сказ.: летят, подлеж.: пчелы, сказ.: привлекают, подлеж.: сережки [ ], (что). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: почему?
6. Гора, которая высилась над городом, сверкала вся, как глазированный
калач. Подлеж.: гора, сказ.: сверкала; Подлеж.: которая, сказ.: высилась. [ ,(которая ), ]стрелочка к круглым скобкам и вопрос: какая?
7. Нынче в пять часов утра, когда я открыл глаза, в моей комнате повеяло
запахом цветов. Сказ. в главной части: повеяло, в придаточной части подл.: я, сказ.: открыл [ ,(когда ), ]стрелочка к круглым скобкам и вопрос: когда?
8. Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Не стану уверять – сказ., нет ничего прекраснее–сказ., [ ], (что). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: в чем?
9. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками. Подлеж.: старик, сказ.: был поражен; сказ.: всплеснул [ ], (что). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: как?
10. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце ещё не ушло за горизонт. Небо – подлеж., стало темнеть – сказ., солнце – подлеж., не ушло – сказ. [ ], (хотя ). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: несмотря на что?
11. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался
сознаваться самому себе. Я – подлеж., должен высказать– сказ., не решался – сказ. [ ], (в чем ). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: что?
12. Во времена Владимира Мономаха, о которых мы знаем из летописей,
половцев отогнали от южных границ Руси.
13. Мы с сестрой хотели, чтобы отец поехал отдыхать. Мы с сестрой – подлеж., хотели – сказ., отец – подл., поехал– сказ. [ ], (чтобы). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: что?

Читайте также:  Наконец то солнце встало

14. Я смотрел туда, где толпились люди. Я – подл., смотрел– сказ., толпились – сказ., люди– подл. [ ], (где ). стрелочка к круглым скобкам и вопрос: куда?

15. Несмотря на то, что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные. наступил– сказ., ноябрь– подлеж., дни – подлеж., стояли теплые, солнечные – сказ. (Несмотря на то, что ), [ ]. стрелочка к круглым скобкам и вопрос: несмотря на что?

Источник

Хотя солнце еще не ушло за горизонт

Со странной мыслью, что только город — настоящее, а это все призрак, и что если закрыть глаза и потом открыть их, то никакого поля не будет,- Юрасов крепко зажмурился и притих. И сразу стало так хорошо и необыкновенно что уже не захотелось снова открывать глаза, да и не нужно было: исчезли мысли и сомнения и глухая постоянная тревога; тело безвольно и сладко колыхалось в такт дыханиям вагона, и по лицу нежно струился теплый и осторожный воздух полей. Он доверчиво поднимал пушистые усы и шелестел в ушах, а внизу, под ногами расстилался ровный и мелодичный шум колес, похожий на музыку, на песню, на чей-то разговор о далеком, грустном и милом. И Юрасову смутно грезилось, что от самых ног его, от склоненной головы и лица, трепетно чувствующего мягкую пустоту пространства, начинается зелено-голубая бездна, полная тихих слов и робкой, притаившейся ласки. И так странно — как будто где-то далеко шел тихий и теплый дождь.

Поезд замедлил бег и остановился на мгновение, на одну минуту. И сразу со всех сторон Юрасова охватила такая необъятная и сказочная тишина, как будто это была не минута, пока стоял поезд, а годы, десятки лет, вечность. И все было тихо: темный, облитый маслом маленький камень, прильнувший к железному рельсу, угол красной крытой платформы, низенькой и пустынной, трава на откосе. Пахло березовым листом, лугами, свежим навозом — и этот запах был все той же всевременною необъятной тишиною. На смежное полотно, неуклюже цепляясь за поручни, соскочил какой-то пассажир и пошел. И такой был он странный, необыкновенный в этой тишине, как птица, которая всегда летает, а теперь вздумала пойти. Здесь нужно летать, а он шел, и тропинка была длинная, безвестная, а шаги его маленькие и короткие. И так смешно перебирал он ногами — в этой необъятной тишине.

Бесшумно, точно сам стыдясь своей громогласности, двинулся поезд и только за версту от тихой платформы, когда бесследно сгинула она в зелени леса и полей, свободно загрохотал он всеми звеньями своего железного туловища. Юрасов в волнении прошелся по площадке, такой высокий, худощавый, гибкий, бессознательно расправил усы, глядя куда-то вверх блестящими глазами, и жадно прильнул к железной задвижке, с той стороны вагона, где опускалось за горизонт красное огромное солнце. Он что-то нашел; он понял что-то, что всю жизнь ускользало от него и делало эту жизнь такой неуклюжею и тяжелой, как тот пассажир, которому нужно было бы лететь, как птице, а он шел.

— Да, да,- серьезно и озабоченно твердил он и решительно покачивал головою.- Конечно, так. Да. Да.

И колеса гулко и разноголосо подтверждали: «Конечно, так, да, да». «Конечно, так, да, да». И как будто так и нужно было: не говорить, а петь,- Юрасов запел сперва тихонько, потом все громче и громче, пока не слился его голос со звоном и грохотом железа. И тактом для этой песни был стук колес, а мелодией — вся гибкая и прозрачная волна звуков. Но слов не было. Они не успевали сложиться; далекие и смутные, и страшно широкие, как поле, они пробегали где-то с безумной быстротою, и человеческий голос свободно и легко следовал за ними. Он поднимался и падал; и стлался по земле, скользя по лугам, пронизывая лесную чащу; и легко возносился к небу, теряясь в его безбрежности. Когда весною выпускают птицу на свободу, она должна лететь так, как этот голос: без цели, без дороги, стремясь исчертить, обнять, почувствовать всю звонкую ширь небесного пространства. Так, вероятно, запели бы сами зеленые поля, если бы дать им голос; так поют в летние тихие вечера те маленькие люди, что копошатся над чем-то в зеленой пустыне.

Читайте также:  Что такое констелляция солнца

Юрасов пел, и багровый отсвет заходящего солнца горел на его лице, на его пальто из английского сукна и желтых ботинках. Он пел, провожая солнце, и все грустнее становилась его песня: как будто почувствовала птица звонкую ширь небесного пространства, содрогнулась неведомою тоскою и зовет кого-то: приди.

Солнце зашло, и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. Серая паутина легла на лицо, меркнут на нем последние отблески заката, и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солнце зашло, и темнеют поля. Так одиноко, и так больно одинокому сердцу. Так одиноко, так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же, приди!

Так плакала его душа. А поля все темнели, и только небо над ушедшим солнцем стало еще светлее и глубже, как прекрасное лицо, обращенное к тому, кого любят и кто тихо, тихо уходит.

Проследовал контроль, и кондуктор вскользь грубо заметил Юрасову:

— На площадке стоять нельзя. Идите в вагон. И ушел, сердито хлопнув дверью. И так же сердито Юрасов послал ему вдогонку:

Ему подумалось, что все это, и грубые слова и сердитое хлопанье дверью, все это идет оттуда, от порядочных людей в вагоне. И снова, чувствуя себя немцем Генрихом Вальтером, он обидчиво и раздраженно, высоко поднимая плечи, говорил воображаемому солидному господину:

— Нет, какие грубияны! Всегда и все стоят на площадке, а он: нельзя. Черт знает что!

Потом была остановка с ее внезапной и властной тишиною. Теперь, к ночи, трава и лес пахли еще сильнее, и сходившие люди уже не казались такими смешными и тяжелыми: прозрачные сумерки точно окрылили их, и две женщины в светлых платьях, казалось, не пошли, а полетели, как лебеди. И снова стало хорошо и грустно, и захотелось петь,- но голос не слушался, на язык подвертывались какие-то ненужные и скучные слова, и песня не выходила. Хотелось задуматься, заплакать сладко и безутешно, а вместо того все представляется какой-то солидный господин, которому он говорит вразумительно и веско:

— А вы заметили, как поднимаются сормовские? И темные сдвинувшиеся поля снова думали о чем-то своем, были непонятны, холодны и чужды. Разноголосо и бестолково толкались колеса, и казалось, что все они цепляются друг за друга и друг другу мешают. Что-то стучало между ними и скрипело ржавым скрипом, что-то отрывисто шаркало: было похоже на толпу пьяных, глупых, бестолково блуждающих людей. Потом эти люди стали собираться в кучку, перестраиваться, и все запестрели яркими кафешантанными костюмами. Потом двинулись вперед и все разом пьяным, разгульным хором гаркнули:

— Маланья моя, лупо-гла-за-я.

Так омерзительно живо вспомнилась Юрасову эта песня, которую он слышал во всех городских садах, которую пели его товарищи и он сам, что захотелось отмахиваться от нее руками, как от чего-то живого, как от камней, брошенных из-за угла. И такая жестокая власть была в этих жутко бессмысленных словах, липких и наглых, что весь длинный поезд сотнею крутящихся колес подхватил их:

— Маланья моя, лупо-гла-за-я.

Что-то бесформенное и чудовищное, мутное и липкое тысячами толстых губ присасывалось к Юрасову, целовало его мокрыми нечистыми поцелуями, гоготало. И орало оно тысячами глоток, свистало, выло, клубилось по земле, как бешеное. Широкими круглыми рожами представлялись колеса, и сквозь бесстыжий смех, уносясь в пьяном вихре, каждое стучало и выло:

— Маланья моя, лупо-гла-за-я.

И только поля молчали. Холодные и спокойные, глубоко погруженные в чистую творческую думу, они ничего не знали о человеке далекого каменного города и чужды были его душе, встревоженной и ошеломленной мучительными воспоминаниями. Поезд уносил Юрасова вперед, а эта наглая и бессмысленная песня звала его назад, в город, тащила грубо и жестоко, как беглеца-неудачника, пойманного на пороге тюрьмы. Он еще упирается, он еще тянется руками к неизведанному счастливому простору, а в голове его уже встают, как роковая неизбежность, жестокие картины неволи среди каменных стен и железных решеток.

Источник

Adblock
detector