Хотя солнце еще не поднялось
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.
Расставим знаки препинания.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой. — Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. — Запятая между частями сложного предложения.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног. — Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила . — Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. — Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Источник
Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.
1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.
2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.
4. Если жизнь тебя обманет не печалься.
5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.
Учимся расставлять знаки препинания
в сложноподчиненном предложении.
Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.
1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.
Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.
1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.
В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.
1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.
2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.
3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.
4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.
5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.
Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения
Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.
1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).
2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).
3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).
4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).
Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.
1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.
2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.
3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.
4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.
5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.
Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.
[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).
1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.
2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.
3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.
4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.
Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.
1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.
2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.
3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.
4. Накануне вечером когда я уже спал
отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.
5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.
Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.
1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).
2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).
3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Плутония. Земля Санникова
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛУТОНИЯ
Наша Земля существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на ее поверхности испытала большие изменения.
Образовавшиеся в теплой воде первых морей сгустки белкового вещества, мало-помалу усложняясь, превратились в ряд разнообразных растительных и животных организмов, которые через бесчисленные поколения достигли современного состояния.
Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толщах земной коры в виде окаменелостей, которые позволяют нам составить довольно полное представление о том, какие растения и животные населяли поверхность Земли в минувшие времена, в течение так называемых геологических периодов, которых насчитывают одиннадцать с тех пор, как сформировалась органическая жизнь. И чем дальше отстоит данный период от современности, тем больше разница между формами свойственной ему органической жизни и современными.
Изучением форм этой минувшей жизни, их особенностей, условий существования и причин изменения — вымирания одних, развития и совершенствования других — занимается отрасль науки, называемая палеонтологией.
Ее изучают в некоторых высших школах. Но и каждому человеку интересно получить хотя бы общее представление о формах и условиях минувшей жизни. Эту задачу и попытался я решить в написанной мною книжке в виде научно-фантастического романа. Можно было бы описать, как на плитках камня находят отпечатки растений и по отдельным листьям составляют себе представление о целом дереве пли кусте; как из камня освобождают разные раковины, кораллы и остатки других морских беспозвоночных, очищают их и определяют их наименования; как выкапывают с большими предосторожностями кости позвоночных животных и составляют из них целые скелеты, по которым судят и о прежней внешности этих существ.
Но такие описания были бы очень длинны и скучны; они нужны только учащимся, будущим палеонтологам, а широкому кругу читателей не дали бы живого представления о прежних формах жизни. Поэтому я выбрал форму романа. Но как повести читателя в этот мир давно исчезнувших существ и обстановки, в которой они жили?
Я знаю только два романа, в которых сделана подобная попытка.
Один — это роман Жюля Верна “Путешествие к центру Земли”, в котором ученые спускаются вглубь по жерлу одного из вулканов Исландии и находят подземные пустоты, населенные загадочными существами и исчезнувшими животными, описанными смутно. А обратно на поверхность ученые выплывают по жерлу другого вулкана на плоту по кипящей воде и, наконец, даже по расплавленной лаве.
Все это очень неправдоподобно.
Жерла вулканов не открытая труба, идущая далеко вглубь, — они заполнены застывшей лавой; на плоту по кипящей воде, тем более по раскаленной лаве, плыть нельзя.
Геологические ошибки в этом романе побудили меня в 1915 году сочинить “Плутонию”. До этого случая я еще ничего не писал для молодых читателей и не собирался этого делать.
Второй — роман Конан Дойля, в котором путешествующие по Южной Америке открывают высокое, очень трудно доступное плато, отрезанное от всей окружающей местности и населенное первобытными людьми, большими человекоподобными обезьянами и некоторыми исчезнувшими в других местах Земли животными. Забравшиеся на плато исследователи подвергаются разным приключениям.
Однако и в этом романе также много неправдоподобного; он знакомил читателя только с миром, близким к современному, и произвел на меня такое слабое впечатление, что я забыл его название, хотя читал его два раза и не очень давно, — гораздо позже, чем роман Жюля Верна.
Хороший научно-фантастический роман должен быть правдоподобен, должен внушать читателю убеждение, что все описываемые события при известных условиях могут иметь место, что в них нет ничего сверхъестественного, чудесного. Если в романе нагромождены разные чудеса — это уже не роман, а сказка для маленьких детей, которым можно рассказывать всякие небылицы.
Уже первые издания романа “Плутония” показали, что он удовлетворяет условию правдоподобности. Я получил от читателей немало писем, в которых одни совершенно серьезно спрашивали, почему не снаряжаются новые экспедиции в Плутонию для изучения подземного мира; другие предлагали себя в качестве членов будущих экспедиций; третьи интересовались дальнейшей судьбой путешественников, выведенных в романе. Поэтому автору приходится объяснять читателям, что, для того чтобы познакомить их с животными и растениями нескольких минувших периодов в такой форме, как будто они существуют и в настоящее время где-то в недрах Земли, ему пришлось принять в качестве истины гипотезу, предложенную в начале прошлого века и серьезно обсуждавшуюся тогда учеными. Она подробно изложена в предпоследней главе (“Научная беседа”), в которой организатор экспедиции защищает ее справедливость. В действительности же она уже давно отвергнута наукой.
Автор надеется, что и это издание “Плутонии”, подобно прежним, побудит молодых читателей ближе познакомиться с геологией и заняться этой интересной наукой, которая выясняет состав и строение нашей планеты и рассказывает, какие растения и животные населяли ее в минувшие периоды, как они изменялись и сменяли друг друга, пока из среды животных не выдвинулось мыслящее существо — человек, ставший властелином Земли.
НЕОЖИДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Профессор Каштанов, известный путешествиями на Новую Землю и Шпицберген и исследованием Полярного Урала и занимавший кафедру геологии в университете, только что вернулся из своей лаборатории. Осенний семестр кончился, лекции и экзамены прекратились, и профессор с удовольствием мечтал о трехнедельных зимних каникулах; не для безделья — о нет! Еще не старый, полный сил и здоровья, Каштанов думал отдохнуть только дня два—три, а затем вновь приняться со свежими мыслями за ученую статью о геологическом соотношении Урала и Новой Земли.
Присев к письменному столу в ожидании обеда, Каштанов пересмотрел полученную за день почту, перелистал несколько научных брошюр, присланных ему авторами, пробежал каталог научных новинок
Источник
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §73 Вопрос 411 Спишите, расставляя знаки препинания
Привет) Как у кого с русским? Сможете потащить такой вопрос…за помощь заранее спасибо.
Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните
расстановку знаков при однородных и неоднородных определе-
ниях.
1) В старом загородном парке тихо. Медленно падает
на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. (Н. О.)
2) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (Пауст.) 3) Она
[Маша] привезла из города новые иллюстрированные жур-
налы. (Ч.) 4) Она хотела выйти он остановил её жестом и
достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
(Л. Т.) 5) Все путешественники были одеты в одинаковые
полярные костюмы. (Обр.) 6) Перу старинной нет охоты марать летучие листы; другие хладные мечты другие стро-
гие заботы и в шуме света и в тиши тревожат сон моей ду-
ши. (П.) 7) Всюду между кустов. мелькали белые красные
сизые рубахи. (Г.) 8) Яркий блестящий радостный свет лил-
ся потоками из её преобразившегося лица. (Л. Т.) 9) Был
серенький промозглый ветреный день. (Пол.) 10) Алёша
подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце сто-
явшее на комоде. (Дост.) 11) Снежные сугробы подёрну-
лись тонкой ледяной корой. (Ч.) 12) Крупные тяжёлые ка-
пли висели на глянцевитых ветках кустов. (Пол.) 13) Яр-
кое зимнее солнце заглянуло в наши окна. (Акс.)
14) Наступила дождливая грязная тёмная осень. (Т.)
Привет) У меня с русским норм) И помогу я тебе…лови ответ)
1) В старом загородном парке тихо. Медленно падает на землю желтый, убитый осенью кленовый лист. 2) Желтые дубовые заросли стояли в росе. 3) Она [Маша] привезла из города новые(,) иллюстрированные журналы. 4) Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую, неразрезанную книгу. 5) Все путешественники были одеты в одинаковые (,) полярные костюмы. 6) Перу старинной нет охоты марать летучие листы; другие, хладные мечты, другие, строгие заботы и в шуме света, и в тиши тревожат сон моей души. 7) Солнце еще не поднялось из-за низкорослого, корявого березняка, видневшегося поодаль, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и, мягко золотя восточный склон высотки, сверкали россыпью розовых искр в седой росистой траве. 8) И только очень внимательный глаз мог различить в этом мирном, пустынном, спокойном пейзаже какое-то неясное движение. 9) Был серенький, промозглый, ветреный день. 10) Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. 11) Над мокрым полем, над леском, трепавшим бледной шелковистой зеленью весенней листвы, торопливо тянулись бесформенные бурые облака. 12) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой. 13) Крупные, тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов. 14) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
Источник