Меню

Хороша природа когда под солнцем

Презентация урока русского языка в 9 классе по теме: «Место придаточного в сложноподчиненном предложении»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Разработка урока с использованием ИКТ

Скачать:

Вложение Размер
pril1.ppt 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Место придаточного в сложноподчинённом предложении Урок русского языка в 9 классе

Цели урока: углубить знания о строении сложноподчинённого предложения; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать интерес к урокам русского языка; воспитывать любовь к родной природе.

повторение: 1. Какие предложения называются сложноподчинёнными? 2. Приведите примеры сложноподчиненного предложения. 3. Из каких частей состоит СПП? 4. Чем связывается придаточное предложение с главным? 5. Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? 6. Расскажите о роли указательных слов в СПП.

Наблюдение над языковым материалом: 1. Определите вид сложного предложения. 2. Назовите главную и придаточную часть. 3. Укажите место придаточной части.

Если осенью выдаётся свободный денёк, мы отправляемся в лес. ( … ) , [ … ] .

Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото осенней листвы. [ … ] , ( … ) .

Рябина, что растёт у опушки, похожа на пылающий костёр. [ … , ( … ) , . ] .

Вывод: структура спп гибкая, придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять перед главной ( … ) , [ … ] . после главной [ … ] , ( … ) . в середине главной [ … , ( … ) , . ] .

Конструирование предложений: 1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке. Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. Запишите все возможные варианты.

Туман рассеялся, когда мы вышли к реке. [ … ] , ( когда… ) . Когда мы вышли к реке, туман рассеялся. ( Когда … ) , [ … ] . Туман, когда мы вышли к реке, рассеялся. [ … , ( когда … ) , . ] . Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чём заключается их различие ?

Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо. В небе которое усеяно звёздами вспыхивают зарницы. Кругом тишина которую не нарушает ни один звук. Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом. Звёзды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут. Пока не наступит рассвет посидим у костра. Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет. В то время как я задремал показались первые солнечные лучи. Закрепление: Знаки препинания не расставлены

Работа с учебником: § 9, стр. 41-42, упр.87.

На уроке: мы вспомнили. мы узнали. мы выполнили.

Домашнее задание: § 9 ,стр.41-42,упражнение 8 8. (I

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме «Обособление обстоятельств». Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с.

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении «.

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени» .

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс. Тема «Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе».

Урок русского языка для коррекционной школы II вид.

Источник

Урок русского языка в 9 классе. Структура сложноподчинённого предложения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей №1»

пос. Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Структура сложноподчинённого предложения

учитель русского языка и литературы

Урок проводится по учебнику «Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений» – М. «Просвещение» 2008 г. Авторы: , ,

актуализация знаний о строении сложноподчинённых предложений (СПП);

закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по отношению к главному предложению;

отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;

отработка умения составлять схемы СПП;

отработка умения характеризовать предложения;

развивать речевые навыки составления связного текста;

развивать потребности к речевому самосовершенствованию.

воспитание любви к родной природе;

воспитание сознательного отношения к возможностям языка;

воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.

Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчинённых предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: учебники, тетради, книга Г, «Секреты пунктуации», сигнальные карточки (1. с изображением гуся, 2. с изображением матрёшки).

1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.

2. Проверка домашнего задания.

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Приведите примеры из домашнего упражнения.

Из каких частей состоит СПП?

Чем связывается придаточное предложение с главным?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Расскажите о роли указательных слов в СПП.

3. Наблюдение над языковым материалом.

Определите вид сложного предложения.

Назовите главную и придаточную часть.

Укажите место придаточной части по отношению к главной.

Если осенью выдаётся свободный денёк, мы отправляемся в лес.

Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.

Рябина, что растёт у дороги, похожа на пылающий костёр.

Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т. е. может стоять

в середине главной [… ,(…), . ].

4. Конструирование предложений.

Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое.

Запишите все возможные варианты.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений.

1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.

Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чём заключается их различие?

Вывод формулируют учащиеся.

5. Работа с книгой Г, «Секреты пунктуации» (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. «Просвещение» 1987 г.), глава «Гуси и матрёшки», стр. 85 – 86.

«Сейчас вы прочтёте два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.

Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.

Вот вам еще одно правило «хорошего пунктуационного поведения»: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые – одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрёшка)».

6. Работа с сигнальными карточками «Гуси» и «Матрёшки».

Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.

В небе которое усеяно звёздами вспыхивают зарницы.

Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.

Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.

Звёзды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.

Пока не наступит рассвет посидим у костра.

Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.

В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.

7. Объяснительное письмо.

Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.

Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.

8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз.

9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины «Золотая осень».

Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И. Левитана «Золотая осень». Мы видим жёлтую траву, которая ещё недавно по-летнему ярко зеленела. Берёзовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовёт на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)

Кажется, что прошёл золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)

Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть её разноцветным ковром. Рябина, что растёт у моей калитки, горит словно костёр. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть её свежий горьковатый запах осени. (Зыбкин Дмитрий)

10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41.

11. Выполнение теста.

1. В сложноподчинённом предложении простые предложения:

А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;

Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;

В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.

2. Укажите сложноподчинённое предложение:

А. Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.

Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.

В. Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.

3. Укажите предложение, простроенное по принципу «гуси»:

А. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.

Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.

В. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.

3. Укажите предложение, построенное по принципу «матрёшка»:

А. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.

Б. Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.

В. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.

4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:

А. Дорогу размыло дождём, поэтому по краям образовались рытвины.

Б. Как только выпадает свободный денёк, я отправляюсь за грибами.

В. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.

5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.

Сегодня на уроке мы: вспомнили… узнали… выполнили…

Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87.

Источник

Урок русского языка «Место придаточного в сложноподчиненном предложении»

  • актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
  • закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
  • отношению к главному предложению;
  • отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
  • отработка умения составлять схемы СПП;
  • отработка умения характеризовать предложения;
  • совершенствование пунктуационных навыков;
  • овладение синтаксической терминологией.
  • развивать речевые навыки составления связного текста;
  • развивать потребности к речевому самосовершенствованию.

  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
  • воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.

Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.

Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1.

1. Сообщение темы и цели урока (1, 2 слайд).

Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.

2. Проверка домашнего задания (3 слайд).

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Приведите примеры из домашнего упражнения.

Из каких частей состоит СПП?

Чем связывается придаточное предложение с главным?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Расскажите о роли указательных слов в СПП.

3. Наблюдение над языковым материалом (4–8 слайд).

Определите вид сложного предложения.

Назовите главную и придаточную часть.

Укажите место придаточной части по отношению к главной.

Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.

Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.

Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.

Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять

4. Конструирование предложений (9–10 слайд).

Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.

Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие?

Вывод формулируют учащиеся.

5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд).

“Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

  1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
  2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.

Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.

Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”.

6. Работа с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки” (12 слайд).

Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.

7. Объяснительное письмо (13 слайд).

Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.

Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.

8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз. (14 слайд)

9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд).

Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)

Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)

Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий)

10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41 (18 слайд).

11. Выполнение теста (Приложение 2), составленного при помощи программы разработки тестов “KRAB-2” (17 слайд).

1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:

А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день.
В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.

3. Укажите предложение, простроенное по принципу «гуси»:

A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.

3. Укажите предложение, построенное по принципу «матрешка»:

A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно.
B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.

4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:

A. Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами.
B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.

5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.

Сегодня на уроке мы: вспомнили. узнали. выполнили.

Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87 (19–20 слайд).

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Учебник “Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений”. – М.: “Просвещение”, 2006 г.

Источник

Читайте также:  Покраснение кожи рук от солнца
Adblock
detector