Презентация урока русского языка в 9 классе по теме: «Место придаточного в сложноподчиненном предложении»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место придаточного в сложноподчинённом предложении Урок русского языка в 9 классе
Цели урока: углубить знания о строении сложноподчинённого предложения; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать интерес к урокам русского языка; воспитывать любовь к родной природе.
повторение: 1. Какие предложения называются сложноподчинёнными? 2. Приведите примеры сложноподчиненного предложения. 3. Из каких частей состоит СПП? 4. Чем связывается придаточное предложение с главным? 5. Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? 6. Расскажите о роли указательных слов в СПП.
Наблюдение над языковым материалом: 1. Определите вид сложного предложения. 2. Назовите главную и придаточную часть. 3. Укажите место придаточной части.
Если осенью выдаётся свободный денёк, мы отправляемся в лес. ( … ) , [ … ] .
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото осенней листвы. [ … ] , ( … ) .
Рябина, что растёт у опушки, похожа на пылающий костёр. [ … , ( … ) , . ] .
Вывод: структура спп гибкая, придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять перед главной ( … ) , [ … ] . после главной [ … ] , ( … ) . в середине главной [ … , ( … ) , . ] .
Конструирование предложений: 1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке. Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. Запишите все возможные варианты.
Туман рассеялся, когда мы вышли к реке. [ … ] , ( когда… ) . Когда мы вышли к реке, туман рассеялся. ( Когда … ) , [ … ] . Туман, когда мы вышли к реке, рассеялся. [ … , ( когда … ) , . ] . Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чём заключается их различие ?
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо. В небе которое усеяно звёздами вспыхивают зарницы. Кругом тишина которую не нарушает ни один звук. Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом. Звёзды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут. Пока не наступит рассвет посидим у костра. Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет. В то время как я задремал показались первые солнечные лучи. Закрепление: Знаки препинания не расставлены
Работа с учебником: § 9, стр. 41-42, упр.87.
На уроке: мы вспомнили. мы узнали. мы выполнили.
Домашнее задание: § 9 ,стр.41-42,упражнение 8 8. (I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме «Обособление обстоятельств». Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с.
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении «.
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени» .
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс. Тема «Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе».
Урок русского языка для коррекционной школы II вид.
Источник
Урок русского языка в 9 классе. Структура сложноподчинённого предложения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей №1»
пос. Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Структура сложноподчинённого предложения
учитель русского языка и литературы
Урок проводится по учебнику «Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений» – М. «Просвещение» 2008 г. Авторы: , ,
актуализация знаний о строении сложноподчинённых предложений (СПП);
закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по отношению к главному предложению;
отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
отработка умения составлять схемы СПП;
отработка умения характеризовать предложения;
развивать речевые навыки составления связного текста;
развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
воспитание любви к родной природе;
воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчинённых предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: учебники, тетради, книга Г, «Секреты пунктуации», сигнальные карточки (1. с изображением гуся, 2. с изображением матрёшки).
1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.
2. Проверка домашнего задания.
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Приведите примеры из домашнего упражнения.
Из каких частей состоит СПП?
Чем связывается придаточное предложение с главным?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Расскажите о роли указательных слов в СПП.
3. Наблюдение над языковым материалом.
Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной части по отношению к главной.
Если осенью выдаётся свободный денёк, мы отправляемся в лес.
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
Рябина, что растёт у дороги, похожа на пылающий костёр.
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т. е. может стоять
в середине главной [… ,(…), . ].
4. Конструирование предложений.
Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое.
Запишите все возможные варианты.
Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чём заключается их различие?
Вывод формулируют учащиеся.
5. Работа с книгой Г, «Секреты пунктуации» (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. «Просвещение» 1987 г.), глава «Гуси и матрёшки», стр. 85 – 86.
«Сейчас вы прочтёте два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Вот вам еще одно правило «хорошего пунктуационного поведения»: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые – одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрёшка)».
6. Работа с сигнальными карточками «Гуси» и «Матрёшки».
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звёздами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звёзды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
7. Объяснительное письмо.
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз.
9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины «Золотая осень».
Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И. Левитана «Золотая осень». Мы видим жёлтую траву, которая ещё недавно по-летнему ярко зеленела. Берёзовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовёт на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)
Кажется, что прошёл золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)
Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть её разноцветным ковром. Рябина, что растёт у моей калитки, горит словно костёр. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть её свежий горьковатый запах осени. (Зыбкин Дмитрий)
10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41.
11. Выполнение теста.
1. В сложноподчинённом предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
2. Укажите сложноподчинённое предложение:
А. Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.
В. Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
3. Укажите предложение, простроенное по принципу «гуси»:
А. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
В. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
3. Укажите предложение, построенное по принципу «матрёшка»:
А. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.
В. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
А. Дорогу размыло дождём, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денёк, я отправляюсь за грибами.
В. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
Сегодня на уроке мы: вспомнили… узнали… выполнили…
Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87.
Источник
Урок русского языка «Место придаточного в сложноподчиненном предложении»
- актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
- закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
- отношению к главному предложению;
- отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
- отработка умения составлять схемы СПП;
- отработка умения характеризовать предложения;
- совершенствование пунктуационных навыков;
- овладение синтаксической терминологией.
- развивать речевые навыки составления связного текста;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
- воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).
Компьютерная презентация представлена в Приложении 1.
1. Сообщение темы и цели урока (1, 2 слайд).
Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.
2. Проверка домашнего задания (3 слайд).
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Приведите примеры из домашнего упражнения.
Из каких частей состоит СПП?
Чем связывается придаточное предложение с главным?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Расскажите о роли указательных слов в СПП.
3. Наблюдение над языковым материалом (4–8 слайд).
Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной части по отношению к главной.
Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
4. Конструирование предложений (9–10 слайд).
Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие?
Вывод формулируют учащиеся.
5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд).
“Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
- Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
- Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”.
6. Работа с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки” (12 слайд).
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
7. Объяснительное письмо (13 слайд).
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз. (14 слайд)
9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд).
Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)
Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)
Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий)
10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41 (18 слайд).
11. Выполнение теста (Приложение 2), составленного при помощи программы разработки тестов “KRAB-2” (17 слайд).
1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
2. Укажите сложноподчиненное предложение:
А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день.
В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
3. Укажите предложение, простроенное по принципу «гуси»:
A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
3. Укажите предложение, построенное по принципу «матрешка»:
A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно.
B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
4. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
A. Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами.
B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
Сегодня на уроке мы: вспомнили. узнали. выполнили.
Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87 (19–20 слайд).
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Учебник “Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений”. – М.: “Просвещение”, 2006 г.
Источник