Меню

Хлеб для детей от солнца

«Солнце, жизнь и хлеб» Интегрированный урок литературы и биологии

учитель биологии Белых Надежда Викторовна

Тема: « Солнце, жизнь и хлеб » (Слайд №1)

Цели урока: (Слайд №2)

· образовательные : углубить знания о пшенице, как важнейшей зерновой культуре, о ее народно-хозяйственном значении, об истории возделывании пшеницы,

р асширить знания детей о продуктах, получаемых из зерна, значении хлеба в жизни человека;

· развивающие: развивать познавательный интерес учеников школы, вырабатывающий самостоятельность, независимость, оригинальность решения, богатство идей;

· воспитательные : приобщать школьников к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, традициям своего народа;

воспитывать любовь к природе родного края, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу – богатству нашего края.

Методическое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, презентация, выставка книг Л. Ф. Епанешникова и Г.Фатеева, черный хлеб, пшеница.

Методические приемы: беседа, чтение стихотворений, просматривание слайдов, презентации, сообщения учащихся.

Форма урока: интегрированный

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, гости! Сегодня на нашем уроке будут работать учащиеся двух классов: 5 и 6, два учителя Ольга Николаевна и Надежда Викторовна

Ребята! На уроке у нас присутствуют гости — учителя нашей школы. Вы их всех знаете, поэтому чувствуйте себя на уроке комфортно.

II. Подведение к теме и цели урока (Слайд №3)

Ребята! Готовясь к конкурсам, к мероприятиям недели вы узнавали много нового и интересного о культуре нашего народа, зарождении национальных традиций. И сегодня на уроке мы тоже будем говорить о национальном достоянии нашей страны, национальных традициях.

Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Розы Паранук

Нас всех объединяет слово “хлеб”.
Не знаю выше, благородней слова
Он жизни смысл – всему основа.

— Какое главное слово этого эпиграфа?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Да, ребята, мы будем говорить о русском хлебе — национальном достоянии нашей страны, о культуре отношения к хлебу, о его цене в горькие для страны события.

Тема нашего урока: « Солнце, жизнь и хлеб» (Слайд №4)

На уроке мы с вами должны: (Слайд №5)

· узнать о пшенице — важнейшей зерновой культуре нашего края;

о продуктах, получаемых из зерна,

о значении хлеба в жизни человека;

· вспомнить русские народные традиции, связанные с хлебом,

· помнить об уважение к людям труда, бережном отношении к хлебу – богатству нашего края.

III. Работа по теме урока. (Слайд №6,7)

Ребята, посмотрите на картины. Солнечные лучи пронизывают растения и падают на землю. Друзья, вы пробовали ловить солнечные лучи? Вам удавалось, когда-либо удержать в ладошках солнечный лучик?

— А как вы думаете, растения могут улавливать солнечные лучи?

— Для чего они это делают? (Слайд № 8)

Фотосинтез идет на свету круглый год

И он людям дает: пишу и кислород.

Очень важный процесс фотосинтез, друзья.

Без него на земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова

Фотосинтез — всему голова

(Рассказ учащихся о фотосинтезе)

Большой вклад в изучение фотосинтеза внес русский ученый К.А. Тимирязев.

Он писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка… Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез». Он потух, но не исчез, а превратился в зерна пшеницы. Посмотрите зерна пшеницы одного цвета с солнцем, и они дают нам жизнь.

Мы живем с вами в Ставропольском крае. Это самый богатый хлебный край. Если вы посмотрите на карту зерновых культур Ставропольского края, то увидите, что большую часть земли нашего края занимают зерновые культуры. Главная из них – пшеница.

IV. 1. Слово учителя литературы

Ребята! Каждое утро, день и вечер вы видите перед собой хлеб. А задумывались вы когда-нибудь, как он попадает к нам на стол. Давайте мысленно пройдемся по пшени-чному полю.

Звучит песня «Поле. Русское поле» (Слайды №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 )

Ребята! Мы с вами увидели в ярких лучах солнца огромные поля с золотой пшеницей. Но не всегда эти поля смотрелись так красиво.

-Какие работы проводились до того, как пшеница выросла?

(Сообщение ученика) (Слайд №23)

Тает снег на полях. У хлеборобов в эту пору полно забот. Надо обсудить и уточнить планы размещения посевов, технологические карты, объем весенних работ.

Нужно организовать пробный выезд на пашню. Сразу станет ясно, правильно ли работают прицепные почвообрабатывающие и посевные орудия.

Плохо, когда неравномерно тают снега — зря теряются талые воды. Этого можно избежать, если пропахать землю. На затемненных полосах почва быстрее оттаивает и лучше впитывает влагу.

Очистка семян, проверка на всхожесть гарантируют вам дружные всходы, обильный урожай. Если пшеницу сажают под зиму, то весной ведется подкормка озимых с помощью сельскохозяйственной авиации.

А весной посевная начинается, если почва прогревается до 3—5 градусов, сеют узкорядным и перекрестным способом ранние яровые культуры и многолетние травы.

Читайте также:  Опишите героев сказки кладовая солнца

-А после того, как зерно созрело, начиналась страда. (Слайд №24)

-Кто расскажет, что это такое и как она проходит?

(Сообщение ученика) (Слайд №25, 26, 27, 28, 29)

Не зря уборочную страду называют битвой за урожай. Это экзамен для хлеборобов на стойкость и профессионализм. И выдержать его – дело чести. Нагрузка на хлеборобов большая – уборка начинается с раннего утра, как только спадет роса, и продолжается до позднего вечера, иногда до полуночи. Днем зной, пыль. Каждая минута дорога. Ведь перезревшее зерно начнет падать, а завтра, того и гляди, может дождь пойти. Такая деятельность не каждому под силу, это работа для сильных духом, с чистой душой и помыслами людей.

В 2012 году на Ставрополье собрано более 4 миллионов тонн зерновых. Почти 90% собранной пшеницы — отлич­ное зерно продовольственного класса. Среди лидеров по намолу стали и хлеборобы Красногвардейского района.

V. Писатели края о хлебе.

1. Стихотворение «Солнышко в хлебе» Леонида Епанешникова

Красота русского поля с золотой пшеницей воспевалось поэтами, писателями, художниками, композиторами! Русское поле дало нам бесценный дар – хлеб, который кормил всю необъятную Россию. Хлеб был главным в жизни человека. Хлеб – это жизнь. Недаром в народе говорили: “Хлеб – всему голова!”.

Воспевали и славили хлеб и писатели нашего края.

Одним из них был Леонид Епанешников. Он родился в 1923 году на Кавказе. Это был добрый, улыбчивый человек, очень талантливый, любящий детей. И стихи его были такие же добрые.

Послушайте его стихотворение «Солнышко в хлебе»

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном.

С белоснежным рушником.

Пышный, мягкий, пропечённый,

Хлеб с горбушкой золочёной,

Шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нём здоровье, наша сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

А о какой традиции, связанной с русским хлебом, напоминает нам автор?

Выражение: «Хлеб да соль» — служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.

2. Пословицы о хлебе

— Ребята! Вы знаете, что у нас очень много пословиц о хлебе. Прочитайте пословицы, которые вы приготовили.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не трудится- хлеба не добиться

Хлеб — батюшка, водица — матушка.

Без соли, без хлеба — худая беседа.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Глубже пахать — больше хлеба видать.

Снег на полях — хлеб в закромах.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеб в пути не тягость.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Будет хлеб — будет и обед.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Без хлеба святого всё приестся.

Без хлеба куска везде тоска

3. Стихотворение «Поля, поля, где от хлебов светло» Геннадия Фатеева.

Ребята! На этом слайде поэт Геннадий Фатеев.

Он наш земляк, родился в селе Красногвардейском. В его стихах звучит любовь и гордость за свое хлебное Ставрополье, за красоту степных просторов, за село, в котором родился. Послушайте одно из его стихотворений.

Поля, поля, где от хлебов светло

Где звезды над комбайнами лучатся.

Прости, мое заветное село,

Что мы с тобой встречаемся нечасто.

Здесь воздух, как парное молоко,

И тяжесть лет мгновенно пропадает,

А на душе спокойно и легко,

Как только на родной земле бывает.

И сколько б лет пургой не замело

О каждом люди помнят, как о сыне.

Как хорошо, что есть мое село.

А без села и не было б России.

Ребята! Вы видите, что в стихотворениях поэты хлеб сравнивают со светом, солнцем, теплом. Хлеб! Действительно, такое теплое домашнее слово! Оно навсегда связано для нас с материнскими руками, пекущими его, с людьми, которые его выращивают. Посмотрите на результаты труда этих людей.

(Слайды №33, 34, 45. 36, 37, 38)

Ребята! Из зерновых культур делают не только хлебобулочные изделии, но и макаронные изделия. И самый главный продукт после хлеба для русского человека — каша. Не зря в народе говорили: «Хлеб да каша пища наша». Поэтому из злаковых культур делают еще и разные крупы.

Ребята! Вы посмотрели слайды и увидели, какое изобилие может быть сейчас у нас на столах. Но это было не всегда так. В нашей стране были и неурожайные годы.

Читайте также:  Как скроить юбку двойное солнце

В 19 веке из ста лет сорок были неурожайными. Немаловажную роль в возник-новении голода играли и происходящие в стране политические и социальные явления (войны, революции и т. п.).

Наиболее известные вспышки голода в России в XX веке — голод в Поволжье 1921—1922 годов вызванный длительным отсутствием осадков и осложненный последствиями Гражданской войны, Массовый голод 1932—1933 годов в период коллективизации, голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). И, наконец, после Великой Отечественной войны последний в истории Советского Союза массовый голод 1946/47 годов.

И, действительно, цена хлеба в эти годы была жизнь.

Посмотрите на жуткие кадры старой кинохроники о голоде на Украине.

Ребята! И хочется остановиться еще на одной странице нашей истории.

Голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). Посмотрите видеокадры «Блокадный Ленинград»

В дни блокады солдатам выдавали — 500 граммов хлеба в сутки. Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов. 125 граммов на весь день.

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.

Ребята! Нельзя не вспомнить маленькую ленинградку Таню Савичеву, которая вела дневник. Невозможно без слез смотреть на эти маленькие листочки, где перечислены все члены ее семьи. Они все умерли. Таня пишет, что она осталась одна. Ее вывезли через Ладожское озеро.

Детей привезли в посёлок Шатки, Нижегородской области.

Преподаватель истории Ирина Николаева вспоминала:

Поезд остановился, однако из двери большого вагона так никто и не вышел. Дети не могли встать. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен — кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Из всех прибывших тогда детей не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.

Подведение итогов урока:

Ребята! Смотреть на эти кадры невозможно без слез. Я хочу, чтобы вы всегда помнили увиденное и знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не выбросят крошки хлеба, они знают — цена ему жизнь. И если вы видите, что в столовой кто-то бросается хлебом или пинает кусочек хлеба, случайно упавший на пол, ногой, остановите человека, который не понимает, что хлеб-это святое. Объясните, что когда-то такого кусочка хлеба кому-то не хватило. Это стоило человеку жизни.

Относитесь к хлебу бережно. Помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Помните! Хлеб — это ценность, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Это то, что является неотъемлемой частью нашей русской национальной культуры.

Я вас попрошу попробовать черный хлеб, эти кусочки весят 125 граммов. Но состав его, конечно, совсем другой. Я думаю, после того, что вы увидели и услышали на уроке, вы по — другому почувствуете вкус хлеба и по — другому будете к нему относиться.

(На блюде черный хлеб, по 125 граммов. Раздается гостям и детям)

Ребята! Я думаю, каждый из вас в душе для себя сделал вывод. Оценки поставим на следующем уроке.

Источник

Когда ребенку можно давать хлеб, и какой сорт выбрать: прикорм грудничка до 1 года

Вводить новый прикорм в рацион грудничка всегда волнительно и страшно. Никогда не знаешь, как малыш отреагирует на него. У крохи может появиться аллергия, заболеть животик и даже подняться температура. Начиная с 4 месяцев, карапузу уже можно давать пробовать первые в его жизни фруктовые и овощные пюрешки. Не все, конечно, но большинство. Понять, когда и как вводить их в рацион младенца можно легко. Вся эта информация содержится на этикетке детского питания. Стоит всего лишь найти ее и внимательно прочитать. Вот только в каком же возрасте можно давать малышу хлебобулочные изделия, на этикетке не написано. Молодые родители начинают задумываться о том, как не навредить еще не сформировавшейся полностью пищеварительной системе грудничка.

Разные сорта хлеба имеют отличающийся состав, но наиболее полезным для детей младшего возраста является именно белый хлеб

Состав хлебобулочных изделий

При желании хлеб может приготовить любой человек. Его рецепт прост и не требует большого количества ингредиентов. Итак, что же входит в его состав:

  1. Мука. Без нее испечь хлеб никак не получится. Пищевая ценность муки зависит от того, из какого зерна она была получена, и степени обработки. Так, мука грубого помола (низшего сорта) содержит в себе гораздо больше полезных веществ, чем мука высшего сорта. Это связано с тем, что она меньше подвергается технологической обработке, а значит, ценных питательных веществ в ней сохраняется больше. Такая мука имеет темный цвет, а вот первый сорт – белый. Ее главным отличием от обойной муки является отсутствие отрубей. Несмотря на все преимущества черного хлеба над белым, сначала вводить в рацион грудным детям рекомендуется именно белый прикорм. Это поможет избежать аллергической реакции, которая может возникнуть из-за попадания в организм ребенка отрубей.
  2. Поваренная соль.
  3. Вода.
  4. Дрожжи или закваска.
Читайте также:  Бог солнца у греков гелиос

Чем сложнее рецепт хлеба, тем больше ингредиентов в него входит. Так, помимо выше названных в состав хлебобулочных изделий могут входить яйца, цельные зерна, пряности, жиры, молоко, патока, молочная сыворотка и сахар. Такой хлеб имеет большое количество калорий.

Полезные свойства хлеба

Страхи молодых мамочек по поводу того, что употребление хлебных изделий младенцем опасно, и что они могут нанести вред пищеварительной системе малыша, ничем не обоснованы. Дело обстоит как раз таки наоборот. Хлеб содержит столько полезных и питательных веществ, что его можно и даже нужно давать есть ребенку, еще не достигнувшему годовалого возраста. В нем имеются витамины и минералы, требующиеся для растущего организма. Например:

  • Витамин Е, имеющийся в зернах, оказывает благотворное воздействие на эндокринную систему.
  • Витамин В1 улучшает функционирование нервной системы.
  • Витамин В2 активизирует обменные процессы, улучшает состояние кожи и волос младенца.
  • Благодаря витамину В6 в организме крохи быстрее усваиваются жирные ненасыщенные кислоты. Кроме того, этот витамин положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы и мозга ребенка.

Помимо этого в хлебе содержится растительная клетчатка (пищевые волокна). Она выполняет следующие функции: повышает аппетит, улучшает работу кишечника, выводит токсины. Однако же избыток клетчатки в организме не менее вреден для грудничка, чем ее недостаток. Он может вызвать колит, поэтому хлебобулочные изделия нужно вводить в рацион аккуратно. Также надо внимательно следить за реакцией малыша на тот или иной продукт. Еще немного о плюсах хлеба:

  • Он является отличным источником энергии, так как содержит в себе большое количество углеводов. К примеру, в ржаном хлебе насчитывается 214 ккал на 100 гр. продукта, а в пшеничном – 233 ккал.
  • В процессе пережевывания хлеба, у крохи развивается челюстной аппарат и очищается полость рта от болезнетворных микробов.
  • Он способствует выведению из организма младенца продуктов распада.

Когда вводить в рацион малыша хлебные изделия?

Чтобы ребенок получил от употребления хлеба пользу, а не расстройство желудка, необходимо знать, какой именно нужно давать продукт, когда и со скольких лет. Первое знакомство с таким прикормом должно произойти не ранее 7 месяцев. Однако же давать надо не сам хлеб, а детские печенья или специальные сухарики. Они не должны содержать добавок. Если вы боитесь, что малыш подавится крошками, то можете печенья размягчить в грудном молоке или воде. Ребенку такое угощение должно очень понравиться.

Какой именно хлеб можно употреблять в том или ином возрасте?

  • В 8 месяцев уже можно дать попробовать малышу сам хлеб. Он должен быть приготовлен из белых сортов пшеницы. Вводить в прикорм хлеб в первый раз следует с 1-3 грамм.
  • В 9 месяцев постепенно старайтесь увеличивать количество, чтобы к годовалому возрасту порция достигла 20 грамм. Не переживайте, если малыш не может съесть целую порцию, даже небольшое количество этого прикорма может оказать положительное воздействие на организм.
  • К 3 годам количество хлебобулочных изделий, употребляемых в течение дня, можно увеличить до 60-80 грамм.
  • В 4 года возможно вводить в рацион ржаной хлеб, а также имеющий в своем составе отруби.

Детям в возрасте 3-6 лет разрешено давать пшеничный хлеб по 100-120 грамм в сутки, ржаной – по 50 грамм. Также доктор Комаровский советует не позволять ребенку употреблять слишком большое количество кондитерских изделий. Это может привести к ожирению. Нормой является 10-20 грамм в сутки.

На какой хлеб может быть аллергия?

Нередко хлебобулочные изделия содержат различные добавки: орехи, патоку, глазурь, изюм. Все это может вызвать аллергию у крохи, проявляющуюся в виде сыпи. Следите за реакцией ребенка на продукт. Если появились какие-либо высыпания на теле или ухудшилось самочувствие, обязательно скажите об этой проблеме врачу, и лучше прекратите употребление «аллергена». Рассмотрим часто задаваемые вопросы:

  1. Что делать, если у 9 месячного ребенка аллергия на магазинный хлеб? Если у крохи появилась аллергия на хлеб из магазина, то вы можете испечь его сами в хлебопечке. Однако же следует помнить, что детям, не достигшим двухлетнего возраста, кушать только что приготовленный хлеб нельзя. Это может отрицательно отразиться на их пищеварительной системе. Хлеб, после его приготовления, должен остыть и полежать несколько часов. Только после этого можно начинать давать его ребенку. Проверить готовность можно следующим образом: выньте хлеб из печки и сдавите. Если не вернулся в прежнюю форму, значит внутри он не готов, а если же в скором времени он перестал быть сплюснутым и стал выглядеть, как и до сжатия, – готов.
  2. Нужно ли давать малышу бессолевой хлеб? Нет не нужно. Назначить его может только врач.
  3. Что делать, если карапуза мучают запоры после 3 лет? С этой проблемой хорошо справляется хлеб с отрубями. Употребление его поможет улучшить перистальтику кишечника малыша.

Источник

Adblock
detector