Неизвестные подробности съемок «Белого солнца пустыни»
Фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны в 1970 году и уже почти полвека является народным достоянием. Фразочки товарища Сухова и Петрухи давно уже перекочевали в фольклор: «Гюльчатай, открой личико!», «Восток — дело тонкое». Сейчас сложно представить, что уже готовую картину посчитали неудавшейся и хотели навсегда положить на полку.
Вестерн по-советски
Во второй половине 1960-х руководство Госкино поставило задачу снять приключенческую ленту в стиле американских вестернов, но в советских реалиях. Потом этот жанр назовут «истерн» (от английского слова East — «восток»). За основу для сценария соавторы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков взяли реальный случай Гражданской войны, когда один из басмачей, убегая от красноармейцев, бросил в пустыне свой гарем. Изначально планировалось, что снимать фильм будет Андрей Михалков-Кончаловский, но в итоге он от предложенного сценария отказался. Поиски подходящего режиссера затянулись, в какой-то момент было решено предложить работу опальному Владимиру Мотылю, который тогда только снял вызвавшую у чиновников недовольство картину «Женя, Женечка и «катюша». Мотыль не пришел в восторг от сценария «Белого солнца. », но он находился в безвыходном положении — любое предложение о съемках для него тогда было удачей. К тому же за эту картину отвечала ЭТК — Экспериментальная творческая киностудия, независимая от Госкино, которая была рассчитана на создание коммерчески успешных фильмов (сейчас бы их назвали «блокбастерами»).
Работа над картиной началась в 1968 году. Сложности возникли сразу же. На главную роль товарища Сухова утвердили Георгия Юматова, но в первый же день съемок (эпизод снимался в Ленинграде) он в назначенное время не явился — ассистенты нашли его в номере гостиницы пьяного и с разбитым в драке лицом. Появляться в кадре с такими синяками актер не мог, поэтому Владимиру Мотылю пришлось срочно вызывать из Москвы второго кандидата на главную роль — Анатолия Кузнецова. На роль таможенника Верещагина Мотыль решил взять ленинградского актера Павла Луспекаева. К тому моменту он был тяжело болен — из-за проблем с сосудами у него были сначала ампутированы пальцы на обеих ступнях, а затем и сами ступни. Актер передвигался на протезах, каждое движение вызывало у него сильнейшую боль. Режиссеру пришла в голову идея «добавить» к образу Верещагина костыли — Мотыль даже уже продумывал сцену драки с бандитами, где таможенник пустит их в ход. Но Павел Луспекаев от такого «реквизита» наотрез отказался, мол, «еще успею сыграть инвалида в следующей картине». Более того, все трюки в фильме он хотел исполнить сам, без помощи каскадеров.
На роль Петрухи взяли молодого паренька Николая Годовикова — он уже мелькал в кино в эпизодах «Республики ШКИД» и «Жени, Женечки и «катюши». Роль Саида отдали актеру Московского театра сатиры Спартаку Мишулину.
Вместо актрис под чадрой — солдаты
Труднее всего оказалось найти достаточное количество «жен» для гарема. Актрису на роль Гюльчатай — Татьяну Денисову — нашли в Московском цирковом училище. Но через четыре месяца съемок ей предложили выгодный контракт в цирке, и она уехала на гастроли. Замену случайно нашли среди студенток Вагановского хореографического училища. Новую Гюльчатай звали Татьяна Федотова. Остальных искали по всему Советскому Союзу, причем на роль восточных красавиц брали даже женщин типично европейской внешности, например, баскетболистку Велту Деглав из Риги. Лишь три из девяти жен были профессиональными актрисами, остальные снимались в кино впервые.
Место действия фильма — пустыня где-то в Средней Азии. Город Педжент — вымышленный, но по косвенным репликам героев можно понять, что он находится на восточном берегу Каспийского моря, не очень далеко от границы с Персией. Съемки проходили под Махачкалой в Дагестане и возле города Байрам-Али в Туркмении. С середины июня на берегу Каспия началась постройка декораций — на песчаных дюнах возводились бутафорские дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу подогнали старый баркас «Дербент». По воспоминаниям Владимира Мотыля, декорации доставили съемочной бригаде много хлопот — при сильном ветре они заваливались, их приходилось выстраивать заново.
Съемки фильма давались тяжело. Август, температура доходила до 45 градусов жары. Жены Абдуллы, наряженные в плотную чадру, изнывали от перегрева и после съемок лежали с мокрыми платками на лбах и валидолом под языком. Сжалившись над женщинами, Владимир Мотыль для некоторых эпизодов вместо них отправлял в кадр солдат из располагавшейся неподалеку военной части, ассистентов оператора и даже плотника. Все равно под чадрой незаметно.
Одна из последних ролей Луспекаева
А вот Спартаку Мишулину, сыгравшему роль Саида, замену найти было невозможно. Сцену, где он по самую шею зарыт в песок, снимали дважды. Закопать актера просто так было невозможно — в раскаленном песке он бы «испекся».
Для Мишулина выкопали яму, в нее поставили деревянный ящик, в который он и залез. Песок около шеи полили водой. Но когда отснятый материал прислали в Москву, выяснилось, что кинопленка бракованная и кадры надо переделывать. Узнав, что ему снова придется сидеть по горло в горячем песке, актер был в ярости.
Павлу Луспекаеву пришлось труднее всех — целый день вышагивать на своих протезах по раскаленным барханам, когда каждое движение приносило жуткую боль. Следом за ним на съемочной площадке всегда ходила его жена Инна Кириллова и несла алюминиевый стульчик. Через каждые 20 метров Луспекаев говорил ей: «Подставь». После съемок он всегда садился у моря и опускал ноги в воду, чтобы хоть немного уменьшить боль. Кстати, роль Верещагина — одна из последних ролей актера. Он умер через две недели после премьеры фильма.
Съемочную бригаду преследовали различные неприятности. В одну из ночей, когда сторож лег спать, местные воры украли из сарая часть реквизита — в том числе саблю, подаренную «Ленфильму» кавалеристом Окой Городовиковым, и часы фирмы «Буре», которые должны были надеть на руку товарища Сухова. Съемки застопорились, хотели привлечь к делу милицию. Владимир Мотыль нашел другой выход: разузнав, кто в этих краях является криминальным авторитетом, он отправился к нему «на поклон». Авторитетом оказался 26-летний дагестанец Али. Мотыль предложил ему эпизодическую роль в своем фильме, а когда тот с радостью согласился, режиссер пожаловался на кражу ценного реквизита. Новый участник съемочной группы тут же все «уладил», и уже к утру все вещи были возвращены киношникам. Али сыграл одну из эпизодических ролей в банде Абдуллы — именно он наставляет винтовку на товарища Сухова на берегу моря, в котором тот беспечно купался.
«В банде Абдуллы должны быть русские»
Съемки фильма затянулись на два года. Худсовет был недоволен результатами работы Владимира Мотыля — худрук Экспериментального творческого объединения Григорий Чухрай назвал товарища Сухова «бесхарактерным», якобы он мало проявляет «мужицкой смекалки и чувства мужицкого юмора». Все сошлись на том, что главный герой — не супермен, а фильм — отнюдь не вестерн. Сам режиссер называл жанр своего детища «сказом-былиной с авантюрной пружиной». Владимир Мотыль несколько раз переписывал сценарий, многое пришлось менять по ходу съемок. Как вспоминал режиссер спустя много лет, «Белое солнце пустыни» было, наверное, единственным советским фильмом, который радикально отличался от изначально задуманного сценария.
Дирекция картины возмущалась еще и «перерасходом» — съемочная группа не смогла уложиться в выделенный бюджет и за первый период съемок израсходовала 350 тысяч рублей. К зиме было решено работу над фильмом «законсервировать» как дорогостоящую и «бесперспективную». Владимир Мотыль в отчаянии писал письма во все инстанции, чтобы ему дали возможность доснять картину. Спасение пришло от Министерства финансов — оно отказалось «списывать» уже потраченные 350 тысяч рублей, поэтому Мотылю разрешили снимать дальше.
После событий в Праге в 1968 году, к фильмам, где так или иначе всплывала международная и межнациональная тематика, относились особенно внимательно. «Белое солнце пустыни» курировал лично Владимир Баскаков — первый зампред Госкино СССР. Второй этап съемок проходил в Туркмении, и Баскаков постоянно слал туда телеграммы с указаниями, чтобы в банде Абдуллы обязательно были русские бандиты. Чиновник очень опасался, что иначе республиканские руководители могут обвинить Госкино в разжигании межнациональной розни — мол, все отрицательные персонажи у вас азиаты. Как потом вспоминал режиссер, бесконечные советы чиновника принесли пользу фильму: «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман», — напутствовал он меня перед экспедицией, делая грозное лицо. Эти его слова и натолкнули меня вписать Сухову реплику: «Восток — дело тонкое».
Возможно, именно после замечаний Баскакова в банде Абдуллы появился нервный белогвардеец, который кричал: «Встать, когда с тобой говорит подпоручик!» Кстати, его сыграл каскадер Валентин Фабер, исполнявший в фильме почти все трюки.
Спасибо Брежневу
Мытарства фильма не закончились и после окончания съемок. Худсовет был по-прежнему недоволен результатом, требовал вносить все новые и новые поправки (например, сократил эпизоды с пьянством Верещагина, вырезал из кадра икону Богоматери со струйкой крови в сцене убийства хранителя музея). Но и этот вариант «Мосфильм» не устроил, акт о приемке картины в Госкино так и не подписали.
Спас «Белое солнце пустыни», сам того не ведая, Леонид Брежнев. В те годы существовала практика закрытых «предпоказов» киноновинок на дачах высокопоставленных деятелей. Таким образом, спорный фильм оказался у генсека, который был большим любителем американских вестернов и пришел в восторг от увиденного. Естественно, после такого «высокого» признания картине был тут же дан зеленый свет, и уже в 1970-м она вышла на широкий экран. Только за первый год ее посмотрели более 34 миллионов человек.
Источник
Граффити белое солнце пустыни
Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥
Спасибо!
Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊
Комментарий дня
Мы решили этот вопрос ещё проще — я сплю в своей комнате, она в своей ))
Рекомендуемое сообщество
Будем публиковать посты с 9gag.
Дублируем посты в телеграм: 9GAG 🔥 Лучшее + там есть эксклюзив.
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
Фигурка «Красноармеец Сухов»
Всем привет. Закончил окраску оловянной фигурки красноармейца Сухова в масштабе 1:32 производства компании «Ратник», высота фигурки с подставкой 73 мм. Фигурка имеет большее портретное сходство с героем фильма «Белое солнце пустыни» нежели таможенник Верещагин того же производителя. Ну и окрас вышел у меня получше.В окраске использовались грунт алкидный «KUDO», краски акриловые «Звезда», финиш лак матовый «Tamiya». В фотографии тоже потренировался, но всё равно прошу сильно тапками не кидать, ибо до совершенства в фотографии мне ещё очень далеко. В этот раз вновь провал со светотенью не передает фотография все оттенки хоть убей.
Верещагин, уходи с баркаса!
Где-то в Челябинске
Телефон мой, фото мое, рисунок не мой. Но понравился.
«Белое солнце пустыни», нож товарища Сухова. Нетипичный обзор №10
Прикоснемся ещё к одной легенде советского кинематографа: «Белое солнце пустыни». Уникальный фильм растащенный в народ на огромное количество цитат. А знаменитое: «Стреляли», знал каждый в Союзе. Вспомним начало фильма и голову Саида. Ну это мы потом конечно узнали что он-Саид.
Сухов привычно достал лопату и со словами: третьего выкапываю, выкопал Саида. За этим делом вечереет и новые знакомцы начинают беседовать. «Джавдет трус, Абдулла воин»- сообщает Саид Сухову. Сухов прощаясь с Саидом оставляет ему нож. В глубоких ножнах, деревянная рукоять и длинный клинок финского строя. Он ещё сыграет свою роль как ружьё обязанное выстрелить в конце спектакля.
Кстати, в момент когда Сухов подходил к Саиду хорошо было видно, что нож висит в глубоких ножнах на ремне. Положение достаточно удобное для различных телодвижений. Это вполне распространённый способ ношения.
Заткнутый за пояс Саида нож, услышит одну из самых знаменитых фраз из фильма сказанных Абдуллой: «Кинжал хорош тому у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.» Хорошо видно устройство самих ножен. Пошитые из кожи со швом с боку. Финского типа и наверняка с деревянным вкладышем под клинок.
Появится он(нож) уже в сцене боя. Но о ней позже, ведь нож был изъят у Саида как и другое оружие, ножик перекочёвывает к басмачу. Но таких вещей не прощают. И Саид возвращает экспроприированное басмачом. К сожалению момент изъятия именно ножа не показан. Но оставить такую ценность он просто не мог.
Выстрел Абдуллы убивает лошадь под Саидом и придавленный тушей коня он не может дотянутся до выпавшего револьвера. И тут его выручает нож. Правда непонятен момент доставания ножа, в эпизоде этого нет, но это не важно. Басмач неосторожно вставший, получает сердечный сюрприз.
Момент броска хорошо виден. Нож Саид держит за клинок, лезвием от себя. Это понятно, чтобы не порезать ладонь при броске. Бросок явно в пол оборота. На стоп кадре хорошо видны деревянная рукоять и металлические тыльник и обойма.
Отличный замысел режисера, когда появившийся предмет имеет свою собственную сюжетную линию. Она идет через весь фильм и скрепляет его добротным швом качественного кино!
Тест про первые работы 10 людей, известных в мире или на Пикабу
Если вы студент и ищете работу на лето, загляните на Авито Работа. В нем больше 90 тысяч объявлений по всей стране: рядом с домом, с гибким или полным графиком работы. Причем для отклика не нужно составлять громоздкое резюме и думать над сопроводительным письмом. С работодателем можно пообщаться прямо во встроенном мессенджере.
То-то заживу
Хитрость, с помощью которой удалось снять сцену с головой Саида в фильме «Белое солнце пустыни»
Фильм «Белое солнце пустыни» уже имеет свою историю и оброс собственными легендами.
Одна из ключевых сцен кинокартины, это встреча Сухова с Саидом и его спасение из песчаного заточения. Помимо того, что сама сцена очень зрелищная, но и имеет важное значение для всего фильма. Ведь Саид, как персонаж, позже появляется в сюжете в самые решающие моменты для главного героя.
На роль Саида пробовались два актёра – Спартак Мишулин и Игорь Ледогоров. На фотопробах у Мишулина оказалось более «восточное» лицо, и на худсовете он единогласно был утвержден на эту роль.
Когда съемочная группа приехала в Дагестан («пустынные» съемки происходили на берегу Каспийского моря в окрестностях Махачкалы, недалеко от Каспийска), то решили сразу снять сцену спасения Саида. Вначале хотели просто вырыть в песке яму чтобы поместить в неё актёра. Но сухой песок осыпался и не позволял углубиться. Тогда кто-то предложил прикопать артиста, лежащего на спине, но Владимир Мотыль сразу был против, потому что планировал снять не просто голову, торчащую из песка, но и процесс выкапывания тела Саида.
Тогда, по совету местных, сколотили из толстой фанеры ящик, в котором Мишулин мог поместиться по плечи стоя на коленях, а утром, обильно полив водой остывший за ночь песок, выкопали для этого ящика яму. Сделали для ящика крышку с отверстием для головы, которой накрывали ящик с актером, а потом небольшим слоем песка присыпали крышку сверху. В итоге, после нескольких дублей приняли решение отказаться от крышки, и в финальных дублях актера засыпали песком прямо в ящике.
В связи с этим, в перерывах между съемками, Мишулин так и оставался, засыпанным песком.
Владимир Мотыль обсуждает будущую сцену с одним из ассистентов
Мишулину приходилось по несколько часов находиться в таком положении.
Перекур в ожидании съёмки очередного дубля
А так как съемки заняли почти весь день, то при монтаже дублей, редакторы допустили ляп – не заметив, что в одной и той же сцене освобождения Саида, тень от солнца перемещается с одной стороны на другую.
В конце концов эпизод сняли, но неожиданно для Мотыля, худсовет в штыки принял эту картинку. Посчитали сцену чересчур жестокой и бесчеловечной, так как на крупных планах лицо Мишулина выглядело ужасно, с вздувшимися фиолетовыми венами и красными воспаленными от песка глазами. То, что Мотыль считал своей удачей — получить именно такие планы (ведь Саид по сюжету долго находился в песке и уже практически погибал), пришлось убрать, а весь процесс освобождения Саида, в итоге занял не более двух минут экранного времени
Но тем не менее, эпизод получился шедевральный! Как, впрочем, и весь фильм.
Из блога:»Мы с вами где-то встречались. «
Классный арт в Че!
Концепт игры по «Белому солнце пустыни» от читателя журнала Dendy. 11 номер, сентябрь 1994 года
Ответ на пост «Когда завязать не вышло. »
Вот, расскажу случай из практики — весьма рядовой, кстати.
Приводит жена мужа-алкаша. Мол, помогите, надо ЗАСТАВИТЬ его бросить пить.
НО! При этом, сама выглядит, как Нюша из Смешариков — абсолютно круглая.
— Всяко уже его уговаривала, била, вкусно кормила, угрожала, обольщала — не помогает, всё равно пьёт, скотина!
— А Вы сама, почему такая полная?
— А это при чём здесь?!
— А Вы похудеть хотите?
— Конечно! Но при чём это здесь?!
— А Вы перестаньте кушать сладкое, мучное и жирное. СОВСЕМ! Полностью. Приведите в порядок Ваш рацион питания. И похудеете! Будете стройная, здоровая и красивая.
— Нет, я так не смогу, я так умру! Зачем тогда жить вообще, если всё это у меня забрать!?
— А теперь подумайте. Вы со жратвой своей порядок не можете навести, а еда, в отличие от алкоголя, не изменяет сознание. А от мужа просите того же самого, у него такая же зависимость, как и Вас, только иное активное вещество. Причём, в разы более сильнодействующее на мировосприятие.
Сложная проблема не имеет, увы, простого решения.
Нельзя избавиться от поноса, заколотив гвоздями дверь в туалет.
И надо помнить, что за все удовольствия, которые очень легко достаются — рано или поздно, но придётся так или иначе заплатить.
Гюльчатай, открой личико.
Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. А ведь так случилось с Татьяной Федотовой-Гюльчатай из всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни»
Она сама и сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, но она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что поступила правильно.
Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.
Татьяна Федотова в балетном училище (в центре). Источник: кадр из youtube
В фильме она показала себя с очень яркой и привлекательной внешностью. И ей сулили громкую славу, если она и дальше продолжит кинокарьеру.
Роль Гюльчатай стала ее звездным часом и первой и последней работой в кино. На самом деле в этой роли зрители должны были увидеть другую актрису – ученицу Московского циркового училища Татьяну Денисову, но из-за экзаменов она через 4 месяца уехала со съемок. Нужно было очень быстро подыскать ей замену, и ассистенты режиссера 16-летнюю Татьяну Федотову нашли прямо на улице: «Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ».
И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей…
Однако, Татьяна не пошла в кино. Не стала продолжать кинокарьеру. И это несмотря на огромную популярность, которую принесла ей роль Гюльчатай. Множество поклонников с нетерпением ждали новых ролей от яркой, привлекательной актрисы, но все тщетно. Татьяна Федотова выбрала для себя другой жизненный путь.
После того, как Татьяна окончила училище, она пошла работать в танцевальный ансамбль в «Ленконцерте». Там она познакомилась с одним композитором. Его звали Геннадий Кузьмин и он на тот момент был женат.
В итоге они все-таки поженились. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.
Будучи уже на пенсии, Татьяна 4 года проработала уборщицей в Русском музее, но не стыдится этого. Когда журналисты задают ей вопросы о том, не жалеет ли она об утраченных шансах в кинематографе, Татьяна отвечает: «Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую… Люди радуются и веселятся, смотрят, какие красивые актеры. Но как они увядают быстро. Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким».
Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.
Где-то в Инстаграме
Долго, больно, а после 40 вообще нельзя: мифы о лазерной коррекции зрения, в которые до сих пор верят
Говорят, лазерная коррекция может не сработать и даже навредить — вдруг глаз сожгут и совсем ослепнешь. На самом деле это ничем не подкрепленные заблуждения. Вместе с врачами из клиники «Зрение» развеиваем страхи и рассказываем, как устроена современная лазерная коррекция.
Делать лазерную коррекцию опасно — в интернете пишут, что можно ослепнуть
А еще в интернете советуют ходить по утренней росе и хлопать себя по ушам, чтобы снять усталость с глаз. Читать о здоровье нужно на врачебных сайтах или выбирать статьи со ссылками на источники. Например, про лазерную коррекцию зрения можно почитать на сайте Американской академии офтальмологии. Эта всемирная ассоциация дорожит своей репутацией и подтверждает все ссылками на исследования.
Лазер вполне безопасен и эффективен: 95% людей остаются довольны операцией, и в течение года после ни один глаз не ослеп. Первые технологии лазерной коррекции тоже не ослепляли людей, так что у этого мифа нет никакого основания, даже исторического. Но надо помнить, что это все же хирургическое вмешательство, и осложнения могут быть. Самые частые — сухость глаз и бликование предметов ночью. Но это данные актуальный для коррекции методом LASIK. Некоторые офтальмологи считают, что современные техники лазерной коррекции — например, SMILE — не должны вызывать сухость глаз вообще, а бликование встречается реже.
Сухость глаза ни с чем не спутать: глаз чешется, краснеет, хочется в него налить воды. Проблема решается увлажняющими каплями. А что такое бликование, знают не все: при нем яркие предметы в темное время светятся или могут быть окружены гало — кольцами света. Побочка обычно проходит за нескольких дней или недель после операции.
Если «минус» слишком большой, операция не поможет
Кто-то убежден, что лазер может помочь людям только с небольшой близорукостью. А вот если вы уже много лет носите очки с толстыми линзами, то об операции можно забыть.
Лазерная коррекция методом ReLex SMILE помогает пациентам с высокой степенью близорукости и астигматизмом. Врачи из клиники «Зрение» говорят, что операция подходит пациентам с:
• близорукостью до -10,0 дптр
• астигматизмом до ±5,0 дптр
Первую операцию SMILE провел в Германии в 2007 году Вальтер Секундо – создатель этого метода. К 2021 году в мире выполнено более 4 млн таких операций.
Лазерная коррекция — долгая и болезненная операция
Лазерная коррекция зрения проходит очень быстро: самая последняя технология ReLex SMILE позволяет вернуть зрение за 10-15 минут, причем сам «ремонт» глаз, то есть время воздействия лазером на роговицу, занимает меньше 30 секунд (на один глаз). В остальное время вас будут укладывать под лазер, фиксировать голову и отвлекать разговорами.
Наркоз при этом не дают, а капают капли с анестетиком. Лазер боль не причиняет, а только светит в зрачок зеленым лучом. На него нужно будет пристально смотреть. Если трудно — представьте, что вы Великий Гэтсби и смотрите на зеленый огонек дома, где жила любовь всей его жизни (влюбляться после операции не обязательно, а закатить вечеринку в честь возвращения зрения можно).
Как вообще так вышло, что лазер может вернуть зрение?
При нарушениях зрения, когда изображения плохо видно вдали или оно двоится, форма роговицы глаза меняется. Так называют прозрачную выпуклую пленку, которая покрывает зрачок и радужку. Лазер способен убрать тонкий слой этой роговицы и задать ей новые, здоровые параметры. После удаления лишней части роговицы вам возвращается хорошее зрение.
Сделать это можно разными способами (подробнее об этом здесь):
• С помощью ФРК — способ лазерной коррекции, при котором лазер воздействует на поверхность роговицы после того, как удаляют ее верхнюю часть.
• С помощью LASIK — более современная техника, при которой роговицу немного надрезают и делают «крышечку», которую возвращают на место после того, как лазер сделает коррекцию.
• С помощью SMILE — передовой способ коррекции зрения, при котором роговицу не режут, а делают в ней крошечное отверстие длиной два миллиметра, через который аккуратно вытаскивают ненужную часть роговицы. Пришивать обратно ничего не нужно.
Сравнение методов лазерной коррекции: SMILE, LASIK, ФРК
В телефоне вся моя жизнь и работа, а после операции нельзя будет скроллить соцсети
А вот и нет! Метод SMILE считается самым щадящим. Из-за минимального воздействия у пациентов не должно быть осложнений, а восстановление занимает максимум два дня.
Мешать может ощущение жжения или песка в глазах, но увлажняющие капли, которые выдают пациентам после операции, убирают их. Работать за компьютером, идти в кино, делать макияж и заниматься в спортзале разрешают на следующий день после операции.
Единственное, чего не стоит делать, так это плавать и нырять в бассейне неделю. Вода может вызвать раздражение и спровоцировать воспаления. Лучше, чтобы она не попадала в глаза хотя бы в течение нескольких дней.
До беременности операцию делать нельзя, а то при родах будут проблемы
Нельзя делать операцию только во время беременности и грудного кормления. Эти противопоказания обоснованы: дело в том, что колебания гормонов в организме женщины в этот период влияют и на зрение. Во время беременности оно нестабильно, нужно дождаться, когда кончится лактация, чтобы записываться на операцию.
Мне уже 45, поздняк метаться, буду ходить в очках
Не совсем так. Если вам 45+ лет и у вас есть нарушение зрения, но нет возрастных изменений, сделать лазерную коррекцию возможно. Но принимать это решение следует вместе с врачом-офтальмологом, взвесив все за и против.
Для лазерной коррекции возраст имеет значение — операцию делают людям в возрасте от 18 и до 45 лет не просто так. До совершеннолетия делать ее нельзя: глаз продолжает расти. Чтобы делать коррекцию, нужно дождаться, пока эти процессы остановятся.
Что касается верхней планки, то после 45 лет часто развивается пресбиопия — это когда предметы вблизи размываются и видны нечетко. Если вы смотрите в смартфон исключительно на расстоянии вытянутой руки, а не уткнувшись в него лицом, то пресбиопия уже появилась. Лазерная коррекция с этим состоянием бороться не умеет, поэтому нужно посоветоваться с врачом и решить, стоит ли ее делать.
Лазер — это очень дорого, я не потяну!
На самом деле лазерная коррекция стоит не так дорого, как может показаться. Зачастую операция выходит дешевле, чем если регулярно покупать контактные линзы.
Посчитаем: набор линз-однодневок от хорошего бренда на месяц стоит в среднем 1000–3000 рублей. За год вы потратите от 12 000 до 36 000 рублей, а за десять лет — больше 100 000 рублей. При этом к линзам многие тяжело привыкают, а чувство чего-то чужого в глазу ни с чем не сравнить.
В клинике «Зрение» лазерная коррекция SMILE стоит 60 000 рублей на один глаз, и после нее вам не нужно носить неудобные очки или тратиться на линзы. Считается, что эффект от коррекции стойкий, его хватит минимум на 10 лет. По данным офтальмохирургов, еще одна операция по коррекции зрения требуется только 10% пациентов.
Делать коррекцию зрения — быстро, безопасно и эффективно. Если вам хочется видеть мир без очков или линз и перестать щуриться, запишитесь на диагностику. Клиника «Зрение» одна из немногих выполняет лазерную коррекцию по методу SMILE — учреждение получило лицензию от компании Carl Zeiss на то, чтобы пользоваться современным лазером. К офтальмологу можно записаться на онлайн-консультацию или самостоятельно проверить зрение.
Для пикабушников особое предложение: по промокоду ПИКАБУ скидка 5% на лазерную коррекцию методами ФРК, FemtoLasik или ReLEx SMILE. Акция действует до 15 июля 2021 года. Укажите при записи промокод — и пребудет с вами зрение!
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. ООО «Инкерман» Лицензия № ЛО-78-01-011404 от 28.12.20 г.
Источник