«Сумерки» В. Брюсов
Горят электричеством луны
На выгнутых, длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.
Под сетью пленительно-зыбкой
Притих отуманенный сквер,
И вечер целует с улыбкой
В глаза – проходящих гетер.
Как тихие звуки клавира –
Далёкие ропоты дня…
О сумерки! милостью мира
Опять упоите меня!
Дата создания: 1906 г.
Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»
Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.
В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».
Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза – проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.
Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», – восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.
Источник
Анализ стихотворения Брюсова Сумерки
Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»
Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»
Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.
В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками.
Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это — еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».
Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане — все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.
Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений.
Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.
Под сетью пленительно-зыбкой
Притих отуманенный сквер,
И вечер целует с улыбкой
В глаза — проходящих гетер.
Как тихие звуки клавира —
Далекие ропоты дня.
О сумерки! Милостью мира
Опять осените меня!
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»
Стихотворение «Сумерки» написано в 1906 году. На пору расцвета творчества Валерия Брюсова пришелся значимый процесс развития общества. Происходила повсеместная урбанизация. Города становились не просто центрами культурной и светской жизни. С развитием промышленности, появлением заводов и фабрик города росли и развивались. В то время как села и деревни редели и исчезали.
Брюсов остро чувствовал проблемы того периода, поднимая насущные вопросы в своем творчестве. Ведущей темой стихотворения «Сумерки» является тема урбанизации. С одной стороны, поэт восхищается прогрессом и теми изобретениями и новшествами, которые появились в городской жизни. Но с другой стороны, он не перестает восхищаться простой природной красотой. В этом произведении происходит некий синтез чувств, восхищение тем, как гармонично существуют древний город с урбанистическими новшествами. Этот синтез достигается путем сравнения. Поэт сравнивает фонари с «лунами на выгнутых, длинных стеблях», телефонные звонки со звуками струн какого-нибудь музыкального инструмента. Он не отрицает прогресса, но предпочитает ему покой, какой можно обрести только в спящем городе.
Все стихотворение наполнено теплыми чувствами, любовью к городу. Автор ждет, когда наступят сумерки, когда город погрузится в прохладный покой, когда исчезнет суета. Даже явное одиночество радует его, дарит успокоение. Вечер — любимое время суток. Вечера лирический герой ждет с нетерпением.
С помощью ярких эпитетов Брюсов рисует улицы города, парки, скамейки, фонари, часы. С помощью красочных метафор он погружает читателя в любимую ему атмосферу. Лирический герой близок автору. Он переживает те же чувства, он думает теми же мыслями. Он искренне надеется, что люди не перестанут замечать той красоты, какой обладает природа.
Композиция данного стихотворения стройная, последовательная. Состоит из четырех строф, связанных друг с другом по смыслу. Во всех строфах раскрывается описание города. Чувства лирического героя раскрываются в последних двух строках последней строфы. Строки связаны полной перекрестной рифмой. Размер, которым написано стихотворение — трехстопный амфибрахий.
Хоть творчество Валерия Брюсова относят к творчеству поэтов — символистов, в стихотворении «Сумерки» не стоит искать явных символов. Это простое описание, размышление, наблюдение.
Валерий
Брюсов
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»
Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.
В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».
Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.
Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Эпитафия»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Поцелуями прежде считал. »
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Клеветникам России»
- Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Эпиграмма»
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
Сумерки
Стихотворение Валерия Брюсова
Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер. Как тихие звуки клавира — Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!
Валерий Брюсов. Стихотворения
Москва, «Детская Литература», 1971.
Другие стихи Валерия Брюсова
Слушать стихотворение Брюсова Сумерки
Источник
Валерий Брюсов — Сумерки: Стих
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.
Под сетью пленительно-зыбкой
Притих отуманенный сквер,
И вечер целует с улыбкой
В глаза — проходящих гетер.
Как тихие звуки клавира —
Далекие ропоты дня…
О сумерки! Милостью мира
Опять осените меня!
Анализ стихотворения «Сумерки» Брюсова
Впервые «Сумерки» Валерия Яковлевича Брюсова появились на страницах его книги «Напевы».
Стихотворение написано в 1906 году. Теоретик и практик символизма, поэт вдруг с пониманием откликнулся на первую русскую революцию. Между тем, литературная жизнь идет своим чередом, В. Брюсов издает свои книги и журнал «Весы», занимается переводами, следит за ростом мастерства учеников. В жанровом отношении – городская зарисовка, почти элегия, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Рубеж веков был ознаменован скачком научно-технического прогресса. Вот и на улицах этого стиха горит электричество, а телеграф связывает людей куда лучше почтовых голубей. Город преображается перед наступлением ночи. Источником волшебства становятся изобретения рук человеческих. Чувствуется, что лирический герой – завзятый горожанин. Здесь он как рыба в воде, городская цивилизация – его выбор и судьба. «Над толпой»: кажется, он не одинок в своем выборе. Вокруг него множество лиц, теней, рук, смеха. Третья строфа переполнена соблазнительными метафорами. Гетеры на улицах все те же, что и в античности. И городской вечер, так много повидавший, «целует их в глаза». В заключительном четверостишии раздаются звуки старомодного клавира. День со своими треволнениями уступает место праздникам и трагедиям ночи. Лирический герой примиряется с миром, отдыхает от суеты, окунается в тайну, исчезает из виду. Он почти заклинает наступающую тьму о милости к себе. При этом невольно пародируется одно из песнопений христианского богослужения, где «милость мира» обращена к Богу. Лексика стиха нейтральна и возвышенна, интонация вкрадчивая. Среди средств выразительности хватает эпитетов (незримых руках, циферблатов янтарных, далекие ропоты, прохладный покой), метафор (луны на стеблях, притих сквер, струны звенят). Сравнение (как звуки), инверсия (коснулся покой, горят луны). Апострофа (обращение к абстракции): о сумерки! Звукопись. Финальное четверостишие – самое экспрессивное (и умолчание, и пара восклицаний). Прозаизмы (плит тротуарных), олицетворения, индивидуально-авторский эпитет (пленительно-зыбкой). Поэт создает колоритный портрет эпохи, своих современников. Существовать этому миру оставалось недолго. Впереди были Первая мировая война и революция.
Произведение «Сумерки» В. Брюсова – признание в любви к городской цивилизации.
Источник