Как рисовать коня в городецкой росписи
Конь в городецкой росписи — символ богатства.
Вы слыхали такое слово — «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник».
В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить.
Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу. А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).
С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный. Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.
Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вначале необходимо нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской, потом — коня — черной, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.
Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; «сытым», как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный. Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.
Последовательность изображения Городецкого коня
Последовательность росписи Городецкого вороного коня
Конь — это воплощение красоты городецкой росписи и безошибочной точности руки мастера. Какого бы конька не писал городчанин, в основе всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного русунка.
Умение по-настоящему написать коня — это своего рода экзамен на звание профессионального городецкого мастера. Никогда не признают местным художником ремеслинника, который пытается зобразить коня с помощью трафарета. Тот, кто видел, как по традиции пишется городецкий конь, долго вспоминает об этом необыкновенном действе. Этим умением гордился мастер старого городецкого промысла А.Е. Коновалов и только самым лучшим показывал эти приемы. Система приемов Коновалова (приемы очерчивания коня по силуэту и последующей заливки контура цветом) более соответствует стилистике именно кистевой росписи, сложившейся в Городце. Ее и раскрывает в своих рисунках А.В. Соколова.
Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и гурдь коня.
К предней части туловища коня приписывают очертание седла.
От задней линии седла пишется круп коня.
К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку.
К голове коня приписывают острые треугольные ушки.
К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.
К верхним частям ного приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.
Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.
Следующая стадия работы — изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.
После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.
Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.
Городецкий конь
Сохраняя традиционные кистевые приемы написания коня, современные художники внесли большое разнообразие в его цветовое решение. Это уже не только вороные, но и белые, каурые и кони самых разных мастей, хорошо вписывающиеся в общий радостный строй росписи.
Изделия с Городецкой росписью. Кони.
Мастерская Крюковых. Мочесник. Конец XIX — начало XX вв. СПГИХМЗ. На изготовлении мочесников с несложной росписью, изображающей парочки, коней, птиц, цветы, специализировалась небольшая семейная мастерская потомственных городецких мастеров Крюковых. Роспись мочесников, изображенных на этих страницах, различается только небольшими деталями.
Занятия с детьми. Методические рекомендации
ЗАНЯТИЕ № 1. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «конем».
Организация занятия. Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю — это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше — это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
Выполнение задания. Дети самостоятельно завершают симметричную композицию, вписывая городецкого коня в правую часть панно.
Источник
Фотоотчёт о поэтапном рисовании по теме «Лошадь» по мотивам Городецкой росписи
Попова Валентина Ивановна
Фотоотчёт о поэтапном рисовании по теме «Лошадь» по мотивам Городецкой росписи
Фото отчёт о поэтапном рисовании по теме «Лошадь» по мотивам Городецкой росписи
продолжать знакомство с Городецкой росписью, рисовать лошадь по мотивам росписи
развивать познавательные интересы детей
освоить поэтапное изображение лошади по мотивам Городецкой росписи
передавать основные цвета и элементы росписи
прививать вкус к прекрасному, народному творчеству
воспитывать уважение и гордость к национальному достоянию
В детском саду мы уделяем большое внимание художественно — эстетическому воспитанию детей, воспитываем вкус, приобщаем детей к миру прекрасного. В этих целях знакомим дошкольников с народно — прикладным творчеством и промыслами русского народа. В подготовительной группе дети уже хорошо осведомлены и легко различают Дымковскую и Абашевскую игрушки, Хохломскую, Городецкую росписи, Гжель и другие.
Недавно мы продолжили знакомство с Городецкой росписью, рассмотрели основные элементы и цвета росписи, познакомились с названиями растительного орнамента.
Я загадала детям загадку:
Скачет по полю красиво.
Разлетелась в беге грива,
Не догнать никак его,
Ржёт задорно:- Иго-го!
Дети легко отгадали загадку. Я предложила детям побеседовать, рассказать о том, что они знают о лошади. Дети рассказали, что лошади — очень умные, красивые и грациозные животные. С давних пор они верные помощники и друзья человека.
Ребята вспомнили лошадь из рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь«, с которым мы недавно познакомились. Этот рассказ очень понравился детям и произвёл на них неизгладимое впечатление.
Я рассказала, что в Городецкой росписи существует традиция рисовать лошадей и предложила детям попробовать нарисовать лошадь по мотивам Городецкой росписи. Дети сначала сомневались, смогут ли они нарисовать. Но я успокоила их и показала как надо поэтапно рисовать лошадь.
Для этого необходимо сначала нарисовать большую каплю чёрного цвета — это будет грациозная шея и грудь лошади, затем провести от неё линию спины вправо и нарисовать каплю поменьше, острием вниз — задняя часть лошади. Затем прорисовываем небольшую голову на первой капле и дорисовываем ещё две капли поменьше у основания первых двух капель, от них рисуем ноги изящные тонкие ноги. Затем уже рисуем гриву и седло.
Дети внимательно прослушали и познакомились с этапами рисования и принялись за работу, в помощь им был альбом с изображением поэтапного рисования лошади. Ребята приложили максимум старания, терпения и усердия и у них получились замечательные работы.
Дети и я даже не ожидали такого результата, когда в конце занятия устроили выставку работ и оценили их. Но, конечно, больше всех нас удивил Тимур.
Его лошадь выделяется на фоне всех работ. У мальчика природный дар и уже в этом возрасте своё особое видение мира. Его работы отличаются от других детских работ зрелостью и своеобразием. Вечером родители были удивлены работами детей, так здорово у них всё получилось.
«Букет для мамы по мотивам городецкой росписи» (фотоотчет) Доброе утро, мои друзья и все гости сайта! От души поздравляю женщин с теплым и светлым наступающим праздником – День Матери! В нашей.
«По мотивам городецкой росписи». Конспект НОД по рисованию в старшей группе «По мотивам городецкой росписи» Конспект НОД по рисованию в старшей группеПрограммное содержание: Продолжать развивать детское изобразительное.
«Праздничный букет». Рисунок по мотивам городецкой росписи. Мастер-класс Вчера опубликовала образцы поэтапного рисования городецких цветов, а сегодня хочу Вас порадовать своим мастер-классом «Праздничный букет».
Фотоотчет о детских работах по мотивам городецкой и дымковской росписи Простые по форме, а радуют взор, Богат и наряден чудесный узор… Представляю вашему вниманию работы своих воспитанников подготовительной.
Фотоотчет о декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи «Нарисуем красивое платье» с детьми средней группы Цель: формировать у детей средней группы умение рисовать красками дымковский узор, заполняя силуэт платья. Задачи: — учить детей средней.
Фотоотчёт ОД по художественно-эстетическому развитию «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт ОД по.
Ко Дню городецкой росписи на МAAM. Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Образовательные задачи: учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья,.
Источник