Инстинкт послушания: чем социальные утопии так привлекательны и почему ни одна из них не сработала
Aleksandr Semiachko
Мечты о счастье и согласии в идеально устроенном обществе всегда занимали одно из центральных мест в философии и мифотворчестве. Законченную форму эти мысли приняли в эпоху Возрождения, когда появились первые социальные утопии с претензией на осуществимость. Специально для «Теорий и практик» социолог Александр Семячко разобрался, в чем их суть и что с ними не так.
«Утопия», Томас Мор
Первый труд, в котором центральной стала тема идеального общества, «Утопия», изданная в 1516 году, дала название всему жанру. «Золотая книжечка, столь полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — само слово «утопия» происходит от греческого οὐ, то есть «не», и τόπος — «место». Получается «место, которого нет». По другой версии — «благое место», поскольку возможна интерпретация οὐ как «блага».
Томас Мор
Суть. Утопия — это страна, расположенная на острове, которая когда-либо существовала в прошлом или существует сейчас, просто мы до нее еще не добрались, но теоретически можем это сделать. Все утопийцы прежде всего заботятся о духовном развитии, но не забывают при этом эффективно трудиться на благо общества.
Это идеальная монархия с советом старейшин. Работают в Утопии три часа до обеда и три часа после. Шести часов достаточно, чтобы обеспечить все общественные запросы, поскольку потребности отдельных индивидов весьма малы: свободное время отдается на духовное развитие и образование, а, например, одежда у всех одинакова. Всеми обыденными видами труда граждане занимаются по очереди, исключение возможно только при особых достижениях в занятиях наукой или искусством. Мор пока не может решить, что делать с теми видами труда, которые в любое время и в любом обществе считались грязными (например, если надо иметь дело с человеческими испражнениями), поэтому вводит институт рабства. Рабами могли стать граждане, осужденные за прелюбодеяние (чуть ли не единственное преступление в Утопии; жертва семейного конфликта в этом случае имела право подать на развод), или иноземцы, которые были высланы в Утопию либо когда-то напали на нее и попали в плен. Деньги в Утопии отменены, а из золота делают ночные горшки.
Почему это привлекательно. Утопия — место, где нет конфликтов, нет зависти к более успешным или богатым людям (отсутствует частная собственность), нет конкуренции (все одинаковы не только в одежде, но и в своих потребностях и стремлениях), нет произвола власти (она мудра и совершенна), короткий рабочий день и уверенность в себе и близких.
Почему это неосуществимо. Устройство общества в Утопии кажется справедливым, однако индивидуальные предпочтения и желания утопийцев никому не интересны. Например, в большинстве случаев граждане учатся тому ремеслу, которым занимались их родители, а чиновников и духовенство выбирают из числа тех, кто уже освобожден от физического труда. Такие привилегии для узкого круга в любом случае ведут к росту социальной напряженности, идиллия в таких условиях невозможна.
Судьба автора. Томас Мор — трагическая фигура эпохи Возрождения. Будучи одно время английским лорд-канцлером, он пытался противостоять политике Генриха VIII, провозгласившего англиканскую церковь во главе с монархом приоритетной в противовес Римско-католической церкви. За отказ принять присягу Томаса Мора казнили в 1535 году. После он был канонизирован за верность католицизму.
«Город Солнца», Томмазо Кампанелла
«Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог» — следующее известное сочинение утопического характера написано в 1602 году итальянским монахом в заключении.
Суть. Город Солнца в этом труде — это теократическая республика, которой управляет первосвященник Солнце с тремя соправителями — Мощью (военное дело), Мудростью (знание, науки) и Любовью (витальные потребности, семья, воспитание). В большом почете здесь искусства и ремесла — именно достижения в этих областях учитывают соправители, выбирая низшую власть. Власть здесь — сменяемый элемент. Четыре высших правителя — исключение из этого правила, их сместить нельзя, но все, кого они (выражая волю соляриев — граждан Города Солнца) считают недостойными, снимаются со своих постов.
Томмазо Кампанелла
Рабочий день еще короче, чем в «Утопии» — всего четыре часа, — но трудятся здесь с удовольствием, потому что, опять-таки, это одна из главных потребностей человека. Источник всех конфликтов, как считает Кампанелла, — эгоизм. Его пытаются избежать, поэтому в городе Солнца у всех одинаковая одежда, общие дома, общие столовые и даже жены.
Почему это привлекательно. По сравнению с «Утопией» Мора в «Городе Солнца» заметен общий прогресс общества — это разделение умственного и физического труда, очень важная возможность убирать властителей, которые не оправдали доверия (этот механизм опирается на справедливость верховных правителей, которые наделены божественной мудростью, — все-таки, несмотря на свой антиклерикализм, Кампанелла оставался монахом). Короткий рабочий день освобождает время для духовного развития.
Почему это неосуществимо. Солярий, житель города Солнца, в современной терминологии — тоталитарная личность. Для него важны дисциплина и подчинение авторитету. Семья как таковая отсутствует, родственные связи не признаются, а рождение детей регламентировано и скорее похоже на разведение скота. Любые личные потребности соляриев нивелируются ради благих целей общества. Наказания — неотъемлемая часть жизни города Солнца, и осуществляют их не профессиональные палачи, а сами жители, причем прилюдно — это один из элементов народного воспитания.
Судьба автора. Джованни Доменико Кампанелла в 15 лет, постригшись в монахи и вступив в доминиканский орден, принял имя Томмазо (Фома) в честь Фомы Аквинского. В сентябре 1599 года за попытку восстания против гегемонии Габсбургской монархии в Италии его отправили в тюрьму в Неаполе. В заключении он провел более 27 лет. Выступив в защиту Галилея, в 1632 году был вынужден бежать во Францию.
«История севарамбов», Дени Верас
В отличие от «Утопии» и «Города Солнца», «История севарамбов», которую француз Дени Верас писал с 1675-го по 1679 год, стилизована под приключенческий роман.
Суть. Все начинается с кораблекрушения капитана Сидена и его команды у неисследованных берегов Австралии. В районе берега оказывается достаточно пресной воды и еды, так что выжившие — 300 мужчин и 70 женщин — основывают поселение Сиденберг. В момент их приглашают к себе жители страны Севарамб, которая отделена от Сиденберга высокими горами.
Севарамб — страна счастливых и довольных людей, которая была основана в 1427 году выходцем из Персии Севариасом (действие самого романа происходит в 1655 году). Сначала Севариас хотел организовать новое общество на классовой основе, но отверг эту идею, решив, что, отменив частную собственность (а вместе с ней и налоги) и обеспечив сословное равенство, можно избежать гордости, алчности и праздности. Тем не менее в стране есть правитель и губернаторы — лучшие во всех отношениях представители севарамбов, а верховным божеством считается Солнце (сам Дени Верас был приверженцем деизма, так называемой естественной религии, которая признает существование Бога, но отрицает большинство сверхъестественных явлений). Трудовая деятельность в этом государстве обязательна и строго регламентирована: день делится на три равные части: труд (восемь часов), развлечение и отдых (сон). Женщины выполняют работу более легкую, нежели мужчины. Больные и старики не обязаны трудиться. Детей, проявивших себя в искусствах или науках, освобождают от физического труда. Остальные обязаны трудиться, но необходимости принуждать их к этому нет — достаточным аргументом является мудрость и божественная избранность первого правителя и законодателя Севариаса. Верас не смог придумать полностью добровольного основания трудиться и обратился к религии. Называя ее «ловкой выдумкой», он тем не менее считал ее основой человеческой морали, без которой среди людей процветали бы одни пороки.
Почему это привлекательно. Общинная собственность позволяет одинаково заботиться обо всех гражданах страны. Люди работают на общее благо, получая впоследствии еду — не за труд, а просто как граждане страны Севарамб. При этом есть некоторая дифференциация труда, забота об одаренных детях, больных и стариках, которые при этом получают столько же еды и вещей, сколько и работающий житель. Есть возможность продвинуться по социальной лестнице — тех, кто доказал свои способности, могут причислить к интеллектуальной аристократии.
Почему это неосуществимо. Согласие жителей Севарамба на строго регламентированный труд основано на зыбком положении о безусловном поклонении верховному божеству Солнцу и его наместнику Севариасу. И если верховные властители после Севариаса избираются жребием (а значит, не обходится без божественного провидения), то механизм отбора аристократии за «добрые и разумные дела» вызывает вопросы. Соответственно, даже если каждый житель Севарамба беспрекословно признает верховную власть и главенство Солнца, он может усомниться в справедливости выбора тех сограждан, которых освобождают от физического труда.
Судьба автора. О количестве и качестве изданий «Истории севарамбов» на разных языках известно больше, чем о судьбе самого автора. Он родился около 1630 года во Франции, разочаровался сначала в военной, а потом в судебной карьере и уехал в Англию, где преподавал французский язык в придворных кругах. Но позже рассорился с покровителями, вернулся во Францию, откуда, в свою очередь, в 1685 году после отмены Нантского эдикта (дававшего протестантам во Франции равные права с католиками) эмигрировал в Голландию, где его след теряется.
Конечно, этими тремя произведениями не ограничивается ни жанр утопии в эпоху Возрождения, ни жанр утопии вообще. Например, среди трудов времен Ренессанса можно выделить «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона, которая стала своеобразным ответом на протосоциалистические философские романы. В ней король, сенат и церковь вполне комфортно себя чувствуют без взяточничества и других злоупотреблений. Общественная идиллия приправлена научно-техническим прогрессом и верой в победу технологии над извечными социальными проблемами.
Философ Сирано де Бержерак в это же время написал свое главное произведение «Иной свет, или государства и империи Луны» — утопию-памфлет о невольном полете на Луну и свободе мысли.
Дальше будут социализм, марксизм, «Приключения Жака Садера» Габриэля де Фуаньи, «Базилиада» Этьенна-Габриэля Морелли, “2440 год” Луи Мерсье, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабе и целый пласт художественной литературы, начиненный утопическим идеализмом. Постепенно рождается и жанр антиутопии, который в полной мере развернулся в XX веке, когда надежды на то, что равенство, всеобщее благосостояние и справедливая власть объединят человечество, рухнули. “1984” Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина выявляют главный недостаток утопий — деперсонификацию личности и инстинкт послушания, который должен обеспечивать идеальный общественный порядок.
Вряд ли подразумевалось, что утопии — это готовые к реализации проекты. Но благодаря им мы знаем о теоретической возможности существования справедливого общества, которое стремится к уравнению прав и свободному труду.
Источник
Рецензии на книгу «Город Солнца» Томмазо Кампанелла
не исполнивший приказаний бросается в ров на растерзание диким зверям
Отчётливо помню, что в бытность мою студенткой факультета журналистики я не раз пыталась найти это произведение, но тщетно. В курсе зарубежной литературы о нём упоминалось как-то вскользь, читать первоисточник никто не требовал, а мне почему-то очень хотелось. И вот, не прошло и тридцати лет — свершилось.
Я бы назвала эту небольшую книжицу именно антиутопией, хотя описывается в ней не общество будущего, а некое мифическое островное государство. Но жители его искренне считают своё общественное устройство идеальным, и не сомневаются, что со временем оно распространится по всей земле. Основные идеи, конечно, не новы — ещё Платон идеализировал
общность жен. на том основании, что у них все общее.
Но Кампанелла внёс и много своего! Благо времени на эти бредовые измышления у него было предостаточно во время 27-летнего тюремного заключения. Придуманное им государство — яркий пример того, во что может превратиться человеческое общество, управляемое только холодным разумом, где чувства и свободная воля индивидуума вообще не принимаются в расчёт, более того — наказуемы. Но при этом все отчего-то помешаны на астрологии, и без вмешательства планет и светил жизни своей просто не мыслят. Приказы там, как яствует из первой цитаты, не обсуждаются. Собственности не существует. Размножение — дело сугубо государственное, и цель его — исключительно
наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство.
.
Зато живут и питаются все хорошо, изобильно, ходят в белых и цветных одеждах, болеют редко, с нищетой не знакомы. Правда, автор и сам понимает, что тут он хватил лишку, и спешит объяснить изобилие и благолепие некими «тайными знаниями», коими владеют солярии (жители города Солнца).
Интересно, хотел бы сам Кампанелла пожить в придуманном им городе? Он ведь вроде как идеальное общество сочинял. Боюсь, что да — иначе, наверное, не написал бы, что жили солярии, руководствуясь великой идеей:
Чего не хочешь самому себе, не делай этого другому, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им.
. Истинно, благими намерениями вымощена дорога в ад.
«Я родился, чтобы бороться с тремя великими злами . «
«Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей. »
Из письма к Фердинанду III, герцогу Тосканскому
«Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера».
В.Энгельс.
Судить или восхвалять — вот в чем вопрос.
А впрочем — не нужно этих вопросов. Потому что и так ясно, что идея утопии хороша лишь в свитках и напыщенных речах. Или мыслях несчастного человека, томящегося в мрачных застенках год за годом, измученного и больного.
Жизнь этого человека была поистине драматической. Монах-доминиканец, политик, философ и поэт очень рано получил клеймо вольнодумца. Первая встреча с инквизицией в 23 года положила начало нескончаемым гонениям и травле. Его сочинения воспринимаются церковниками как прямые вызовы, на них накладываются запреты. Автора обвиняют в сговоре с дьяволом и в ереси. Одна тюрьма сменяет другую: Рим, Неаполь, снова Рим. Человек почти не видит солнца и неба, он отрезан от общества, ему больно, голодно и тоскливо. Неудивительно, что его мечты безудержны и грандиозны. И, как только получается удержать в руке перо, Кампанелла изливает их на бумагу, стремясь поделиться с человечеством.
«Город Солнца» — самое значительное его произведение. Именно оно лежит в основе работ Энгельса и Маркса, и именно такие утописты, как Кампанелла, уложили первые камни в фундамент коммунизма. Эта книга о самом лучшем городе на земле, в котором живут самые счастливые люди. Сильные, красивые, здоровые. Они трудятся на благо своего народа и гармонично развиваются, вольны в выборе книг и досуга. Мирные, но готовые дружно защищать свои традиции и обычаи. В городе нет тунеядцев, эксплуататоров и частной собственности, которую автор считал корнем всех пороков эксплуататорского общества. Общие дома и жены — норма. Законы прописаны в Единой книге, а гороскопам уделяется столько же внимания, сколь и развитию наук.
Однако. нет на планете Земля идеальных мест.
И не топчут её идеальные люди.
Думаю, Кампанелла знал это. Но, думаю, он бы не выжил, если бы его не поддерживала мысль, что рано или поздно, пусть и на закате своих лет он постучится в ворота этого города-рая, сможет с гордостью сказать:» Да, он есть и он лучший.»
Я уже писала об «Утопии» Томаса Мора, а теперь у нас на очереди Томмазо Кампанелла и его «Город Солнца».
Снова утопия, снова статичное изображение. Динамика, которая могла бы показать настоящую жизнь, полностью отсутствует, мы видим изображение, плоскую картинку, но эта картинка — не поставленная на паузу видеозапись, а фото. Почему так? Сейчас объясню.
Во-первых, разумеется, утопическая страна не может существовать в принципе, не забываем, утопия — это мечта, а не реальность. Описать мечту можно, но мечта об идеале всегда плоская, потому как в ней нет движения, идеал – нечто завершенное, нечто, чему больше некуда стремиться и развиваться, поскольку совершенство уже достигнуто. Во-вторых, интересное повествование, которое могло бы показать движение, требует как раз несовершенства. Вспомните все прочитанные художественные книги: они все основываются на проблеме, а идеальный мир подразумевает отсутствие проблемы, на то он и идеальный. Движению и развитию неоткуда взяться в утопии.
«Город Солнца» родился в далеком 1602 году, и, конечно, похвально, что он до сих пор не теряет интереса аудитории, но, слава всему разумному, только как теоретический материал. Государство, описанное автором, мягко говоря, вызывает неприязнь, и мало кому захотелось бы жить в подобной «утопии». Но, естественно, все счастливы, как иначе-то, голова на плечах нужна целая, а не препарированная после казни. Решился переехать в страну попроще — считай, уже враг государства, а враги государства беспощадно преследуются, так как не достойны вообще зваться людьми. Перечислять все недостатки — значит, пересказать всю книгу, а потому остановлюсь на этом.
Как верно было замечено в одной из рецензий к «Утопии» Мора, любая утопия антиутопична по своей сути. Мечта одного человека может быть кошмаром другого, и прийти к общему идеальному знаменателю будет затруднительно. Все познается в сравнении, и Утопия Мора кажется куда привлекательней рядом с Городом Солнца Кампанеллы.
Но даже если и было бы утопическое государство, или даже мир — только представьте, насколько скучно было бы в нем жить.
Оценка: 3 из 10.
Очередная утопия из университетского курса, да только в отличие от Мора, Кампанелла не понравился ни разу. Слишком уж нереалистичной кажется сама идея, слишком уж явно автор наследует Платона, тогда как я отдаю предпочтение Аристотелю, слишком уж механической кажется жизнь в городе Солнца. Мор дает утопийцам куда больше свободы, в особенности в вопросах религии, Кампанелла намного жестче. Таланты Соляриев превосходят способности реальных людей, но это дает автору возможность без опаски узурпации наделить огромной властью нескольких людей. Ну и, опять-таки, не нравится мне, империалистке такой, идея общей собственности, и со своей субъективной женской точки зрения — идея общих женщин тоже.
Интересна не столько сама книга, сколько ее место в истории философии. Рассматривать как художественное чтиво и оценивать критерием «понравилось/не понравилось», «развлекло/не развлекло» считаю некорректным, а людей, пишущих комментарии в духе «плохой, негодный строй, опять эти коммунисты»/»хороший, годный строй, люблю эзотериков», надо отдать на растерзание львам.
Утопии Мора и Кампанеллы у всех на слуху, даже самый непросвещенный человек как минимум слышал о них на уроках в школе, как максимум изучал в рамках гуманитарного образования после. И я не думаю, что имеет смысл пересказывать содержание. Идеальное государство. Равный труд, разумное управление, мудрость и любовь, наука и образование, общая собственность, отсутствие института семьи. Все это хорошо известно. Но как и в 1602 году, а точнее в 1623 – когда книга была опубликована, так и в 2012 не может быть однозначных оценок взглядов Кампанеллы. Да и, пожалуй, противников у него со временем только прибавляется. Наивность и примитивность некоторых взглядов столь явная для современников не так значительна как сама мысль уравнивания и обобществления. Мне кажется, что лично мое неприятие это смесь и исторического образования, и отпечатка того гигантского опыта коммунизма, что пережила наша страна, и личные взгляды. Я уверена, что люди, существа изначально разные, неповторимые, по определению не должны быть уравнены. Для меня это столь очевидно, что я даже не понимаю, как об этом можно спорить.
«Город Солнца» для меня это просто исторический источник. Это любопытный текст, который показывает о чем мечтали-грезили миллионы людей на протяжении веков. Как представлял себе идеальное общество один из главных родоначальников утопического социализма. Это абстрактная философия в конкретной форме. И можно не соглашаться, можно осуждать, но знать иную от твоей точки зрения позицию всегда полезно. Наверное, Кампанелла счастливец, ведь он умер веря в свою идею, веря, что всего лишь избавившись от частной собственности, можно избавиться от всех пороков, веря, что нашел панацею от всего зла этого мира. А мы с высоты сегодняшнего дня способны лишь выбрать лучшее из худшего, как говорил Аристотель. Человечество перепробовало все, и блестяще сумело показать, что даже самая безупречная идея воплощается в реальность с десятком изъянов. Человек по природе несовершенен, и сколько бы мы не рисовали в своем воображении утопии, сколько бы мечтали об идеальном обществе, этого никогда не произойдет. Хотя мечтать нам никто не может запретить…
это рецензия из моего жж
О, ужас! Эта «утопия» рисует мир, еще более кошмарный, чем мир Оруэлла в «1984»! Утопия! Слушать страшно… «Ты родился на одной из фабрик, ты в лаборатории клонирован…» (с) Кошмарный кошмар. Не дай небо такого идеального мира. Не даром город Солнца укреплен семью кругами стен. У меня первая ассоциация с Дантовым адом…
Довольно интересно все обосновано, хотя идеи не новы: выдать всем по одинаковой одежке, распределить труд, приобщать к ремеслам, наукам, да и, в целом, к специализации тех, кто обладает склонностью к именно этому делу.
Но сама подача мне понравилась: диалоговая форма и параллельное сравнение с миром «реальным» (назовем его так). Утопия на то и утопия, что не бывать ей: мореход восторгается всем, что он увидел в городе, но не отмечает ни одного недостатка — и все-то там хорошо и идеально, — но вот недостаткам мира «реального» в сравнении с Соляриями (вот это улыбнуло: современное понимание этого слова сделало свое дело:D) нет конца. И почему нет ни одного момента, где стоит отметить достоинство мира «реального»? Например, любовь. Тема «общих жен» любима многими утопистами и тут она имеет место быть. Но почему жен? Почему не мужчин? Ведь все же равны? Пусть будут общие мужчины и жены, а не только жены.
Так вот о любви. В Городе Солнца все по расписанию: подбираем партнера (тут замарачиваться не стоит, начальник выберет), потом три дня готовимся к совокуплению, потом едим (это обязательно, нельзя не покушамши), потом спим до определенного часа в разных спальнях, а потом уже можно. Где чувства? Где доверие? Где интимность момента? Зато отменная порода будет, утверждают Солярии.
А вот в реальном мире любовь имеет место быть. У Соляриев это тоже может случится (да-да, бывает и такое, оказывается, в четко выстроенном механизме), но совокупляться нельзя: а ведь это составная часть любви — разделить ложе с любимым человеком, а не подходящим тебе по породе.
Но самое интересное, схожести в любви мало, еще нужно четко высчитать ночь «любви»:
когда Венера и Меркурий находятся на восток от Солнца в благоприятном Доме, в хорошем аспекте Юпитера, а равно и Сатурна и Марса или же вне их аспектов.
Кстати, эти астрономические мысли настолько хорошо освещены у Соляриев, что поражают своей продуманностью. Они лежат в основе всех начинаний.
В общем, кому как, а мне нравится современный мир: с пороками, страстями и неравенством. Хотя, признаться честно, порядка не хватает нам, у Соляриев бы нам поучиться=) *Ну если совсем чуток*
Inkvisitor666 , спасибо за совет! Читалось с интересом!
Прочитана в рамках ТТТ, посоветована на тему «Художественная книга об устройстве мира, утопия»
Источник