Инстинкт послушания: чем социальные утопии так привлекательны и почему ни одна из них не сработала
Aleksandr Semiachko
Мечты о счастье и согласии в идеально устроенном обществе всегда занимали одно из центральных мест в философии и мифотворчестве. Законченную форму эти мысли приняли в эпоху Возрождения, когда появились первые социальные утопии с претензией на осуществимость. Специально для «Теорий и практик» социолог Александр Семячко разобрался, в чем их суть и что с ними не так.
«Утопия», Томас Мор
Первый труд, в котором центральной стала тема идеального общества, «Утопия», изданная в 1516 году, дала название всему жанру. «Золотая книжечка, столь полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — само слово «утопия» происходит от греческого οὐ, то есть «не», и τόπος — «место». Получается «место, которого нет». По другой версии — «благое место», поскольку возможна интерпретация οὐ как «блага».
Томас Мор
Суть. Утопия — это страна, расположенная на острове, которая когда-либо существовала в прошлом или существует сейчас, просто мы до нее еще не добрались, но теоретически можем это сделать. Все утопийцы прежде всего заботятся о духовном развитии, но не забывают при этом эффективно трудиться на благо общества.
Это идеальная монархия с советом старейшин. Работают в Утопии три часа до обеда и три часа после. Шести часов достаточно, чтобы обеспечить все общественные запросы, поскольку потребности отдельных индивидов весьма малы: свободное время отдается на духовное развитие и образование, а, например, одежда у всех одинакова. Всеми обыденными видами труда граждане занимаются по очереди, исключение возможно только при особых достижениях в занятиях наукой или искусством. Мор пока не может решить, что делать с теми видами труда, которые в любое время и в любом обществе считались грязными (например, если надо иметь дело с человеческими испражнениями), поэтому вводит институт рабства. Рабами могли стать граждане, осужденные за прелюбодеяние (чуть ли не единственное преступление в Утопии; жертва семейного конфликта в этом случае имела право подать на развод), или иноземцы, которые были высланы в Утопию либо когда-то напали на нее и попали в плен. Деньги в Утопии отменены, а из золота делают ночные горшки.
Почему это привлекательно. Утопия — место, где нет конфликтов, нет зависти к более успешным или богатым людям (отсутствует частная собственность), нет конкуренции (все одинаковы не только в одежде, но и в своих потребностях и стремлениях), нет произвола власти (она мудра и совершенна), короткий рабочий день и уверенность в себе и близких.
Почему это неосуществимо. Устройство общества в Утопии кажется справедливым, однако индивидуальные предпочтения и желания утопийцев никому не интересны. Например, в большинстве случаев граждане учатся тому ремеслу, которым занимались их родители, а чиновников и духовенство выбирают из числа тех, кто уже освобожден от физического труда. Такие привилегии для узкого круга в любом случае ведут к росту социальной напряженности, идиллия в таких условиях невозможна.
Судьба автора. Томас Мор — трагическая фигура эпохи Возрождения. Будучи одно время английским лорд-канцлером, он пытался противостоять политике Генриха VIII, провозгласившего англиканскую церковь во главе с монархом приоритетной в противовес Римско-католической церкви. За отказ принять присягу Томаса Мора казнили в 1535 году. После он был канонизирован за верность католицизму.
«Город Солнца», Томмазо Кампанелла
«Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог» — следующее известное сочинение утопического характера написано в 1602 году итальянским монахом в заключении.
Суть. Город Солнца в этом труде — это теократическая республика, которой управляет первосвященник Солнце с тремя соправителями — Мощью (военное дело), Мудростью (знание, науки) и Любовью (витальные потребности, семья, воспитание). В большом почете здесь искусства и ремесла — именно достижения в этих областях учитывают соправители, выбирая низшую власть. Власть здесь — сменяемый элемент. Четыре высших правителя — исключение из этого правила, их сместить нельзя, но все, кого они (выражая волю соляриев — граждан Города Солнца) считают недостойными, снимаются со своих постов.
Томмазо Кампанелла
Рабочий день еще короче, чем в «Утопии» — всего четыре часа, — но трудятся здесь с удовольствием, потому что, опять-таки, это одна из главных потребностей человека. Источник всех конфликтов, как считает Кампанелла, — эгоизм. Его пытаются избежать, поэтому в городе Солнца у всех одинаковая одежда, общие дома, общие столовые и даже жены.
Почему это привлекательно. По сравнению с «Утопией» Мора в «Городе Солнца» заметен общий прогресс общества — это разделение умственного и физического труда, очень важная возможность убирать властителей, которые не оправдали доверия (этот механизм опирается на справедливость верховных правителей, которые наделены божественной мудростью, — все-таки, несмотря на свой антиклерикализм, Кампанелла оставался монахом). Короткий рабочий день освобождает время для духовного развития.
Почему это неосуществимо. Солярий, житель города Солнца, в современной терминологии — тоталитарная личность. Для него важны дисциплина и подчинение авторитету. Семья как таковая отсутствует, родственные связи не признаются, а рождение детей регламентировано и скорее похоже на разведение скота. Любые личные потребности соляриев нивелируются ради благих целей общества. Наказания — неотъемлемая часть жизни города Солнца, и осуществляют их не профессиональные палачи, а сами жители, причем прилюдно — это один из элементов народного воспитания.
Судьба автора. Джованни Доменико Кампанелла в 15 лет, постригшись в монахи и вступив в доминиканский орден, принял имя Томмазо (Фома) в честь Фомы Аквинского. В сентябре 1599 года за попытку восстания против гегемонии Габсбургской монархии в Италии его отправили в тюрьму в Неаполе. В заключении он провел более 27 лет. Выступив в защиту Галилея, в 1632 году был вынужден бежать во Францию.
«История севарамбов», Дени Верас
В отличие от «Утопии» и «Города Солнца», «История севарамбов», которую француз Дени Верас писал с 1675-го по 1679 год, стилизована под приключенческий роман.
Суть. Все начинается с кораблекрушения капитана Сидена и его команды у неисследованных берегов Австралии. В районе берега оказывается достаточно пресной воды и еды, так что выжившие — 300 мужчин и 70 женщин — основывают поселение Сиденберг. В момент их приглашают к себе жители страны Севарамб, которая отделена от Сиденберга высокими горами.
Севарамб — страна счастливых и довольных людей, которая была основана в 1427 году выходцем из Персии Севариасом (действие самого романа происходит в 1655 году). Сначала Севариас хотел организовать новое общество на классовой основе, но отверг эту идею, решив, что, отменив частную собственность (а вместе с ней и налоги) и обеспечив сословное равенство, можно избежать гордости, алчности и праздности. Тем не менее в стране есть правитель и губернаторы — лучшие во всех отношениях представители севарамбов, а верховным божеством считается Солнце (сам Дени Верас был приверженцем деизма, так называемой естественной религии, которая признает существование Бога, но отрицает большинство сверхъестественных явлений). Трудовая деятельность в этом государстве обязательна и строго регламентирована: день делится на три равные части: труд (восемь часов), развлечение и отдых (сон). Женщины выполняют работу более легкую, нежели мужчины. Больные и старики не обязаны трудиться. Детей, проявивших себя в искусствах или науках, освобождают от физического труда. Остальные обязаны трудиться, но необходимости принуждать их к этому нет — достаточным аргументом является мудрость и божественная избранность первого правителя и законодателя Севариаса. Верас не смог придумать полностью добровольного основания трудиться и обратился к религии. Называя ее «ловкой выдумкой», он тем не менее считал ее основой человеческой морали, без которой среди людей процветали бы одни пороки.
Почему это привлекательно. Общинная собственность позволяет одинаково заботиться обо всех гражданах страны. Люди работают на общее благо, получая впоследствии еду — не за труд, а просто как граждане страны Севарамб. При этом есть некоторая дифференциация труда, забота об одаренных детях, больных и стариках, которые при этом получают столько же еды и вещей, сколько и работающий житель. Есть возможность продвинуться по социальной лестнице — тех, кто доказал свои способности, могут причислить к интеллектуальной аристократии.
Почему это неосуществимо. Согласие жителей Севарамба на строго регламентированный труд основано на зыбком положении о безусловном поклонении верховному божеству Солнцу и его наместнику Севариасу. И если верховные властители после Севариаса избираются жребием (а значит, не обходится без божественного провидения), то механизм отбора аристократии за «добрые и разумные дела» вызывает вопросы. Соответственно, даже если каждый житель Севарамба беспрекословно признает верховную власть и главенство Солнца, он может усомниться в справедливости выбора тех сограждан, которых освобождают от физического труда.
Судьба автора. О количестве и качестве изданий «Истории севарамбов» на разных языках известно больше, чем о судьбе самого автора. Он родился около 1630 года во Франции, разочаровался сначала в военной, а потом в судебной карьере и уехал в Англию, где преподавал французский язык в придворных кругах. Но позже рассорился с покровителями, вернулся во Францию, откуда, в свою очередь, в 1685 году после отмены Нантского эдикта (дававшего протестантам во Франции равные права с католиками) эмигрировал в Голландию, где его след теряется.
Конечно, этими тремя произведениями не ограничивается ни жанр утопии в эпоху Возрождения, ни жанр утопии вообще. Например, среди трудов времен Ренессанса можно выделить «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона, которая стала своеобразным ответом на протосоциалистические философские романы. В ней король, сенат и церковь вполне комфортно себя чувствуют без взяточничества и других злоупотреблений. Общественная идиллия приправлена научно-техническим прогрессом и верой в победу технологии над извечными социальными проблемами.
Философ Сирано де Бержерак в это же время написал свое главное произведение «Иной свет, или государства и империи Луны» — утопию-памфлет о невольном полете на Луну и свободе мысли.
Дальше будут социализм, марксизм, «Приключения Жака Садера» Габриэля де Фуаньи, «Базилиада» Этьенна-Габриэля Морелли, “2440 год” Луи Мерсье, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабе и целый пласт художественной литературы, начиненный утопическим идеализмом. Постепенно рождается и жанр антиутопии, который в полной мере развернулся в XX веке, когда надежды на то, что равенство, всеобщее благосостояние и справедливая власть объединят человечество, рухнули. “1984” Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина выявляют главный недостаток утопий — деперсонификацию личности и инстинкт послушания, который должен обеспечивать идеальный общественный порядок.
Вряд ли подразумевалось, что утопии — это готовые к реализации проекты. Но благодаря им мы знаем о теоретической возможности существования справедливого общества, которое стремится к уравнению прав и свободному труду.
Источник
Утопия или антиутопия. А вы можете различить?
Не просто так пишу эту статью. Последнее время были предпосылки для обсуждения этого вопроса. Все мои друзья — люди образованные. Но при обсуждении очередного романа моя очень умная подруга сказала мне «Разве это антиутопия? В ней же всё должно быть хорошо. Утопия — это плохо.» И мне понадобилось некоторое время, чтобы убедить её в обратном.
К сожалению, многие люди путают эти понятия, ошибочно полагая, что слово «утопия» как то связано со словом «утопить», т.е. сделать плохо, убить. И это полный бред!
Определение понятий.
На самом деле, чтобы понять оригинальные значения понятий «утопия» и «антиутопия», нужно посмотреть на их английские версии.
Utopia берет свои корни от двух греческих слов — ou (нет) + topos (место), то есть » несуществующее место» , о котором можно лишь мечтать.
Утопия у каждого своя, и зависит атмосфера и обстановка этого вымышленного мира только от того, что человек считает для себя максимально комфортным и идеальным местом. Условие лишь одно — это место слишком хорошее, чтобы являться реальным.
Также есть версия, что первая часть — это не ou, а тоже греческая eu (хорошо, благо).
Dystopia состоит из греческих Dys (плохой) и topos (место), из чего мы получаем значение » плохое место» .
Антиутопия — это не комфортно, не приятно и не пригодно для счастливой жизни.
Что почитать?
Из антиутопичных произведений :
- » Мы «, Евгений Замятин
- » Бойня номер пять или крестовый поход детей «, Курт Воннегут
- » О, дивный новый мир «, Олдос Хаксли
- » 1984 «, Джордж Оруэлл
- » 451 градус по Фаренгейту «, Рэй Брэдбери
- » Заводной апельсин «, Энтони Бёрджесс
- » Рассказ служанки «, Маргарет Этвуд
Этот список можно назвать классическим набором, и любой, кто увлекается подобными романами, с ним наверняка знаком.
Утопичные романы , как правило, также включают в себя долю антиутопии. Место настолько идеально, что это немного пугает и удивляет обывателя. На контрастах строится интересный сюжет. Итак, рекомендуемый список утопичных произведений :
- » Остров «, Олдос Хаксли
- » Игра в бисер «, Герман Гессе
- » Государство «, Платон
Источник
Утопия и антиутопия. В чём разница?
Утопия и антиутопия – одни из самых популярных жанров в литературе и кинематографе. Попробуем разобраться в чём их особенности и отличия.
Что такое утопия?
Начнём с жанра утопии, поскольку в этой паре он появился раньше. Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова (2005) даёт такое определение:
УТОПИЯ – жанр, в основе которого лежит изображение вымышленной страны, призванной служить образцом идеального общественного устройства.
Утопия получила название от заглавия трактата английского писателя Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516) .
В значении «модель идеального общества» это слово впервые встречается в работе Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (1613) . Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический».
Характерные черты утопии
- Утопия предполагает полное единомыслие. В подобных произведениях присутствует упрощённый взгляд на человека, нет индивидуализации характеров (они изображены схематично).
- Нет внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношения людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
- Все процессы, происходящие в утопических обществах, протекают по заранее установленному образцу.
- Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто и изолировано.
- Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
- В таких произведениях нет сатиры, поскольку идёт утверждение идеала и его противопоставление реально существующей действительности.
Самые яркие представители жанра
Помимо уже названного ранее романа Томаса Мора к известным утопиям можно отнести также «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона . Книга рассказывает о городе с уникальным социальным устройством и технологическим прогрессом. Это традиционная для жанра история о том, как можно построить общество, максимально приближено к идеалу.
Знаменитый французский писатель Сирано де Бержерак подарил миру «Иной свет» – утопию, действие которой происходит на Луне. У него получилась острая сатира на традиционные общественные порядки. Однако Бержерак также предсказал в своей книге создание многоступенчатых ракет, наушников и даже аудиокниг. И это в 1627 году! Стоит особо отметить, что писатель попытался дать утопическую трактовку библейского сюжета и обнажить религиозные корни жанра.
Особняком стоит книга Томмазо Кампанеллы «Город солнца» (1602). Пожалуй, самая «тоталитарная» из всех утопий. При построении идеального общества в своём произведении писатель однако полагал, что детей надо отбирать у родителей. Ведь именно семья (а также частная собственность) является одной из главных проблем в обществе. Кампанелла считал, что воспитывать детей должно государство. Подобные идеи однако нашли большой отклик у В.И. Ленина, который считал их вполне применимыми.
Роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1957) – классическая коммунистическая утопия о далёком будущем. Тем не менее произведение не исключает и противоречия. Автор фокусирует внимание на социальных и культурных аспектах общества, которое Ефремов предлагает считать идеальным. Однако в то же время в романе отражена попытка показать конфликт социума и учёного.
Что такое антиутопия?
Для начала опять обратимся к словарю литературоведческих терминов С.П. Белокурова (2005 г.):
АНТИУТОПИЯ – жанр, представляющий собой критическое описание общества утопического типа – своеобразную антитезу социальной утопии. Антиутопия оспаривает миф, созданный утопистами, подвергает сомнению саму идею идеального социума.
Примечание : В современном литературоведении термины «антиутопия», «дистопия», «какотопия» и прочие считаются синонимами.
Терминология для обозначения антиутопии стала формироваться в западных языках в XIX веке. Джереми Бентам в памфлете 1818 года впервые предложил термин «какотопия» («воображаемое худшее правительство»), как прямое противопоставление слову «утопия» («воображаемому наилучшему правительству»).
В литературе этот термин предпочитал Энтони Бёрджесс (автор знаменитой антиутопии «Заводной апельсин»). Наиболее распространённый английский термин «дистопия» ввёл Джон Стюарт Милль в своей речи 1868 года. Однако это слово было предложено гораздо раньше: в одном из романов XVIII века и обозначало «несчастную страну».
Термин «Дистопия» (как название литературного жанра в науке) ввели Гленн Негли и Макс Патрик в своей антологии «В поисках утопии» (1952). Согласно « Словарю Уэбстера », в английском языке термин «anti-utopia» как синоним «дистопии» впервые зафиксирован в 1910 году.
Характерные черты антиутопии
Попытка классификации основных признаков антиутопии была предпринята Л.М. Юрьевой. Она выделила 10 основных черт жанра:
1. Пространство антиутопии – государство с тоталитарной системой управления.
2. Территория нового государства отгорожена огромной стеной от всего окружающего мира (что сближает её с утопией).
3. Порабощение человека подчёркивает абсурд ситуации.
5. Герой произведения либо бунтарь-одиночка, либо коллектив единомышленников, находящийся в оппозиции к действующему строю.
6. Тоталитаризму противостоит любовь.
7. Описание природы своей красочностью подчёркивает обречённость происходящего.
9. Автор часто строит повествование в форме дневника, мемуаров или монолога главного героя (который чаще всего является ярым противником системы).
10. В литературном произведении антиутопического жанра ослабевает преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Самые яркие представители жанра
Мне кажется, книги-антиутопии (в отличие от утопий) знают гораздо лучше. Если я попрошу вас назвать хоть одну антиутопию, вы, скорре всего, сразу вспомните «1984» Дж. Оруэлла, «Мы» Е. Замятина, О. Хаксли и его «О дивный новый мир» или В. Войновича с романом «Москва 2042». А также нашумевший «Рассказ служанки» М. Этвуд.
Списков с антиутопиями полным-полно в интернете. Здесь я хочу отметить несколько книг, которые не так популярны и очевидны и которые произвели на меня большое впечатление.
Начнём с замечательного произведения Татьяны Толстой «Кысь» . Это единственный роман в библиографии писательницы, на создание которого она потратила 14 лет. Действие разворачивается после катастрофы, которую герои именуют просто «взрывом». Прежняя культура отмерла, и только те, кто жил до взрыва («прежние»), хранят её.
Главный герой романа, Бенедикт – сын «прежней» женщины. В романе последовательно раскрывается жизнь Бенедикта: его возвышение от простого служащего до одного из руководителей города-государства. Образ Кыси, скорее всего, выдуман персонажами, как воплощение их страхов.
Мне особенно было интересно читать эту книгу из-за карикатурного диалекта, на котором разговаривают герои (кроме «прежних»). Речь персонажей изобилует старинными словами и выражениями, а также заимствованиями из разных диалектов русского языка с вкраплениями авторских неологизмов.
Дмитрий Глуховский прославился постапокалиптическим романом «Метро 2033», который многие ошибочно причисляют к антиутопиям. Но в библиографии Глуховского всё же есть произведение, написанное в этом жанре. Речь идёт о романе «Будущее» (2013) .
Действие книги разворачивается в XXV веке после изобретения вакцины от старения. Главное условие вечной жизни – отказ от деторождения. Но, как и в любой другой антиутопии, в этом произведении есть представители «сопротивления», несогласные с общей политикой и желающие иметь детей даже ценой своей жизни. Стоит отметить, что в романе Глуховского повествование ведётся не от лица бунтаря. Здесь главный герой – винтик в карательной системе государства. Довольно редкий и необычный приём для этого жанра.
Иван Ефремов , на мой взгляд, уникальный писатель. И дело не только в его потрясающем языке и интересных сюжетах. В библиографии автора помимо утопии есть и ярко выраженная антиутопия. Что удивительно, «Час Быка» (1970) вместе с «Туманностью Андромеды» и «Сердцем Змеи» образует трилогию, посвящённую будущему планеты Земля.
Герои «Часа Быка» (жители коммунистической Земли) отправляются с гуманитарной миссией на планету Торманс. Там звездолётчики обнаружили потомков людей, ранее бежавших с Земли и построивших закрытое тоталитарное общество. Ефремов мастерски показывает, как идеальное утопическое общество коммунистической Земли сталкивается с тоталитарным Тормансом. На мой взгляд, это поистине гениально: соединить в одном произведении два противоположных жанра.
В чём отличие этих жанров?
В литературоведении XX–XXI веков антиутопии, как и утопии, рассматриваются в ряду жанров научной фантастики.
- В жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее. В то время как антиутопия всегда обращена в будущее.
- В антиутопии мир, выстроенный на тех же началах, что и мир утопии, дан изнутри, через чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе законы «идеального» общества. В то время как утопия, как правило, показывает идеальное государство глазами человека со стороны.
- Антиутопия показывает мир, где при всей строгости законов правящая верхушка обязательно грешит тем, что запрещается делать простым гражданам. В утопии всё наоборот. Правящей элиты нет совсем. Люди живут по законам, которые приняты единогласно всеми гражданами. Законы утопии соблюдаются потому, что это свободный выбор человека. В то время как в антиутопии царит идеальный порядок из-за страха граждан перед наказанием и неминуемой расправой.
- Утопия настаивает на том, что человек – существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований. Антиутопия утверждает обратное: человек глубоко порочен, благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, революции бессмысленны и что-либо изменить нельзя.
- Утопия говорит о позитивных чертах описанного в произведении общества. Антиутопия выявляет его негативные черты и предупреждает читателей о них.
Надеюсь, моя статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, какие читали утопии и антиутопии. Какой жанр вам больше нравится? Посоветуйте, что можно почитать из этих жанров.
Если вам понравилась статья, поддержите мои труды лайком. Подписывайтесь на канал – впереди вас ждёт много интересного и полезного.
Источник