«Горькая луна»: отзывы, мнения критиков, сюжет, актеры и роли
Отзывы о «Горькой луне» до сих пор привлекают к себе внимание критиков и зрителей, так как это один из самых скандальных и обсуждаемых фильмов режиссера Романа Полански. Это мелодрама, которая вышла на экраны в 1992 году. Главные роли в ней исполнили супруга режиссера Эммануэль Сенье и Питер Койоти. Название является антонимом более распространенному выражению «медовый месяц».
О чем фильм?
Отзывы о «Горькой луне» до сих пор встречаются самые разные. В этой статье мы подробно расскажем, как к картине относятся критики и зрители.
В самом начале в центре повествования оказывается британская супружеская пара, которые после семи лет, проведенных в браке, отправились в путешествие по Средиземному морю. Их зовут Найджел и Фиона. Они выехали из Венеции, рассчитывают доплыть до Индии. Цель у них только одна: обновить свои отношения, которые за это время стали чересчур целомудренными.
На теплоходе, на котором они путешествуют, им встречается странная супружеская пара. Это пожилой американский писатель Оскар с симпатичной и юной женой Мими, француженкой по национальности. Оскару 50 лет, он частично парализован, так как страдает от поперечного миелита. По судну он передвигается на инвалидной коляске.
Оскар неожиданно решает поведать Найджелу историю своих романтических отношений с Мими.
История любви
Оказывается, что встретились они одним ранним утром в автобусе в Париже. У Мими не было билета, Оскар отдал ей свой. В то время ему было около 40 лет, а девушке — немногим за 20.
Между ними сразу возник бурный роман, который сопровождался сексом, стиравшим все границы, заставлявшим забыть о разнице в возрасте, жизненных принципах и приоритетах. Флирт очень быстро перешел в по-настоящему знойную страсть. Стало очевидным, что эти отношения способны привести к саморазрушению.
Их романтическая связь, которая поначалу была страстной и бешеной, постепенно стала ослабевать, а союз наскучил обоим. Оскар находился в поиске новых ощущений, поэтому пытался отделаться от надоевшей Мими. Девушка, наоборот, пыталась удержать его любой ценой, мечтая превратиться в его супругу, оставаться рядом с ним, перенося даже все возможные унижения. А их было немало. Оскар регулярно приводил домой других женщин, которые издевались над Мими, организовывал домашние вечеринки, на которых выставлял ее на посмешище.
Мими переносила откровенное презрение с его стороны, по настоянию Оскара была вынуждена сделать аборт, после чего стала бесплодной. В конце концов Оскар обманом заставил ее уехать в другую страну.
Через два года после этого он оказался в больнице, попав в серьезную аварию. Мими пришла к своему бывшему любовнику в больничную палату, где, пользуясь его беспомощным состоянием, столкнула мужчину с кровати. Оскар получила тогда еще одну травму, которая и стала причиной паралича. Однако Мими не оставила мужчину в таком состоянии, начала о нем заботиться, поставив в абсолютно зависимое положение от себя. Намного более зависимое, чем то, в котором находилась она сама несколько лет назад.
Месть
Фактически это была месть с ее стороны. Мими превратилась в его сиделку, а отношения между ними скатились к садомазохизму. К примеру, пользуясь тем, что Оскар ограничен в передвижениях, девушка занималась сексом со своим чернокожим любовником в пределах его слышимости.
Почти каждый вечер Мими отправлялась в ночной клуб или на вечеринку, а домой возвращалась глубокой ночью или под утро. На день рождения она подарила Оскару пистолет, как бы намекая, что его время пришло и ему пора застрелиться. Но этого не произошло, они до сих пор продолжают держаться друг друга, даже официально оформили свои отношения, мечта Мими о браке сбылась. Они стали мужем и женой, хоть их любовь уже давно превратилась в извращенную страсть, тщательно прикрытую взаимной ненавистью.
Развязка
Британская супружеская пара только до определенного момента остается в роли наблюдателей. Все меняется, когда Мими решает вовлечь их в свою опасную игру.
Она приходит к Найджелу, которому предлагает стать ее любовником. Но когда он выражает готовность к измене, сама начинает максимально оттягивать этот момент. В результате она окончательно отказывает Найджелу и проводит ночь с его супругой Фионой.
Фильм «Горькая луна» 1992 года завершается сценой, в которой Оскар убивает Мими из пистолета, который она сама подарила ему на день рождения.
Питер Койоти
Роль американского писателя, прикованного к инвалидной коляске, исполнил актер Питер Койоти.
Слава к нему пришла в середине 60-х годов, когда он стал одним из основателей театра The Diggers в Хейт-Эшбери. Это была творческая контркультурная площадка, чрезвычайно популярная в Америке в то время.
В кино из театра он перешел в 70-е годы, сыграв более чем в ста фильмах. Сейчас ему уже 77 лет. Помимо фильма «Горькая луна» стоит отметить его работы в комедии Педро Альмодовара «Кика», байопике Стивена Содерберга «Эрин Брокович».
Эммануэль Сенье
Актеры на роли в «Горькой луне» подобраны удивительным образом с максимальной точностью. Супругу Оскара Мими играет француженка Эммануэль Сенье, которой сейчас 52 года. Это третья жена режиссера Романа Полански, которая снялась также в его детективе «Неистовый», мистическом триллере «Девятые врата», комедийной драме «Венера в мехах».
Сенье начала карьеру модели в 14-летнем возрасте, вскоре получив международную известность, благодаря своей яркой и запоминающейся внешности.
На большом экране она дебютировала в 1984 году, снявшись в эпизодической роли в картине «Год медуз». Уже на следующий год она оказалась на съемочной площадке с Натали Бай и Джонни Холидеем в ленте Жан-Люк Годара «Детектив».
Среди ее лучших киноработ также необходимо отметить криминальную драму Николя Гарсиа «Вандомская площадь», за роль в которой она была номинирована на национальную премию «Сезар».
Хью Грант
В фильме «Горькая луна» актер Хью Грант из Великобритании исполнил роль Найджела. Это один из самых известных британских артистов современности.
В кино он впервые снялся в 1982 году в малозаметной картине «Привилегированные». Его первым успехом стала мелодрама Джеймс Айвори «Морис» об однополой любви в начале XX века.
Славу и признание у критиков он получил после работ в мистическом фильме ужасов Кена Рассела «Логово белого червя» и романтической комедии Майка Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны».
Настоящей звездой и секс-символом современного кино Хью Грант стал после комедийной мелодрамы Роджера Мичелла «Ноттинг-Хилл», романтической комедии Шэрон Магуайр «Дневник Бриджит Джонс», драмы Криса и Пола Вайц «Мой мальчик», комедийной мелодрамы Марка Лоуренса «Любовь с уведомлением», трагикомедии Ричарда Кертиса «Реальная любовь».
Кристин Скотт Томас
Супругу Найджела Фиону играет английская актриса Кристин Скотт Томас.
Ее карьера началась в 1986 году, когда она дебютировала в малозаметной ленте «Под вишневой луной». Громкий успех к ней пришел как раз после фильма Полански «Горькая луна».
В 1996 году Скотт Томас была номинирована на премию «Оскар» за работу в мелодраме Энтони Мингеллы «Английский пациент». Правда, награда ей так и не досталась.
Ее главное достижение — премия BAFTA за лучшую женскую роль второго плана в романтической комедии «Четыре свадьбы и одни похороны».
Роман Полански
Для режиссера Романа Полански «Горькая луна» стала значимой работой в его карьере, хоть и не самой знаменитой. Это режиссер, который вырос в Польше, затем долгое время жил в Великобритании и США, а с 1976 года находится во Франции.
Его первая же работа стала настоящей сенсацией. Это была камерная психологическая драма «Нож в воде», снятая еще в 1962 году. Это был первый фильм в истории польского кинематографа, в котором в качестве музыкального сопровождения был использован джаз, показана обнаженная женщина. Он даже получил номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Уже вторая его картина не только подтвердила его славу как одного из самых успешных режиссеров современности, но и принесла ему «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Это был психологический триллер «Отвращение», главную роль в котором исполнила Катрин Денев.
«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля Полански получил в 1966 году за криминальный триллер «Тупик», который сам считал лучшей работой в своей карьере. В 2002 году режиссер завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за историческую драму «Пианист», основанную на реальных событиях. В ней рассказывается судьба пианиста Владислава Шпильмана, который скрывается в Польше, оккупированной нацистами.
Его последней работой на данный момент стала психологическая драма «Основано на реальных событиях», которая вышла в 2017 году.
Мнение критиков
Отзывы критиков о «Горькой луне» оказались преимущественно положительными. Они отмечали невероятный накал страстей, который удается создать режиссеру на экране, а также то усердие, с которым Полански берется исследовать самые темные стороны человеческой души.
При этом нужно признать, что в фильме не сразу рассмотрели шедевр. Изначально на него ополчились практически во всем мире. В отзывах критиков о фильме «Горькая луна» (сразу после того, как он вышел) было много обвинений режиссера во всех смертных грехах, к чему он сам дал повод. Отмечалось, что режиссер позволяет себе комментировать пошлость, одновременно возводя ее в норму стиля, открывая в ней бездну искренности, что и делает фильма таким увлекательным.
Отзывы зрителей
Среди зрителей также нашлись поклонники и противники этой работы Полански. Причем первых оказалось значительно больше. В отзывах о фильме «Горькая луна» многие подчеркивали, что в работе над картиной Полански опирался на литературный источник. Поэтому для него имело такое большое значение дать этому тексту иное измерение, отыскивая его путь к воплощению.
В отзывах о «Горькой луне» зрители подчеркивали, что режиссеру удалось передать смысл и суть этой притчи писателя Паскаля Брюкнера об отношениях двух людей, которые больше напоминают великое таинство и невероятный труд.
К тому же, судя по отзывам о «Горькой луне» (1992), высоко была оценена актерская игра. Действительно, Полански удалось собрать на съемочной площадке первоклассных актеров, каждый из которых заслуживает восторженных оценок.
Неутешительный вывод, к которому в отзывах о фильме «Горькая луна» (1992) приходило большинство зрителей, заключается в том, что любовь мучительна, а пройти весь отрезок без потерь практически невозможно.
Среди негативных оценок отмечалось, что картина граничит в своей откровенности практически с порнографией. Это были основные претензии в отзывах о «Горькой луне» со стороны тех зрителей, которым фильм не понравился.
Источник
Горькая луна
Из Википедии — свободной энциклопедии
Жанр
мелодрама эротика [1] триллер
Режиссёр
Роман Полански
Продюсер
Роберт Бенмусса Роман Полански Ален Сард Тимоти Баррилл
Автор сценария
Жерар Брач Джон Браунджон Джефф Гросс Роман Полански
В главных ролях
Питер Койоти Эммануэль Сенье
Оператор
Тонино Делли Колли
Композитор
Вангелис
Кинокомпания
Canal+ Fine Line Features
Длительность
138 минут
Бюджет
7 000 000 фунтов стерлингов
Страна
Франция Великобритания США
Язык
английский и французский
Год
1992
IMDb
ID 0104779
«Го́рькая луна́» (англ. Bitter Moon ) — мелодраматический фильм 1992 года, снятый режиссёром Романом Полански. Сценарий к фильму был написан на основе одноимённого романа писателя Паскаля Брюкнера. Главные роли исполнили Питер Койоти и жена режиссёра Эммануэль Сенье. Музыку к фильму написал греческий композитор Вангелис. Премьера фильма состоялась 12 июля 1992 года в Великобритании.
Название можно перевести как «горький месяц» или «мучительный» в противоположность медовому месяцу, предлагались и другие варианты перевода [2] .
Источник
Мое кино. Роман Полански — Горькая луна (1992)
Случайная встреча ранним весенним утром в парижском автобусе на всю оставшуюся жизнь определила судьбу Оскара и Мими. Их не интересовали романтичность и возвышенная любовь — они хотели исследовать свою страсть. И они исследовали друг друга и себя до полного саморазрушения. —————————————- —————————————- —-
Сказать, что этот фильм — мой любимый, это ничего не сказать. Я готова его смотреть вновь и вновь, переживать чувства героев, наслаждаться тонкой игрой актеров, великолепной музыкой, совершенно роскошной внешностью главной героини, ее зашкаливающей сексуальностью и той чувственностью, поток которой просто выплескивается через экран и сбивает тебя с ног.
Картина во многом получилась выигрышней одноименного романа Паскаля Брюкнера и именно за счет всего вышеперечисленного, хотя книга умнее, откровеннее и изобилует большим количеством таких подробностей, которые могут смутить даже самого прожженного циника.
*** Роман «Горькая луна» был и остается самым талантливым и скандальным произведением Брюкнера. Это пронзительное и предельно откровенное повествование о том, насколько хрупка грань между чувственной страстью и жестокостью. Это книга об эйфории, грубом вырождении и гибели страсти, о вывернутых наизнанку чувствах, разнообразие и сила которых ошеломляет. Брюкнер предлагает читателю «антироман», демонстрирующий обратную сторону любви.
О книге «Горькая луна»
*** Фильм о том, какой страстной, хрупкой, жестокой, поглощающей, сумасшедшей, несчастной и разрушительной может быть ЛЮБОВЬ. Жестокость любящих людей друг к другу. Как в один миг переступаешь грань между любовью и ненавистью. Как мужчина в один миг обожествляет женщину, а через мгновение выходит из самолёта, бросая её на борту.
О фильме «Горькая луна»
*** Одна из важных идей фильма состоит в том, что любовная страсть, какой бы жаркой она ни была, рано или поздно начинает скатываться вниз после пика невообразимых плотских наслаждений. И тут паре нужно решить, продолжать отношения, что неизбежно приведёт к взаимному унижению, а в фильме Полански, это привело к такой взаимной ненависти, которая по силе была сравнима с их былой страстью, или расстаться, пусть и ценой безмерных душевных страданий. Или продолжить на новом уровне человеческих отношений.
И хотя фильм именно о страсти, во время просмотра постепенно приходишь к выводу, что просто страсть — тупиковая ветвь развития отношений, которая проходит через экстаз, спад, извращения, взаимную жестокость и кончается смертью.
Если бы герои выбрали путь человечности, жизни наполненной не только страстью, но и работой, воспитанием детей, поддержкой друг друга и окружающих — эта жизнь была бы иной и не кончилась так бездарно.
Он рассказывает о чувствах столь сильных, столь зашкаливающих, которые далеко не каждый в жизни своей способен испытать. И дело тут не только в «кама-сутре», все эти эротические сцены являются не более, чем вспомогательными элементами для того, чтобы показать самое главное.
Страсть, да. Одержимость. Потеря контроля. Женщина готова была расстаться со всей своей гордостью, принести в жертву что угодно, лишь бы быть рядом с предметом своей страсти. И после того, как отвергли всю женскую искренность, всю ее самую сокровенную суть, она, конечно, не смогла простить. Единственным смыслом жизни оставалось извращенное наслаждение от мести, от доставления боли тому, кто отверг ее, кто сломал ее жизнь. Заставить его страдать как можно сильнее и силой оставить при себе — теперь не как господина, а как беспомощного раба.
Смотреть, конечно, надо в оригинальном звуке. То, как они говорят: манера, тон, эмоции. Все это впитывается в мозг и взрывает его. Даже не верится, что это кино, что это актерская игра, а не жизнь… А операторская работа, она просто гипнотически восхитительна!
На мой взгляд, в этом фильме идеально почти все.
Правда, хореография мне не особенно понравилась. Но это, наверное, уже дело вкуса.
Сравнительная характеристика книги и фильма (найдено на интернете)
Ничего бы этого не было, если бы в Доме книги не расставляли зарубежную прозу по географическому принципу. Я зависла у полок с французской литературой, не так уж ее много, а люблю я ее давно. Разрываясь между поздними мемуарами Симоны де Бовуар и последним романом Панколь, я вдруг увидела знакомое название – Горькая луна.
Неужели? – подумала я. Как-то не осело у меня в памяти, что посмотренный десятки раз фильм Полански имеет под собой литературную основу. Взяла изящную книжицу серии «Текст», имя на обложке – Паскаль Брюкнер, и тут же, крупнее и внушительнее – Роман Полански.
Несколько строчек знаменитого режиссера-скандалиста о французском романе, где «литература осмелилась дойти до крайности в изображении любовной коллизии». Я тут же оставила двух разновозрастных француженок на полке, и отправилась к кассе с трофеем. Стоил томик изрядно, но я вышла на Невский с ощущением, что мне сделали подарок. Потом еще два дня, выходные, я не прикасалась к добыче. Она была чем-то вроде дорогой коробки конфет или давно желанных духов. Пока они запакованы, то доставляют чуть ли не большее удовольствие, чем в процессе потребления. Только в понедельник я взялась за чтение, как раз в то время, когда обычно остаюсь дома одна и смотрю какую-нибудь киноновинку. Очень противоречивые остались ощущения…
Прежде чем начинать разбор по составу, скажу немного о сюжете. Завязка у книги и фильма одинакова, впрочем, фильм, вообще, почти построчник, не считая финала, но об этом позже. Итак, некая пара, Дидье и Беатрис в книге (супруги Феона и Найджел в фильме), отправляются на небольшом судне из Марселя в Стамбул, откуда хотят продолжить свое путешествие в Индию, страну, по их мнению, древней мудрости и спокойствия. На борту они знакомятся с другой парой – Оскаром и Мими в фильме (Ребеккой и Францем в книге).
Франц-Оскар – калека, не покидающий инвалидного кресла, Ребекка-Мими – роковая женщина, загадочная красавица, полузиатка-полуеврейка по книге, француженка по фильму. Франц-Оскар увлекает Дидье-Найджела историей своих отношений с Мими-Ребеккой. Его рассказ – стержень сюжета – откровенный, чувственный, порой шокирующий. На фоне трагического и чувственного образа Ребекки-Мими бледно-повседневная Беатриса-Феона начинает казаться Найджелу-Дидье нежеланной обузой, в то время как загадочная незнакомка манит его всеми удовольствиями, которые женщина может дать мужчине. Однако не раз и не два обжигается Найджел-Дидье, не зная верить ли чудовищно-откровенным рассказам инвалида. Кто такая его жена: выдумка Оскара-Франца, страдающая, влюбленная женщина, которую смертельно оскорбили, граф Монтекристо в юбке? В общем, действие состоит из рассказа Оскара-Франца, терзаний Найджела-Дидье, триумфальных появлений Ребекки-Мими и решающей роли Феоны-Беатрисы. Все вместе являет собой запутанный клубок чувств: любовь, страсть, усталость, равнодушие, злость, ненависть. Все герои так или иначе проживают каждое из них. И фильм , и книга стоят внимания, но по-разному.
В начале чтения я находилась полностью в плену кинообразов героев. То есть Дидье не представлялся мне иначе как в обличие Хью Гранта, Франц воплощался в виде Питера Койота. А вот с женскими ролями как-то сразу пошло наперекосяк. Не вязалась у меня холодная красота Кристин Скот Томас с описаниями Брюкнера, который представлял Беатрису как бесцветную, переставшую особо следить за собой француженку в мешковатом платье. Хотя характеры героинь фильма и книги совпадали. И уж совсем жестокое расхождение случилось в ключевой фигуре Мими-Ребекки. В книге Ребекка смуглая, темноволосая, изящная. Чтобы лучше представить, все время чтения у меня перед глазами стоял образ Натали Портман. Полански же воплотил свою героиню в лице Эммануэль Сенье, женщины с излишне потрясающим телом, формы которого постоянно подчеркиваются, и с простоватым, даже вульгарным лицом жительницы парижского предместья. Хотя по книге героиня и должна быть простовата по манерам и крикливо одеваться, но при этом в облике ее, и это постоянно подчеркивается, жила утонченность, присущая молодым восточным женщинам. Немного уладив противоречия с чисто внешними данными героев, я тут же заметила расхождения в характерах.
Начнем с того, что главный герой в книге – Дидье, мы воспринимаем все, в том числе и рассказ Франца, через его чувства. Именно его колебаниям, сомнениям, возмущению, радости, разочарованию уделено максимум внимания. Как бы ярко и шокирующее не было повествование Франца, нам постоянно преподносятся комментарии Дидье. Кроме того, в книге имеются небольшие интермедии в виде остановок корабля в разных портах, где случающиеся с Дидье и Беатрис события помогают понять на какой стадии осознания того, что с ними происходит, находится сейчас Дидье. Сначала он протестует против навязываемого ему желания Ребекки, потом постепенно начинает критически относиться к своей спутнице, затем, по мере того, как Ребекка увлекает его, растет отторжение, переходящее почти в гадливость по отношению к Беатрис, все это достигает пика-предательства, чтобы обернуться разочарованием в себе и раскаянием. Роль его двойника – Найджела – в фильме совсем другая, там он лишь игрушка в руках Оскара и Мими, марионетка, которой управляет ловкий рассказчик, вовремя дергая нужные ниточки, чтобы кукла плясала, плакала и смеялась. Он слишком прост, по-детски жесток и обидчив, даже туповат. В то время как его книжный близнец, хоть и не вызывает особых симпатий, но выглядит куда более живым.
В фильме единственный герой – Оскар в исполнении Питера Койота. Возможно, это связано с тем, что Койот как актер просто на голову выше своих партнеров. Он отвратительно обаятелен, красив своей низостью и потрясающе жалок. Его Оскар – талантливый манипулятор, попавший в расставленные им самим сети. На глазах у зрителя он творит историю своих отношений с Мими, заново все переживая, честно, не стыдясь собственной подлости или влюбленности. В книге Франц – иной. Там он, как капризный ребенок или ленивый рантье, всегда является жертвой или баловнем обстоятельств, принимает то, что дает ему судьба в лице Ребекки. Он не боец и не герой, в отличие от своего экранного собрата.
Рядом с Францем книжная Ребекка – женщина сильная, искренне влюбленная, готовая на все, чтобы удержать любимого. Видя в нем желание пощекотать нервы запрещенными удовольствиями, она предлагает ему желаемое, становясь изощренной проституткой, готовой не только исполнить желания клиента, но и предложить, и даже навязать свои сценарии игр. Замечая охлаждение любимого, она становится податливой, покорной, готовой сносить любые унижения, чтобы остаться рядом. А затем, будучи обманутой, растоптанной, покинутой, она возрождается, как феникс, чтобы стать мстительницей, философом и палачом любимого. В книжной Ребекке есть сила и характер, которые утратила ее кинематографическая сестра. От образа, выписанного Брюкнером, в Мими осталась только бесконечная, вызывающая сексуальность, тело. Недаром Мими в фильме танцовщица, а не парикмахерша, как книжная Ребекка. Мими увлекает лишь на уровне тактильно-зрительном, но никакого характера в ней не видно.
Осталась одна героиня – Беатриса-Феона. В книге Беатрисе отведена роль объекта эмоций Дидье. Через его отношение к своей спутнице мы понимаем, что происходит у него в душе. В фильме Феона другая. Это женщина, которая отстаивает свое право на мещанское с точки зрения более ярких личностей счастье. Она тверда в своих намерениях и великодушна по отношению к супругу Найджелу, к его увлечениям. Она скорее мать для него, чем жена. Феона привлекательна и обаятельна, в то время как Беатрис бесцветна и безэмоциональна. Хотя, возможно, это эффет обаяния актрисы Кристин Скот Томас.
Сюжет книги при переносе на экран претерпел некоторые изменения. Из рассказа Франца, в частности, были убраны описания наиболее шокирующих оргий. Думаю, это продиктовано соображениями цензуры визуальных произведений, которая более жесткая, чем для печатных. Не скажу, что от этого рассказ что-то потерял, потому как любое описание любовных развлечений Франца и Ребекки необходимо только для того, чтобы проиллюстрировать их чувства. Но главные изменения коснулись финала. В фильме он более трагичный, и в то же время более интимный, замкнутый. Повествование так и не выходит за рамки квартета главных героев. И мне кажется, что на этом фильм выигрывает у книги сто очков, потому как подробные описания, что и как сталось с героями, да еще и подобие хэппи-энда этому произведению на идет.
Возможно, я изложила все путано для тех, кто не знаком с книгой или фильмом, но, быть может, мои размышления сподвигнут вас на просмотр или прочтение.