Описание картины «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)»
Увлеченность Натальи Гончаровой Востоком нашла отражение в серии «Павлинов». Она организовала проект «Художественные возможности по поводу павлина», в котором изобразила павлина в 10 стилях. В Третьяковской галерее, помимо «египетского», хранится «Павлин (стиль русской вышивки)».
Египетский «Павлин» написан в стиле экспрессионистического примитивизма, и это одна из наиболее темпераментных картин Гончаровой. Для многих именно «Павлин» стал ее символом. Египетская версия завораживает своим многоцветием, сиянием, торжеством жизни. В названии картины есть «солнце», но мы его не видим, все пространство занимает великолепный хвост павлина. Возможно, это о том, что во всей красе и яркости павлин может проявиться, когда его озаряет солнечный свет, но как же напрашивается иная версия: сам развернутый хвост в данном случае и символизирует солнце.
Грандиозная феерия цвета воплощает как красоту мира, так и сам акт творения – кажется, роскошный хвост творится в то мгновение, когда павлин любуется им. Картина демонстративно двухмерная, не пространственная, что традиционно присуще египетским изображениям. Павлин словно распластан на темном сумрачном фоне, который позволяет еще активнее заиграть краскам его оперения.
Наталья Гончарова написала «Павлина под ярким солнцем» в период обращения к русским корням и к Востоку. И действительно, стиль-то египетский, символика восточная, но разве не приходит на ум при взгляде на эту сияющую картину исконно русская жар-птица из народных сказок? Впрочем, об увлеченности автора Гогеном «Павлин» тоже сообщает недвусмысленно (сравните, например).
Гончарова провозгласила, что разочарована Западом, и отныне все ее интересы устремлены на Восток. «Павлин» воплощает восточную яркость, наслаждение жизнью, жар и страсть. Кажется, с его искрящихся цветом и светом перьев льется неиссякаемая энергия жизни, первозданная сила, словно самое бессмертие воплощено в его образе. На Востоке павлин действительно является символом бессмертия.
Если бы доктора выписывали вместо рецептов на таблетки билеты в художественные галереи, то поздней осенью и зимой пациентов стоило бы направлять в Третьяковку смотреть на эту картину – как на источник визуальных витаминов, для повышения уровня жизненных сил.
Источник
Глазами дизайнера #2: «Павлин под ярким солнцем»
Приветствую вас в цикле Глазами дизайнера! Первая часть здесь .
В детстве у меня была настольная игра «Шедевры Третьяковской галереи». Это такое арт-лото, созданное приучать детей разбираться в искусстве. Много картин я действительно узнала благодаря этой игре, так что если вы не знаете, как зацепить ребенка искусством, настольные игры ваш вариант.
Среди картин, представленных в этой игре, у меня появились и любимые. Одна из них — Павлин в египетском стиле Натальи Гончаровой. Почему же она мне понравилась? В картине используются чистые яркие цвета, такое всегда нравится детям. Но чем эта картина интересна сейчас?
Павлиньи дела
Прежде, чем разбираться с самой картиной, разберёмся с её главным героем – павлином. Известно, что у Натальи Гончаровой был цикл из этих павлинов. «Художественные возможности по поводу павлина» состоял из 10 павлинов в разных стилях . До нашего времени дошло только два: египетский и в стиле русской вышивки. Известно, что были птички в кубическом и футуристическом стиле, но видела их только Марина Цветаева, а где они сейчас история умалчивает. Гончарова выбрала павлина неслучайно.
Во-первых, это просто красиво
Посмотрите на эту красоту (лучше без звука)
Благодаря своей красоте павлин стал символом в самых разных культурах.
Символизм
Говоря о разных культурах, я правда имею ввиду много разных культур: Древний Египет, греко-римская мифология, Индия, Китай, Иран, павлин встречается и в Библии, и в Буддизме и в исламском декоративном искусстве. Можно долго разбирать значение и символизм этой птицы, но мы тут ради картины собрались и нас интересуют восточные версии.
Дело в том, что Наталья Сергеевна в то время сильно увлеклась Востоком, а вот Запад её сильно разочаровал.
Считается, что чем старше павлин, тем красивее становятся его перья (они обновляются). Из-за этого павлин стал символом бессмертия (еще мясо павлина не протухает, но это уже другая история). Также за счёт хвоста павлин стал символом всевидящего солнца и вообще с солнцем много где ассоциировался. Напомню, наша картина называется «Павлин под ярким солнцем ». Не забываем, что павлин — это прототип известной с детства Жар-птицы.
Пара слов о Египте и ярких цветах
Что для Вас египетский стиль? Для меня это нечто такое:
Лично у меня египетский павлин Гончаровой с Египтом совсем не ассоциируется. Скорее он напоминает русское-народное творчество, чем Египет. Тем более, сами египтяне как могли животных изображали реалистично (листайте карусель).
Этот диссонанс происходит из-за ярких цветов. «Египтовость» павлина выражается в композиции. Изображение нарочито двухмерное. Павлин на холсте расположен согласно канонам египетского искусства: голова и шея изображены в профиль, а хвост фронтально. Складывается ощущение, будто хвост настолько красивый, что павлин сам им залюбовался.
Ассоциация с русским-народным творчеством тоже неслучайна, даже если просто забить в поиске «русское-народное творчество» мы увидим обилие чистых и ярких цветов.
Прибавим сюда увлечение Гончаровой Гогеном и получим нашего павлина, выполненного в стиле экспрессионистического примитивизма. За счёт ярких цветов павлин так и светится на холсте.
Эксперимент действительно вышел удачным. Картина сочетает в себе простые формы, безумные цвета и глубокий символизм. Она и сейчас выглядит достаточно современной, притягивает взгляд на любой выставке и хорошо смотрится на продукции.
Наталья Сергеевна Гончарова — яркий представитель русского авангарда
Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 18:10 + в цитатник
Наталья Сергеевна Гончарова
Гончарова Н.С. «Бабы с граблями» 1907 г. Холст, масло
«Павлин под ярким солнцем» 1911 г. Холст, масло. 129 x 144 см. Государственная Третьяковская галерея
Описание картины
Художница изображала одного и того же павлина в 10 стилях (в «египетском» стиле, в виде «русской вышивки», футуристическом, кубистическом и др.). Была создана целая серия под названием «Художественные возможности по поводу павлина». Он был ее символом, символом ее искусства.
Павлин был близок Гончаровой, поскольку это глубокий целостный символ. К примеру, в римском искусстве он мог обозначать триумф дочерей императора. На Востоке павлин являлся выражением души, которая из принципов единства черпала свою силу. В христианстве павлин считался образом веры в бессмертие и воскресение, а его оперение из «тысячи глаз» указывало на всеведение. Многоцветие оперения намекало на красоту мира (в Китае) и сам акт творения в исламе – символ Вселенной).
Павлин может восприниматься как знак единства Бытия. Символизм его ассоциируется с теми древними синкретическими культурами, которые так полюбила художница. В египетском варианте головка и шея павлина изображены в профиль, а хвост, согласно канонам египетского искусства, развернут фронтально. При этом он как будто распластан по плоскости темного фона, выделяясь своим неповторимым оперением. Он как будто покрыт не перьями, а яркими красками, действуя на зрителя больше физиологически.
В ярких красках воплощена поистине первозданная энергия, напоминающая об аналогичных воплощениях человеческих эмоций в русском народном творчестве. Предположительно в этой картине отразилось увлечение молодой художницы картинами Гогена с их красочной экзотикой и свободой природной жизни.
Гончарова Н.С. «Стрижка овец» 1907 г. Холст, масло
«Велосипедист» 1913 г. Холст, масло. 78×105 cm. Государственнй Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В картине точно передана стремительная скорость движения. Мимо мчащегося велосипедиста мелькают уличные вывески и сливаются в одно целое. Быстрое движение колес передано через их многократное повторение друг возле друга.
И сам человек, пригнувшийся к рулю, расслаивается, становится подчиненным общей идее – скорости. Это основные признаки футуризма – смещение контуров, повторение деталей и вкрапление незаконченных фрагментов. Разлагая формы видимого мира, Гончарова, тем не менее, сумела создать целостный образ динамики в жизни отдельного человека.
В этой картине воплощена эстетика ХХ века – века технического прогресса и ускоренного темпа жизни.
Уже произошла 1 Русская революция 1905 года. Накануне Первой Мировой войны, начавшейся в 1914 году, неспокойная обстановка в общества была тонко уловлена художницей и выражена в невинном сюжете – условной фигуре человека на велосипеде.
Это одна из лучших картин художницы в стиле кубофутуризма. Последующее творчество Гончаровой шло в духе нового, изобретенного М. Ларионовым стиля «лучизм».
«Хоровод» 1910 г. Холст, масло Историко-художественный музей, Серпухов, Россия
«Архистратиг Михаил» 1910 г. Холст, масло 129.5 x 101.6 cm
Гончарова Н.С. «Литургия, св. Андрей» 1914 г.
Гончарова Н.С. «Богоматерь с младенцем».Описание картины
Картина выполнена в духе русской иконографии. Художница пользовалась традиционными схемами и приемами, и в то же время ее не сковывали никакие рамки.
Богоматерь изображена в желтых одеждах с коричневыми складками. На ее левой руке сидит младенец, которого она придерживает правой. Вопреки православным традициям, ребенок не смотрит ни на нее, ни на зрителя. Простой синий фон заполнен примитивно трактованными зелеными растениями и фигурами ангелов. Условная трактовка лица Божией Матери дополняется его нетрадиционной раскраской, что характерно для лучизма.
Свободная пластическая трансформация фигур ангелов и ребенка Христа дополняется звучностью ярких красок, что отдаляет картину от иконописных канонов и ставит на достойное место среди достижений единомышленников.
Гончарова Н.С. «Покос» 1910 г.
Гончарова Н.С. «Урожай» 1911 г.
Гончарова Н.С. «Маленькая станция» 1911 г.
«Аэроплан над поездом» 1913 г. Холст, масло. 55 x 83 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
Гончарова Н.С. «Кошки» 1913 г.
Гончарова Н.С. «Крестьянские танцы» 1911 г.
Гончарова Н.С. «Цветы» 1912 г.
Гончарова Н.С. «Прачки» 1911 г.
Гончарова Н.С. «Динамо-машина» 1913 г.
«Портрет Ларионова» 1913 г. Холст, масло. Museum Ludwig, Cologne, Германия
Гончарова Н.С. «Натбюморт с тигром» 1915 г.
Гончарова Н.С. «Посадка картофеля» 1908-1909 г.
Гончарова Н.С. «Лен» 1908 г.
Гончарова Н.С. «Соляные столпы» 1908 г. Описание картины
Для картины характерны большая архитектоничность, усложнение и многофигурность композиции, разнообразие ракурсов, свобода в построении форм.
Используя прием «живописного рассказа», за основу композиции Гончарова берет библейскую легенду о Лоте, но пересказывает ее с отступлением.
Точкой притяжения для кубистической трактовки является момент превращения человеческой фигуры в соляной кристалл на фоне повергаемого города.
В гончаровской трактовке в столпы превратились все участники сцены – и Лот, и его жена, и дочери, даже их будущие дети.
Многие живописно-пластические приемы перетекают из предыдущей картины «Бог плодородия», а именно – трактовка лица, особенно двойная обводка глаз, линия бровей, переходящая в нос, голова, посаженная на плечи, тонкие руки и ноги, жесткие деформации пропорций, доминирование 4-угольных форм.
В живописной разработке поверхности намечается и новый элемент – имеющий форму «ласточкиного хвоста» в изображении Лота. Здесь он еще не выявлен в достаточной степени ни функционально, ни живописно, но в последующих работах найдет свое место.
Гончарова Н.С. «Каменная дева» 1908 г.
Гончарова Н.С. «Крестьянки» 1910 г.
Гончарова Н.С. «Обнаженная негритянка». Описание картины
Эта картина – показательный пример примитивизма Гончаровой. Она дышит сверхэнергией движения натуры и динамичностью самой живописи. Одновременно она близка и Пикассо, и Матиссу.
В трактовке ступней ног, кистей рук и особенно в форме и постановке головы чувствуется пластическая близость «Дриаде» и «Дружбе» Пикассо. Штрихующий мазок на лице вызывает ассоциации с «Танцем с покрывалами».
Влияние Матисса ощутимо в группировке фигуры, изображенной в стремительном танце, позволяющем показать ее одновременно в разных ракурсах, цветовых контрастах (черная фигура на малиново-розовом фоне), в экспрессии движения, сжатости фигуры в минимальном пространстве и сверхрельефности контуров, в оптимистичности образов.
Гончарова смягчает кубистическую огранку и добивается большей пластичности изображения, по сравнению с эмоциональными изломами фигур на полотнах своих кумиров. Популярности картины способствовала культурная экспансия населения из покоренных стран, охватившая страны Европы. Увлечение новыми формами было подхвачено русскими художниками вслед за европейскими коллегами.
Гончарова Н.С. «Пустота» . Описание картины
Эта картина – исключение и одновременно новаторство. В творчестве Гончаровой впервые едва ли не во всей русской авангардной живописи появляется абстрактная структура в виде разноцветных концентрических колец неправильной формы.
Эта структура, имеющая биологическую, белковую форму, неустойчива по своим очертаниям, сжимающаяся и разжимающаяся вширь и в глубину, похожа на неведомую материальную субстанцию, на всплеск энергии. Она наполнена, как всегда у Гончаровой, дыханием жизни, правда, жизни другого уровня – жизни мыслящей материи.
Ритмичность и чередование синих и белых колец убывающих размеров с меняющейся шириной ленты плотной гладкой фактуры создает свое собственное пространство, перетекающее внутри этих форм, обтекаемое другим пространством, формируемое живописной массой черно-зелено-лилового цвета с матовой фактурой. Окружающее пространство становится проницаемым, несмотря на свойство темной матовой структуры поглощать весь свет.
Гончарова нарушает физику цвета и физику вещества, разрушая единство и материальную плотность, создаваемые красящими пигментами, введением белильных живописных элементов, напоминающих зеркальные блики. Плоскость всего живописного поля картины, кажется, теряет свои материальные границы. А композиция готова преодолеть их, становясь как бы иллюстрацией положения о 4 измерениях: «Картина является скользящей, дает ощущение того, что можно назвать 4 измерением, – вневременного и внепространственного…».
Материальный объем – краски, их фактура, т.е. «полное» – изображает «пустое»: «полное» рождает «пустое», объем становится категорией пространства. Картина может показаться чисто абстрактной. Если задуматься о теософских знаниях, можно представить, что центральное белое пятно – как бы обозначение туннеля, который ведет в иной мир, в мнимую «пустоту». Это потусторонний цвет. Синие кольца – своего рода ступени перехода по этому туннелю в иной мир.
Тема перехода в иной мир не впервые поднимается в творениях художниках. Подобные туннели присутствовали в работах других художников-духовидцев. Яркий пример – «Рождение души человеческой» 1808 года немецкого романтика Ф.О. Рунге.
Гончарова Н.С. «Ангелы, мечущие камни на город». Описание картины
Одна из 9 экспрессивных картин общего цикла под названием «Жатва».
В этой картине Гончарова строит свою религиозную картину мира. Вершина этого мира – божеский небесный мир. Все на земле вершится под его покровительством, а ангелы-воины вмешиваются непосредственно в земную жизнь, противоборствуя техницизму и урбанизму и одновременно охраняя пашни и сады. Таким образом, выстраиваются оппозиции «город-деревня» и «естественное-техническое».
Кроме того, сильна идея возмездия, небесной кары, судьбы, рока, в целом, апокалиптические настроения, соотносимые с христианской символикой. Картина создавалась художницей в период творческих исканий: лучизм, футуризм – все это было впереди. Только примитивизм и участие в «Бубновом валете» пока составляли творческий опыт Гончаровой. Так что это полотно в неопримитивистском стиле считается одной из лучших.
Как и многие другие, эта картина отличается выдающимися декоративными достоинствами. В частности, заметно ритмическое движений линий и пятен, ярко проявляется акцентированное тяготение к плоскости – земле. Все это подчеркивало стремление Гончаровой к монументальным формам.
Гончарова Н.С. «Желтый и зеленый лес». Описание картины
Один из серии «лучистых пейзажей». Все в этой картине размыто проблесками пересекающихся лучей, за ними едва угадываются очертания деревьев. В центре композиции – 2 уходящих ввысь ствола, глухого синего и коричневых тонов. Интенсивное пятно желтого цвета в кроне дерева, из которого вырываются лучи, густые зеленый и темно-синий тона доходят до абсолютной глубины цвета.
Высокие кроны деревьев – все в пересекающихся лучах. Даже в густом коричневом тоне земли вспыхивают проблески лучей света. Это привносит в пейзаж взволнованное и приподнятое, но нереальное, почти мистическое звучание.
Есть мнение, что этот пейзаж – простая иллюстрация к философским построениям П.Д. Успенского «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира». Мистика и эзотерика переплелись в его жизненном пути с оккультизмом и целительством. Предложенная философом новаторская модель Вселенной, в которой не 3, а 4 измерения, в том числе время. Также призывал к созданию мира на основе идеи синтеза Психологии и Эзотерики, что вело к высшему уровню осмысления и осознания жизни человека.
Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых.
Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.
Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева. Он предложил начинающей художнице участвовать в Осеннем Салоне в Париже.
В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. Особенности мировосприятия, прослеживающиеся в этих полотнах, явно говорят о влиянии на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, вскоре уступил место последовательному неопримитивизму.
Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с М.Ф. Ларионовым. Вскоре это знакомство приведет к теплым отношениям, а Ларионов станет супругом художницы. Вместе с ним Гончарова участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа во всей его глубине.
Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».
В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова. С 1914 года художница оформляет театральные постановки, такие как «Золотой петушок». В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».
В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию. Здесь жизнь художницы и оборвется 17 октября 1962 года.