Меню

Голоса птиц кладовая солнца

Кладовая солнца — краткое содержание

Название произведения Кладовая солнца
Автор Михаил Пришвин
Жанр Сказка-быль
Год написания 1945

Главные герои

  • Настя — девочка -сирота, 12 лет
  • Митраша — брат Насти, 10 лет

Другие персонажи

  • Антипыч — лесник
  • Травка — гончая собака Антипыча
  • Серый помещик — волк, доставляющий населению деревни много хлопот
  • Жители деревни

Краткое содержание

Глава 1

Повествование ведется от лица жителей села, расположенного возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесский. Они помогают двум осиротевшим деткам, потерявшим своего отца на войне, мать же ребят умерла от болезни.

Дети были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… носик глядел вверх . А Митраша …был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный . Звали его все в селе «мужичок в мешочке».

После смерти родителей на долю детей выпала забота обо всем большом крестьянском хозяйстве и о скотине, которой у них было достаточно. Сначала деткам помогали дальние родственники, но потом сироты быстро научились со всем справляться сами.

«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы»

Вместе держали огород, Настя работала по дому и на дворе, а Митраша, научившись у своего отца, делал деревянную посуду и соседям помогал, за что и они платили ему в ответ добром.

Глава 2

Весной, в конце апреля, стали Настя и Митраша собираться за клюквой, самая сладкая она бывает, когда перележит зиму под снегом . Митраша взял с собой отцовское ружье, волков в лесу много было, компас, а Настя в корзинку положила картошки (вдруг заблудятся), накрыла все полотенцем, дала корма скотине, и засветло дети отправились на болото. Митраша вспомнил, что отец рассказывал ему, как добраться до заветной полянки – палестинки, где ягоды будет полным-полно, только одно страшное место под названием Слепая елань обогнуть нужно. Брат с увлечением стал рассказывать сестре об этом месте в надежде, что сегодня они до него доберутся.

Глава 3

Дети пришли на Блудово болото. Оно открывалось непроходимою зарослью ольхи, ивы и других кустарников . Болото некогда было дном древнего моря, повсюду виднелись небольшие холмы, которые в народе называли «боринами». Дети добрались до первой борины под названием Высокая Грива. Отсюда уже видны были кое-где россыпи красной ягоды, но путь охотников за клюквой лежал дальше, к борине Звонкой. На пути брату и сестре стали встречаться и первые весенние цветочки и растения: подснежники, волчье лыко. Брат стал рассказывать, вспоминая разговоры с отцом, что водится в этих местах волк Серый помещик, главная беда жителей деревни, перетаскал он много скота в этом году.

Болото наполняется звоном птичьих голосов, криками зайцев, выпи, журавлиным стоном по мере наступления дня, вся природа пробуждается и приветствует новый день. Но солнце еще не успело взойти, как дети спустились в большое болото, где ребята услышали протяжный вой Серого помещика. Оказавшись, на небольшой развилке, брат с сестрой стали спорить, куда идти дальше. Митраша настоял, что двигаться надо на север по компасу, и ребята пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом .

Глава 4

Настя и Митраша добрались до чудесного места: два дерева, ель и сосна, причудливо сплелись корнями и стволами, а у их подножия располагался большой холодный Лежачий камень, на него-то и присели отдохнуть наши герои в ожидании первых лучей солнца. Дети наблюдали, как дружно бормотали тетерева на ветвях деревьев, а потом вдруг птицы начали драться, пух и перья полетели в разные стороны, вот тут-то и случилась первая серьезная ссора брата с сестрой. Широкая тропа у этого камня расходилась в разные стороны, но справа была хорошая, плотная тропка, видно, что часто по ней люди ходили, надежная она; а прямо шла слабенькая совсем тропка, но стрелка компаса упрямо показывала именно на нее. Насте не удалось убедить брата, что нужно идти по проверенному пути, он упрямо зашагал напрямик, а сестра, устав от упорства брата, пошла по своей тропинке. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул .

Глава 5

От этого порыва ветра вокруг застонали все деревья, от этого стона проснулась гончая собака Травка, которая жила в лесу возле заброшенной сторожки. Стон деревьев напоминал ей плач ребенка, а она не могла выносить этих звуков, потому что сама испытывала неуемное горе: уже целых два года как умер ее любимый хозяин, лесник Антипыч.

Местные охотники частенько наведывались к Антипычу, описывали его как мудрого и доброго старика, все понимающего про эту жизнь.

Но после смерти Антипыча Травка не смогла уйти из леса, она все ждала своего хозяина, как будто он скоро вернется с охоты. А по ночам тоска овладевала ей и она выла. К этому вою давно прислушивался Серый помещик.

Глава 6

Жилище Антипыча находилось недалеко от Сухой речки, где некоторое время назад волчья бригада истребила по заявке крестьян всю стаю волков, кроме Серого помещика, ему тогда удалось сбежать. Но после этого случая он озверел совсем: порезал овец и коров больше, чем в свое время вся его стая. И до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал ее в сани и вырвал ее прямо из рук хозяина . И теперь по весне волк ждал, когда же настанет конец голоду.

В то утро, когда Настя и Митраша поссорились, волк особенно был зол. Он выбрался из своего логова и протяжно и жалобно завыл.

Глава 7

Травка, услышавшая стон деревьев, завыла, но голод, который она испытывала, заставил ее замолчать, и это стало ее спасением, иначе Серый помещик быстро нашел бы ее по вою. Гончая собака учуяла след зайца и отправилась на охоту. Заяц как раз проскакал мимо камня, где сидели утром дети, и Травка, напав на его след, почувствовала и сладкий запах хлеба и человека, который совсем недавно был у этого камня. Уж не Антипыч ли это здесь останавливался? Но дальше следы расходились: направо раздавался манящий запах хлеба, а след зайца уходил в сторону Слепой елани. Выбор перед Травкой стоял нелегкий. Но надежда встретить любимого хозяина, человека пересилила, и Травка быстро побежала в сторону, уходящую от Слепой елани.

Глава 8

Слепая елань – очень опасное место на Блудовом болоте, много здесь народу и скота погибло. Хотя само болото обладало огромными запасами торфа, горючего материала, так называемая кладовая солнца здесь находилась:

«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрении, передавали его …другим растениям, кустикам, ягодкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство»

Но слой этого торфа не везде одинаков, у Слепой елани он совсем был тоненьким, незаметным. И поэтому кочки под ногами Митраши становились все более хлипкими, мягкими. Но «мужичок в мешочке» упрямо продолжал свой путь. И снова перед ним возникла развилка: тропа уходила влево, а стрелка компаса показывала в противоположном направлении, где кочки сменялись абсолютно ровной поверхностью болота. Нисколько не смутившись, Митраша решил пересечь эту чистую полянку.

Еще Антипыч при жизни говорил своим охотникам-гостям: «Не знавши броду, не лезьте в воду!». Нет, полез же наш Митраша прямиком в Слепую елань. Ноги его утопали все глубже и, на секунду задумавшись и остановившись, мальчик оказался в один миг погруженный по колена, а в следующий – уже по грудь. Он снял с себя ружье, положил перед собой и постарался опереться руками. И в этот момент Митраша услышал крик сестры. Мальчик ответил Насте, но ветер дул в другую сторону и не донес его призыва:

«Маленький человечек…перестал кричать. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы»

Глава 9

Что же все это время происходило с Настенькой? Вначале она собирала ягодку за ягодкой, каждый раз наклоняясь к кочкам. Но потом ей захотелось собирать горстями больше и больше, и она, совершенно забыв о ссоре с братом, думала только о клюкве, жадность ею овладела и она сошла с набитой тропы. Оглянулась, поняла, что заблудилась и тут только вспомнила о своем брате.

Одного не знали Настя и Митраша, что обе тропки огибают Слепую елань и выходили как раз к палестинке, и ссора их пустяковая, оба оказались правы. К палестинке-то и подошла Настенька, к кроваво-красной от клюквы полянке, заветному месту. Снова забыв обо всем, Настя присела на корточки и стала ползать, собирать клюкву, бросая ее прямо сверху на картошку и хлеб. Даже лось, притаившийся за ольхой, принял Настю сначала за какого-то ползающего зверька. Ничего не видела и не слышала девочка, с таким усердием она собирала ягоды. И подползла она таким образом к пню, на котором нежилась в лучах солнца гадюка. Змея зашипела, и Настя наконец подняла голову, не понимая, где она. А совсем недалеко от нее стояла и смотрела на девочку собака, Травка. И Настя даже вспомнила ее. Антипыч не раз приходил с ней в село.

Настенька позвала ласково собаку и накормила ее хлебом, который с трудом достала из-под ягод. И в этот-то момент она вспомнила о брате, голодном, обиженном на нее за упрямство. И вскрикнула сестра, вот этот-то крик и услышал тогда Митраша, увязнув в болоте.

Глава 10

Не получив ответа, Настенька заплакала, а Травка, почуяв беду человеческую , подошла к девочке и лизнула в щеку. И вместе с Настей собака заплакала по-своему, завыла. И в полной тишине этот вой, конечно же, услышал Серый помещик, он понял, где находится его добыча, и направился прямиком туда.

А Травка, перестав выть, сама услышала потявкиванье лисицы и поняла, что та напала на след зайца. Значит, есть прекрасная возможность поймать для нового человека в ее жизни, Настеньки, зайца и поднести как дар. Травка незамедлительно бросилась к Лежачему камню. Лиса гнала зайца прямо на Травку. И тут охотница немного не рассчитала, слишком велико было ее желание добыть этого зайца, она прыгнула не на него, а через него. И заяц, обезумев, понесся прямиком в Слепую елань. Травка затявкала от азарта, а Серый помещик наконец услышал долгожданный лай.

Глава 11

Травка неслась за зайцем и вдруг резко остановилась: перед ней возник человек.

«Для Травки все люди были как два человека – один Антипыч с разными лицами и другой человек – это враг Антипыча. И вот почему умная собака не подходит сразу к человеку, а становится и узнает, ее это хозяин или враг его»

Она ждала словно какого-то знака. И она услышала «слово» и какое! Антипыч вначале назвал свою собаку Затравка, от охотничьего «затравить», но потом это имя упростилось до Травки. Но Митраша произнес: «Затравка!», и счастливая собака наконец признала своего хозяина в лице маленького человека.

Травка подползла аккуратно к Митраше, и он, схватившись за ее задние лапы, смог выбраться из трясины.

«С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши»

Счастью Травки не было предела.

Глава 12

Но охота Травки не была закончена, она должна была поймать зайца для своего Антипыча-Митраши. А Митраша понимал, что он голоден, и жареный заяц был бы в самый раз, да еще и отцовское ружье можно будет испытать. Митраша спрятался в куст можжевельника, чтобы удобно было стрелять, но забравшись туда, нос к носу столкнулся с Серым помещиком, который выбрал этот же куст для засады. Тут-то и окончился земной путь голодного волка Серого помещика. Митраша не растерялся и выстрелил почти в упор.

Настя же, услышав выстрел, быстро нашла брата. Обнявшись, дети отправились домой, где соседи уже ждали их, все были обеспокоены отсутствием детей. А брат с сестрой с целой корзинкой ягод, с Травкой довольные идут со стороны болота. Они рассказали жителям, что случилось с ними. Никто не поверил, что Митраше удалось убить Серого помещика. Но мальчик точно описал место, где лежит убитый волк, и местные охотники привезли в деревню его.

«Мужичок в мешочке» незаметно для всех вырос после этого случая, превратился в прекрасного стройного парня, а Настенька отдала свою целебную ягоду для детей, эвакуированных из ленинградского детдома.

Торфа же на Блудовом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто вперед.

«Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»

Источник

Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца»

Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца»

Цель всех моих уроков по литературе – это воспитание вдумчивого читателя. Учащийся должен так уметь читать, чтобы интерпретировать текст, сопоставлять с личным опытом, входить в диалогические отношения с автором. Один из путей достижения поставленной цели – погружение учеников в творческую лабораторию писателя. Для такой работы я выбираю произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Тема урока звучит как Роль звука в описании пространства сказки-были «Кладовая солнца».

Мой выбор художественного произведения не случаен. Во-первых, жанр «Кладовой солнца» — сказка-быль. Для меня важно показать, что сказка рождается из были.

Во-вторых, Пришвин – писатель-следопыт, путешественник, поэтому я начинаю свой урок с рассказа о писателе и демонстрации его фотографий. Выбор фотографий также не случаен: мне важно было показать, что рабочий кабинет писателя – это лес (показ фото).

Цель: воспитание вдумчивого читателя (цель всех моих уроков литературы по работе с художественным текстом). Постижение языка М. Пришвина; организация пространства художественного произведения; роль звука в описании пространства Звонкой борины и Блудова болота; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: музыкальный диск «Звуки природы»; фотографии М. Пришвина; репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», К. Васильева «Лесная сказка», Н. Ромадина «Затопленный лес».

На доске написан эпиграф: «Внимание есть основная сила творчества» ().

1. Сегодня на уроке литературы мы с вами будем работать по сказке-были «Кладовая солнца», которую написал М. Пришвин. Что вы слышали о М. Пришвине? (1 мин)

Рассказ о писателе (учитель сообщает лишь самые важные сведения).

Автор сказки-были «Кладовая солнца» — человек удивительный. Его называли писателем-ведуном. Что же значит слово ведун? Оно образовано от слова «ведать», то есть много знать о чем-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, ворожеек, волшебников. За что же назвали Пришвина ведуном, то есть волшебником? Мир представляется ему чудесным. А почему?

Пришвин видит чудеса в том, мимо чего нередко проходят невнимательные люди. Для писателя в природе все «лично и неповторимо». Его добрые зоркие глаза замечают все. Он говорит о встрече с цветком, бабочкой, водопадом… Метод своего творчества писатель назвал «первый глаз или взгляд ребенка».

Самым большим делом его жизни являлись дневники, которые он вел в течение 50 лет. Вот одна из дневниковых записей: «Внимание есть основная сила творчества».

Для Пришвина-художника очень важна роль слуха. Он пишет: «В молодости, когда слух был острее, я дослушивался до шепота снежинок между собою». «Удалось слышать, как мышь под снегом грызла корешок». (3 мин)

Посмотрите внимательно на фотографию, где изображен М. Пришвин. Что вы о нем можете сказать? (2 мин)

А вот на 2 фотографии М. Пришвин изображен со своей собакой. Он был замечательным охотником, а значит, хорошо знал лес, повадки зверей. Также писатель много путешествовал. Все, что его удивляло, он фотографировал. (1 мин)

4. Беседа по тексту (гл. 3): Мы идем через приболотицу. Что обозначает слово «приболотица»? Под ногами у нас «осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струится вода». Выходим на песчаные холмы, пригорки, называемые в народе боринами. Проходим через первую борину, известную под названием Высокая грива, а потом выходим к Звонкой борине. Вот эта борина описывается Пришвиным подробно. (2 мин)

Почему это место, с вашей точки зрения, получило такое название? (что-то связано со звуком, издающее звук). Верно. Докажем наше утверждение (через проектор на доске проецируется отрывок с выделенными мною словами, на которые мы обращаем внимание). Эти фрагменты выбраны нами, чтобы учащиеся увидели, как писатель выделяет слова, в которых есть звуковое значение.

…Утро продвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьком…Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему…

Какие звуки наполняют пространство Звонкой борины? (звуки природы: пение птиц, стоны зверей, вой деревьев). А каких звуков больше? (звуки, издаваемые птицами). Как в тексте передаются звуки, издаваемые птицами? (на доске фрагменты текста, по которым мы работаем)

Видно, как птица поет на сучке…Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

«Тэк-тэк!» — чуть слышно постукивает…Глухарь в темном лесу.

«Шварк-шварк!» — дикий Селезень пролетел в воздухе над речкой.

«Кряк-кряк!» — дикая утка Кряква на озере.

«ГУ-гу-гу…» — красивая птичка Снегирь на березе.

Бекас…раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив-жив» кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там…бормочет и чуфыркает. Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами ответить нам

Верно. Мы можем выделить 2 группы лексики, передающие птичьи звуки. 1 группа представлена звукоподражательными словами (приводим примеры). 2 группа – звукоподражательными глаголами (примеры). Зачем Пришвин использует так много звукоподражательных слов? Через звукоподражания Пришвин передает своеобразие голоса той или иной птицы (примеры). Все эти звукоподражания сигнализируют о присутствии конкретных птиц. Каких? Подчеркивается, что каждая птица неповторима, у нее свой голос. Таких голосов в природе много, поэтому нужно иметь чуткое ухо, чтобы это услышать и передать в слове.

Все живые существа – птицы и зверьки – стремятся выговорить одно заветное слово – «здравствуй». Весь лес приветствует солнце. Об этом нам сообщает коллективный повествователь – « мы охотники». Почему все стремятся приветствовать именно солнце? (Солнце у всех народов символизирует жизнь, радость, победу света над тьмой. Вот почему все живое так ждет появления солнца).

Писатель оживляет, одухотворяет природу. Такой художественный прием называется олицетворение. Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписывают качества или действия, присущие человеку.

Даю репродукции художников. Как художники изображают свет, утро на картинах? А может ли картина передать звук? (4 мин). Выбор именно этих репродукций связан с тем, что эти картины – взгляд художника-сказочника.

А где же наши герои – Настя и Митраша? Мы о них немного подзабыли, но они с нами. Они тоже прислушиваются, обсуждают, то происходит вокруг них. Подслушаем их разговор (выразительно читаем фрагмент разговора из главы 3).

Какие испытывают чувства? Что заставляет насторожиться? (звуки, издаваемые Белой Куропаткой,: «как ведьма, хохочет». Это пугает Настю). Оказывается, лес полон самых разнообразных звуков. А сейчас мы с вами в этом убедимся.

Прослушаем музыкальный фрагмент «Прогулки по лесу» (включаю музыкальный диск). Какие звуки вы услышите? Сможем ли мы их (звуки) «перевести» на слова, как это сделал Пришвин? Как звуки передают смену настроения?

Если в Звонкой борине мы слышим, в основном, утреннее радостное пение птиц, приветствующих восход солнца, то посмотрим, что же нас ждет внизу, при спуске к Блудову болоту.

Беседа по тексту (гл.4): И вот мы переместились на болото. Болото – это символ зла, гиблое место у многих народов, куда в заговорах посылаются проклятья, беды, несчастья. Какие звуки мы слышим в этом пространстве? (отрывок текста на доске).

Тут еще совсем не начиналось торжество встречи солнца. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…

«Кра!» — крикнула ворона.

Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

Работа со словами: «тягостный, щемящий и нерадостный вой». Какое слово из ряда синонимов, на ваш взгляд, самое тревожное? (Это слово «щемящий», так как его ЛЗ – приносящий ноющую боль). Что, кроме неприятных звуков, нас еще настораживает в Блудовом болоте? (В этом месте нет солнца, а значит тепла, света, жизни. Мы не слышим птиц, как в Звонкой борине, только настораживающие, резкие звуки вороны. Серая хмарь задвигает солнце). Хочется ли нам оставаться в этом месте?

Блудово болото противопоставлено Звонкой борине. Такой художественный прием, служащий для усиления выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов, называется антитезой.

5. Вывод: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы оставили Настю и Митрашу, которые поссорились и пошли разными дорогами. Чем же закончится их путешествие по Блудову болоту, вы узнаете, прочитав до конца художественное произведение.

Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?

Для учителя очень важна обратная связь, ответная реакция детей. На этом уроке дети не просто удивились, а стали СОУЧАСТНИКАМИ творческого процесса. К этому мы и должны стремиться.

Источник

Читайте также:  Движение земли вокруг солнца равномерное или неравномерное
Adblock
detector