Проверочная работа по астрономии на тему «Годичное движение солнца по небу. Эклиптика»
Проверочная работа по астрономии 10 класс
Г ОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ С ОЛНЦА ПО НЕБУ. Э КЛИПТИКА
Работа расчитана на 45 минут.
Прочтите предложенный текст.
Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.
Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.
Разбейте прочитанный текст на обзацы (работайте в тексте ).
Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________
Составьте план текста______________________________________________________
Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).
Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
Рис. Движение Солнца по эклиптике.
Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.
Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________
С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________
Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________
КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________
Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.
Подвижная карта звездного неба прилагается.
Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.
Ссылка для скачивания подвижной карты звездного неба.
Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков
смыслового чтения и умения работать с информацией
Класс обучения: 10
Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика
Автор-разработчик: Барковская Наталья Александровна, учитель физики
Проверяемый метапредметный результат
Макс. кол-во баллов
Время вып-я зад-я
Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать
Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы
Правильно выделены абзацы
Умение формулировать тему текста
Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных
Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл
Ответ неправильный: 0 баллов
Умение составить план текста
Умение составлять развернутый план научного текста
История наблюдения за солнцем.
Наклон оси вращения Земли.
Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени.
Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт – 0 баллов.
Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста
Указание основной мысли текста
Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл)
Неправильный ответ: 0 баллов
Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций
Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты
Ответ: Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии
Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).
Неправильный ответ: 0 баллов.
Умение находить информацию в тексте
Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос
Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла)
Неправильный ответ: 0 баллов.
Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста
Умение оформлять свои мысли в письменной речи.
Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
Неправильный ответ: 0 баллов
Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией
Умение работать с подвижной картой звездного неба
Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии
Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).
Неправильный ответ: 0 баллов.
Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем
Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба
Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии
Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).
Неправильный ответ: 0 баллов.
Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география)
Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам.
Ответ : Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ.
За неправильный ответ: 0 баллов
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Работа позволяет диагностировать уровни обученности:
низкий – 9 баллов
базовый – 10-14 баллов
высокий – 15-17 баллов
Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)
Источник
Ответы к тесту по астрономии 2 варианта 10 вопросов
Дорогие друзья представляем вашему внимаю тест с ответами по астрономии на тему «Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.»
1 вариант
1 Определите географическую широту места наблюдения, если Сириус в
верхней кульминации находится на высоте h = 64° 13′ к югу от зенита.
Значение градусов и минут отделите запятой, например, 38,47 — это 38о 47′.
Запишите число: _______________
2 Опишите условия видимости звёзд на 55° северной широты.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Незаходящая звезда
2) Невосходящая звезда
3) Восходящая и заходящая звезда
__ δ = −16° 43′
__ δ = +8° 53′
__ δ = −60° 51′
3 Укажите условия видимости звёзд.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Если |δ| ≥ 90° − φ, то звезда в Северном полушарии является
невосходящей.
__ Если |δ| 90° − φ, то звезда является восходящей и заходящей.
__ Если |δ| ≤ 90° − φ, то звезда в Северном полушарии является незаходящей.
__ Если |δ| ≤ 90° − φ, то звезда в Северном полушарии является
невосходящей
4 Измерив склонение светила и его высоту в моменты кульминации, легко
определить . на которой находится наблюдатель. (Вставьте пропущенные
слова).
Составьте слово из букв:
РОЕО ЧГЕИГФКЮСРШИАУТУ _____________________________
5 Сопоставьте.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Восход
2) Заход
3) Северном полюсе
4) Южном полюсе
5) Экватор
__ Все звёзды, склонение которых положительно,
а их высота в течение суток не будет изменяться видны на
__ Находясь на . наблюдатель сможет увидеть все звёзды, которые в
течение суток восходят и заходят.
__ Явление пересечения светилом восточной части истинного горизонта.
__ Явление пересечения светилом западной части истинного горизонта.
2 вариант
1 Определите географическую широту места наблюдения, если Альтаир
проходит через зенит.
Значение градусов и минут отделите запятой, например, 38,47 — это 38о 47′.
Запишите число: _______________
2 Суточные пути светил на небесной сфере — это
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ окружности, плоскости которых параллельны небесному экватору.
__ эллипсы, плоскости которых перпендикулярны небесному экватору.
__ эллипсы, плоскости которых параллельны небесному экватору.
__ окружности, плоскости которых перпендикулярны небесному экватору.
3 Какова связь между высотой полюса мира и географической широтой
места наблюдения?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Высота полюса мира на 180о больше географической широты.
2) Высота полюса мира на 90о больше географической широты.
3) Высота полюса мира на 180о меньше географической широты.
4) Они равны между собой.
5) Высота полюса мира на 90о меньше географической широты.
4 Момент времени, когда светило при суточном движении находится в
наивысшей точке над горизонтом, ближайшей к зениту.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) верхняя кульминация
2) кульминация
3) наибольшее склонение
4) нижняя кульминация
5 Как называется место на земном шаре, где ось мира совпадает с отвесной
линией, а небесный экватор — с горизонтом.
Запишите ответ:
________________
Ответы:
1 вариант
1) (5 б.): Верный ответ: 9,4.;
2) (5 б.) Верные ответы: 3; 3; 2;
3) (4 б.) Верные ответы: Да; Да; Нет; Да; Нет;
4) (3 б.) Верные ответы: «ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ШИРОТУ».
5) (5 б.) Верные ответы: 3; 5; 1; 2;
2 вариант
1) (5 б.): Верный ответ: 8,52.;
2) (4 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет;
3) (3 б.) Верные ответы: 4;
4) (3 б.) Верные ответы: 1;
5) (4 б.) Верный ответ: «полюс».
К-1
1 В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные
координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние?
(север, z=90°-28°=62°)
2 Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток.
К-2
1 В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты
горизонтальные: h=340, А=900. Каково ее зенитное расстояние?
(запад, z=90°-34°=56°)
2 Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток.
К-3
1 В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты
горизонтальные: h=530, А=270о. Каково ее зенитное расстояние?
(восток, z=90°-53°=37°)
2 Сегодня звезда в верхней кульминации в 21ч34м. Когда ее следующее
нижняя, верхняя кульминация?
(через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м)
Источник
Проверочная работа на тему по астрономии «Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Время и календарь» (10 класс).
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Эклиптика. Движение Солнца и Луны. Время и календарь». Проверочная работа рассчитана на 10 – 15 мин и содержит 5-6 вопросов, которые требуют знания материала 1 — 2 параграфов. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии.
Проверочная работа №2
Тема: «Эклиптика. Движение Солнца и Луны. Время и календарь».
1. Что такое эклиптика?
2. Почему на звездных картах не указано положение планет?
3. В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звезд?
4. Вследствие чего изменяется полуденная высота Солнца в течение года?
5. Вследствие чего в течение года изменяется положение точек восхода и захода Солнца?
6. Что такое небесная сфера?
7. Как можно вычислить географическую широту места наблюдения?
8. В каких точках пересекаются эклиптика и небесный экватор?
9. Что такое верхняя кульминация светила?
10. Что такое нижняя кульминация светила?
11. Какой промежуток времени называют звездным или сидерическим месяцем?
12. Какой промежуток времени получило название «синодический месяц»?
13. В каком направлении происходит видимое движение Луны относительно звезд?
14. Каков минимальный промежуток времени между солнечным и лунным затмением?
15. Луна видна в последней четверти. Может ли через неделю быть лунное затмение? Ответ поясните.
16. Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?
17. Вчера наблюдалось лунное затмение. Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?
18. Вечером после захода Солнца вы наблюдали узкий серп Луны. Более широким или более узким станет он на следующие сутки?
19. Какое полное затмение (солнечное или лунное) продолжительнее? Почему?
20. Вчера наблюдалось лунное затмение. Может ли через три месяца произойти солнечное затмение? Ответ поясните.
21. Когда происходит полное лунное затмение?
22. Когда происходит частное затмение Луны?
23. Когда происходит солнечное затмение?
24. Как должна была бы вращаться вокруг Земли Луна, чтобы одна ее половина никогда не освещалась Солнцем?
25. Чем отличается по форме утренний серп Луны от вечернего?
26. Что такое календарь?
27. Что лежит в основе солнечного календаря?
28. Каково было бы соотношение солнечного времени и звездного, если бы Земля вращалась в направлении, противоположном действительному направлению ее вращения?
29. Как изменилась бы длина солнечных суток относительно звездных, если бы Земля обращалась относительно Солнца с той же скоростью, но в противоположном направлении?
30. Почему день весеннего равноденствия не всегда попадает на 21 марта?
1. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
2. Планеты перемещаются из созвездия в созвездие.
3. Видимое годичное движение Солнца относительно звезд происходит в направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы.
4. Вследствие изменения склонения Солнца.
5. Положение точек восхода и захода Солнца меняется вследствие изменения его склонения.
6. Небесная сфера – это воображаемая сфера с центром в произвольной точке пространства. На небесной сфере возможны только угловые измерения.
7. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения.
8. Эклиптика и экватор пересекаются в точках весеннего и осеннего равноденствия, в них Солнце бывает соответственно в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи.
9. При восходе и заходе светило имеет высоту h=0°. Максимальную высоту светило имеет, когда пересекает небесный меридиан над точкой юга. Это явление называют верхней кульминацией.
10. Когда светило имеет минимальную высоту над горизонтом, то говорят о нижней кульминации.
11. Период обращения Луны вокруг Земли в системе отсчета, связанной со звездами, называется звездным или сидерическим месяцем (27,3 суток). За каждые сутки Земля перемещается относительно звезд на 13°.
12. Промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами называется синодическим месяцем.
13. В направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы.
14. Он равен промежутку времени между новолунием и полнолунием, т.е. примерно две недели.
15. Лунное затмение происходит в момент полнолуния. В данном случае через неделю будет новолуние, поэтому затмения не случится.
16. Плоскость лунной орбиты наклонена к плоскости орбиты Земли.
17. Ближайшее солнечное затмение можно ожидать через две недели, когда наступит новолуние.
18. Это растущая Луна. Серп станет более широким.
19. Полное лунное затмение более продолжительнее. Чтобы Луна прошла сквозь всю земную тень, требуется значительное время, тогда как лунная тень, имеющая меньшие размеры, быстрее проходит через данный пункт Земли.
20. Не может, так как периоды, когда случаются затмения, повторяются примерно через полгода.
21. Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещаемый Солнцем земной шар, происходит полное лунное затмение.
22. Если в тень Земли погружается лишь часть Луны, то происходит частичное затмение Луны.
23. Солнечное затмение происходит, когда Луна бывает в новолунии, а лунное – когда в полнолунии.
24. Она должна была бы вращаться вокруг Земли поступательно, не оборачиваясь вокруг своей оси.
25. Утренний серп Луны имеет выпуклость влево (напоминает букву «С»). Луна находится на расстоянии в 20 – 50 о к западу (вправо) от Солнца. Вечерний серп Луны имеет выпуклость вправо. Луна находится на расстоянии в 20 – 50 о восточнее (левее) Солнца.
26. Система отсчета длительных промежутков времени, согласно которой устанавливается определенная продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчета лет, месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчета лет, называется календарем.
27. В основе солнечного календаря лежит тропический год – период смены сезонов года, в течение которого Солнце возвращается в точку весеннего равноденствия.
28. Солнечные сутки были бы короче звездных.
29. Поскольку в году солнечных суток стало бы на один больше, чем звездных, продолжительность каждых солнечных суток стала бы на 24 h / 366 ≈ 4 m короче звездных.
30. Потому что интервал времени между весенними равноденствиями, — тропический год, содержит полное число суток (365,2422), а календарные года – неодинаковое количество суток (високосный 366, невисокосный 365).
В каждом варианте по 5 вопросов.
1 вариант: 1; 6; 11;16; 21;26.
2 вариант: 2; 7; 12; 17; 22;27.
3 вариант: 3; 8; 13; 18;23;28.
4 вариант: 4; 9;14; 19; 24;29.
5 вариант: 5; 10; 15;20; 25;30.
Критерии и нормы оценки за ответ:
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.
2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.
3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.
4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред. А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
Источник