Меню

География 5 класс земля луна солнце это

Конспект урока природоведения в 5 классе «Солнечная система»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

Задачи:

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_prirodovedeniya_solnechnaya_sistema_5_kl.docx 24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе по теме «Солнечная система»

Автор: Пацевич Т.К.

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.

Вступительное слово учителя.

Приветствие учителем учащихся.

1. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Как устроена система мира по Аристотелю? (в центре – Земля)
  2. Как устроена система мира по Птолемею? (в центре – Земля и все планеты вращаются вокруг своей оси).
  3. Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею? (в центре – Солнце).

Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

Читает отрывок из стихотворения Л.А.Бунина “Огни небес”

Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных.
Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого. Без возврата …

Учитель. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о солнечной системе)

Учитель. Тема урока: Солнечная система (записать в тетрадь).

Как вы думаете, что такое Солнечная система? (Ученики дают свои ответы).

Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?

Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.

Заполнение кластера (схемы)

Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела. (Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).

Учитель. Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? (Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.)

А вы хотите больше узнать о них?

Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

  • Прибор для изучения Вселенной? ( Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
  • Луна – это … (Спутник)
  • Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
  • Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)

Группы планет. Планеты делятся на две группы:

  • 1. планеты земной группы. ( К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты).
  • 2. планеты-гиганты. (В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам сейчас разучить нехитрую считалочку ( разучиваем считалочку хором ):

А еще Уран, Нептун.

Наше Солнце – Чемпион.

– К путешествию готовы? Наступило время познакомить вас с заданиями

Задание №1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

Расстояние от Солнца в млн. км.

Задание №2. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами .

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________

Диаметр планеты в км

Расстояние от Солнца

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?

Температура
на планете

1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)

Дети оформляют свои ответы на карточке.

Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в состав Солнечной системы.

Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

  1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. ( Венера)
  2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
  3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
  4. Отгадайте загадку:
  5. Одним планетам в небе скучно,
    И чтобы было веселей,
    Блуждая по Вселенной целой,
    Они нашли себе друзей.
    Какие это друзья? (Спутники)
  6. – Какой спутник у Земли? ( Луна)

Ребята, если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают бумажный макет Луны) (Пояснение — макет Луны дети делают заранее дома)

– стр. 34 учебника. Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса.

Источник

Открытый урок по теме «Луна — спутник Земли» (5-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 5

Цель: углубить понятия «планеты», «спутники», «затмение».

Форма урока: занятие по новой теме с использованием презентации урока (смотреть Приложение1), «проблемно-обучающий».

Задачи: приобретение дополнительных знаний учащимися по вопросу о спутниках планеты Земля.

1. Урок начинается с повторения домашнего задания (слайд №3)

2. Изучение нового материала начинается с рассмотрения гипотез о том, как возникла Луна — естественный спутник Земли (слайд №5).

Гипотез о возникновении Луны около десятка, но мы остановимся на двух:

  • Отделение Луны могло произойти без столкновения с Землёй массивного тела, просто само собой. Во время образования Земли, когда она ещё находилась в жидком состоянии, Земля начала сдавливаться у полюсов и в результате от неё медленно начала отделяться некоторая часть, пока не отделилась полностью. После Земля вернулась в исходное состояние.
  • Луна образована из космических обломков, вращавшихся вокруг Земли много миллионов лет назад.

3.Перед учениками ставится проблема (слайд № 6): «Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру. Ученики должны ответить на вопрос: «Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны? Расстояние от Земли до Солнца — 150 000 000 км, а от Земли до Луны — 384 000 км.

Можно предложить рассчитать: Во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце?

4. Слайды №7-9 содержат информацию и фотографии двух сторон Луны.

5. Слайд № 10 содержит информацию о смене дня и ночи на Луне, о продолжительности дня на Луне. Почему Луна светит слабее, чем Солнце?

6. Задание перед просмотром следующих слайдов:

  1. Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?
  2. Почему на Луну нельзя высадиться без скафандров?

Слайды № 11-19 содержат фотоматериал о том, как человек изучает Луну, а так же информацию о том, что на Луне нет воды и ее паров. Луна не обладает сколько-нибудь значительной атмосферой. Поэтому ее поверхность не прикрыта от солнечных и космических лучей и метеоритной бомбардировки. В разгар солнечного дня температура лунного грунта на экваторе достигает +130°С, а после захода Солнца опускается до — 170°С. Небо на Луне совершенно черное, и на нем одно временно можно видеть Солнце и звезды. Там нет зари и сумерек, нет ветра, облаков и радуги. Лунная поверхность покрыта очень пористым и мелкораздробленным веществом.

7. Затмение Луны и Солнца (слайды № 21-25)

Солнечное затмение происходит, когда Луна оказывается между Солнцем и Землей и как бы закрывает собой Солнце. Это явление длится всего несколько минут, но астрономы всего мира ждут этого события, чтобы вести наблюдения за нашим светилом. Солнечное затмение бывает видно только в местах, куда падает лунная тень.

При лунном затмении всё наоборот: Земля, оказываясь между Луной и Солнцем, отбрасывает свою тень на Луну, загораживая её от Солнца.

8. Слайды № 26-29 содержат информацию об искусственных спутниках Земли, их значении.

9.Закрепление (слайд № 30)

  1. Чем искусственный спутник отличается от естественного?
  2. Почему на Луне нет животных и растений?
  3. Какая температура на Луне?
  4. Как человек смог увидеть оборотную сторону Луны?
  5. Сколько длится день на Луне?
  6. Разница между солнечным и лунным затмениями?

Домашнее задание: стр. 43, 45 по учебнику, записи в тетради

Источник

География. 5 класс

Конспект урока

География, 5 класс

Урок 05. Земля — планета Солнечной системы.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению планет Солнечной системы.
  2. В ходе урока рассматривается Земля, как часть Солнечной системы.
  3. Характеристика Луны как единственного спутника Земли.

Вселенная, Галактика, Солнце, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Орбита Земли, Луна, Метеорит, год, високосный год, ось Земли, полюс, экватор, сутки, прилив, отлив, Луноход, астронавт, геоид, часовой пояс, Атмосфера, вода, млечный путь

Вселенная – это весь окружающий нас мир

Галактика- огромное скопление звезд

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце.

Луна – естественный спутник Земли. Луна обращается вокруг Земли за 27,3 суток.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы

Венера — вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Марс — четвертая по удаленности от Солнца планета нашей Солнечной системы

Юпитер — крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца

Сатурн — шестая планета от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера

Уран — планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе

Нептун — восьмая и самая дальняя от Земли планета Солнечной системы

Орбита Земли — путь, по которому происходит движение планеты вокруг Солнца. По форме она напоминает окружность

Год — время, за которое Земля совершает полный оборот по орбите вокруг Солнца. Год равен 365 дням 5 часам 48 минутам (високосный год — каждый четвертый год. Так как каждый год 5 часов не учитывают, и за 4 года год удлиняется ровно на 24 часа. Длительность високосного года 366 дней)

ось Земли — условная линия, проходящая через центр Земли

полюса — точки, где ось пересекает поверхность планеты. На Земле есть Северный и Южный полюс.

Экватор — линия, которая проходит на равном расстоянии от северного и от южного полюса.

сутки — время, за которое планета совершает полный оборот вокруг своей оси. Сутки – это 24 часа.

Прилив и отлив — периодические подъёмы и опускания уровня воды в океанах и морях. Это связано с тем, что Луна и Земля взаимно притягивают друг друга.

Луноход — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны

часовой пояс — условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана)

атмосфера — газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией

млечный путь — галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом

Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наверное, каждый когда-то задумывался над тем, почему происходит смена дня и ночи, почему после лета наступает осень, а после осени зима, почему меняется уровень воды в океанах и морях?

Все эти явления зависят от движения Земли. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим характеристику нашей планеты.

На уроке мы узнали, что Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце, и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее. В Солнечной системе выделяют две группы планет. Первая – это планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Вторая — планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Земля — третья по удалённости от Солнца планет. Спутник Земли – Луна. Луна делает полный оборот вокруг Земли в течение 27.3 суток. Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Земля – не идеальный шар, она сплюснута у полюсов и расширена к экватору. Форму Земли форму называют геоид («землеподобный»). Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести. Поверхность геоида совпадает с уровнем Мирового океана и сообщающихся с ним морей при некотором среднем уровне воды, отсутствии течений, волн, приливов и др. Цифры, характеризующие размеры земного шара.

Экваториальный диаметр = 12 756,5 километра

Полярный диаметр = 12 713,7 километра

Длина окружности меридиана = 40 008,6 километра

Длина окружности экватора = 40 075,7 километра

Поверхность Земли = 510 миллионам квадратных километров

Объем Земли = 1080 миллиардам кубических километров.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;

Текст вопроса: Установите соответствие между объектом и определением

Вселенная Галактика Солнечная система

Огромная звёздная система, скопление звёзд;

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды;

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Правильный вариант ответа:

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды

Огромная звёздная система, скопление звёзд

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка

Текст вопроса: Какая планета была открыта сначала с помощью расчётов?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

Читайте также:  Угол наклона оси вращения луны
Adblock
detector