Альберт Эйнштейн: «Различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь иллюзия»
15 марта 1955 года из жизни ушел швейцарско-итальянский инженер Микеле Анджело Бессо, который был близким другом Альберта Эйнштейна во время его работы в Федеральном политехническом институте в Цюрихе.
Эйнштейн, узнав об этом, написал письмо семье Бессо, выразив свои соболезнования. Казалось бы, что в таком послании, в общем-то, не может быть ничего необычного, но данное письмо до сих пор является предметом научных дискуссий .
Смерть — устойчивая иллюзия
«Он покинул этот странный мир немного раньше меня. Это ничего не значит. Такие люди, как мы, те, кто верят в физику, знают, что различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь устойчивая иллюзия», — написал Эйнштейн.
18 апреля того же года этот «странный мир» покинул Альберт Эйнштейн, который явно предчувствовал приближение неизбежной кончины. Но что же хотел сказать этими словами гениальный физик-теоретик ?
Эти слова, согласно современной интерпретации, означают союз между Эйнштейном, представляющим науку, и религией.
Слова Эйнштейна согласуются с библейским обещанием воскресения к вечной жизни, а также с утверждением из Книги Мормона о «бестелесном существовании души, ожидающей своего тела»: человечества жизнь, существующая сегодня, должна иметь отражение в прошлом и продолжать существовать в будущем (после смерти) как некая форма энергии, способная дать начало новой жизни.
Альберт Эйнштейн, пожалуй, имел в виду закон сохранения энергии — основной закон природы, заключающийся в том, что энергия замкнутой системы сохраняется во времени. Говоря проще, энергия не может возникнуть из ничего и не может в никуда исчезнуть, она может только переходить из одной формы в другую.
Источник
15 лучших цитат Альберта Эйнштейна о науке и жизни
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Гениальность тоже можно назвать талантом, так как это уникальная особенность человека быть умным, рассудительным и находить простое объяснение сложным вещам. Сказанное идеально подходит к Альберту Эйнштейну, который является самым известным ученым в истории науки. Он не только сформулировал сложнейшую теорию относительности, но и смог очень четко и с тонкой ноткой юмора высказаться о простых вещах. О тех вещах, которые окружают каждого из нас в повседневной жизни. От этого его личность становится более интересной, а цитаты — вечными.
Альберт Эйнштейн был синонимом слова «Гений». Именно так, с большой буквы.
Кем был Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн действительно был гением. Имя Мухамеда Али стало синонимом человека, который ”дерется”. Имя Михаэля Шумахера стало синонимом того, кто быстро едет. А имя Альберта Эйнштейна стало синонимом гения. Он был одним из величайших умов 20-го века, а его вклад в человеческие знания невозможно переоценить.
Физик провел новаторское исследование и рассказал нам, как функционирует наша Вселенная. Это был не просто фантастический рассказ, он доказал все свои слова и убедил других ученых, что он прав. Его теории доказываются и по сей день, хотя появляется все больше и больше новых данных, которые могли бы опровергнуть его труды, но так этого и не сделали.
Именно он сформулировал Теорию относительности и рассказал о существовании гравитационных волн за столетие до того, как современные ученые зафиксировали их. Эйнштейн был не просто блестящим исследователем. Он был глубоким ученым-философом, который знал, как именно описать состояние человека.
Во взгляде этого человека скрыто гораздо больше, чем безграничная любовь к науке.
У Эйнштейна, как и у любого другого человека, в жизни были взлеты и падения. Несмотря на них он продолжал свой путь и делал это не зря. Возможно, именно эти взлеты и падения научили его иначе смотреть на окружающий его мир и относиться ко всему с легкой иронией, о чем и свидетельствуют его цитаты.
Танец звезды рядом с черной дырой доказал правоту Эйнштейна
В этой статье мы приведем пятнадцать цитат Альберта Эйнштейна, которыми он ответил не только на вопросы о том, чем он занимался, но и на обычные жизненные вопросы. Какие-то из них мы задаем себе и другим с завидным постоянством, а другие, наоборот, дают нам представление о том, о чем мы даже не задумывались.
Цитаты Альберта Эйнштейна
Альберт Эйнштейн о времени.
Перевод: Когда мужчина сидит с красивой девушкой в течение часа, это кажется минутой. Но пусть он посидит на горячей плите минуту — и она покажется ему длиннее, чем любой час. Это и есть относительность.
Альберт Эйнштейн о счастье.
Перевод: Счастливый человек слишком доволен настоящим, чтобы слишком много думать о будущем.
Альберт Эйнштейн об образовании.
Перевод: Большинство учителей тратят свое время, задавая вопросы, предназначенные для выяснения того, чего ученик не знает, в то время, как истинное искусство задавать вопрос состоит в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен знать.
Альберт Эйнштейн о тайне физики.
Перевод: Вечная тайна мира заключается в его постижимости. Тот факт, что он постижим, является чудом.
Альберт Эйнштейн о похвале.
Перевод: Единственный способ избежать испорченного эффекта похвалы — это продолжать работать.
Альберт Эйнштейн о понимании людьми времени.
Перевод: Люди, подобные нам, которые верят в физику, знают, что различие между прошлым, настоящим и будущим представляет собой не что иное, как упорную, упрямую иллюзию.
Альберт Эйнштейн о зле.
Перевод: Легче денатурировать плутоний, чем денатурировать злой дух человека.
Альберт Эйнштейн о внешности.
Перевод: Если бы я начал ухаживать за собой, я бы больше не был собой.
Альберт Эйнштейн о научном прогрессе.
Перевод: Одна вещь, которую я узнал за долгую жизнь: вся наша наука, изученная вопреки реальности, примитивная и детская — и все же это самая ценная вещь, которую мы имеем.
Альберт Эйнштейн о политике.
Перевод: Национализм — это детская болезнь. Это корь человеческой расы.
Альберт Эйнштейн о следовании правилам.
Перевод: Бездумное уважение к власти — величайший враг истины.
Альберт Эйнштейн о самосознании.
Перевод: Человек был наделен достаточным интеллектом, чтобы ясно видеть, насколько неадекватен этот интеллект, когда он сталкивается с тем, что реально существует.
Альберт Эйнштейн о фантазии.
Перевод: Воображение важнее знания. Знания ограничены. Воображение всеобъемлюще.
Альберт Эйнштейн о предвзятости.
Перевод: Здравый смысл — это не более чем предрассудок, заложенный в разуме до того, как вам исполнится восемнадцать.
Альберт Эйнштейн о неизвестном.
Перевод: Самый лучший опыт, который мы можем получить — это таинственный… Тот, кто не знает этого, не может задать вопрос и больше не удивляется, почти мертв и его глаза потускнели.
Гений Эйнштейна
Приведенные цитаты лишний раз доказывают, что Эйнштейн многое знал, но кроме этого, он о многом думал и многое мог рассказать. Если вы с чем-то не согласны, вы можете высказаться в нашем Telegram=чате.
Это сейчас кажется, что его цитаты в стиле ”Капитана Очевидность”, но колесо и водопровод сейчас тоже кажутся чем-то обыденным, но когда-то кто-то придумал их буквально из ничего, изменив нашу жизнь и сделав такой, какой мы ее любим.
Примерно так и с цитатами великих людей. Пусть что-то из этого является прописной истиной, но только они смогли так тонко облачить ее в слова и вывести на бумаге. Нам остается только учиться на опыте предыдущих поколений и стараться на основании этого оставить что-то грядущим. Не будь, как Вася! Будь, как Эйнштейн!
Источник
Альберт Эйнштейн, маргинальный гений
Чудаковатый ученый, который стал одной из самых ярких мировых знаменитостей. Человек, чья история жизни ошеломляет своим неправдоподобием. И чей разум остается образцом свободы от любых предрассудков.
Эйнштейн поразил мое воображение сначала как человек и только потом как ученый. Заинтересовал удивительной биографией прежде, чем научными достижениями. Факты его жизни, мало-помалу мне открывавшиеся, потрясали своей противоречивостью. Маргинал, совершивший революцию в физике. Неправоверный еврей, возглавивший сионистское движение. Отец теории относительности, не признавший квантовую механику. И так далее.
Странное дело: все это, казалось, не вызывало удивления у биографов Эйнштейна. Но меня история его жизни ошеломила своим неправдоподобием. Миф об Эйнштейне родился сам по себе, никем не созданный. И это обратило Эйнштейна в подлинного героя своей эпохи.
Эйнштейн стремится к рационализму и благоразумию как в философских, так и в политических вопросах. Раз Вселенная существует по законам здравого смысла, то и люди должны им руководствоваться. Но по иронии судьбы страх перед нацистским атомным оружием заставляет его — убежденного пацифиста — поддержать создание атомной бомбы. И все-таки не сила, а здравый смысл даст людям ключ к решению их разногласий, и единение всегда лучше конкурентной борьбы.
Но самое главное – его свободный от предрассудков разум представляется мне настоящим образцом того, как нужно жить. Он не признавал никаких авторитетов, догм, условностей. Жил, думал, действовал не иначе как по собственному усмотрению. Всеми совершенными ошибками был обязан не церкви, не партии, не доктрине, не моде, а исключительно самому себе. Многие ли из наших современных интеллектуалов могут похвастаться тем же?
Его даты
- 14 марта 1879: родился в городе Ульм (Германия).
- 1896-1900: учеба в Федеральной политехнической школе Цюриха.
- 1905: труды по квантовой теории, по теории относительности и взаимосвязи массы и энергии (E = mc2).
- 1915-1916: формулирует общую теорию относительности.
- 1919: во время солнечного затмения экспериментально подтверждает теорию относительности.
- 1921: Нобелевская премия по физике.
- 1926: начало великого спора с Н. Бором и М. Борном об основах квантовой механики.
- 1933: переезд в Принстон (США).
- 1941: письмо Рузвельту, побудившее того приступить к созданию атомного оружия.
- 18 апреля 1955: скончался в больнице Принстона (США).
Ключи к пониманию
Вселенная познаваема
Вселенная поддается рациональному познанию – эта мысль завораживает Эйнштейна с юных лет. Человеческий разум способен выявить законы «небесной механики» – и найти им соответствия в земной природе. Конечно же, это не чудесное совпадение, а проявление трансцендентности мира – общности миропорядка, независимого от нашего сознания и опыта. Вселенная – не божественное творение, а сам Бог. При таком видении научное исследование оказывается духовным поиском, а физика – метафизикой. Эйнштейн неизменно отмечает духовную направленность своей научной работы.
Размышлять прежде всего
Человек не может только исследовать мир – он должен его осмыслить. Поэтому науке следует отказаться от индуктивной методологии – сначала факты, потом идеи. Правильный путь – обратный: сначала теория и только потом сопоставление с фактами. Эйнштейн таким образом провозглашает главенство теории.
Истина красива
Вселенная, признанная божественной, должна подчиняться совершенным законам. Идею совершенства трудно осмыслить, не будучи ученым. Ведь что требуется от научной теории? Точность, правдоподобие, соответствие научных прогнозов наблюдаемым фактам. Но Эйнштейн хочет большего. Он стремится выстроить безупречно красивую научную модель, основанную на простых и немногочисленных принципах, ясных причинно-следственных связях. Найти явлениям подлинное объяснение. Ошибка безобразна, истина красива. Ошибкам не место в теории, ее цель – истина. К примеру, теория гравитации – закон всемирного тяготения, сформулированный Ньютоном, прочно вошел в обиход физической науки. Но Эйнштейн подвергает сомнению классическую формулировку, потому что, по его мнению, в общетеоретическом смысле она небезупречна. А значит, не отражает истинного положения вещей. Эйнштейн отказывается от ньютоновской теории гравитации и создает свою – общую теорию относительности.
Человечество едино
Человечество – часть всеобщего космического порядка и, значит, одно целое. Люди похожи, а все, что их разъединяет – национальности, расы, религии, – не более чем пережиток прошлого. Стремление к единому миропорядку заставило было Эйнштейна отказаться от своих еврейских корней и стать гражданином мира. Но перед лицом сначала ожесточенного антисемитизма, а вскоре и нацизма он вступает в ряды участников сионистского движения – «поборников еврейства».
Источник
Что Альберт Эйнштейн считал богом, и как ученый относился к религии
Пробуем разобраться в духовном аспекте жизни Альберта Эйнштейна, постараемся понять, что ученый думал о религии и боге. Помогут нам в этом высказывания физика, его письма, автобиография и интервью, которое он давал журналистам в разные времена.
О боге
«. бог не играет в кости. ». Эта фраза — одно из самых известных высказываний Эйнштейна, которое практически постоянно вырывают из контекста.
Что может подумать об этой фразе человек, не знавший кому, когда и при каких обстоятельствах она была произнесена? Логично же предположить, что речь здесь идет о религии, и ученый, возможно, даже верит в этого бога и открыто признает божественное существование, то есть в высказывании Эйнштейна можно увидеть подтверждение религиозной веры. Но на деле ученый вложил в это выражение совсем иной смысл.
Цитату “вырвали” из гневного письма Эйнштейна, которое было написано физику Максу Борну — одному из отцов квантовой механики. Вот как полностью звучит предложение:
Квантовая теория объясняет многое, но на самом деле она ни на шаг не приближает нас к секретам Старика, во всяком случае, я убежден, что Он в кости не играет
Эти слова Эйнштейн адресовал всем коллегам, которые разрабатывали новую математическую теорию — квантовую механику, таким образом ученый как бы бросал им “вызов”. Разногласия немецкого ученого с квантовой механикой хорошо известны. Общая теория относительности Эйнштейна совершенно по-другому описывает Вселенную, и принять новую теорию значило бы для физика предать свою собственную.
Краеугольный камень квантовой механики — принцип неопределенности Гейзенберга; он гласит , что нельзя одновременно знать и положение, и импульс частицы, получается, что чем больше мы знаем об одном конкретном свойстве, тем меньше о другом — это свойство начнет вести себя случайным образом. Из этого принципа вытекает то, что Эйнштейна повергло в шок, и с чем он никак не мог согласиться — любое событие в квантовом мире истинно случайно. Ученый считал, что такой вывод вносит несуразицу в микромир.
Физик же пытался объяснить мир гораздо проще. Под фразой «бог не играет в кости» Эйнштейн подразумевал не конкретную веру в высший разум, это была просто удобная метафора, означающая, что в мире нет чего-то случайного, все в нем закономерно и идет своим чередом.
Эйнштейн утверждал, что описание движения электронов через их скорости и координаты противоречит принципу неопределенности. И считал, что должен быть основополагающий физический фактор, при помощи которого квантово-механическая картина микромира вернется на путь детерминизма (учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений).
Говоря об основополагающем физическом факторе, Эйнштейн думал, что во Вселенной может существовать Главный закон, который наука пока что не открыла. В своем письме к Борну физик сообщал:
Ты веришь в бога, который играет в кости. А я — в абсолютный закон и порядок в объективно существующем мире
Как Эйнштейн относился к религии?
Бытует мнение , что когда Альберт Эйнштейн разрабатывал ОТО, выведенное им уравнение указывало, что Вселенная расширяется, а значит имеет начало. Такая идея не понравилось ученому, потому что наводила на мысль, что к созданию Вселенной руку мог приложить некий бог. Чтобы уравновесить силы гравитации, то есть избавиться от “начала”, физик ввел в уравнение ОТО еще одно слагаемое, дополнительное — “космологический член”, что-то вроде антигравитационной поправки на необъяснимую силу отталкивания, которая расталкивает галактики и противодействует силе их взаимного гравитационного притяжения.
Другие же специалисты предполагают , что Эйнштейн ввел в уравнение “космологический член” лишь с одним намерением: чтобы не выделяться на фоне тех, кто тогда поддерживал общепринятую теорию стационарной Вселенной. Получается, физик просто согласовал свою теорию с тем, что в то время считалось научной истиной.
Через четыре года, когда было накоплено определенное количество знаний и собрано достаточно доказательств о “начале”, Эйнштейн написал, что ввод этого слагаемого — “наихудшая ошибка всей его жизни”.
Все необходимые доказательства собрал Эдвин Хаббл в ходе астрономических наблюдений. Астроном подтвердил, что Вселенная расширяется, и что в какой-то момент это расширение имело начало.
Альберт Эйнштейн однажды сказал:
Наблюдая гармонию космоса, я с моим ограниченным человеческим разумом в состоянии признать, что есть еще люди, которые говорят, что бога нет. Но что действительно гневит меня, так это то, что они поддерживают такое заявление моей цитатой
Но и здесь речь идет скорее не о боге-личности, который общается с человеком через религиозные обряды, а о неком порядке, красивом и едином законе, управляющим Вселенной.
Альберта Эйнштейна можно считать больше агностиком, чем атеистом, разделяющим идею бога Спинозы (европейский философ XVII века) — бога, который “проявляет себя в закономерной гармонии бытия”. В своей книге “Мир, каким я его вижу”, изданной в 1934 году, немецкий ученый писал:
Я не могу вообразить бога, который вознаграждает и наказывает созданные им существа или обладает волей сродни нашей. Равным образом я не могу и не хочу вообразить кого-то, кто остался бы жив после собственной физической смерти. Пусть малодушные люди — от страха или из абсурдного эгоизма – лелеют такие мысли. Пусть тайна вечности жизни остается неразгаданной — мне достаточно созерцать чудесную структуру существующего мира и стремиться понять хотя бы крошечную частицу Основной Причины, которая проявляет себя в природе
Чтобы окончательно убедиться в том, что Эйнштейн никогда не верил в христианского, иудейского или какого-либо иного бога, достаточно взглянуть на автобиографические заметки ученого. В них он сообщает, что от религиозных убеждений отказался еще будучи ребенком.
Хотя я и был сыном нерелигиозных родителей, я глубоко верил в бога до 12 лет. Однако благодаря чтению научно-популярных книг, я стал убеждаться, что многое в библейских историях не может быть правдой, и моей вере пришел конец
Альберт Эйнштейн о связи науки и религии
Наука у Эйнштейна занимала, наверное, главное место в его духовной жизни, он пытался ее одухотворить, так как считал, что именно научное знание — это “тот язык, который позволит нам лучше прочувствовать Вселенную”.
Хотя наши умы еще не способны полностью понять все чудеса окружающего мира, попытка сделать это приближает нас к богу, и чем больше мы узнаем о Вселенной, тем ближе мы становимся к ней”, — полагал ученый.
Мы видим, что Вселенная организована чудесным образом и подчиняется определенным законам, но сами эти законы остаются для нас тайной. За ними есть некая непознаваемая нами сила. Я во многом согласен с пантеизмом Спинозы, но больше всего почитаю его за вклад в развитие современной философии, за то, что он рассматривал душу и тело как нечто единое, а не как две разные сущности
В 1930 году Эйнштейн опубликовал одно из самых обсуждаемых эссе того времени. В журнале The New York Times он рассказал о своей “космической религиозности”. Физик написал, что для него чужды понятия ада и рая, и поделился своими мыслями о связи между религией и наукой.
Эйнштейн утверждал , что “несмотря на то, что сферы религии и науки сами по себе четко различимы друг от друга, между ними существует взаимосвязь. В моем понимании, между ними не может быть конфликта. Хоть они и отличаются друг от друга, но иногда все же переплетаются в этом мире” .
Религиозно просвещенный человек — это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощен мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия — древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние. Если принять эти определения науки и религии, то и конфликт между ними выглядит невозможным. Это так, поскольку наука может утверждать, «что есть», а не «как должно быть»
Post Scriptum
Альберт Эйнштейн был человеком с очень своеобразными взглядами на жизнь, которые нелегко было понять и принять обществу. Но утверждать, как это делают сегодня многие, что ученый исповедовал христианство, или какую-либо другую религию — невежественно. Физик постоянно твердил, что не относит к себя ни к одному религиозному течению. Эйнштейн видел законы Вселенной, которые придают ей не только красоту, но и гармонию, и считал, что это и есть проявление того, что можно назвать богом.
Похожие статьи:
Смотрите нас на youtube . Еще больше интересных постов на научные темы в нашем Telegram .
Заходите на наш сайт , там мы публикуем новости и лонгриды на научные темы. Следите за новостями из мира науки и технологий на странице издания в Google Новости
Источник