Меню

Габдулла тукай солнце татарской поэзии

Внеклассное чтение по теме: «Не жалей, малыш, стараний …!»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

«Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда», — сказал М. Шаймиев. Тукай сыграл значительную роль в развитии детской литературы начала XX века. В своих стихотворениях поэт стремится передать детские переживания, создает образы, понятные и доступные для детского восприятия. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе. Творческое наследие поэта способствует формированию таких ценных качеств личности, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, уважение к старшим, стремление к знаниям. В произведениях Тукая можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Скачать:

Вложение Размер
statya_tukay.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. 3 класс

Тема: « Не жалей, малыш, стараний …!»

Цели: знакомство с жизнью и творчеством великого народного татарского поэта Габдуллы Тукая.

Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).

Способствовать установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом посредством данного предмета.

Формировать ценностное отношение к книге как к явлению культуры, ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру.

Постановка и сохранение учебной задачи.

Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Анализировать текст и находить ответы на вопросы, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить картинки с содержанием прочитанного. Анализ художественного образа с помощью поясняющих вопросов: «Что хотел сказать автор, и как он сумел это сделать?»

Библиографические умения, расширение читательского кругозора, анализ текста с целью увидеть, а как автор добился такого впечатления от его произведения – преувеличение, повторы.

Выражение отношения к прочитанному через выразительное чтение (осознанный выбор темпа, громкости, тембра голоса, обоснование выбора).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: портрет Г. Тукая. Выставки книг Г. Тукая, рисунков «Тукай, в сердце моём!». Проектор, ноутбук. Презентации.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. У. — Добрый день дорогие, ребята, уважаемые гости!

26 апреля – день рождения великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая.

— Что вы знаете о Г.Тукае? Ответы детей. Знания получены в детском саде, на уроках татарского языка.

У. — Сегодня мы с вами узнаем о жизни Габдуллы Тукая, познакомимся с бессмертными творениями народного поэта.

Про Габдуллу Тукая говорят, что он «взошел крупной и яркой звездой на небосклоне мировой поэзии. Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух».

2. У. – Темой урока послужили первые строчки одного из стихотворений поэта:

Не жалей, малыш, стараний! Чтение стихотворения, подготовленным учеником.

Не жалей, малыш, стараний! Для работы создан день.

А устанешь – сон спокойный принесёт ночная тень.

Подымайся утром рано и берись за свой урок,

Срок бывает для работы, для игры бывает срок.

Видишь солнца труд упорный: поднимается с зарёй,

Целый день плывёт по небу, ярко светит день-деньской.

Лишь потом, устав как будто, покидает небосклон,

Отдыхает за горою и земле дарует сон.

Коль в труде примером станет солнце яркое тебе –

Сам, как солнце, засияешь на земле среди людей.

3. У. – Что можете сказать по содержанию стих.? К чему призывает нас поэт?

— Какой приём использует?

Д. — Сравнение. Олицетворение.

У. — Какие пословицы подходят к данной ситуации?

Д. — Делу время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.

У. — Как объясните последнюю строчку стихотворения?

1. Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно познакомиться с его жизнью — биографией.

Презентация, посвящённая жизни и творчеству Г.Тукая

2 . В ходе презентации дети выступают с инсценированными стихотворениями

— Ну, давай, Акбай, учиться!

Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках!

Чур, не падать, прямо стой!

— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать…

Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.

На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, если будешь, стар и сед!

У. – Чему нас учит стихотворение.

Кончил работу – играй!

В один прекрасный летний день, забившись в уголок,

Готовил мальчик по утру учителю урок.

Он книгу толстую читал, не отрывая глаз,

И слово каждое твердил помногу раз.

Скользнуло солнышко лучом в закрытое окно:

«Дитя на улицу иди, я жду тебя давно!

Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,

На воле чудно и светло, тебе пора играть!»

И мальчик солнышку в ответ: «Ты погоди, дружок!

Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?

И для игры мне хватит дня, оставим разговор,

Пока не кончу, ни за что не выбегу на двор!»

И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он

И снова трудится над ней, ученьем увлечён.

Но в это время под окном защёлкал соловей

И слово в слово повторил: «Я жду тебя, скорей!

Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,

На воле чудно и светло, тебе пора играть!»

Но мальчик молвил: «Погоди, соловушка, дружок!

Ведь если выйду я на двор, кто выучит урок?

Когда закончу, не зови, — сам выбегу туда.

Я песню милую твою послушаю тогда».

И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он

И снова трудится над ней, ученьем увлечён.

Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно:

«Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!

Должно быть, скучно всё сидеть за книгами с утра,

В саду под деревом густым тебе играть пора!»

Но мальчик ей сказал в ответ: «Ах, яблонька, дружок,

Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?

Ещё немножко потерпи. Хоть славно во дворе,

Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»

Пришлось недолго ожидать – окончены дела!

Тетради, книжки и пенал исчезли со стола!

И мальчик быстро в сад бежит: «А ну, кто звал меня?

Давайте весело играть!» — И началась возня.

Тут солнце красное ему с небес улыбку шлёт,

Тут ветка яблони ему дарит румяный плод,

Там соловей запел ему о том, как счастлив он,

А все деревья, все цветы отвесили поклон!

У. – Какие жанры устного народного творчества напоминает стихотворение?

Д. — Сказку – повторами, олицетворёнными персонажами, песню – напевностью.

1. У. Сегодня мы будем читать одну из самых известных сказок Г. Тукая «Шурале».

— Кто знает сказку, расскажите.

Чтение сказки учителем и подготовленными учениками.

2. Беседа по прочитанному.

У. — Как мы определяем, что это сказка? Вспомните композиционную особенность народных сказок.

Д. — Зачин, основная часть, концовка.

У. — Что можно сказать о главных героях сказки? Какими качествами характера они обладали?

— Какие художественные приёмы использует Тукай?

— Про поэта говорят, что он «народный поэт». Как мы узнаём, что он любит народ, свою Родину?

У. — В поэме-сказке «Три истины» поэт говорит:

«Не горюй о том, что было и прошло,

Не вернёшь, как не вздыхай ты тяжело.

Ты за то, что не под силу не берись,

Ты посильною задачею займись.

Слову всякому не очень доверяй,

Самого себя опорой избирай».

У. – Назовите истины, о которых говорит поэт.

— Какими же правилами руководствуется наш джигит?

V. Итог урока. Рефлексия.

— Что вы узнали нового на уроке?

— Почему хочется снова и снова знакомиться с творчеством Тукая?

— В чём мудрость слов «Не жалей, малыш, стараний!»?

— Какой пословице соответствуют эти слова?

VI. Домашнее задание.

Выразительно читать стихи Г.Тукая «Сабит учится читать», «Дитя, работай!»

1. Багаутдинова Д. Музей Г. Тукая в Казани. Путеводитель.- Казань, Татарское кн. изд-во, 1989.

2. Музей Г.Тукая в Кырлае. — Казань, Татарское книжное издательство, 1984.

3. Нуруллин И. «Напевы мятежного саза». М., Детская литература, 1986.

4. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки/ Перевод с татарского. — Казань: Татарское кн. Изд-во, 1986.

5. Тукай Г. Избранная проза. (Пер. с татарского М. Рафикова).- Казань: Татарское книжное издательство, 1992.

6. Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. М., ИНСАН, 2003.

Источник

Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды

Скачать
презентацию Проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» >>

Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда». М. Шаймиев.

Фото 3 из презентации «Габдулла Тукай» к урокам литературы на тему «Тукай»

Размеры: 200 х 266 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Габдулла Тукай» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива — 853 КБ.

Тукай

«Муса Джалиль» — Лишь в отважном сердце вечность есть! Я клянусь Слезой материнской, горючей, Страстной любовью к Отчизне своей. И простите вы мне Шутливые строки. Поверь мне ,Родина , был орлом я,- Горела во мне орлиная страсть! Коль сам умру, то песня не умрёт! Муса Джалиль (1906-1944). Уж я крылья сложил, готовый Камнем в бездну смерти упасть.

«Кузнецов» — Казалось, у Кузнецова не было лет мучительного ученичества. Но детям что! Остальные – обман и подделка.» «Чем я занимаюсь? Затем семья переехала в село Александровское Ставропольского края, на родину отца. И был встречен добрыми словами известных писателей. Свои первые стихи написал в 9 лет. На Кубани, в станице Ленинградской.

«Творчество Гумилева» — Бернгардовка (долина реки Лубьи). «Озарение на нарах». Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966). С1959 года Л.Н. Гумилев возглавил хазарские археологические экспедиции. Царское Село. 1916 г. Николай Степанович Гумилев (1886 — 1921). В 1935 году был исключён из университета и арестован. Семь тысяч три километра…

«Переводы Маршака» — Непонимание Маршаком Шекспировских образов. Самуил Яковлевич Маршак. Дом, который построил Джек. Выполнила ученица 8 «б» класса: Добычина Лилия Руководитель Учитель англ.яз: Терешина Н.В. М.Л.Гаспаров Самуил Маршак. Завершение образования в Англии. С. Я Маршак в 17 лет Жена Маршака София Михайловна.

«Поэт Державин» — Эпоха Петра I и Екатерины II являющихся воплощением идеи абсолютной монархической власти. Цель моей работы заключалась в исследовании проблемы писатель и эпоха. «Падал я, вставал в мой век.» «Записки» Державина. В качестве дополнительных источников привлекались роман Ходасевича «Державин» и роман Михайлова.

«Пастернак уроки» — Три круга творения. Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва. Подготовка к презентации проекта по творчеству Б. Пастернака. Из сб. «Сестра моя – жизнь». Внедряю передовые и новые технологии в преподавании русского языка и литературы. Б.Пастернак. «Снег идет»(отр.) Из сб. «Когда разгуляется» Снег идет, снег идет.

Источник

Конспект занятия «Тукай — солнце татарской поэзии» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего возраста

Скачать:

Вложение Размер
konspekttukay_-_solntse_tatarskoy_poezii.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по развитию речи

на тему: «Тукай – солнце татарской поэзии»

для воспитателей МДОУ №6

на неделе педагогического мастерства

воспитатель: Мягкова Н. В.

Девочка 1: Именины, именины!

Девочка 2: У Володи, Шуры, Нины? У девчонок и мальчишек?

Девочка 1: Нет! У наших книжек (показывает на стенд). У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей.

Воспитатель: Посмотрите сколько сразу собралось у нас гостей! Поздоровайтесь ребята с гостями (дети здороваются и садятся).

Вос: А гости собрались не зря. Много-много лет тому назад, а если быть точнее ровно 125 лет назад, 26 апреля родился Габдулла Тукай (показ портрета). Вы знаете кто это?

(Это татарский поэт)

Г. Тукай – это великий татарский поэт. Ментимер Шаймиев, 1-ый президент РТ, сравнивал Тукая с солнцем, настолько значим Тукай для татарского народа. Послушайте, как красиво сказал он о поэте: «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда!»

И правда, поэзия Габдуллы Тукая как солнышко освещает нам дорогу к добру и учит нас любить родной край.

Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали, учили произведения Г. Тукая, а теперь вот и мы познакомимся с ними. И сегодня я хочу проверить ваши знания. Вы готовы? (Да)

Тогда вам 1-ое задание: «Угадай, чей портрет»

Он похож на человека,

очень тонкий и нагой.

Узкий лоб украшен рогом

в палец наш величиной.

У него же в пол аршина

пальцы на руках кривых,

десять пальцев безобразных,

острых, длинных и прямых.

Из какой он сказки? (Шурале)

Чему учит нас эта сказка? (Быть смелым и находчивым)

Кто в этой сказке проявляет смелость и находчивость? (Джигит)

Приведите пример из сказки, подтверждающий находчивость Д. (Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели)

На какого героя из этой сказки вы хотели бы быть похожими? (На Джигита)

Почему? (Он смелый, находчивый, трудолюбивый)

Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам 2-ое задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.

«Золотым блестящем гребнем над зеркальною водой космы ведьма продирает, прядью тешится седой» (Водяная)

Кто скажет, в чём смысл этой сказки? (Чужое брать нельзя)

Вспомните, какими словами поэт преподносит урок: «Есть хозяин или нет ввек чужого не бери» Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.

Габдулла Тукай очень любил детей, не зря он создал для них столько поучительных стихотворений, в которых призывал ребят быть послушными, трудолюбивыми. И следующее наше задание – это игра «Тимербай».

Напомню правила: водящий в кругу загадывает стихотворение Г. Тукая, показывает его движениями, а мы постараемся его отгадать.

Физ. минутка «Тимербай»

5 детей у Тимербая (показывает 5 пальцев на руке)

Вместе весело играют (хлопает в ладоши)

В речке быстро искупались (движение руками, изображающее плавание)

Нашалились, наплескались, (движение руками, изображающее плескание в воде)

Хорошенько все отмылись

И красиво нарядились.

Но ни есть, не пить не стали (движение «ложкой-чашкой», отрицание)

В лес под вечер побежали,

Сделали вот так!

Водящий показывает движение.

Стихи: «Озорной котёнок»

«Не всё то золото, что блестит»

Одно стих-е угадывают гости.

Молодцы, всё отгадали, садитесь.

Ребята, у нас осталась одна сказка, которую мы хорошо знаем, но ещё не говорили о ней. Назовите её. (Сказка о козе и баране)

Я предлагаю поиграть в эту сказку. Выходите, артисты.

Драматизация «Сказка о козе и баране»

Шли коза с бараном, нашли волчью голову и взяли её с собой.

Идут и вдруг заметили костёр невдалеке.

Баран сказал козе: «У этого костра спокойно мы поспим до самого утра. Пойдём! Боясь огня, к нам волки не придут, не догадаются, что близко наш приют».

Пришёлся по душе козе такой совет: «Согласна я, сосед!»

Вот подошли к огню, увидели очаг. Но почему же свет померк у них в очах? В смятении коза, оторопел баран. Но крикнули они волкам: «Привет вам, господа!»

Волков обрадовал нежданный их приход:

Волк 1: «Отменным кушаньем наполнится живот! Мы всласть насытимся закускою мясной. Приправим кашу мы бараном и козой!»

Коза: «Внимание, господа! У нас имеется обильная еда! Что ты стоишь, баран? Живее ротозей. Нам волчью голову достань-ка, поскорей!»

Стучит, шумит, кричит коза: «Ме-ме, ме, ме. Четырнадцать голов у нас в суме. Ах, до чего, баран, ты глуп и бестолков! Тащи-ка самую большую из голов!»

Испуганным волкам теперь не до еды. У них одна печаль: как выйти из беды!

Волк 2: «Недостаёт воды. Найду ручей в лесу. Я мигом обернусь и воду принесу. Чтоб каша не была невкусной и сухой»

Ушёл он, волки ждут. Проходит час, другой. Поднялся волк второй: «Я по воду пойду – и его найду и приведу»

Поднялся третий волк, за ним четвёртый. И побежали прочь от страшного врага. Остались лишь баран с козой у очага. И оба, поварам оказывая честь, придвинулись к огню и стали кашу есть. Потом, довольные, у тёплого костра заснули сладким сном до самого утра.

В: вот, ребята, находчивость и смелость барана и козы спасли им жизнь.

Спасибо, артисты. В чём смысл этой сказки? (Надо быть смелым и находчивым)

И ещё одно задание: В одной из сказок Г. Тукай ярко описывает природу деревни, где провёл детство. Как называется эта сказка? (Шурале) Как называется эта деревня? (Кырлай)

А сейчас, ребята, я вам расскажу о Тукае.

Г. Тукай родился в деревне Кушлавыч. Но так сложилась судьба, что он рано осиротел. Отец умер, когда Габдулле было всего 4 от роду, а когда ему исполнилось 4 года, не стало и матери.

Габдуллу взяли другие люди. Так он и оказался в деревне Кырлай, где жил у крестьянина Сагди.

Вот этот дом (показ). Он до сих пор стоит в деревне Кырлай.

Теперь в Кырлае есть и дом-музей Тукая, и памятник Тукаю. (показ)

Люди, которые хотят больше узнать о любимом поэте, посещают эти места, ходят на экскурсии.

Памятник и музей Тукаю есть и в городе Казань. Вот он (показ).

В честь Г. Тукая названы улицы в Казани, Васильево, Зеленодолске и других городах и сёлах Р. Татарстан. Люди помнят своего поэта.

Учреждена премия Г. Тукая и знак лауреата государственной премии. Вот он (показ знака).

Премией и знаком награждаются люди-деятели культуры, искусства и литературы, которые так же много сделали для народа, как Тукай.

Тукай навсегда останется в нашей памяти. «Воды текут – берега остаются, листья осыпаются – ветки остаются, люди уходят – песни остаются»

Нет Г. Тукая, но его сказки, стихи, песни продолжают жить. Послушайте песню на слова Габдуллы Тукая «Туган тел» — «Родной язык» (песня).

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки.

ТЕМА: Автоматизация звука [С] слогах, словах, словосочетаниях без стечения согласных.

Цели:Активизировать словный запас.

Русский народный праздник » Масленица»для детей старшего возраста.

Русский народный праздник » Масленица»для детей старшего возраста.

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ.

Сформировать у детей представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть), познакомить с тремя состояниями воды (жидкость, пар, лёд.).

Источник

Читайте также:  Экранизированный роман полины дашковой под солнцем 5 букв
Adblock
detector