Планирование работы в центрах активности по лексической теме «Космос»
Наталья Диппель
Планирование работы в центрах активности по лексической теме «Космос»
ПЛАНИРОВАНИЕ (центры развития)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «КОСМОС»
Разнообразить деятельность детей в течение дня в центрах активности, сделать ее творческой и интересной — это основное направление государственного стандарта образования, компетентностный подход педагога к организации предметно-развивающей среды в течение дня.
Центр изо. деятельности
• Рисовать звездное небо (коллективная работа)
• Рисовать космические корабли
• Соорудить ракету из коробок
• Творческий проект «Неизвестная планета»
Эта работа распределяется в течение всего дня, разнообразие и КТД (коллективно-творческие дела — основа работы центра творческого рисования)
Центр книги и развития речи
• Сделать книгу «Космос»
• Расшифровать письмо инопланетянина»
• Составить рассказ о планете Земля
Центр песка и воды
*Сделать лунную поверхность
*Организовать игру с луноходами
Центр строительной игры
*Построить космический корабль из больших коробок
*Сделать луноходы из маленьких коробок
Центр спортивной игры
*Провести тренировку для полета на Луну
Центр познавательно-исследовательской деятельности
• Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии. Что такое камета? Какие планеты ближе всех к ЗЕМЛЕ?
• Сделать карту солнечной системы
Центр театра
•Незнайка на Луне — полет
Центр игры и игрушки (сюжетно-ролевая игра)
*Игровая ситуация «Подготовка к полету на Луну»
*Игровая ситуация «Полет на луну»
*Игровая ситуация «Исследование планеты»
Карточки, схемы анализа Выкладываю карточки — схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно. здесь Схемы:.
Источник
Методический материал «В помощь планированию. 2011» — Рекомендуемые формы работы к Году космонавтики
Рекомендуемые формы работы к Году космонавтики
Е.С. Пастухова, методист
2011 год объявлен в нашей стране Годом российской космонавтики, в связи с этим библиотекам необходимо включить в свою работу мероприятия, посвященные российской и мировой космонавтике. Тема космоса может включать в себя:
- экскурс в историю космонавтики, начиная с первых попыток человека подняться в небо;
- рассказ о людях, внёсших вклад в освоение космоса (Циолковский, Королёв, космонавты и др.);
- размышление о том, что космос даёт человечеству;
- космос в литературе (фантастика — лучшие авторы и произведения);
- космос в искусстве (музыка, изобразительное искусство, кино, мультипликация и т.д.);
- космический антураж в мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни.
Кроме того, в космический год можно приурочить эту тему к традиционным датам и направлениям работы библиотек. Например, к 8 марта раскрыть тему «Женщины и покорение космоса» или в экологическое воспитание включить беседу-размышление «Космос и экология».
Предлагаем вашему вниманию возможные формы и названия мероприятий.
К активным формам работы можно отнести следующие:
1. Конкурсные мероприятия:
- конкурсы «Зовут космические дали», «Космическая радуга», «Космическая линейка», «Космический рейс», «Наша ближайшая соседка»;
- конкурсы детского рисунка «Мечта о космосе», «Открытый космос», «Космос далёкий и близкий»;
- конкурсно-игровая программа «Космоса далёкие планеты»;
- викторина «Мир космоса», «Ждите нас, звезды», «Шаги к звездам».
2. Игровые мероприятия:
- Игротека «Путешествие по неизведанным планетам», «Путешествие в космос»;
- игра-викторина «Космос далёкий и близкий»;
- игра-путешествие «Эта удивительная Вселенная», «И снова корабль на орбите»;
- игра-турнир «Вознёсся в космос человек»;
- игровая программа «Человек. Вселенная. Космос»;
- познавательная игровая программа «108 минут полёта»;
- познавательная игра «Человек открывает Вселенную»;
- космическая игра-путешествие «Полёт к неизведанному».
- музыкальный вечер «Первопроходцы»;
- вечер-портрет Ю. Гагарина «108 минут полёта вокруг Земли».
- выставка литературы «Дорогами к звёздам», «Художники о космосе», «Дорогами Вселенной», «К заветным тайнам, планетным далям», «Через тернии к звёздам», «Дорога во Вселенную», «Космический дилижанс»;
- выставка детских рисунков «Жизнь вселенной», «Орлята учатся летать», «Космос глазами ребенка», «Космические фантазии», «Далёкий космос», «Человек и космос», «Мечты о космосе», «Космос и я»;
- выставка-кроссворд «Космос становится ближе»;
- выставка-обзор «Открылась бездна, звёзд полна. »;
- электронная выставка «Первый космонавт планеты».
5. Литературно-музыкальные композиции: • «Звёздный сын Земли»;
- «Ю. Гагарин — человек-легенда»;
- «Сыны и дочери планеты голубой взмывают ввысь, тревожа звёзд покой. »;
- «В звёздное небо»;
- «Сыны голубой планеты»;
- «Космос, как Мечта» посвященная творчеству Н. Рериха.
- познавательный час «Удивительный мир космоса», «Звёздный сын планеты»;
- час интересных сообщений «Космос без границ», «Полёт к неизведанным мирам»;
- час эрудита «Над нами — звёздное небо»;
- музыкальный час «Космическая музыка».
- урок мужества «Мальчишек манят звёзды», «Знаете, каким он парнем был» (к 75-летию со д.р. Ю.А. Гагарина), «Жизнь и подвиг Геннадия Сарафанова», «На орбите женщина-космонавт»;
- урок любви к родному краю «Звёздный пахарь»;
- урок-презентация «Мир планеты»;
- урок здоровья «Путь в стратосферу начался на земле».
- беседа «Первый космонавт планеты Земля», «Космическая азбука»;
- беседа с элементами игры «Сыны голубой планеты»;
- беседа-викторина с элементами театрализации «Межпланетное путешествие»;
- беседа-портрет «Знакомьтесь — Гагарин».
Так же предлагаем такие мероприятия:
- акция «Зелёная планета»;
- диспут «Нужны ли человечеству звёзды?»;
- брейн-ринг «Моя Вселенная»;
- день информации «Земля — наш дом»;
- информина «На разведку Космоса: четвероногие космонавты»;
- космическое путешествие «Дорога во Вселенную»;
- конференция «Отроки во Вселенной»;
- лекция-концерт «Звёздная дорога»;
- литературно-музыкальный час «Звёздный сын Земли»;
- литературное поле чудес «Путь к звёздам»;
- музыкально-литературная композиция «Полёт на другие планеты»;
- праздник «Как наши космонавты все в космос полетим!»;
- познавательно-развлекательная программа «Космический полёт»;
- развлекательная программа «Космоса далёкие планеты»;
- спортивные состязания «Через тернии к звездам»;
- ток-шоу «Космос и будущее»;
- • турнир «Кто во Вселенной живёт?»;
- • утренник «Рыцарь космоса», «Сын земли», «Спрашивайте -отвечаем», «Космическая азбука», «Он был первым», «Он первым на планете подняться к звёздам мог!», «Утро космической эры».
В планировании своей работы вам помогут Знаменательные даты космонавтики:
- 12 апреля (1962)- указом Президиума Верховного Совета СССР установлен памятный день под названием День космонавтики.
- 24 апреля (1973) — Международный день астрономии.
- 4 октября (2002) — День космических войск России.
- 4-10 октября — Всемирная неделя космоса.
8 резолюции 54/68 от 6 декабря 1999 г. Генеральная Ассамблея провозгласила период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса, с тем чтобы отмечать тот вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека. Указанные даты воскрешают в памяти такие события, как запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли «Спутник I» и вступление в силу 10 октября 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
Исторические даты космонавтики
- 12 января 1907 г. — 104 года со дня рождения советского учёного, основателя практической космонавтики Сергея Павловича Королёва.
- 2 февраля 1904 г. — 107 лет со дня рождения российского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
- 27 февраля 1887 г. — 124 года со дня рождения российского военного летчика, основоположника высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова.
- 6 марта 1937 г. — 74 года со дня рождения первой в мире женщины космонавта Валентины Владимировны Терешковой.
- 9 марта 1934 г. — 77 лет со дня рождения российского космонавта, Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина.
- 18 марта 1965 г. — первый выход человека в открытый космос (А. Леонов, СССР).
- 19 марта 1913 г. — 98 лет со дня рождения маршала авиации, Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.
- 12 апреля 1961 г. — советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и, впервые в мире, совершил орбитальный облёт планеты Земля.
- 19 апреля 1971 г. — первая орбитальная станция (СССР).
- 28 апреля 2001 г. — первый космический турист Деннис Тито отправился в космос на корабле «Союз ТМ-32».
- 15 мая 1960 г. — РН «Восток» вывела на орбиту Первый корабль-спутник.
- 30 мая 1934 г. — 77 лет со дня рождения российского космонавта, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова.
- 9 июня 1897 г. — 114 лет со дня рождения основоположника космонавтики, Юрия Васильевича Кондратюка.
- 16 июня 1963 г. — первый полёт женщины-космонавта Валентины Терешковой.
- 21 июля 1969 г. — высадка человека на Луну (Н. Армстронг, США).
- 25 июля 1984 г. — первый выход в открытый космос женщины-космонавта (СЕ. Савицкая).
- 6 августа 1961 г. — советский космонавт Герман Титов совершил второй в истории полёт в космос.
- 8 августа 1948 г. — 63 года со дня рождения второй женщины космонавта в мире Светланы Евгеньевны Савицкой.
- 19 августа 1960 г. — был запущен Второй корабль-спутник типа «Восток», с собаками Белка и Стрелка на борту.
- 23 августа 1887 г. — 124 года со дня рождения советского учёного, создателя первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-Х» Фридриха Артуровича Цандера.
- 17 сентября 1857 г. — 154 года со дня рождения основоположника современной космонавтики, Константина Эдуардовича Циолковского.
- 4 октября 1957 г. — год начала космической эры, запуска Первого искусственного спутника Земли (СССР).
- 3 ноября 1957 г. — был запущен Второй советский ИСЗ — первый в мире искусственный спутник Земли с живым существом. На его борту находилась собака Лайка.
Источник
Формы работы по проекту «Удивительный космос»
Конструкторское бюро |
Космическая лаборатория |
Космокинозал |
Спортзал «Будущие космонавты» |
Космическая музыка |
Читальный зал «Все о космосе» |
Космическая игротека |
Космическая мастерская |
Удивительный космос |
Загадочный космос |
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планированияв том, что:
· при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
· все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
· родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
· праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных).
Тематический план работы с детьми и родителями
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями | |
Космокинозал | | Просмотр с родителями и детьми мультфильмов |
Читальный зал. Поэтическая гостиная | Чтение с детьми произведений о космосе: | Чтение родителей с детьми произведений (на выбор) |
Детское моделирование | | |
Космическая лаборатория | | |
Космическая мастерская | | |
Космический спортзал | | Совместный с родителями досуг: «Мы готовы лететь в космос» |
Космическая игральдия | | |
Космическая музыка | Разучивание: «Наш звездолёт» Слушание : | Совместное прослушивание «Космические песни или песни про космос» |
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
2. Принципы последовательности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип повторности.
5. Принцип наглядности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта — это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля — наш дом во Вселенной», «Солнце — источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги,ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Создавали макеты « Ракета на старте», панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых — закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавта разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «В далеком небе, или звездное небо» (лепка), «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса» завершилась большой коллективной работой « Космическая панорама». Мы собрали все поделки на космическую тему. На стене прикрепили картину «Звездное небо», рядом с ней поставили панораму «Космодром». Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так нашими общими стараниями были созданы фотоальбом « Российская космонавтика: вчера и сегодня». С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми создали «Звездную книгу», в которой собраны рассказы, рисунки и фотографии созвездий под которым родился их ребенок.
Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении панно, атрибутов для дидактических игр. «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными
Итогом нашей работы пор проекту стал познавательно-тематический праздник «Загадочный космос». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине., показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
В начале проекта и после его завершения мы провели мониторинг детей по теме « Космос». Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: Какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Кто летает в Космос? Кто первый полетел в космос? На чем летают в космос? Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 27%, на среднем уровне были знания у 56%, совсем низкий уровень – у 17%. Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.
Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 61%, средний уровень – 30%, низкий уровень 9%
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
1. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
2. Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир», «Космос»
3. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос»
4. Географический атлас «Мир и человек»
5. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»
6. Н. Н. Молофеева «Энциклопедия дошкольника»
Источник