Меню

Формирование дошкольников по теме космоса

Формирование представлений о Космосе, как способ создания целостной картины мира и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
prioritetnoe_napravlenie.docx 20.5 КБ
Презентация проекта «Что у нас над головой» 1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о Космосе, как способ создания целостной картины мира и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Греческий корень слова «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. Космическое воспитание ребенка — это сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Как, работая с детьми, научить их быть наблюдательными, удивляться каждой, даже самой незначительной частичке мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой? Для этого нужна система, в которой будут сочетаться знания по астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физике, химии, с учётом индивидуальности ребёнка, его разума, умения осмыслить и понять новое, его энергии и характера.

Только тогда ребенок достигнет понимания, что каждый сможет внести вклад в существование всех, сумеет осознать собственное предназначение, и будет стремиться к его воплощению в жизнь.

Мало просто вывести ребенка на улицу и показать ему звезды, чтобы он ощутил причастность к Вечности. На вторую ночь ему уже захочется разобраться, как устроено звездное небо. А это ведь можно делать днем, в комнате или в группе. С помощью специально организованной развивающей среды.

Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в его маленькой головке, потому что он стремится узнать сразу все из совершенно разных областей. Представляя мир как огромное информационное поле, которое надо возделать самостоятельно. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыты по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии в 11 классе.

Ребёнку уже сейчас, в 5 — 7 лет, это безумно интересно. И он не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биология, астрономия, история. Потому что в один и тот же день его одинаково занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Логика расположения дидактического материала в пространстве и правильная последовательность презентации его ребёнку позволяют подняться со ступеньки разрозненных знаний о мире на ступеньку развития, связанную с целостным взглядом на мир.

Космическое воспитание — это такой объем знаний, который объединяет в себе знания о природе, об окружающем мире, о человеке. Эти подразделы тесно переплетаются между собой, ведь хотим мы того или нет, человек является частью Космоса и развивается по его законам. Оно должно включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое, и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых.

Взрослые, зная, что астрономия – сложная наука, боятся знакомить ребёнка с тайнами космоса. Но если перевести астрономию на понятный для ребёнка язык, то она станет вполне доступна и весьма привлекательна.

В настоящее время существует много различных программ воспитания и обучения детей. Они предусматривают ознакомление с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Разумеется, немало внимания уделяется формированию у детей коммуникативности, развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Все это необходимо. Между тем «Астрономия» не есть некая добавка к, и без того, перегруженному содержанию обучения. Правильнее иное: ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Знакомлю детей с основами астрономии как науки о Вселенной, даю знания о самой близкой звезде – Солнце – с позиции формы, размера, удаленности, о планетах солнечной системы, о спутнике земли – Луне, а также сведения об освоении Космоса. Наряду с формированием общих энциклопедических знаний, организую познавательно-практическую деятельность, формирую предпосылки системного диалектического мышления, способности производить некоторые преобразования с предметами, устанавливать закономерности, понимать явления, которые попадают в поле зрения ребенка в быту и вызывают интерес познания. Работа проводится на познавательно-практических занятиях, вне занятий через игры, наблюдения, опытническую деятельность, экспериментирование. Одним из важных факторов успешной работы является правильно организованная среда, наглядный, демонстрационный, а также «лабораторный» материал для проведения опытов. Учитывая особенности детского мышления и восприятия, надо обеспечить продуктивную деятельность, с помощью которой ребенок сможет отрефлексировать результат своей работы. Это может быть любая работа по изобразительной деятельности, схематизация, составление творческого рассказа и т. д. Правильно построенная работа по формированию научных знаний стимулирует мышление ребенка, способствует познавательной, творческой активности, развитию воображения.

А использование мультимедийных презентаций не только ускоряет процесс усвоения знаний детьми и делает его ярким и не скучным, но и расширяет границы творчества.

В практике моей работы создание и использование мультимедийных презентаций стало неотъемлемой частью педагогического процесса. Поскольку использование наглядно-действенных приёмов во много раз увеличивает объём запоминаемого материала детьми, повышает любознательность и познавательную активность дошкольников, содействует речевому развитию и развитию логического мышления.

Целесообразность использования медиапроектора на занятии:

  1. эффективность подхода к работе детей на данном этапе занятия
  2. повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  3. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

В ходе работы по приоритетному направлению пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг достижений детей по теме «Космос» осуществлялся по следующим направлениям и показателям компетентности по теме «Космос».

  1. Интеллектуальная компетентность: способы самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений; способен обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
  2. Эстетическая компетентность: умеет замечать необычное в обыденном; способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.
  3. Речевая компетентность: способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.

  1. Как называется планета, на которой мы живем?
  2. Как называется ближайшая к нам звезда?
  3. Что такое солнечная система?
  4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
  5. Как называется спутник Земли?
  6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  7. Кто был первым космонавтом Земли?
  8. Когда впервые человек полетел в космос?
  9. Каких российских космонавтов ты знаешь?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 9 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 7 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 6 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 19 детей (90,6%) , средний уровень – 3 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)

Таким образом — через науку, философию, искусство, религию — интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса — происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство — чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

Источник

Самообразование «Формирование у дошкольников представление о космосе»

Елена Грачева
Самообразование «Формирование у дошкольников представление о космосе»

Актуальность. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников младшего возраста, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России — День космонавтики. Все это происходит потому, что родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, в том числе и Дню космонавтики. Естественно, все это вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Срок проведения Содержание деятельности Задачи Формы работы Изучение передового педагогического опыта Примечание

Сентябрь Планирование работы с детьми на новый учебный год, создания плана работы. Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.

Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом. Составление

Октябрь Изучение литературы по проблеме Подбор иллюстраций, книг, загадок о нашей планете, дидактических игр по теме «Космос». Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Посещение мастер-класса по изготовлению демонстрационного и раздаточного материала по теме космос.

Ноябрь Составление беседы о космосе, рисование, конструирование на тему космос. Подбор загадок о космосе. Составление модели солнечной системы (Земля, Марс, Венера, Сатурн).Проведение непосредственно-образовательной деятельности Беседа по теме: «Мы все – жители планеты Земля».

Цель беседы: расширять знания детей о космосе.

Рисование «Космический сон»

Цель: научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян.

Конструирование телескопа из бросового материала

Составление модели солнечной системы (Земля, Марс, Венера, Сатурн).

Проведение НОД: по теме «Земля — планета, на которой мы живем»Цель: дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Беседа, чтение литературы Посещение НОД по теме «Космос».

Ознакомление с проектной деятельностью коллег по теме «Космос»

Декабрь Разработка конспектов, проведение непосредственно-образовательной деятельности, слушание песен, чтение сказок и рассказов. Слушание песен о космосе: «Наш звездолет», чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне, А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях.

Дидактические игры на расширение представлений о средствах передвижения в разных сферах (на земле, под землёй, в воде, воздухе).

Проведение НОД по теме: «Полёт в космос».Цель: создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 15 с учётом дифференцированного подхода через дидактические игры. Беседа, чтение литературы Ознакомление с проектной деятельностью коллег по теме «Космос»

Январь Беседы с детьми, разработка конспектов, проведение непосредственно-образовательной деятельности, проведение викторины. Проведение бесед с детьми «Почему Луна не падает на Землю» «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?», «Что осуществляют спутники связи для передачи информации?», «Центр подготовки космонавтов в Звездном Городке, расскажите, что вы запомнили?», «Кого берут в космонавты

Проведение НОД по теме: «Необъятный космос»Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии.

Викторина «Космические заморочки» обобщить представления детей об истории нашей планеты, солнечной системы, героях-космонавтах Советского Союза и Российской Федерации; — активизировать предметный словарь по теме «Космос» Беседа, чтение литературы, подготовка демонстрационного материала. Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег, посещение мастер-класса по изготовлению мнемотаблиц

Февраль Изготовление мнемотаблиц по теме космос, проведение непосредственно-образовательной деятельности, проведение, экспериментирование с детьми, конструирование, проведение дидактических игр. Конструирование. «Наш космический корабль» (из бросового материала).

Экспериментальная деятельность: решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр.

НОД «Земля – наш дом во вселенной».Цель:активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающих. Беседа, чтение литературы, подготовка демонстрационного материала. Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег

Март Оформление уголка в группе по теме «Космос»

Подборка дидактических игр о космосе, проведение НОД. Проведение бесед о космосе. Проведение НОД «Ракета летит к звездам.Цель: развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.

Беседы – рассуждения «Что я могу увидеть в космосе. «Мы космонавты». Составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах.

Составление созвездий с использованием звездной карты Книга Лыковой ««Лепим космос» «Чик – ракета, чик – комета. Использование педагогического опыта Посещение мастер-класса по оформлению в групповой комнате уголка «Космос».

Апрель Подборка дидактических игр о космосе, проведение НОД. Проведение бесед о космосе. Проведение консультации с родителями Беседа о Ю. А. Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите».

Рисование и аппликация «Звездный коллаж». Рисование «Лунный пейзаж»

Проведение НОД: «Ю. А. Гагарин-первый космонавт»

Цель: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине.

Взаимодействие с родителями: Конкурс совместной поделки детей и родителей «Инопланетяне» (природный или бросовый материала. Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом» Беседа, чтение литературы Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег, посещение педагогического совета по теме «Эффективное взаимодействие с родителями»

Май Проведение НОД, организация выставки детских работ. Проведение НОД по теме «Космос – это здорово.Цель: закрепить знания детей о космосе.

Выставка творческих работ детей по теме «Космос. Беседа, изготовление демонстративного материала Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Театрализованное представление для старших дошкольников «Прогулка в летнюю и зимнюю сказки». Часть вторая Продолжение представления. Сказочница Интересно, куда же на этот раз попадет Буратино. Вот куда… Возле леса на опушке Трое их живет в избушке,.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт) Вот и кончилось весёлое, тёплое лето. На смену пришла яркая, разноцветная осень и, конечно же, осенние праздники, которые проходят у нас.

Источник

Читайте также:  Ноу ронупк персонал космос
Adblock
detector