Цифровая фотография
Рубрика | Работаем с техникой
Как фотографировать солнце, на солнце и против солнца
10 апреля 2012 Искандер Рубинин
Фотографируя против солнца, как правило, снимки получаются очень контрастными, забитыми бликами в объективе с перенасыщенными цветами. Однако при грамотном подходе можно добиться хороших результатов и получить качественные и интересные фотографии. Для того чтобы узнать как фотографировать против солнца правильно, предлагаем ознакомиться с этим материалом.
Если немного окунуться в теорию, то съемка против солнца, это не что иное, как практика фотографии, в которой используется контровой или контровый свет. То есть ситуация, когда источник света располагается позади от объекта съёмки, а то, на чём фокусируется объектив как бы перекрывает основной поток лучей.
Для начала следует взять на вооружение 10 простых рекомендаций
1. Используйте тень. Самое простое, что можно сделать, это отойти в тень вместе с объектом съемки, если такое возможно.
2. Создайте тень самостоятельно. Если снимаемый объект невозможно разместить в тени, следует затенить объект, используя подручные средства. Например, при макросъёмке, фотографирую цветок, насекомое или другой мелкий объект можно воспользоваться обычным зонтом.
3. Не пренебрегайте вспышкой. Многие фотографы знакомы с правилом, что фотографировать следует, расположившись спиной к солнцу: в этом случае фотографируемый объект будет хорошо освещен. Но иногда съемка против солнца позволяет сделать такие снимки, которые просто поражают своим великолепием. Для достижения таких результатов следует использовать вспышку, которая поможет подсветить тени, возникающие из-за яркого солнечного света.
4. Воспользуйтесь отражателем. Это достаточно простой способ высветить тени, вызванные ярким солнцем. В качестве рефлектора можно использовать любую светлую поверхность, желательно белую.
5. Изменяйте перспективу. Далеко не всегда можно изменить расположение предмета съёмки, но, как правило, у фотографа есть возможность свободно перемещаться вокруг объекта. Снимок можно сделать снизу или сверху, тем самым меняя углы падения солнечных лучей на фотокамеру и отражения от объекта съёмки.
6. Старайтесь использовать бленду. Хорошо если фотокамера или объектив укомплектованы этим аксессуаром, если нет, то нужно использовать любые предметы, которые помогут создать тень над объективом. Тень можно создать даже ладонью свободной руки, используя ее в качестве козырька над объективом. Стоит обращать внимание при этом, что бы фрагменты такой «бленды» не попали в кадр. О том, что такое бленда для объектива, мы писали в одной из прошлых материалов на cifoto.ru.
7. Не забывайте о фильтрах. При фотографировании в яркий солнечный день фильтры очень полезны. Можно воспользоваться поляризационным фильтром, который сведет к минимуму количество всевозможных бликов и уменьшит интенсивность светового потока. С его помощью можно контролировать цветовую насыщенность будущего снимка.
8. Изменяйте баланс белого. Большинство современных камер дают возможность регулировать этот параметр. Даже если снимки осуществляются в RAW-формате, и будет возможность отрегулировать его в графическом редакторе уже по готовому изображению, стоит воспользоваться ручной корректировкой камеры.
9. Выбирайте правильное время для съёмки. Отличные кадры получаются на закате или на рассвете, когда солнечные лучи не такие яркие как днем.
10. Снимайте силуэты. Яркий солнечный свет предоставляет прекрасную возможность для реализации творческих замыслов в этом фотографическом жанре. Также рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией о том, как сделать силуэт человека в фотошопе.
Фотографируем солнце
Многие фотографы задумывались над тем как фотографировать солнце: ведь значительная фотографическая широта снимаемого пейзажа представляет в этом деле самую главную проблему. Иными словами, у снимаемого пейзажа слишком велика разница между самыми тёмными участками и самыми светлыми. Поэтому для получения качественных фотографий, прежде всего, следует позаботиться о том, чтобы фотографическая широта снимаемой сцены была как можно меньше, для этого следует:
1. Выбрать время для съёмки, когда солнце находится не слишком высоко. Пейзаж одновременно освещается солнечным светом и небом, которое рассеивает солнечные лучи. Чем солнце ниже, тем слабее интенсивность его прямого света относительно света неба. При этом низкое солнце окрашивает пейзаж в очень интересные оттенки.
2. Разместить в кадре туман или дымку, которые дополнительно снижают интенсивность прямого солнечного света.
Во время съёмки на природе старайтесь использовать штатив. Он позволит избавиться от шевелёнки вне зависимости от длительности экспозиции, предоставит свободу действий при выборе экспопары. К тому же, штатив хорошо дисциплинирует, стимулируя поиск лучшей композиции, и позволит точнее подобрать точку съёмки. О том, как выбрать штатив, читайте на страницах нашего сайта.
Снимки стоит делать только в RAW-формате. Это так называемый «сырой» т.е. без обработки отпечаток с матрицы камеры. Обычно он обеспечивает наибольшую фотографическую широту, чем JPG-формат.
Выбор правильной экспозиции
Современные цифровые фотокамеры обладают мощнейшим инструментом, о котором фотографы раньше могли только мечтать — это гистограмма. Наличие такой функции позволяет сделать пробные снимки и тотчас провести анализ гистограммы и обнаружить пересветы или недодержку на участках изображения. Функциональные возможности гистограммы ограничиваются только фотографической широтой матрицы. Любая матрица имеет максимальный порог яркости: все, что будет лежать за его пределами, обрезается, а, следовательно, информация на таких участках потеряется — это и есть пересвет. Слишком тёмные сигналы для матрицы ограничиваются её шумами, поэтому чтобы цветной шум был минимальным, следует всегда выбирать минимальную чувствительность камеры.
Небольшой, но полезный совет; солнце лучше фотографировать тогда, когда на него можно смотреть, практически не щурясь. Если этого сделать не удается, то лучше от съёмки воздержаться и поберечь матрицу камеры.
Многих фотографов привлекает восход или закат. Это неудивительно, именно это время считается лучшим для фотографирования пейзажа, особенно горизонта и неба. При этом не каждый фотолюбитель задумывается, как фотографировать закат или восход, чтобы получить на выходе действительно завораживающий кадр.
По большому счету существенной разницы между закатом и восходом нет, соответственно нет и существенных различий в том, как снимать закат или восход.
Для того чтобы получить интересные снимки, съёмка заката должна производиться при определенных условиях: абсолютно безоблачная погода и сплошная облачность для этих целей не подходят. С ними на выходе, как правило, получаются скучные, однообразные, однотонные и неинтересные фотографии. Нужна небольшая облачность: вечернее небо или рассвет с редкой облачностью окрашиваются в особые цвета, которые обусловлены низким солнцем.
Поэтому когда возникает вопрос — как фотографировать восход или закат, вначале стоит оценить погодные условия. Интересные кадры получаются, если удается поймать предгрозовое состояние неба в лучах низкого солнца. Облака в это время находятся низко над землей и обладают характерным лиловым оттенком. Только для того чтобы дополнительно подчеркнуть драматизм такого снимка следует повысить экспозицию на одну-две ступени.
В тоже время, когда небо ясное экспозицию наоборот следует уменьшать на одну-две ступени, а в идеальном случае лучше проанализировать гистограмму и сделать несколько пробных снимков для выбора правильной экспозиции.
Теперь о некоторых особенностях как снимать восход или закат и получать на выходе шедевры. Большую часть кадра должно занимать небо с живописными облаками. Можно дополнительно использовать теплый фильтр, который подчеркнет необычную атмосферу и поможет передать настроение кадра.
Если возникает желание сделать визуальный акцент на солнце, то съёмка восхода или заката должна проводиться с использованием длиннофокусного объектива. В этом случае солнечный диск будет занимать основную часть в кадре. А если особого внимания заслуживает пейзаж в низких солнечных лучах, то тогда стоит вооружиться широкоугольником.
Стоит еще раз напомнить об актуальности штатива для такой съёмки. В зависимости от сюжета стоит попробовать разную экспозицию: можно будет получить впечатляющую картину игры света и тени.
В заключение хотелось бы отметить то обстоятельство, что успешный результат в таком специфичном процессе как съёмка закатов или восходов во многом зависит от предварительной подготовки.
Это обусловлено тем, что солнце всходит и заходит достаточно быстро и за это время удастся сделать всего несколько кадров: затем условия освещенности уже будут другими. Поэтому к поиску точки съёмки, объекта и выбору необходимого ракурса стоит подойти заблаговременно.
Источник
Солнечное затмение в кадре. Как снимать Солнце
20 марта 2015 года жители планеты Земля станут свидетелями солнечного затмения. Почти на всей территории Российской Федерации можно будет наблюдать частное (не полное) солнечное затмение. Наибольшая фаза затмения в России будет в Мурманске: Луна закроет Солнце на 87%. В Санкт-Петербурге на 73%, в Москве — на 65%. Больше повезло жителям Шпицбергена и Фарерских островов, где затмение будет полным. Тем не менее, даже частное солнечное затмение — событие интересное и во многом уникальное.
Кстати, затмением можно не только любоваться, его можно фотографировать. Но как красиво сфотографировать Солнце, не повредив при этом фототехнику и собственные глаза?
Техника безопасности — превыше всего!
Как не повредить глаза при наблюдении Солнца? Без защиты для глаз в виде сильно затемненного стекла на Солнце смотреть нельзя: мало того, что вы ничего не увидите, так еще и глаза повредите. Оптимальным вариантом станут специальные темные очки из натурального стекла. Подойдут сварочные очки. Можно для наблюдения взять просто любой кусок темного стекла. Раньше люди пользовались для защиты глаз магнитными дисками из дискет или же кусочками засвеченной фотопленки. Тем более, нельзя смотреть на открытое Солнце через видоискатель фотокамеры. Незащищенными глазами можно смотреть на светило только в момент полной фазы (в этот раз — только на Шпицбергене и Фарерских островах) затмения, когда оно полностью скрыто за Луной.
Как не повредить фотоаппарат? Вспомните, как легко поджечь что-либо, сфокусировав солнечный свет через лупу. А ведь фотообъектив (в особенности телеобъективы) будет работать точно так же. Он будет фокусировать свет на матрице фотокамеры точно так же, как лупа — на листе бумаги. Дырку в матрице вы, конечно, не проделаете, но вывести ее из строя можете легко! Особенно опасно это для компактов и беззеркалок, где объектив постоянно проецирует изображение на матрицу. В ином положении находятся зеркалки: ведь там свет попадает на матрицу только в момент съемки, в остальное время он посредством системы зеркал попадает в видоискатель, фотографу в глаза. Это тоже далеко небезопасно: без специальных фильтров на солнце через объектив смотреть категорически запрещено, вы рискуете травмировать глаза. Итак, общие советы по защите аппарата таковы:
- Используйте нейтрально-серый светофильтр (ND-фильтр). Этот фильтр представляет собой темное стекло, накручивающееся на объектив. ND-фильтры бывают различной плотности (различной степени затемнения). Для наших целей лучше брать фильтры довольно темные, с маркировкой ND16 — ND1000. Такой фильтр убережет и камеру, и ваши глаза при съемке через видоискатель. Лучше использовать качественный фильтр, изготовленный не из пластика, а из оптического стекла. Он будет хорошо защищать еще и от вредоносных ультрафиолетовых лучей.
Нейтральный светофильтр ND1000
- Не направляйте фотоаппарат на солнце в течение длительного времени. Быстро наводимся, снимаем, отводим объектив в сторону.
- Не используйте длительные выдержки (длиннее 1/30 с). Во-первых, это бесполезно, и вы скорее всего получите сильно пересвеченный кадр. Во-вторых, чем длиннее выдержка — тем больше времени матрица фотоаппарата будет греться под интенсивными солнечными лучами.
- Реальную опасность при съемке Солнца представляют телеобъективы (фокусное расстояние более 70мм экв.). Чем больше фокусное расстояние, тем крупнее у нас в кадре будет получаться солнце, и тем более интенсивный поток света от него будет проходить в объектив. Значит и риск повредить глаза и аппаратуру возрастает. С другой стороны, широкоугольными объективами можно снимать без опаски: с ними риск повредить аппарат практически равен нулю. Чем более длиннофокусный объектив вы используете (чем с большим зумом снимаете), тем внимательнее стоит прислушаться к данным советам. Сверхширокоугольные объективы опасности не представляют.
- Без вышеописанных ухищрений можно фотографировать рассветное или закатное солнце, когда оно находится практически вплотную к линии горизонта или в плотной дымке. Тогда свет от него не столь интенсивен, и, кстати, очень красив. Не зря же фотографы так любят именно рассветные и закатные кадры!
Планируем съемку
А будет ли видно затмение в вашем городе? А если, да, то в какое время суток? Смотрите здесь: www.timeanddate.com/eclipse/in/russia, выбрав ваш или ближайший к вам город. Там же можно посмотреть реалистичную анимацию этого события.
В каком месте на небосводе окажется Солнце в этот день? Это можно рассчитать с помощью программы TPE, о которой мы недавно писали.
Естественно, стоит принять во внимание и прогноз погоды: в пасмурную погоду ничего видно не будет. А вот погода с переменной облачностью даст шанс сделать кадр типа того, что приведен в иллюстрации к статье. Для самого же наблюдения явления чем яснее будет погода — тем лучше.
Выбираем и настраиваем технику
Фотографировать затмение можно, пожалуй, на всё, что снимает. Главное, чтобы на объективе камеры была резьба для установки светофильтров. Нейтрально-серые (ND) светофильтры будут как минимум очень желательны при съемке — вспомним раздел о технике безопасности. Вообще зеркальная камера станет оптимальным выбором: и не только потому, что она позволяет получить снимки прекрасного качества и на ней можно настроить все необходимые параметры съемки. Но и потому, что свет на матрицу в зеркалке попадает не всё время, а только в момент съемки фото. Таким образом риск повреждения матрицы при фотографировании солнца будет минимальным. А вот о беззеркалках то же самое сказать нельзя. Там свет постоянно попадает на матрицу, а значит, риск ее сжечь гораздо выше.
Какие технические неудачи могут случиться при фотографировании Солнца? Рассмотрим данный кадр. Он тоже снят во время частной фазы затмения, однако этого даже не видно.
Вместо солнца с его четкими очертаниями, мы видим просто белое пятно. Чтобы такого не произошло, необходимо подумать о корректной экспозиции, чтобы снимок не оказался пересвечен. Если вместо хорошо заметного солнечного диска на ваших снимках получается бесформенное белесое пятно, стоит сократить экспозицию, внести отрицательную экспокоррекцию. С другой стороны, относительно ярчайшего солнечного диска вся окружающая действительность скорее всего будет выглядеть очень темной. Чтобы и там проявились какие-то детали, нужно расширить динамический диапазон. Фотоаппараты Nikon предлагают две технологии для этого.
Технология Active D-lightning позволяет «вытянуть» максимум деталей из одного кадра. При использовании технологии HDR делается несколько кадров с разной экспозицией, после чего в камере они автоматически собираются воедино. Обе технологии работают только с JPEG. При съемке в RAW можно получить результат, аналогичный применению Active D-Lightning при обработке файла в RAW-конвертере. А для склейки HDR вручную на компьютере стоит применить брекетинг экспозиции, при котором будет произведена серия снимков с разной экспозицией (параметры серии настраиваются), а дальше фотограф сможет из них сделать HDR вручную на компьютере.
Выбор функций Active D-Lightning и HDR в меню фотоаппарата Nikon D5300
Как выбрать объектив для подобных съемок? Я делал кадр-пример к этой статье во время затмения 2008-го года. Тогда я был вооружен зеркалкой Nikon D80 и объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. На сегодня эту технику можно уже назвать устаревшей. Современными ее аналогом можно назвать любительскую Nikon D5300 и объектив Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. В этом году я буду экипирован лучше: полнокадровой зеркалкой Nikon D810 и объективом Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor.
Чем крупнее вы хотите показать Солнце в кадре, тем более длиннофокусный объектив стоит выбрать. Для таких целей идеально подойдут телеобъективы, например Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor — прекрасное бюджетное решение.
Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor — бюджетный телеобъектив с прекрасным сочетанием цены и качества
Если не стоит задача показать светило максимально крупно, а просто хочется сделать красивый кадр, то снимать можно и на обычный «китовый» объектив. Практически бесполезным выбором для съемки затмения станут широкоугольные и сверхширокоугольные объективы, ведь при съемке на них Солнце в кадре будет представлять маленькую точку.
Так будет выглядеть солнечный диск при съемке объективом с фокусным расстоянием 24 мм
Такого размера будет солнечный диск при съемке на полнокадровый фотоаппарат объективом с фокусным расстоянием 200 мм
В конце статьи хочется еще раз напомнить о главном: не забывайте о технике безопасности при фотографировании солнечного затмения! Берегите глаза, пользуйтесь ND-фильтрами, будьте аккуратны с телеобъективами, не направляйте камеру постоянно на солнце. Удачи вам в съемках, делитесь своими фотографиями в комментариях к данной статье!
Источник