Федор бронников гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Острогожский историко-художественный музей им. И. Н. Крамского
г. Острогожск, Воронежская область, Россия
Фрагмент.
Смотреть полностью.
Диоген Лаэрций сообщает, что древняя пифагорейская школа просуществовала девять или десять поколений. Годом основания пифагорейского союза можно считать 531 г. Конец же древней школы можно приурочить к смерти Ксенофила (вторая половина IV века). Таковы хронологические рамки деятельности древней пифагорейской школы; что же касается географических рамок, то главной ареной ее деятельности была Нижняя Италия. У Ямвлиха дается перечень всех членов пифагорейского союза, причем в этом списке пифагорейцы распределены по месту происхождения. Вначале все пифагорейцы жили и действовали в Италии, лишь с Филолая мы встречаем пифагорейцев вне Италии; Филолай переселился в Фивы в конце V века и только с этого времени появляются пифагорейцы в Элладе.
Первоначально пифагорейский союз был по преимуществу религиозно-нравственным институтом, в котором научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы, и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли, сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако, пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии.
Эта стадия эволюции пифагореизма, поскольку она выдвигает на первый план примитивные религиозные обряды и суеверия, является возвращением к первоначальному пифагореизму, но существенно отличается от последнего тем, что обращается к народной массе, вербует своих адептов из социальных низов и в соответствии с этим радикально изменяет «пифагорейский образ жизни». Главным творцом этого перелома в развитии пифагореизма был Диодор Аспендский, живший в начале IV века. Он впервые ввел образ жизни, позднее названный «циническим». Раньше пифагорейцы весьма заботились о чистоте тела и одежды и, следуя общему обычаю, стригли волосы и бороду. Диоген Аспендский ходил всегда грязный, босой, не стриг волос, носил длинную бороду и выделялся особым одеянием, которое состояло из грубого плаща (трибона), посоха и сумы. Таким образом циническая внешность и циническое одеяние впервые появились в одной из сект пифaropeйской школы и своим возникновением обязаны Диодору Аспендскому, который ввел их par affectation. Отсюда они были заимствованы последователями Антисфена. В конце IV века поэты средней комедии осмеивали нечистоплотность и неопрятность пифагорейцев и их воздержание от мяса и вина. Пифагорейские мисты встречаются до самого конца языческой древности. В начале первого века до Р. Хр. происходит возрождение пифагорейской философии, возникает так называемый неопифагореизм. С другой стороны, многие идеи, выработанный древней пифагорейской школой, были усвоены Академией, от которой перешли к Стое и к христианской церкви. Такова была судьба духовного наследства, оставленного древним пифагореизмом.
Группе говорит, что было бы ошибкой смотреть на пифагорейские учения, как на части единой системы; пифагорейский союз преследовал практическую цель, в теоретической же области каждая выдающаяся личность школы прокладывала свой собственный путь и в школе существовали различный философские учения; то, что нам кажется противоречием в пифагорейском учении, на самом деле принадлежит различным кругам идей, который пытаться свести в единое целое было бы напрасным трудом. Против этого мнения мы можем возразить ссылкой на Аристотеля, который всегда говорит о «пифагорейцах», а не об отдельных философах пифагорейской школы; равным образом мы должны отметить общность научных занятий в пифагорейской школе и указать, что при двухвековом существовании древней пифаго-рейской школы ее учения не могли оставаться чем-то единым застывшим целым, но должны были развиваться и изменяться, если только на самом деле в школе культивировался дух научного исследования.
Источник
Федор бронников гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Русская живопись запись закреплена
Фёдор Бронников «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869)
Холст, масло. 99 x 161 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Когда-то картина Ф.А. Бронникова «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869) украшала гостиную дома Третьякова, более того — она была исполнена по заказу Павла Михайловича. Согласно семейному преданию, «Гимн пифагорейцев» был любимой картиной жены П.М. Третьякова — Веры Николаевны.
По дошедшим до нас преданиям о союзе пифагорейцев, он был религиозно-политическим обществом.
Принятию в разряд пифагорейцев предшествовало строгое испытание жизни и характера ученика; во время этого испытания он должен был хранить молчание, исследовать свое сердце, трудиться, повиноваться; должен был приучать себя к отречению от житейской суеты, к аскетизму. Они собирались заниматься гимнастическими упражнениями и умственными трудами; обедали вместе, не ели мяса, не пили вина, совершали особенные богослужебные обряды; имели символические изречения и знаки, но которым узнавали друг друга; носили льняную одежду особенного покроя.
Основаниями пифагорейской философии были число и гармония, понятия о которых совпадали для пифагорейцев с идеями закона и порядка.
Нравственные заповеди их союза имели своею целью водворить в жизни закон и гармонию, потому они усиленно занимались математикой и музыкой, как наилучшими средствами для доставления душе спокойного, гармонического настроения, которое было для них высшею целью воспитания и развития; усердно занимались гимнастикой и медициной, чтобы доставлять телу силу и здоровье.
Эти правила Пифагора и торжественное служение Аполлону, богу чистоты и гармонии, соответствовали общим понятиям греческого народа, идеалом которого был «красивый и добрый человек»
Блаженное сознание ненарушимости душевного спокойствия составляло счастье, к которому стремился пифагореец. В конце вечера, готовясь лечь спать, пифагореец был обязан играть на кифаре, чтобы звуки её дали душе гармоническое настроение.
До нас дошли изречения, приписываемые Пифагору; быть может, они и не принадлежат ему самому, но в них высказывается дух пифагорейского союза: «Делай то, что считаешь хорошим, хотя бы это подвергало тебя опасности изгнания; толпа не способна правильно судить о благородных людях; презирай же её похвалу, презирай её порицание. Уважай своих братьев как богов, а других людей считай презренной чернью. Непримиримо веди борьбу с демократами».
Источник
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Автор: | Бронников Федор Андреевич |
---|---|
Арт-стиль | Русская живопись XIX века |
Тематика: | Культуры мира |
Выберите размер: | |
Тип исполнения: | |
Подрамник: | |
Текстурный гель: | да нет |