Меню

Фараон считался сыном луны

Фараон считался сыном луны

Верховным жрецам Амона-Ра принадлежало 2 /3 храмовых земель в стране, 90 % барок и культовых лодок, а также другие ресурсы. С такой властью и влиянием они считались второй вслед за фараоном силой в стране. После распада единого египетского царства в 1075 г. до н. э. фиванская династия жрецов правила Верхним Египтом 75 лет (до 950 г. до н. э.). Военачальник и верховный жрец Амона Херихор был провозглашен правящим верховным жрецом в 1080 г. до н. э., на исходе правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI. Прошло пять лет, царь погиб при невыясненных обстоятельствах, страна распалась, а фиванские жрецы (Дом Херихора) сохранили контроль над Верхним Египтом.

В это время в Танисе воцарилась XXI династия (1075-945 гг. до н. э.), но фактически под ее властью находился только Нижний Египет. Ее основатель Смендес I (1075–1048 гг. до н. э.) приходился сыном верховному жрецу Амона-Ра и одной из наложниц фиванского бога, а женат он был на дочери Рамсеса IX, фараона XX династии. Последний фараон танисской династии Псусеннес II (960–945 гг. до н. э.) одновременно выполнял обязанности верховного жреца Амона под именем Псусеннеса III.

В 945 г. до н. э. фараон Шешонк I смог сделать своего сына верховным жрецом Амона и, объединив таким образом Верхний и Нижний Египет, основал XXII (ливийскую) династию.

Тутмос III совершает подношения Амону-Ра. XVIII династия, 1490–1436 гг. до н. э. Храм Хатхор в Фивах.

Распространение культа.

Культ Амона-Ра египтяне привнесли в подконтрольную Нубию и Судан. Оракул Амона прорицал в оазисе Сива посреди ливийской пустыни. В Греции Амона чтили под именем Зевса-Аммона, мужчины с бараньими рогами на голове.

Атон, сияющий солнечный диск.

Единый истинный бог.

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV). Новое царство, XVIII династия, 1365–1360 гг. до н. э. Статуя из храма Атона в Карнаке.

Атон был известен как второстепенное солнечное божество, одна из ипостасей Ра, со времен Древнего царства. Первые упоминания о нем можно найти в «Повести о Синухете» времен XII династии (Среднее царство), автор которой полагал, что плоть умершего фараона возносится на небеса и сливается с солнечным диском Атоном.

Атону в образе человека с головой сокола (так изображали Ра-Хорахти) стали поклоняться еще при фараоне Аменхотепе III (1403–1365 гг. до н. э.), стремившемся ослабить могущественное фиванское жречество. При его сыне Аменхотепе IV (1365–1348 гг. до н. э.) конфликт столичных жрецов и царя достиг апогея: правитель дистанцировался от верховного фиванского бога, подчеркнув свою связь с солнечным Ра в противовес Амону прекратил строительство храмов Амона и начал возведение храма Атона в Карнаке — храмовом комплексе Фив.

Постепенно Атон вытеснил всех богов, став единственным божеством Египта. На шестом году правления правитель оставил враждебные Фивы, город Амона, запретил его культ по всей стране и перенес столицу в только что построенный Ахетатон (Горизонт Атона) на восточном берегу Нила (ныне Тель-Амарна). Фараон сменил имя на Эхнатон, что значит «угодный Атону», объявил себя его сыном и «единственным, познавшим истинного бога». Позднее под запрет попали культы всех прочих богов, все их храмы были закрыты.

Полное имя истинного бога звучало как «Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне, в имени своем как Шу, который [есть] Атон». Этот культ позволил фараону утвердить новую концепцию божественности царя, когда вся жизнь Вселенной зависела от взаимоотношений отца-солнца и сына-правителя (фараон порожден солнечным диском и уходит в него же). Больше не было нужды в многочисленных жрецах, присвоивших себе монопольное право общаться с богами. Атон был творцом всего, создателем, дарителем жизни и благодетелем. Загробное существование больше не связывалось с Осирисом. Считалось, что душа (Ба) умершего проводит день среди живых, а ночью удаляется на покой.

Храмы Атона строились без крыш, чтобы видеть и почитать бога без всяких преград. В храмовых дворах, открытых солнцу, стояли длинные ряды жертвенников, где ему оставляли дары.

Антропоморфного облика у Атона не было — его всегда изображали в виде солнечного диска с длинными лучами, заканчивавшимися кистями рук. Их прикосновения несли живительный свет, тепло и добро.

Атонизм (солярный монотеизм) просуществовал всего 17 лет. После смерти Эхнатона Атон был забыт, все его храмы разрушены, Ахетатон заброшен, а при фараоне Хоремхебе сознательно уничтожен. Фивы сразу же вернули себе статус столицы, жрецы Амона вновь обрели власть.

Фараон Аменхотеп IV и Нефертити поклоняются Атону. 1365–1360 гг. до н. э. Барельеф из храма Атона в Карнаке.

Уничтожив жречество, Эхнатон превратил поклонение Атону во внутрисемейное дело. Ни до него, ни после жизнь царского семейства не была объектом внимания художников.

Гимн Атону. «Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днем. Ты гонишь мрак, [когда] ты даешь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твое воссияние, [и затем] они совершают работу свою. Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнезд, и их крылья славят твое Ка. Все животные прыгают на ногах. Все то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них».

Читайте также:  За облаком до половины скрыта луна светить еще

Поклонение Хору. Птолемеевский Египет, I в. до н. э. Храм Хатхор в Дендере. Гипостильный зал. Потолок. Рельеф, роспись.

После смерти Эхнатона были восстановлены все старые культы. 14 богов олицетворяют 14 дней, предшествующих полной луне. Для египтян убывающая луна связывалась с потерей Хором глаза (в битве с Сетом), а растущая — с его исцелением богом Тотом (справа от ока Хора).

Источник

Мифы о Хонсу

Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало. Происхождение Хонсу восходит, по меньшей мере, к V династии, периоду, когда его имя упоминается в знаменитом «Тексте пирамид». В то время Хонсу был всего лишь скромным второстепенным богом. Однако уже тогда египтяне ассоциировали его с луной, […]

Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало.

Происхождение Хонсу восходит, по меньшей мере, к V династии, периоду, когда его имя упоминается в знаменитом «Тексте пирамид». В то время Хонсу был всего лишь скромным второстепенным богом. Однако уже тогда египтяне ассоциировали его с луной, что сделало его сельскохозяйственным божеством первостепенного значения: все знали, что это светило влияет на рост растений. Тем не менее, впоследствии Хонсу ничто уже не связывало с его аграрными корнями. По прошествии нескольких веков мы встретимся с ним в Фивах, в городе, ставшем столицей правителей XVIII династии. Древнеегипетские фараоны сделали Амона верховным богом, а богиню Мут — его супругой, недоставало только сына. Этим сыном стал Хонсу, вошедший таким образом в знаменитую фиванскую триаду.

Древний бог луны

Среди различных версий «Текста пирамид» одна из самых древних (датирующаяся периодом правления фараона Унаса, последнего царя V династии) рассказывает нам о Хонсу. В этом тексте бог появляется в лунном обличье. Интересно, что документ намекает нам, что Хонсу имел жестокий, чтобы не сказать кровожадный, нрав. Вид полумесяца, похожего на серп или на остро заточенное лезвие, тоже усиливает эту ассоциацию. Более того, если верить древнейшим текстам, Хонсу не только обрушивал на людей свой смертоносный «серп», но и питался их плотью! В других текстах упоминается, что Хонсу преподнес умершему фараону в дар человеческие тела. Но, разумеется, это кровавое жертвоприношение не более чем пугающий миф.

Тем не менее, резкий и даже жестокий нрав бога сглаживается его лунной сияющей стороной. Ведь Хонсу прежде всего «владыка света»! И, поскольку древние египтяне считали луну ночным солнцем, Хонсу закономерно стал лунным оком Ра. В Фивах он даже был отождествлен с Тотом, еще одним богом, связанным с луной. Вот откуда взялись редкие изображения Хонсу в виде павиана!

Вечно молодой бог

Если Ра старел, подобно людям, Хонсу, напротив, оставался вечно молодым. Это бесконечное детство, безусловно, объясняется фазами Луны (по крайней мере, так считали сами египтяне), проходя через которые светило постоянно обновляется. Отсюда и традиционная «детская прядь» на портретах бога — прядь волос, свисающая вдоль лица. Из-за этой пряди Хонсу связывался с другими юными богами: с Гарпократом (или младенцем Гором), а также с Ихи, сыном Хатор, и с Нефертумом, сыном львицы Сехмет. Все трое считаются вечно юными, а для Хонсу этот факт более значим, чем для двух других. Ведь солнце Ра неустанно сияет на небесах с утра до вечера и может отдохнуть (но и этот отдых полон тревог!) только с наступлением ночи. Так что солнце почти не восстанавливает силы по сравнению с луной, которая прибывает и убывает. Ему уготовано старение, а ей — вечная молодость! Хонсу — это своего рода обожествленная персонификация этого феномена.

Качества, достойные великого бога!

Хонсу получил от своих почитателей множество самых разных эпитетов и титулов. Помимо своего главного титула, «владыка света», Хонсу в первую очередь сын Амона. Египтяне называли его «великодушным», «наследным принцем, судящим богов», «вождем рода людского» и «советником». Конечно же, столько титулов бог получил как отпрыск и наследник Амона. Хотя это изобилие почестей и не имеет отношения к мифологии как таковой, все же оно свидетельствует о стремлении фиванских фараонов внедрить по всей стране не только культ верховного бога (Амона), но и целой божественной династии, которая оттеснила бы на задний план все прочие теогонии.

Читайте также:  Астронавт ходил по луне

С культом Хонсу государственная религия, центром которой были Фивы, окончательно утвердилась в Египте. У Амона есть сын, так что преемственность власти обеспечена. Вся мифология Хонсу основана на этом факте. В Карнаке основное воплощение Хонсу носит имя Хонсу-в-Фивах-Неферхотеп. Также он упоминается в качестве Младенца Хонсу и, в редких случаях, в качестве Хонсу-паун-нехену (Хонсу Вечно Юный) и Хонсу-ир-сехеру (Хонсу, Дающий Советы). Перстень-печать с именем бога Хонсу-Неферхотепа хранится в коллекциях Лувра. Это украшение, судя по всему, принадлежало одному из высокопоставленных членов многочисленного духовенства, посвятившего свою жизнь поклонению фиванской триаде.

Мифы и обряды

Хонсу появляется в мире богов сравнительно поздно. Так, на заре времен ни о каком боге луны и речи не было. Большинство мифов относят рождение Хонсу к периоду после сотворения человечества. Некоторые египтяне, должно быть, могли кое-что рассказать нам об этом боге… Одним из таких «очевидцев» был сам фараон Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.). Событие, о котором мы поведаем ниже, произошло в годы его правления. Мы узнали о нем благодаря так называемой бактрийской стеле, найденной в храме Хонсу в Карнаке. Сегодня она выставляется в парижском Лувре.

В одну из дочерей бактрийского правителя (Бактрия — область в Средней Азии) вселился злой дух. Рамсес II решил послать жреца Хонсу исцелить ее. Однако наука священнослужителя оказалась бессильна. Тогда египтяне с большой помпой отправили в Бактрию статую бога Хонсу, которая во время религиозного обряда была наделена магическими силами бога! Прибыв в Бактрию, Хонсу исцелил принцессу. Это чудо поразило правителя до глубины души, и он обратился к фараону с просьбой оставить статую у него на три года. Однако вскоре ему приснился сон, в котором бог известил его о своем желании вернуться в Египет, и правитель отпустил статую Хонсу на родину.

Когда хонсу и тутанхамон едины

Большая гранитная статуя (больше 2,5 м в высоту!) из Карнакского храма изображает бога Хонсу в обличье фараона Тутанхамона. Он держит жезлы бога Птаха (комбинированный жезл, состоящий из символов анкх и джед, которые украшают жезл у ас), а также жезлы Осириса (хекат и нехех). Под подбородком у него накладная бородка хебесут. На шее бога висит тяжелое ожерелье менат. Тело завернуто в льняное полотно или саван, что придает ему сходство с мумией. Так что юный фараон отождествлялся с вечно юным богом Хонсу не только на словах!

Источник

Почему в Египте сыном Солнца (Ра) считался только фараон, а славяне — от князя до землепашца — считали (+)

себя детьми Солнца ( Ярило) ?

Мои поиски ответа на Ваш вопрос привели к следующему заключению:

1) правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта, «царем богов» , «царем обеих земель» ;

2) Ярило же, бог молодого весеннего солнца (по другим версиям – славянский мифологический и ритуальный персонаж) , связан с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи. Ярило знаменовал торжество плодотворящей любви, с его именем связывают и рождение детей (людям детей наплодил) , и начало земледельческих работ. Отсюда все – от князя до хлебопашца – Ярилины дети.

Ра – бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту.

Позже с богом Ра начинает отождествляться Амон (первоначально бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Амон-Ра объявляется первым царем Египта, «царем богов» , «царем обеих земель» , его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С этим богом связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – «Ярило – бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света» .

В Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ярило) сказано: «К летнему солнцестоянию Ярило (Ярила) набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы» .

На сайте http://godsbay.ru/slavs/yarilo.html отмечается, что ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это –Ярило. Его имя, образованное от слова «яр» , имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Яр – это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.

Читайте также:  Настройки камеры для съемки луны

На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:

Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке» .

На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры – на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару.

Красивые ответы, но.

. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла:
все в мире едино — боги и природа. И люди, которые называли себя внуками,
но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами,
а не чужими друг другу созданиями.
h ttp://godsbay.ru/slavs/rod.html
http://godsbay.ru/slavs/rod.html

В Египте, всё было по другому .
. Богачи и рабовладельцы, для того чтобы укрепить своё классовое господство,
чтобы безнаказанно эксплуатировать трудовой народ и постоянно держать его в узде,
создают древнейший государственный аппарат.
h ttp://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st065.shtml
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st065.shtml

Им нужно было обоснование для правления
А ,,Божественность, , фараона позволяла это .

h ttp://www.myfatum.ru/elib/rfar.htm
http://www.myfatum.ru/elib/rfar.htm

Сложно вообще судить кто из фараонов
был ,,божественен,, ))

Фараон — общий титул царей в Древнем Египте, а также титул Птолемеев в греко-македонской истории. Согласно древнеегипетским верованиям, фараон считался сыном солнца (Ра), земным воплощением Хора и наследником Осириса.
Древние египтяне считали фараона сыном бога солнца Ра (или Амон-Ра). Амон-Ра может проникать всюду, значит и фараон видит все, что делается в стране, в каждом доме. Египтяне должны были заботиться о фараоне и всячески его оберегать. Если же они не будут этого делать, то боги навлекут на Египет страшные бедствия. Владыка Египта недосягаем для простых смертных, поэтому его изображения на древних рельефах всегда были гораздо больше по размерам, чем фигуры его подданных.
Трон царя Египта представлял собой сиденье в форме куба с низкой спинкой. По бокам трона находились перевитые тростник и папирус — символы объединения земель Египта.
Слово «фараон» произошло от выражения «великий дом». Предполагают, что раньше так назывался дворец, в котором жил египетский царь. Согласно древнеегипетским источникам, придворные никогда не называли царя по имени. Они говорили «Он», «Его величество», «Бог», «Хор». Имя каждого египетского царя имело определенный смысл. Например, имя Рамсес (Рамзес) означало «рожденный Ра», имя Хуфу — «Тот, кто меня защищает». За именем фараона обязательно следовали слова: «жизнь, здоровье, силы».
Своим внешним обликом фараон отличался от вельмож. Он никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Парики были разные: парадные и повседневные. Поверх парика иногда надевалась диадема, которую обвивала золотая кобра. Ее голова с раздутой шеей вздымалась надо лбом фараона. Еще одна примечательная принадлежность туалета фараона — накладная борода, заплетенная в косички. Ее соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.

Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, только гофрированная. Часто к поясу подвязывали передник в форме трапеции, сделанный из драгоценных металлов. Завершали убранство фараона драгоценности и украшения, которые порой могли весить несколько килограммов. Все в облике фараона должно было подчеркивать его величие.
Выход правителя Египта за пределы дворца всегда проходил в торжественной обстановке. Из ворот сначала появлялись скороходы. Они на бегу, словами и угрозами разделяли толпившийся на улице народ на две шеренги так, чтобы между ними могло двигаться царское шествие. За скороходами шли телохранители, в окружении которых рабы несли носилки фараона. Он восседал на укрепленном позолоченном сиденье, похожем на трон. За носилками двигались слуги с жезлами и опахалами, вслед за ними — воины с луками и стрелами. Все присутствующие на улице склонялись до земли, приветствуя «сына солнца».

Источник

Adblock
detector